Символ «макошь»: нити, волокна, волосы
Славянская богиня Макошь плетёт нить судьбы. «Нить – символ человеческой жизни» [1544].
Зарубежные источники, концентрирующие обычно своё внимание на исследовании региональных по отношению к Руси источниках, мировоззрении, религии, в первую очередь, заостряют наше внимание на связи символа «нить» с образами античной мифологии – три мойры; латинских парок – духов, определявших участь человека. Эти персонажи обычно представлялись прядущими нить жизни и отмеряющими назначенную её длину. У Клото в руках веретено или прялка, Лахесис держит катушку, а Антропос готова перерезать нить своими ножницами. Нить имеет также путеводный символ: как спасительный дар Ариадны, ее держит в руках Тесей, входящий в лабиринт к Минотавру [994].
В славянской мифологии волосы – символ мистической силы. В волосах заключалась сверхъестественная сила. У многих народов неостригаемые волосы – символ власти и благородного происхождения. Не случайно короли «варваров» не стригли волос. И, наоборот, выстриженный затылок «избранных мира сего» символизировал раба. Мода на такую стрижку, распространившаяся среди пуритан, подразумевала якобы, что все мы рабы Божьи. Выстрижение волос происходит и во время крещения – человек переводится в уровень раба. Посвящение в монашеский сан именуется пострижением. При посвящении в духовный сан у католиков выстригается тонзура. В Древнем Египте волосы, зачесанные на правую сторону, носили только дети. Распущенные волосы одновременно символизировали девственность. На Руси одна коса символизировала девичество, две – замужество.
Пряжа – мифопоэтический символ долгой жизни, прядения – ткачества. Образ пряжи, пряденой нити, вытягивания её и сучения, тесно связан и неотделим с темой сырья – животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лён, конопля, хлопок и т.п.), а также с ткачеством как дальнейшей обработкой пряжи. Пряжа, делаемая из животного материала, приводит нас к понятиям руна, волоса, а также змей.
Например, мы это видим в заговоре от змей: «у чистом поли на синим мори стоиць дуб широколист, под тым дубом вовцы [овцы] стары, пераяры, черная вовна [волна, то есть шерсть]. На той вовне ляжиць змея змеиная» [1715, стр. 108]. Здесь мы видим связь с мотивом змея под мировым деревом (в заговорах мотивы шерсти и змеи иногда объединяются в имени змеи – Шкуропея). Один из хеттских ритуалов фигурируют змея и шерсть (ulana, того же корня, что и русск. волна, «шерсть»), а также упоминается и веретено (ulali) и действие прядения – наматывания (ulalia-).
В Египте, в Фивах на празднике Амона ежегодно приносили в жертву барана, снимали с него шкуру и надевали на статую бога. Аналогично явление Зевса Гераклу в одежде из бараньего руна. В цикле мифов об аргонавтах руно было повешено на дерево в священной роще и охранялось драконом.
Семантика золотого руна перекликается с символическими значениями золотых волос – например, Настасья – золотая коса в русской сказке.
Одним из наиболее частых воплощений пряжи в мифологии выступает образ нити или верви (верёвки, ужищи). В метафорическом понимании вервь/нить соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Прядётся не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой всё спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение верёвки, то есть чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ (ср. англ. rape как название некоторых территориально-административных единиц при горе, «верёвка»). Вместе с тем пряжа, нить, вервь (участок земли, отмеренный верёвкой, древняя общинная организация на Руси) является и мерой длины.
В хронологическом плане пряжа/верёвка обозначает переплетение поколений. Например, слова того же корня, что и русское «вервь», сербохорватское «врвник», «родственник» или хеттское «aralan-», «семья», «потомство»; лувийское «warwala/i-», «семя», «зародыш», «потомство».
В этом контексте объясняются такие символические значения пряжи-нити, как жизнь, пуповина, преемственность, очерёдность, ряд, а также судьба. Отсюда роль нити, верёвки как образа связи неба с землёй и реже земли с нижним миром. Образ нити или верви-спасительницы, с помощью которой удаётся куда-то спуститься, подняться или просто спастись, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных текстах.
Прядёт пряжу женский персонаж, «продолжающий» древнерусскую Мокошь.
Но и распространённый образ божественной девы-пряхи, практически неотличимый от девы-ткачихи, даёт нам представление о сочетании двух действий (прядение, тканье) и двух результатов (пряжа, ткань). Например, в мифе Арахна, превращённая Афиной в паука, прядёт нить (пряжу) и создаёт ткань (паутину).
Рис. 6.5.2.4.4.1. Арахна – лидийская девушка, дочь Идмона, состязавшаяся с Афиной в искусстве ткать и за это превращенная богиней в паука.
Рис. 6.5.2.4.4.2. Арахна, превращающаяся в паука. Автор - Matt Mahurin.
Оба процесса – прядение и ткачество – совершает так называемый космический ткач, который в ряде космологических традиций не только создаёт космическую ткань (вещество), но и прядёт космическую нить, пряжу, составляющую самое ткань.
Образ небесной пряжи-облака и космической пряжи встречается также и в философской традиции. Так, у Платона («Государство», с. 616 и след.) космическое устройство объясняется как результат действия веретена, приводимого в движение Ананке (греч. ανανκη, необходимость – по древнегреческому мировоззрению, непреодолимая сила, тяготеющая, как и славянская Макошь, не только над людьми, но и над богами).
5.2.4.13. Макошь = Водолей
Египтяне, научившиеся астрологическому мастерству, якобы, у халдеев (армян) (10 – 7 вв. до н.э.), утверждаются современной исторической наукой в качестве МАСТЕРОВ её использования. Подробнее обо всех нюансах «египетского мастерства» в астрологии см. п. 5.1.2.3. гл. VI, а здесь мы рассмотрим лишь связи славянской богини Макоши с астрологическим знаком Водолея.