О правописании имени Велеса
Все славянские источники приводят двойственное имя – Велес-Волос, – предлагая считать правильным и то, и другое.
Возможно, единственным, дошедшим до нас памятником древнерусского языка является Велесова книга. Анализируя её графику, лингвист Л.П. Жуковская в своей работе [1884] высказала предположение, что памятник древнерусского языка написан не алфавитным, а ещё консонантным письмом: «Орфография «дощечки»…, для неё характерен пропуск букв, обозначавших гласные звуки вообще». Если учесть, что Велесова книга написана ранее 9-го века [1884], а имя Велеса/Волоса появилось значительно раньше, то, следовательно, оно изначально писалось при помощи консонантного письма и имело вид – ВЛС.
Известно, что письмо вообще развивалось следующим образом: пиктографическое – иероглифическое – слоговое – консонантное – алфавитное (см. подробнее гл. X). Пиктограмма изображала предмет картинно, то есть являлась изображением описываемого ей предмета. Иероглифы в значительной части это унаследовали, вспомним, хотя бы, египетские или китайские. Анализ трансформаций одного вида письма в другое позволяет уверенно говорить, что каждое последующее воспринимало предыдущее в значимой части, но упрощая в остальной. Два знака сочленялись в один, который вмещал только части предыдущих. Это явление прекрасно работает в лигатурах. Таким образом от большинства предыдущих иероглифов и обозначаемых ими слов остались только начальные буквы. Теперь эти иероглифы и обозначают именно начальные буквы, например, в египетском языке. Слово, составленное из последовательности иероглифов, звучит по первым звукам каждого из них. Или даже современный алфавит: мы произносим при чтении слова только первые звуки каждой из букв, в него входящих. То есть мы имеем процесс образования слов с использованием явления аббревиации.
Итак, рассмотрим образование слов в русском языке с использованием аббревиации (сложносокращённые имена существительные). Её буквенный подтип позволяет образовывать слова путём сложения начальных букв слов, входящих в аббревиатуру. При этом сложносокращённые слова произносятся по названиям букв [1708, стр. 273]. В нашем случае ВЛС – будет произноситься ВээЛэС (при современном названии букв русского алфавита). Однако нет данных, что во времена образования имени Велеса, буквы русского алфавита назывались также как и сейчас (не путать древнерусский с церковнославянским – греко-семитическим!).
Другой тип аббревиации – звуковой подтип – образует слово путём сложения начальных звуков слов, входящих в аббревиатуру [1708, стр. 273]. Для ВЛС – мы получаем ВЛС, то есть, то же самое трезвучие.
Смешанный буквенно-звуковой подтип даёт нам варианты озвучивания ВЛС – ВеЛеС, ВеЛС, ВЛеС и т.п. Эти варианты выстраиваются произвольным образом по желанию говорящего или писаря. Эти варианты равнозначны.
Однако «господствующей структурой сложных существительных в современном русском языке являются сложные слова с соединительной гласной о (реже е), соотносительные со словосочетанием подчинительного типа» [1708, стр. 266]. А это значит, что, при использовании звукового подтипа аббревиации в совокупности с соединительной гласной, господствующей озвучкой аббревиатуры ВЛС могли являться ВоЛС, ВоЛоС, ВЛоС и т.д.
Более ранним вариант написания имени Велес/Волос через «о» можем считать ещё и по тем основаниям, что «о – древнейшая из букв алфавита, не изменившая свою форму …около 3000 лет» [951]. Со своей стороны «Е» входит не во все алфавиты, однако наиболее часто она употребляется в поздних языках. Например, в английском е самая употребимая буква [951]. Некоторые источники говорят о её происхождении путём рассечения буквы «фита». Однако это алфавитные взаимоотношения, которым чуть более 3 – 4-х тысяч лет (данные предстоит основательно уточнять).
Мы же напомним, что разбираемое нами здесь имя славянского бога Велеса/Волоса имеет значительно более древние датировки своего происхождения (см. выше). В этот, доалфавитный период письмо являлось консонантным – на письме отображались только согласные буквы, а гласные дочитывались по разумению или по общеизвестному правилу. До консонантного письмо являлось слоговым, когда изображались слоговые символы, обозначавшие слоги. «Звуки «р» и «л» в некоторых языках могут быть слоговыми» [1892, ст. Слоговой].
Исследуя ту или иную преимущественность форм ВеЛС, ВеЛеС, ВЛеС и т.д., мы не можем обойтись без учёта явления полногласия, которое в русском языке возникло в 3 – 5 веках. Полногласие есть результат преобразования праславянских дифтонгических сочетаний (or), (ol), (ег), (el) между согласными (tort, tolt, tert, telt) в графические последовательности «оро», «оло», «ере», «ело» в словах общеславянского или восточнославянского происхождения: корова, молоко, болото, берег, жёлоб. В южнославянских языках, а также в чешском и словацком эти сочетания изменились в trat, tlat, tret, tlet (современные болгарские крава, блато, бряг, мляко); в западнославянских языках – в trot, tlot, tret, tlet (современные польские krowa, bloto, brzeg, mleko) [35, ст. Полногласие].
Отсюда видим, что –еле- и –оло- в Велес/Волос – это результат явления полногласия. До 3 – 5 веков имя славянского бога писалось на востоке славянской земли либо Велс, либо Волс. На западе славянского пространства – Влес или Влос.
Выстраивая различия между восточнославянским и западнославянским говорами, в дело вмешалось лингвистическое явление – метатеза, – которое тоже сыграло свою роль в образовании имени Велес/Волос. Оно заключается в перестановке звуков или слогов в пределах слова, например, кетское «гарница» из русск. «граница», русск. «мрамор» и лат. «marmor», «футляр» из нем. «Futteral».
Однако, следуя Книге Ра [22], которая устанавливает наиболее древние буквенные символы и их наиболее древние значения, мы можем заметить, что в древности существовала только одна гласная буква – i, функция которой была заключена именно в этом – устанавливать взаимоотношения рядом стоящих согласных, сочленять их в слог или слово. Кстати, приведём пример: новгор. хлиб = моск. хлеб. Наиболее раннее письмо известно науке с 42-го тыс. до н.э. Оно имеется на спине одной из статуй Макошей, найденных в Костёнках, Воронежской области (см. п. 5.3.3.1.3. гл. VI). При использовании для сочленения согласных буквы и (i) мы получим варианты написания – ВиЛс, ВЛиС, ВиЛиС. Такие варианты могут встречаться, однако следует помнить, что при консонантном письме гласные не писались, возможно, в более позднее время не писалась и «i».
Для датировки имени следует учесть, что западная группа славянских языков отошла от общерусского (общеславянского) в 1-м тыс. до н.э. [1704]. В начале 2-го тыс. н.э. из общерусского образовались диалекты – великорусский, малорусский, белорусский. Южный диалект состоит большей частью из акающих говоров, северный – из окающих.
Суммируя наши рассуждения, мы можем сделать следующий вывод: 1) наиболее древним – до 1-го тыс. до н.э. – написанием имени Волоса/Велеса является – ВЛС; 2) более поздними – 1-е тыс. до н.э. – рубеж н.э. – для восточных славян является написание ВоЛС, для западных – ВЛоС; 3) ещё более поздним – начало н.э. – для восточных – ВеЛС, для западных – ВЛеС; 4) окончательным – с 3 – 5 вв. н.э. – равноправным вариантом является полногласное Волос/Велес; 5) с конца 1-го – начала 2-го тыс. н.э. в среде южных диалектов русского языка образовались акающие формы – Влас, Валс, Валас.