Общеславянский характер имени Макошь

Макошь – Судьба, рок, доля (у греков мойра, тихе, у римлян фатум), по поверьям всех народов обозначение неизбежной участи, предопределенной и каждому человеку, и многим богам. Она – высшая сверхразумная слепая сила, которая господствует над Вселенной и жизнью людей, направляя её по заранее определенным и непреложным путям. Макошь является мифологическим, образным выражением идеи о неизменной закономерности мироздания и природы [47, ст. Судьба].

На общеславянский характер Макоши указывает, например, словенская сказка о «колдунье» Mokoška, западно-славянские топонимы типа Mokošin vrch («Мокошин верх», ср. положение кумира Макоши на вершине холма), полабского (славяне, жившие по реке Лабе/Любе/Эльбе) Mukus, Mukeš, старолужицк. Mococize и др. – это т.н. индоевропейские языки, то есть языки, сохранившие в своём лексическом фонде русские слова.

По мере расселения славян русов в районы Греции (3 – 2 тыс. до н.э.) и Европе (Германии и т.д.) (4 – 3 тыс. до н.э.) Макошь трансформировалась в греческих мойр и германских норн, прядущих нити судьбы, хеттских (хетты – народ сино(китайско)-кавказского племени, подвергшийся русскому просвещению не позже 1500 до н.э.) богинь подземного мира – прях. В иудохристианском «Слове об идолах» упоминается Геката и рядом с ней – Макошь: жертвенной кровью «мажють Екатию богыню, сию же деву творять, и Мокошь чтуть…». Здесь упоминание Макоши выглядит как пояснение, относящееся к греческой богине Гекате-Екатии.

Общеславянский характер имени Макошь - student2.ru
Рис. 6.3.6.3.1. Геката и пёс Кербер. Краснофигурная керамика.

Через греческие сохранения славянского религиозного мировоззрения мы можем более точно судить о славянских богах. Античная Геката являлась богиней, повелевавшей всей Вселенной (ср. Макошь = Космос), а также покровительницей человеческого благосостояния, дарующей удачу в делах и победу в состязаниях (ср. Кош = Судьба = Жребий, согласно которому по сей день, например, в современном футболе и хоккее выбирают ворота и право первого удара). В поздние времена Геката стала восприниматься греками как богиня заклинаний и гаданий, связанная с миром мёртвых (см. расшифровку «Колодец»). Очевидно, что Григорий Богослов в указанной цитате имел в виду все ипостаси Гекаты/Макоши. Поэтому и Б.А. Рыбаков отмечает, что иудохристианский «книжник, уподобляя Макошь Гекате, не совершал ошибки, так как в его собственном тексте Макошь стояла рядом с душами умерших (вилами) и священной собакой (Семарглом)» [1472].

Во всех т.н. индоевропейских (читай, славянских) мифологиях прядение и пряжа связаны с образом женщины, а также весьма распространён образ девы-пряхи. Прядёт пряжу именно женский персонаж, олицетворяющий – или, при иудохристианской оккупации, «продолжающий» – древнерусскую Мокошь. С прядением и пряжей часто связана хозяйка нижнего мира [74, ст. Пряжа].

Макошь, дававшая славянам руссам знания о космосе, очевидно, имела всеобщее влияние на русский народ вообще. Этому мы находим прекрасное подтверждение в «Слове об идолах», в котором перечисляются «суеверия» русского народа: «халдейская астрономия и родопочитание (иже есть мартолой) и фрачскыя сны и чяры и усряче и къшь…».

Поясним: халдеями, халдами назывались в 1 тыс. до н.э. малочисленные кочевые племена этнических предков современных армян (потомков Яфета – старшего сына библейского Ноя; см., например, произведение Скаррона «Дон Яфет Армянский»). Однако, согласно известному историку культуры А. Дж. Тойнби, у кочевых народов цивилизация не способна развиться в таких масштабах, как у оседлых. Отметим также, что население Руси стало осёдлым и занималось земледелием уже к 7-му тыс. до н.э. То есть на 5 – 6 тыс. раньше, чем это возможно было у халдов-армян-арамеев. Отсюда становится понятен заимствованный характер «халдейской» астрологии – для русских астрология была РОДНЫМ знанием (подробнее см. п. 5.1.2.3. гл. VI).

В более позднем «Слове от Св. Евангелия» упоминаются и астрология, и «еллинские кощуны», и вера «в стрячю, и в кошь, и в сновидения». Троицкий список «Слова…» даёт такой вариант: «…и в Мокошъ и в сносудец…».

Интерес к этой цитате у нас вызвало то обстоятельство, что русский народ, ПОГОЛОВНО пользовавшийся астрологией, удивляет нас именно этим, поголовным пользованием. И, тем более что мы знаем, что Европа астрологию узнала только к 13-му веку н.э. То есть значительно позже самых рядовых деревенских славян руссов!!!

Средневековые иудохристианские книжники не позже 15 в. под «родопочитанием» понимали «родопочитание, иже есть мартолой», где мартолой определяется как астрологический гороскоп: «мартолой, рекше Остролог», в котором речь идет о судьбе человека в зависимости от обстоятельств его рождения [1472].

В том же – астрологическом – направлении расшифровывается и русское слово «сносудец» – сонник (снов судец), по которому разгадывают значение снов.

Более поздние по отношению к русским славянским античные богини судьбы – мойры – также прядут нити жизни: у Клото в руках веретено или прялка, Лахесис держит катушку, а Антропос готова перерезать нить своими ножницами. Именно такими мойр описал Платон (об источниках таких знаний Платона см. п. 5.1.2.2.3. гл. VI) в диалоге «Государство».

В названии «греческих» мойр мы имеем славянские русские божества. На греческом Мойры – Moirai. Это слово состоит из двух частей – moi + rai. Первая часть – moi – по-русски означает мой, а также на всех туземных языках, подвергшихся в 4 – 3 тыс. до н.э. суперстратному воздействию русского языка: на французском – moi (мой), на английском – my (читается «май), на итальянском – mio (мой) и т.д.

Вторая часть слова «мойра» – rai – обозначает в русском и в тех же самых, окультуренных русским, языках имя славянского русского бога – Ра – бога, содержащего в себе олицетворение солнца, испускающего свет, световые лучи. В английском луч – ray, в испанском – rayo, во французском – rai, в греческом – rhéos – течение, поток и т.д. Ту же аналогию мы находим и в «индоиранских» языках, также ко 2-му тыс. до н.э. туземных языках, подвергшихся окультуриванию русскими переселенцами, в индийском – raj-, в иранском - *raz, в хотанском – rri [1569, ст. 254]. В древности луч определялся как «прямой путь невесомого вещества, от точки исхода до встречи им предмета; понятие отвлеченное, предполагающее, что вещества эти исходят в виде нитей или тонких струек; употребляется больше о свете. Солнечный луч, исходящий от солнца свет» [40, ст. Луч].

В подтверждение нашим выводам, на следующем изображении трёх мойр и Фемиды мы видим надпись – «МО РА» (аналогичное строение – МО КОШ). В славянстве МО РА соответствует, очевидно, богине смерти Маре (ср. однокоренные слова – мор, море, умора, измор и т.д.) – имеющее (матери-нави) в своём чреве славянского бога-солнца Ра – иМающая Ра = Мо Ра [22].

Общеславянский характер имени Макошь - student2.ru
Рис. 6.3.6.3.2. Три мойры и Фемида.

Отсюда становится понятен смысл термина «мойра» – по-русски, «Имающая Ра» (имеющая в себе, распоряжающаяся им – Ра, – подателем нитевидных лучей жизни). Две мойры – Лахесис и Антропос – отражение дуалистической, диалектической картины бытия, известной на Руси ещё в 20 – 10 тыс. до н.э. – белый свет Ра, проявляющий все предметы (Явь) – Среча; отсутствие света Ра, делающее все предметы НЕВИдимыми (Навь) – Несреча.

Так как на Руси в славянском мировоззрении мир ипостасирован тремя независимыми – Явь, Навь и Правь, то логично предположить о соответствии Макоши (и её греческого аналога Клото) славянской Прави.

Об изначально русском происхождении имён греческих мойр говорит следующее. С именем славянской Макоши имя греческой Клото имеет вполне убедительные аналогии: имя Клото состоит из двух частей – К и лот(о). Буква «К» является личной монограммой славянской богини Макоши [22] (см. подробнее п. 5.2.4.7. гл. VI). Слово «лот» обозначает нитевидную структуру – верёвку с делениями, которой измеряют в глубину водоёма при проходе судна. Кроме того, при проведении современных аукционов выставленные на торги экспонаты тоже именуются лотами – приобретаемыми по жребию. Понятие верха в имени Клото находит отражение в мореходном термине «клот» – наивысшая точка флагштока.

Имя греческой Антропос означает по-гречески an – близ, не, около; trópos – поворот, направление. Тот же смысл мы имеем в русском языке. Слова тропа, тропка, тропинка употребляются как в прямом смысле – протоптанная, тореная дорожка, пешеходная, так и в переносном – «не вались с тропы» (не иди против обычая, русская поговорка) [40]. Первая часть слова – ан – по-русски используется в значении союза аже – если же, напротив, заместо того [40] – придавая слову «антропос» способность к повороту, к смене, к замене направления «тропы» – смене жизни смертью.

Проконий Кесарийский (6 в.) отрицал наличие у славян веры в судьбу: «Судьбы они (славяне и анты) не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу…». Однако при этом не назвал ни одну из греческих богинь, ведавших судьбой, – ни Тихе, ни Ананке, а, по замечанию Б.А. Рыбакова, «применил слово, обозначающее «предопределение», «рок», т.е. наиболее абстрагированную форму понятия судьбы; в латинском этому слову соответствует fatum» [1472]. То есть, очевидно, Прокопий имел в виду более всеобъёмлющую славянскую категорию понятия «судьбы», нежели возможные её отражения, которым покровительствовали бы известные ему греческие богини.

Б.А. Рыбаков, рассматривая слово «кош», называет его «древнерусским» и сообщает:

«Переводные памятники 11 – 13 вв., привлеченные И.И. Срезневским для объяснения древнерусских слов, позволяют определить, что «къшь» означает «жребий»; «къшение» или «кошение» – процесс жеребьевки; «кошитися» – метать жребий; «прокыпити» – победить в жеребьевке. Эта группа слов хорошо увязывается с иными видами гадания и испытания судьбы, известными нам по поучениям против язычества… Нас должна заинтересовать несомненная близость слов, обозначающих жребий и имя богини» [1472].

И поэтому сам Б.А. Рыбаков делай важнейший вывод – «учитывая глубокую индоевропейскую (русскую – авт.) древность слова Ма (мать), можно представить себе «Ма-кошь» как наименование «Матери счастливого жребия», богини удачи, судьбы» [1472].

Известно, наиболее древним, восходящим к первобытности, понятием «слепой» природы-судьбы является слово/понятие «жребий». Оно означает не простой дележ и не распоряжение старейшины, а выбор определенной доли путем метания жребия, когда некая сила может дать одному счастливый, а другому «худой» жребий. Синонимом жребия в древнерусском языке являлось слово «кошь», «къшь».

Семантический ряд слова «кошь» представляет особый интерес: корзина, плетеный возок для снопов (они известны со времен энеолита – 4 – 3 тыс. до н.э. [1472]); «кошьница», «кошуля», «кошелка», «кошель» – различные, обычно плетеные, ёмкости для зерна, хлеба и других продуктов. «Кошара» – плетеный хлев для овец.

С учётом проведённого нами выше этимологического анализа мы можем заключить, что первоначально слово «кошь» относилось к хозяйству. Словосочетание «мой жребий» означало «мой воз снопов», «моя корзина зерна», «хлев моих овец» – то есть, «мое добро», «мое благо» и выражало первоначально долю и доставшуюся часть.

В земледельческом обществе размер каждой доли-части находился в прямой зависимости от общего объема урожая.

«Отсюда на стадии земледельческого мышления только один шаг до появления представлений о покровительнице наполненных кошей, о матери урожая. Это – не богиня произрастания, не божество плодородия как такового, а богиня итогов хозяйственного года, мать урожая в его окончательной форме. Поэтому и было возможно новое осмысление простого слова: поскольку урожай при одних и тех же трудовых усилиях и молениях богам каждый год был различен, объем его в глазах первобытного земледельца определялся случаем. А отсюда слово «кош» приобретало значение «случайного», «неверного», «непостоянного», «непредвиденного», т.е. именно жребия, который мог выпасть и как счастливый, и как несчастный» [1472].

Отсюда Б.А. Рыбаков заключает: «Макошь вполне может быть осмыслена как Ма-кошь – «мать хорошего урожая», «мать счастья»» [1472]. Мы добавим, что Макошь – это Мать не только урожая как такового, материального, но и Мать «урожая» всевозможных благ (или неблаг), которые уготовила и ниспослала Судьба человеку.

На Збручском идоле, с его сложной теологической композицией, богиня Макошь изображена с рогом изобилия в руке и изображена на главной, лицевой грани истукана. В то время как вооруженный Перун – на боковой грани по левую руку «богини с рогом, которую мы с полным правом можем назвать Макошью» [1472]. Многие исследователи делали из этого факта заключение о важности и о главенствовании образа Макоши в славянстве (язычестве).

Более поздние богини греческая Тихе и римская Фортуна, которые покровительствовали изобилию и влиянию на случайности человеческой судьбы, вслед за Макошью имели тот же общий атрибут – рог изобилия, связывавший отвлеченное понятие счастливой, удачливой судьбы с конкретным земным понятием обилия продовольствия. Афродита-Венера была богиней плодородия, а также была связана с водой, с морем. Германская Фрейя также принадлежала к группе богов плодородия – «ванов» и сама являлась богиней плодородия и деторождения.

Переносный смысл мифа о «золотом руне» в точности повторяет олицетворённую добрую судьбу, связанную со славянской Макошью и подпокровительственными ей овцами, с которым в мифологическом смысле связаны души людей. В 14 – 16 веках этнографические данные, собранные на русском Севере, рисуют нам Макошь невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни. В 16 веке среди запретов разных видов гадания есть и такой вопрос: «не ходила ли еси к Мокуши?». В Олонецких краях в 19 веке о Макоши сообщали следующее:

«Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят – веретено урчит. Говорят – Мокуша пряла. Выходя из дома, она (Макошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет». «Мокуша великим постом обходит дома и беспокоит прядущих женщин. Если пряхи дремлют, а веретено и вертится, то говорят, что за них пряла Мокуша».

Следует отметить, что, согласно некоторым славянским религиозным традициям, 150 тыс. лет назад у Земли было две луны – первая Леля (с периодом обращения вокруг Земли 7 дней – неделя), вторая Месяц (29,5 дней). А 143 тыс. лет назад к ним искусственно была присоединена и третья луна – Фатта. Её положение – между путями Лели и Месяца, с периодом обращения вокруг Земли в 13 дней [1685]. Около 110 тыс. лет назад луна Леля была разрушена как оплот Кощеев – людей, замышлявших разрушить Землю. А 13 тыс. лет назад Атланты разрушили и луну Фатту, осколки её упали на Землю, сместив ось вращения на 30 градусов.

Археологически и геологически данные о состоявшемся именно 13 тыс. лет назад смещении оси вращения Земли подтверждаются. Конечно, о возможной третьей луне как о спутнике Земли мы не утверждаем, а предполагаем, что ею могло именоваться любой подходящее космическое тело, например, астероид или комета, упавшие в итоге на Землю. Но реальным свидетельством случившейся катастрофы может служить и тот факт, что именно 13 тыс. лет назад – одновременно – из всеобщей (кроме русского) т.н. ностратической семьи языков в один момент возникли все туземно-дравидские языки мира: афразийская семья, сино-кавказская, уральская, алтайская, дравидийская, австрическая. Эти семьи впоследствии расползлись по Земле – от Британских островов до Китая и Японии и Африки. Очевидно, существовала некая космическая сила, способствовавшая именно 13 – 11 тыс. лет назад тому, чтобы туземные синокавказские народы начали процесс размежевания. Очевидно также, что коммуникации между представителями этих народов были каким-то способом, глобальным по воздействию, затруднены. Именно эти затруднения и привели к обособлению общностей, соответствующих последующим языковым семьям.

Русский язык, не принадлежащий к ностратической семье (nostra – наш, с точки зрения туземных народов; кстати, nostra означает – неastra, то есть «не боги»), исконно является и остаётся языком русских, обитавших и обитающих на территории Русской равнины. Более того, свидетельствует в пользу состоявшейся катастрофы и тот факт, что в период с 11 до 9 тыс. лет назад в Новом Свете вымерло 70 видов животных крупных млекопитающих. Тогда как за предыдущие 300 тыс. лет – всего 20 видов.

Более раннее нахождение развитого человека на территории Русской равнины имеет археологическое подтверждение. Так, группа археологов под руководством ученого с мировым именем Николая Бадера обследовала известную стоянку Сунгирь близ Владимира – «найдены следы человека в слое возрастом 70 тыс. лет» [1705]. До этого считалось, что современные люди – европеоиды – впервые появились именно на Руси 40 тыс. лет назад [909]. А [1609] говорит, что активное заселение центра Русской равнины относится ко времени 32 – 24 тыс. лет назад. Причём, жители Сунгиря 25 тыс. лет назад уже знали счёт [1621, стр. 34]. Источник [1544] сообщает, что великий математик Лаплас определил возраст астрологических знаний – 25 – 30 тыс. лет. Дж. Мидом, называя эти знания «Ведами», утверждает, что ««Веды» должны были преподаваться, по меньшей мере, 25 тыс. лет тому назад» [1507].

Каплина Т.Н. и Ложкин А.В. в [1706] исследовали приморские низменности Якутии и собрали массу образцов древесины высокоствольной берёзы: 37.980 ± 860, 26.820 ± 200, 9.315 ± 50. Из этих данных ясно, что в указанные даты в Северной Якутии росла высокоствольная берёза, и растительность более теплолюбивая, чем современная. То есть климат Якутии был таким же, как сейчас в районах Москвы. А в самих районах Москвы, следовательно, климат был ещё теплее – 20 – 30 градусов летом и около 0 градусов зимой. Согласитесь, это весьма хорошие условия для жизни. В рассматриваемый период времени – ок. 25 тыс. лет назад – развитая цивилизация существовала только на территории Русской равнины и Сибири, нигде более на Земле не было ничего подобного.

Это небольшое отступление сделано здесь для того, чтобы указать на центр культуры и последующих мифологий – Русь.

Очевидно, указанные три луны являются одним из прообразов тройственной структуры судьбоносной Макоши и её спутниц – Доли и Недоли. Имя средней луны – Фатты – мы находим в пантеоне римских божеств. Фатум (лат., fatum) – божественная воля, неизбежный рок, которой подчинено все живущее и даже боги [47], неотвратимая судьба. У стоиков – разумная сила, управляющая миром [35], – «amor fati – любовь к року». В русском языке фата – свадебный головной убор у многих народов, означает лёгкое женское покрывало из кисеи, шёлка, тюля, кружева и т.п. на голову, спускающееся к поясу [35] – налицо связь с плетением-прядением-ткачеством. Большая фата называется бахта, пахта (тоб.) (что приводит нас к русскому глаголу «пахтать», взбивать молоко до получения масла) – жёлтые комочки масла в сыворотке напоминают звёзды и планеты, летающие в молоке космоса (ср. название нашей галактики – Млечный путь).

Лелю (Лилит) мы рассмотрели выше.

Исторически луна – это не название небесного тела. Корень «лун» заключает в себе четыре понятия: округлость, впалость, блудный свет и звук, гул. А в Костроме «луна» означает – зарево, зарница, всякий отдаленный или слабый блеск на небе [40]. Поэтому Месяц – это именно название третьей луны.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что культ Макоши исконно русский. Этот культ славянской богини был привнесён славянами в 4 – 2-м тыс. до н.э. во все страны Азии, Европы, Индии – путями «индоевропейских» русских завоеваний. С течением времени культуры завоёванных русскими регионов усвоили этот культ и, переработав его под потребности местного характера, широко исповедовали его вплоть до иудохристианского переворота [2].

Наши рекомендации