Из путеводителя Этерии
"Земля Гесем (библейская Гошен — А. С.) была, конечно, известна мне еще с того времени, когда я впервые посетила Египет. Однако теперь моей целью было увидеть все те места, куда заходили сыны Израилевы на своем пути из Рамесси (Рамсеса — А. С.), пока не достигли Красного моря у места, называемого теперь Клисмой, из-за находящейся там крепости. Итак, нашим желанием было отправиться из Клисмы в землю Гесем, особенно же мы хотели посетить город Аравию. По этому городу вся эта земля называется "землей Аравией", что есть "земля Гесем", и является лучшей частью Египта. От Клисмы, т.е. от Красного моря до города Аравии через пустыню четыре дня пути. По дороге я постоянно расспрашивала сопровождавших нас в пути святых мужей, монахов и пресвитеров о местах, упоминаемых в Святом Писании. Некоторые из этих мест были расположены по левую сторону дороги, другие по правую сторону, одни вдали от дороги, другие же почти у самой дороги.
Издали по дороге в Магдал, мы увидели Епаулеум. В Магдале теперь находится крепость с гарнизоном и офицером, представляющих в этих местах власть Рима.
Согласно правилу, они проводили нас до следующей крепости и там показали нам Ваал-Цефон, который мы не замедлили посетить. Это теперь равнина над самым морем, возле склона горы, где сыны Израилевы возопили при виде преследовавших их египтян. Мы увидели лежащий у самой пустыни, согласно Писанию, Офом, а также и Сокхоф, теперь небольшой холм посередине долины, вблизи которого сыны Израилевы расположились станом, так как на этом месте им был дан закон Пасхи (Исх. 12:43).
По пути мы увидели построенный сынами Израиля город Пифом, и на этом месте, покинув земли сарацинов, вступили в пределы Египта. Сегодня Пифом представляет собой крепость. А город Ироон, существовавший еще в то время, когда, согласно Писанию (Быт. 46:28), Иосиф вышел встретить отца своего Иакова, направлявшегося в Египет; теперь же это селение, хотя и большое, — то, что мы назвали бы небольшим городом. В этом небольшом городе находится церковь, гробницы святых мучеников, а также много келий святых монахов. Согласно принятому нами обычаю, мы остановились здесь, чтобы все осмотреть. Этот городок, называемый теперь Иро, находится уже в пределах Египта и в 16 милях от земли Гесем. Итак, покинув эту очень приятную местность, благодаря протекающему здесь притоку Нила, и город Иро, мы пришли в город, называемый Аравией, лежащий в пределах земли Гесем. О ней написано в книге Бытия (47:6) так: "И сказал фараон Иосифу: на лучшей земле посели отца твоего и братьев твоих, пусть живут они в земле Гесем".
Рамесси лежит в четырех милях расстояния от города Аравии. Чтобы достичь ночлега в Аравии, нам было необходимо пройти посередине Рамесси.
В наши дни Рамесси — пустое место, без единого жилища. Но даже теперь видно, что было много зданий, занимавших огромную площадь. Теперь же здесь нет ничего, кроме одного огромного Фиванского камня, в котором высечены две очень большие фигуры святых мужей, как говорят, Моисея и Аарона. Говорят также, что сыны Израилевы воздвигли эти статуи в их честь. Кроме того, здесь растет насажденное, как говорят, еще (библейскими — А. С.) патриархами дерево сикамора, очень древнее и уже почти высохшее, но все еще приносящее плоды. И даже еще теперь, если кто болеет, придет и оторвет ветку от этого дерева, она поможет ему. Мы узнали об этом от святого епископа города Аравии. Он сказал нам, что это дерево по-гречески называется dendros alethiae, мы же называем его древом истины... Блаженный епископ также рассказал нам, как фараон, узнав, что сыны Израилевы покинули его, вошел в Рамесси, и, несмотря на то, что это был большой город, сжег его дотла, и тогда только кинулся в погоню за сынами Израиля. <…>
Теперь же наш путь лежал через пределы Египта, по которым проходила открытая (безопасная) дорога из Фиваиды в Пелусий, через город Аравию, а поэтому необходимости в военной защите больше не было.
Отсюда наш путь лежал по земле Гесем среди виноградников, производящих вино, бальзамовых плантаций, мимо огородов, богато возделанных полей и многочисленных садов, расположенных вдоль берегов Нила. Дорога проходила мимо многочисленных поместий и селений, некогда принадлежавших сынам Израилевым. Я думаю, что я никогда не видела страны более красивой, чем земля Гесем".
"Город Аравия", упомянутый паломницей, позволяет достаточно точно определить местоположение Рамсеса, Пифома и Саккота. На карте Египта в районе западного входа в пересохшее русло Вади Тамилат обозначено поселение, называющееся по-арабски Эль Аббасса эль Гхарбийа. "Гхарбийа" очень напоминает искаженное "Арабия".
А если так, то страна "Гесен" или "Гошен" могла сохранить свое искаженное название в именах арабских деревушек Гхазалет эл Кис и эл Кис. Обе они находятся западнее Гхарбийа и восточнее древнеегипетского города Бубастиса. В 1887 году французский археолог Навилль обнаружил здесь гробницы, позволившие ему отождествить эту область с землей Кес. В названии "Кес" ученый увидел искаженное Гесем, или Гошен.
Обратим внимание еще на одну деталь — в каком порядке паломница описывала эти места. Получается, что все они: земля Гошен (Гесен), "город Аравия", Рамсес, Ироон-Пифом и Саккот — лежат на одной линии по направлению с запада на восток. Интересно, что паломница упоминает рукав Нила, текущий рядом с Пифомом. Так и напрашивалось его отождествление с каналом, прорытым в IV в. до н.э. Нехо и Дарием. Но ко времени паломничества Эгерии он уже давно был занесен песком. А если это рукав, заканчивающийся в середине пересохшего русла Вади Тамилат рядом с местом, обозначенным на карте Навилля как Кассассан? Здесь дальнейшее течение Нила на восток останавливала крутая возвышенность — западная часть холма Телль-Ретабех. Быть может, Ретабех и есть Пифом, тем более что египетские источники времени фараона XIX династии Мернептаха упоминают пруды Пифома?
Однако исследователей ждало разочарование. Раскопки в Эль-Маскутахе показали, что город, основанный в эпоху Среднего Царства, был впоследствии заброшен вплоть до XX династии, и в период правления Мернептаха поселения не существовало.
Раскопки 1970 года под руководством Дж. Холлоудэя выявили и вовсе парадоксальную картину. Архитектурные памятники времени Рамсеса II, открытые Навиллем, сочетались с полным отсутствием керамики этого периода. Вся она относилась к концу VII века до н.э. и была связана с эпохой фараона Нехо II, — того самого, что прославился сооружением знаменитого канала из Средиземного в Красное море, предвосхитившего Суэцкий.
Пересмотрев материалы, добытые в 1885 году Навиллем, Холлоудэй убедился, что склады в Маскхутахе были отнесены его предшественником к эпохе Рамсессидов ошибочно. Первый, самый ранний слой датируется гиксосским периодом (1550 — 1530 гг. до н.э.), а поздние — персидским и даже птолемеевским временем. Однако откуда, в таком случае, взялись статуи Рамсеса II? Оказалось, что они были перевезены на ладьях по приказу Нехо при строительстве канала. А значит, если Пифом — это действительно Маскутах, то основан он был при строительстве канала примерно в 610 г. до н.э.
Сделав такой вывод, Дж. Холлоудэй неизбежно пришел и к следующему. Библейский Пифом мог быть включен в текст Пятикнижия не ранее 610 года. Изучая другие тексты, исследователь установил, что какая-то часть иудеев, спасаясь от мести за убийство правителя Иудеи Гедалайя, ставленника вавилонского царя (582 г. до н.э.), могла осесть в Пифоме-Маскутахе. Рядом были могилы гиксосской эпохи, и традиция связала их с известным эпизодом Исхода израильтян во главе с Моисеем из Египта. Следовательно, Пятикнижие и Книга Исхода являются поздними произведениями, относящимися к VI — V векам до н.э. Это заключение совпадает с точкой зрения Рэдфорда. Стало быть, ко времени паломничества Этерии Пифом сменил имя на Ироон.
С городом Рамесси (Рамсесом), казалось бы, все ясно, поскольку известен город Пер-Рамсес, построенный Рамсесом II в районе Канатира. Здесь, в полях у Цоана — Таниса, Бог согласно "Псалмам", являл свои чудеса. Но в описании паломницы сказано, что Рамесси лежит в четырех римских милях от города Аравии. Откуда такое расхождение? Вновь напрашивается предположение, что Пятикнижие было составлено в VI — V веках, в ту эпоху, когда евреи не имели четкого представления, где находится город Рамсес. Поскольку в Египте были известны многочисленные памятники, содержащие надписи с именем Рамсеса II, то практически любой египетский город, с точки зрения пришлого народа, мог называться Рамсесом. Большая концентрация надписей и памятников, посвященных этому фараона в районе Вади Тамилат и западной дельты, могла привести к тому, что евреи после пленного периода ошибочно стали называть этот район "Землей Рамсеса".
Израильтяне на Синае
"На третье новомесячие после того, как ушли Сыны Израиля из Страны Египетской, в этот день они пришли в пустыню Синай. И они отправились из Рефидима, и пришли в пустыню Синай, и остановились в пустыне, и остановился там Израиль супротив Горы. И Моисей поднялся на Божью Гору…" (Исход 19: 1-3).
Место Синайской горы, куда пришли израильтяне, обычно отождествляют с районом Гебал Муса или Катарина. Археологические исследования с целью подтвердить сведения книги Исхода, развернулись здесь в конце 1960-х годов, после того, как в результате шестидневной войны полуостров перешел под контроль государства Израиль. Ближайшей задачей было найти следы пребывания 600 000 израильских воинов и их семей на юге Синая.
Здесь хорошо представлены древности раннего Бронзового века, а в Негеве — даже Среднего Бронзового Века 1, датирующиеся 3150 — 2000 годами до н.э. Однако затем последовал долгий период запустения. События, описанные в книге Исхода, сторонники ортодоксального направления датируют 1446 годом, а приверженцы либеральной школы — 1240-ми годами, то есть, периодом "Поздней Бронзы". Однако ничего, относящегося к этой эпохе, на Синае и в районе Негева найдено не было. Нет здесь и тысяч могил почитателей золотого тельца.
По мнению Стевена Розена, сведения Исхода о тридцати восьми годах пребывания израильтян в этом районе никак не подтверждаются. Не удается идентифицировать и места, упомянутые в Исходе, с поселениями в Центральном Негеве. Вильям Девер заключает: "Наше сегодняшнее детальное знание этого небольшого и враждебного района поднимает вопрос о справедливости библейской традиции, по которой "более полутора миллионов людей странствовали здесь на протяжении почти 40 лет. Бесплодная местность и редкие оазисы могли поддержать существование немногочисленных одиноких кочевников, но не более того".