Город разделенного царства
После Соломона Иерусалим вырос и расширился, выйдя за границы времен Давида. Библия упоминает названия районов вне его стен, Mishneh и Makhtesh. Застройка происходила достаточно специфическим способом: из-за террасной планировки многих участков стены одних домов строились на крышах других. Внутри города Давида археологи обнаружили вырубленные в скале лестницы, игравшие роль улиц на крутых склонах.
О царе Осии, правившем в Иудейском Царстве в 769 — 733 годах до н.э., напомнила любопытная находка из… собрания древних предметов Русского женского монастыря на Масличной горе! Надпись на арамейском языке высечена на каменной табличке размером 35 на 35 см и гласит следующее: "Сюда были принесены кости Осии, царя Иудеи. Не открывать!". Это ни что иное, как погребальная надпись правителя. К сожалению, место ее обнаружения не известно.
Царь Осия — заметная библейская фигура. Библия описывает как деяния этого правителя, так и его похороны. "И почил Озия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц; ибо говорили: он прокаженный" (2 Книга Паралипоменон 26:23). Иосиф Флавий, наоборот, указывает, что Осия был похоронен один в саду. (Иудейские древности 9:10,4). Рассматриваемая надпись показывает, что Осия был перезахоронен, что может быть связано с расширением города при Ироде Великом.
Иерусалим пережил два периода бурного роста населения. Первый и наиболее существенный произошел около 721 года до н.э., когда Северное Израильское Царство было разгромлено Ассирией, и его уцелевшие жители вынуждены были переселиться в Южное Иудейское государство. Второй пик наступил через двадцать лет, когда жители приморских земель Израиля искали спасения за стенами Иерусалима от нашествия ассирийского царя Саннаххериба.
Свидетельствами этого похода стали руины Лакиша и знаменитые ассирийские рельефы с подробными описаниями побед в клинописных текстах. В 705 году иудейский царь Иезекия, воспользовавшись смертью ассирийского царя Саргона II, попытался освободиться от ассирийской власти. Новый царь Саннаххериб решил поставить на место мятежного правителя. Его войска подошли к Иерусалиму и осадили его. От полной катастрофы Иезекию спасла только эпидемия чумы, вспыхнувшая во вражеском стане.
Памятники осады Иерусалима ассирийцами — т.н. туннель Иезекии и Силоамская надпись. Чтобы защитить доступ к воде от врагов, туннель высекли внутри материковой скалы. Он соединял источник Гихон и Силоамский пруд, который находился в пределах новых стен города, построенных Иезекией.
Из Второй книги Паралипоменон (32:30) известно, что царь соорудил и туннель, готовясь к осаде города ассирийцами: "Он же, Иезекия, запер верхний проток вод Геона (Гихона), и провел их вниз к западной стороне города Давидова". Внешний вход к источнику Гихон был скрыт.
"Когда Иезекия увидел, что пришел Сеннахирим (Саннаххериб) с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды вне города; и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, пришедши сюда, много воды" (2 Книга Паралипоменон 32:2-4).
Теперь воды Гихона шли к Силоамскому пруду — небольшому водохранилищу, также построенному Иезекией. Как сказано в 4 Книге Царств (20: 20), "он сделал пруд и водопровод и провел воду в город". В конце XIX века в туннеле была найдена надпись, рассказывающая о том, как его рыли. Хотя имя царя не указано, из содержания становится ясным, что речь может идти только о времени Иезекии.
"Туннель. И вот история туннеля… Кирка против кирки. А когда осталось пробить три локтя, было слышно как окликают друг друга, так как в скале справа была расщелина. А в день завершения туннеля каменотесы ударяли навстречу друг другу, кирка против кирки. И потекла вода из источника в пруд на расстоянии 1200 локтей, и 100 локтей была высота скалы над головой каменотесов".
Иудейский правитель заключил мир с Ассирийским царем, уплатив огромную дань. В своих анналах Саннаххериб гордо сообщал: "А что касается Иезекии-иудея, который не склонился под иго мое, то я окружил и завоевал приступом боевых машин и натиском таранов, боем пехоты, подкопами 46 городов его могучих, крепостей и мелкие селения, что в окрестностях, которым нет числа… Его самого, подобно птице в клетке, я запер внутри Иерусалима, его столицы. И воздвиг против него укрепления и превратил выход из города в мерзость для него…".
Во время раскопок профессора Авигада была обнаружена мощная семиметровая стена, получившая название "широкой". По керамическим находкам, она также принадлежит времени Иезекии. Характерная деталь: идет она поверх ранее существовавших построек. Как тут не вспомнить фразу пророка Исайи: "И отмечаете дома в Иерусалиме, и разрушаете дома, чтобы укрепить стену" (Исайя 22:10). В современном еврейском квартале Старого города исследован еще один участок стены. А немного к северу от "широкой" некогда возвышалась массивная оборонительная башня, сооруженная в той же технике. Свидетелями разгоравшихся здесь сражений остались рассеянные за ее пределами наконечники стрел, как израильских, так и вражеских.
Укрепления выдержали осаду ассирийцев, на пали перед вавилонским царем Навуходоносором II в 586 году до н.э. Находки в слое пожара подтвердили строки библейского текста:
"В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя вавилонского, в Иерусалим. И сжег дом Господень и дом царя; и все дома в Иерусалиме, и все дома большие сжег огнем; И стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей" (4 Книга Царств 25: 8-10).
Кстати сказать, фортификационные сооружения Иезекии восстановили только пятьюстами годами позже при династии Хасмонеев ("Второй период Храма"). Ко времени же Иезекии относится еще и скальная гробница с интересным погребальным обрядом. Высеченная надпись по стилю похожа на Силоамскую. Она предупреждает об отсутствии сокровищ: здесь только кости погребенного и его матери. А на того, кто осмелится захоронение вскрыть, обрушится проклятие. Титул самого умершего звучит дословно как "Тот, кто находится на доме". Человек с таким титулом мог быть начальником царского дворца.
Немало интересного о чиновниках Иезекии могут рассказать печати. Их оттиски остались на глине, которой должностные лица запечатывали свитки с письмами и инструкциями. Сохранились они благодаря тому, что пожар укрепил глину и не дал ей расслоится. Так что теперь мы имеем сведения о должностях и даже об именах чиновников, отправлявших послания.
Одним из них был Иехозарах Бен-Хилкийаху, "слуга Иезекии". На другой печати изображен царь, передающий царские знаки чиновнику, носящему титул "Министр города". Этим титулом обладал начальник города Иерусалима, назначавшийся царем (Книга Судей 9:28-30; Третья Книга Царств 22:26).
Разрушение Иерусалима в 586 г. до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II завершает историю ветхозаветного города.
Итак, что же представляет собою библейская археология сегодня? Следует признать, что с первоначально поставленной конфессиональной задачей — найти историческую основу ветхозаветных текстов — она не справилась. Последние изыскания выявили, что описания эпохи Патриархов целиком легендарны, и только со времен Давида и Соломона в них обнаруживаются достоверные сведения.
Вполне убедительными и сегодня выглядят выводы И.Ш. Шифмана: "В повествовании Книги Бытия Авраам, Исаак и Иаков суть поставленные в вымышленную ситуацию действующие лица мифологизированной исторической легенды… Параллельный этнографический материал показывает, что первоначальные предки того или иного общества обычно суть легендарные, мифологические персонажи; Израиль в этом отношении едва ли был исключением… Тем не менее предания о патриархах содержат обильный и разнообразный материал, позволяющий судить об образе жизни, быте и нравах населения Палестины той эпохи, когда эти предания складывались".
Отделить правду от вымысла всегда полезно. В данном же случае — особенно, ведь символы обретают подчас исключительную силу, если за ними видятся реальные события. Один из ключевых эпизодов Ветхого Завета — Исход из Египетского плена — в недавнее время использовали настолько удачно, что народ советский смиренно устремился за новыми Моисеями в сорокалетнее странствие по пустыне, дабы уморить рабов в себе, а заодно и себя. К уже сказанному о данном сюжете добавим лишь слова И. М. Дьяконова: "Приведенный рассказ (о Моисее — Авт.) — миф, притом изложенный лет на триста-четыреста позже предполагаемых событий; пока никакие объективные свидетельства и внешние данные не могли его подтвердить, и доискиваться в нем рационального зерна бесполезно"…
Пора, однако, подвести итоги. Вновь открываемые "иудейские древности" вряд ли особенно обнадежат конфессионально ориентированных исследователей или преподавателей: подтвердить Ветхозаветные тексты "от А до Я" библейская археология не в состоянии. Однако она уже заняла подобающее место в изучении Ближнего Востока и открыла немало страниц в истории одного из очагов мировой цивилизации, где сталкивались, сливались и гибли целые народы. Не вызывает сомнений, что "археология библейских земель" принесет еще немало удивительных находок.
Андрей Сазанов. Доктор исторических наук