Трактовка терминов «Тенгри», «Кан», «Нань», «Куль» и др
В шаманстве (шаманизме) одной из древнейших видов религии, очень распространенной в северной Азии и на островах Тихого океана, верховное существо – небо или тенгри. Заклинания шаманов произносятся на т.н. древнемонгольском языке (хоро) при огне – языке [47, 813-815].
Кан м. канка ж. ряз. тул. тамб. (немецк. Наhn) индейский петух и курица, канок, каныш вор. донск. пырин и пырка, дурак, дурка; курыль, каплун (пен. вм. калкун). Каненок, каня м. канята, канчата мн. индеячьи цыплята. Канячий, к кану относящ. Канина ж. канячье мясо [40].
Наньшань, горная система в Центральной Азии, в Китае. С северо-востока замыкает Цайдамскую котловину, с юго-запада ограничивает пустыню Алашань. Состоит из нескольких хребтов, разделённых продольными долинами. Высшая отметка 6346 м. Большая часть Наньшаня относится к области внутреннего стока Центральной Азии, юго-восточные районы – к бассейну реки Хуанхэ. Реки (самые крупные Сулэхэ, Жошуй, Бухын-Гол) многоводны весной и летом [35, 47, 821, 822].
По-китайски «нань» – южный, «тянь» - северный.
Нани нареч. яросл. едва? || арх. так что, что даже? Нань окончат. костр. неужели? «Нань заправду так?» [40].
Куль – название озер в областях распространения т.н. тюркских языков [39]. Куль м. рогожный мешок; из мочал ткутся, на стоячем станке, рогожи, а из рогож шьются кули. || Камч. видлога, капишон. || Сиб. птица кулик. || *Неуклюжий, неповоротливый человек. Валить, куль кулем! || Куль означает и четверть, меру сыпучих тел, обычно ржи 9 пуд. 10 фунт., овса 6 пудов 5 ф. «Расселся, что куль муки!» «С моей руки хоть куль муки». «Кабы с вашей руки да куль муки!» «Беды кульем валятся, а счастье золотниками». «Друга узнать, вместе пуд (куль) соли съесть». «Из куля в рогожку». «Поправился из кулька в рогожку». «В куль да в воду, мордовский суд». «У меня рогожа – та же одежа, да куль праздничный!» «Куль да рогожа, вот те и одежа!» «Либо в кулёк, либо в мешок». Куль с бородой, на говяжьих подставках, шуточн. брюхан. || Куль соломы, зап. пук, вязанка. Кулье ср. собират. кули. Зовут кульками и плетеные из травы или кореньев мешки, в которых привозятся иные бакалейные товары. «У него головища с кулища». Куляк или кулеватый человек, неуклюжий, тяжелый, неповоротливый [40]. Отсюда и кули – название в Китае, Индии и др. странах Восточной и Юго-Восточной Азии низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих: носильщиков, грузчиков, чернорабочих, рикш, подёнщиков и т.д. [35].
Куль-оба (Кульоба), курган скифского вождя 4 в. до н.э., открытый в 1830 близ г. Керчь. Курган близок к т.н. царским скифским курганам Нижнего Приднепровья 4-3 вв. до н. э. [833, 834].
Цепочки однородных терминов
С учётом приведённых выше расшифровок понятий мы можем выстроить следующие цепочки однородных слов, отражающих эти понятия (здесь в основном не берутся в рассмотрение англо-франко-испано-германские языки, как более поздние и полностью заимствованные из русского (см. гл. III – IX)):
Ан = Ану = Ань = Шань = Chan
Ан = Ван = Иван = Ян = Яна = Янь = Тянь
Ван = Ваны = Van = Von = de = Ванг = Ган = Хан = Хуан = Сан = San = Juan
Юнь = Хан = Хаган = Хакан = Каган = Коган
Кон = Куна = Кунка = Лунка = Луна
Кон = Князь = Конь = Коновод = Конобиться = Колобродить = Хоровод
Хоровод = Коло = Около = Кола = Круп
Хоровод = Коровод = Корова = Каравод = Каравай = Хоро = Сырба = Тенгри = Кан
Нань = Нан = Кан = Наhn = Хан = Chan
Кан = Канава = Канва = Каньон = Кант
Куль = Кул = Кун = Куна = Окуп = Князь
Ман = Маны = Мана = Ману = Манить
Инанна (Иннин) = Син = Сан = Сын = Солнце
Чан = Чван = Дщан = Чин = Зачин
Суммарные выводы
Следовательно, понятие «хан» во всём своём множестве интерпретаций олицетворяет:
§во-первых, ёмкость, сосуд – вместилище чего-либо другого – возможно, вкапанный в землю;
§во-вторых, вмещает (содержит) в себе жидкую (влажную) сущность;
§в-третьих, в мировоззренческом плане более означает женскую сущность (женский детородный орган);
§в-четвёртых, олицетворяет богатство (в деньгах вообще, в детях, во владении водой, в том, чем наполнен сосуд – чан – в пище);
§в-пятых, олицетворяет высокое положение человека, владеющего наполненным до краёв чаном, – Хан, Князь;
§в-шестых, олицетворение входа.
«Ан» (ун, ян):
§ во-первых, также, как и хан, сосуд – чан, вкопанный в землю;
§ во-вторых, также содержит в себе жидкость или влажность;
§ в-третьих, в мировоззренческом плане, олицетворяет более мужскую сущность (мужской детородный орган);
§ в-четвёртых, олицетворяет канал, испускающий плодородную субстанцию, которая у земледельцев называется «навоз» – анус;
§ в-пятых, олицетворяет противоположность понятию «хан».
Поэтому термин «Хан+ан» в общем смысле должен относиться:
1. К такому типу местности, который:
a. Отличен по высоте от окружающего ландшафта: либо узкая протяжённая впадина – долина (чан, куна, инь, лун(к)а), либо горный хребет (хан, князь, сан, янь, солнце), имеющий такую узкую протяжённую впадину (каньон, корова, круп) либо разбросанные по долине мелкие реки или озёра (хоровод, колоброд);
b. На этой местности должны быть два озера (моря, водохранилища – водоёма = чана, вкапанных в землю), либо одно раздвоенное (разветвлённое);
c. Вдоль этой местности, по её углублению, должна протекать река, соединяя два озера; сама река может исполнять роль двух «чанов»;
d. Картографически местность должна быть похожа на заднюю часть животного, производящего обычно навоз – например, круп коровы.
2. К мировоззренческому понятию, олицетворяющему:
a. Соседство, соединённость, неразрывность и взаимопроникновение мужского и женского начал;
b. Противопоставление и взаимосвязь земного и небесного божеств;
c. Плодородность, богатство, высочественность, величие, княжественность и т.п.
3. В значении «Хоро», «Коло», «Кон» олицетворяет:
a. Движение по кругу, круглую форму;
b. Сборище колобродов (бродячих);
c. Круп животного (заднюю часть);
d. Высокую мохнатость (растительность и плодородность);
e. Расположение около;
f. Зачин, предводительство.
Ханаан – влажная покрытая мощной растительностью низменность (котловина), на которой либо две реки (канавы), либо два озера (чана), либо сеть их (хоровод или колоброд).
Ян и инь – в китайской философии – два начала:
§ ян – светлое, активное, мужское, духовное начало;
§ инь – темное, пассивное, женское, вещественное начало.
Ян и инь, достигая предела:
§ превращаются друг в друга; и
§ выражают противоположные, сменяющие друг друга явления: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т.д. [39]
Итак, сколько в мире Ханаанов?