Билет 3. Археологические источники
Археологические памятники – остатки деятельности людей в ту или иную археологическую эпоху.
Типология археологических памятников:
· Поселения – общее название группы археологических памятников, связанных с жизнью людей в прошлом.
ü Поселения, как правило, расположены на приречных террасах, берегах озер. По условиям расположения они либо открытые, не укрепленные, либо использующие только естественные особенности ландшафта.
ü Стоянки – недолговременные поселения.
ü Городища – древние поселения, содержащие остатки укреплений.
ü Древние города
· Погребения и погребальные сооружения.
ü Курганы – насыпи, холмы над древними могилами. Это наиболее распространённый вид погребений на территории России. В разное время менялся их внешний вид (конструктивные особенности и материал). Они создавались людьми с учетом особенностей местности, как часть её. Встречаются и совсем маленькие, и огромные до 100 метров.
ü Грунтовые (бескурганные) могильники – это памятники, которые никак не проявлены на поверхности. Такие памятники трудно обнаружить. Их открывают случайно или используют естественно-научные методы при проведении разведок. Могильники не содержат сложных сооружений (грунтовые ямы или ямы, выложенные внутри камнем или деревом, иногда встречаются урны). Устройство погребения различно – вырытая в земле могильная яма, прямоугольная яма, укрепленная деревом или каменными плитами, срубы, катакомбы. Захоронения обычно сопровождает инвентарь.
ü Гробницы. Распространены в ранних государствах.
Типы погребений:
ü Трупоположение
ü Трупосожжение – распространённый в археологии обряд: сожжение трупа внутри могильной ямы; захоронение останков сожжения, горсти углей и пепла внутри могильной ямы; погребение останков сожжения в погребальных урнах.
ü Кенотафы –«погребения» без останков умершего (пустые могилы). Известны погребения кукол, имитирующих тело.
· Мегалитические сооружения – дольмены-ящики из крупных каменных блоков, сверху покрытых каменной плитой, менгиры – большие каменные стелы и кромлехи – круглые сооружения из больших камней.
· Памятники наскального искусства:
ü Пещерная живопись (полихромные изображения)
ü Наскальное искусство открытого типа.
· Памятники хозяйственной деятельности – мета добычи камня, древние рудные выработки в горных местностях, места выплавки металла.
· Пещерные памятники.
· Архитектурно-археологические памятники. Это цитадели и кремлевские комплексы средневековья в древних городах, замковые постройки, городские укрепления.
· Каменные изваяния. Они различны по изображению, назначению, функциям. Основная территория их распространения – степная Евразия. Находясь на своих первоначальных местах в природной среде, они составляли единое целое с этой средой. Типы:
ü Стелы энеолита и ранней бронзы, на поверхности которых выбиты изображения.
ü Изображения поздней бронзы и раннего железного века (оленные камни). Они антропоморфны, передают в камне в общих чертах фигуру человека, по всей поверхности камня изображены стилизованные летящие олени с вытянутыми мордами.
ü Тюркские антропоморфные изображения.
ü Изображения, принадлежащие средневековым скотоводческим народам. Иногда показаны особенности лица, деталей одежды.
· Клады. Они занимают небольшую территорию, никак необозначенные и содержат предметы одной археологический культуры и одного периода.
· Эпиграфические памятники – сохранившиеся каменные стелы с надписями, имеющие историческую ценность. Это не археологические памятники в прямом смысле.
· Памятники подводной археологии – это остатки прибрежных поселений, погребений и т. д., которые находятся под водой, а также затонувшие корабли. Причины того, что памятники оказались под водой – изменение ландшафта, затопления, катаклизмы.
Археологические источники:
Предметные источники (артефакты)
· Орудия труда. Это первые примитивные орудия труда, более совершенные рубила, остроконечники, резцы, каменные топоры и тесла, мотыги… При рассмотрении в целом этой группы проступает закономерность развития орудийного комплекса и производственных приспособлений.
· Предметы быта. До археологов обычно доходят предметы, сделанные из долговечных материалов (керамика, металлические и костяные изделия), реже доходят элементы одежды. Они не дают полного представления о быте той эпохи. Данные дополняются устройством жилищ. Информацию дает и орнамент на керамике. Он доносит до нас культурно-идеологическую составляющую. Суть любого орнамента – ритмично повторяющийся штамп.
· Вооружение. Все артефакты этой группы состоят из предметов наступательного, поражающего действия и защитных приспособлений. К ним можно отнести наконечники стрел. По способу крепления и деревянному древку они черешковые и втульчатые. Самые распространённые формы – листовидные, трехгранные и трехлопастные. Интерес представляют и кинжалы, и наконечники копий. Трудно провести грань между предметом вооружения и предметом быта (ножи, наконечники стрел).
· Украшения. Это как правило личные предметы: серьги, бусы, браслеты, кольца и т. д.