Экосистема памятника и мероприятия по консервации.
Скалы с наскальными рисунками являются частью местной экосистемы, поэтому воздействия на петроглифы должны рассматриваться как часть процессов (гидрологических, химических, физических, биологических) происходящих в данной экосистеме[3].
Так, например, лучше всего на Канозере сохранились наскальные изображения которые были скрыты под слоем дерна, в отличие от разрушенных изображений рядом, на которых отсутствовал слой почвы. Этот факт говорит о том, что обеспечение или воссоздание подобных условий является одним из оптимальных решений проблемы их сохранения! Напротив, разрушение такой естественной консервации открывает памятник процессам разрушающим его.
Поэтому любое современное вмешательство (не только, конкретно, на скалах, но и, например, изменение ландшафта вокруг них) вызванное, как экспонированием памятника, так и его исследованием может нарушить стабильность экосистемы с долгоиграющими последствиями. Происходит изменение гидрологического режима, климата, биологического воздействия (бактерии, лишайники, высшие растения), других условий окружающей среды.
Наши Скандинавские соседи давно пропагандируют защиту петроглифов сохранением растительного покрова, который не примыкает плотно к поверхности камня (например, из кустистых лишайников, ягеля) и защищает рисунки, как от атмосферных осадков, так и от накипных лишайников[4].
Как отмечает австралийская исследовательница Андреа Розенфельд, в настоящее время исследователи не обладают полным набором методик по консервации камня и по нейтрализации природного воздействия (Rosenfeld, 1988). Применительно к памятникам наскального искусства адаптируются методики, разработанные для консервации объектов из камня расположенных под открытым небом.
Необходим постоянный мониторинг памятника с целью обеспечения естественных условий, в которых памятник сохранился до наших дней, и с помощью косвенных мер регулировать состояние локальной среды.
Наше время отмечено глобальными изменениями среды под влиянием человека. Поэтому актуально проводить мониторинг изменений окружающей среды и распознавать их влияние на памятник. К примеру, глобальное изменение климата влияет на сроки таяния снежного покрова и интенсивность ледоходов; выбросы промышленных предприятий региона изменяют кислотность осадков - все это увеличивает и варьирует, как химическую, так и механическую нагрузку на скальные поверхности.
Важна публикация мониторинга изменений окружающей среды памятника наскального искусства и информации о методиках консервационных работ и их эффективности и последствиях.
Необходимо инициировать междисциплинарные исследования, чтобы разработать правильную стратегию консервации.
Многие методы и способы еще только вырабатываются и апробируются. Некоторые из использованных уже мер подвергаются сомнению: например, покрытие рисунков краской, как практиковалось в Швеции и Норвегии. Не рекомендуется немедленная расчистка новых фигур от лишайников. Оспаривается целесообразность возведения над наскальными полотнами каких-либо сооружений, меняющих температурный режим, и т.п.[5]
В мировой практике, в настоящее время отдается предпочтение косвенным консервационным мероприятиям связанным нейтрализацией причины разрушения: например для оптимизации гидрологического режима устанавливаются, навесы и водоотводы.
Прямые методы, такие как укрепление структурной поверхности камня (в том числе и химическими методами); наращивание утраченных фрагментов или закрепление корок; биоцидные обработки, направленные на защиту от разрушений, вызванных бактериями, водорослями, лишайниками должны проводиться специалистами-реставраторами в исключительных случаях после соответствующих исследований! [6]
В консервационных проектах необходимо постоянное участия археолога, чтобы отслеживать процессы способные нанести урон памятнику с точки зрения его для научного исследования. При выборе методов консервации необходимо учитывать, что петроглифы содержат в себе три уровня информации: 1) Историко-культурную информацию и авторскую идею. 2) Технику исполнения способную предоставить информацию о времени создания произведения. 3)Сведения об изменении окружающей среды данного памятника[7].