Мезолит и неолит неоантропов периферии Русской равнины и Европы (12 – 3 тыс. до н.э.)
Как (из-за наличия по соседству на одних и тех же территориях европеоидов-неоантропов и неандерталоидов) и следовало ожидать, в классификациях археологов «по культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы:
1. земледельцев и скотоводов и
2. развитых охотников и рыболовов» [35, В.М. Массон, ст. Неолит].
При этом
«неолитические культуры первой группы отражают последствия перехода к принципиально новым формам получения продуктов путём их производства (так называемая производящая экономика). Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества, сказавшиеся, прежде всего в развитии осёдлости и резком увеличении численности населения (так называемый первый демографический взрыв) (см. п. 5.1. гл. IV – А.Т.), позволяют ряду исследователей вслед за английским археологом Г. Чайлдом говорить о «неолитической революции» как о первом экономическом перевороте в истории человечества» [35, В.М. Массон, ст. Неолит].
«В эпоху верхнего палеолита территория юга Балканского полуострова служила местом, где кочевали многочисленные родовые коллективы охотников». Это были мустьерские неандертальцы (кавказоидный тип). Неоантропов на этих землях долгое время не было.
В то время как на территории Русской равнины с 21 по 11-е тыс. до н.э., последовательно сменяя друг друга, развивались зарайская → авдеевская → среднерусская → мёзинская → юдиновская → рессетская культуры (см. пп. 7.1.1.2. и 7.1.1.3. гл. IV), территория современной Греции оставалась незаселённой человеком нового типа – «ступени эволюции хозяйственной деятельности племён, населявших Грецию вскоре после 15 – 12-го тысячелетий, пока не поддаются точному определению» [495].
В Европе (за пределами Русской равнины) культуры европеоидов – земледельцев и скотоводов – впервые появляются в Македонии в конце 7-го тыс. до н.э. (Неа-Никомедия), а затем в 6 – 4-м тыс. до н.э. распространяются на Балканах и в Средней Европе (Старчево, Караново, Винча, Кёрёш, линейно-ленточной керамики культуры и др.).
С культурой Неа-Никомедия (C14 6230±150 л. до н.э. [495]), обнаруженной близ одноимённого поселения в Северной Греции, связаны первые свидетельства присутствия неоантропа на территории современной Греции. Жилища – прямоугольные глиняные дома, найдены и более крупные сооружения; множество скорченных захоронений; керамика, терракотовые женские статуэтки, каменные топоры. Расселение европеоидов с территорий Русской равнины сопровождалось на новых местах освоения строительством долговременных посёлков. При этом «плодородные долины Македонии и Фессалии приблизительно в одно и то же время стали местом деятельности древнейших земледельцев и скотоводов» [495] (далее о заселении Греции см. п. 7.1.2. гл. IV).
Первыми культурами, сформированными европеоидным человеком, в Южной Европе стали культуры Кёрёш и Караново. Первая из них, обнаруживая связи в буго-днестровской культуре неоантропов, свидетельствует о заселении Южной Европы с территорий Русской равнины племенами неоантропов, потомков племён круга рессетинской (11 – 9 тыс. до н.э.), песочноровской и иеневской (10 – 6 тыс. до н.э.) проторусских культур (см. п. 7.1.1.3. гл. IV).
Культура Кёрёш (Körös; Криш, Cris) во 2-й половине 6-го – 1-й половине 5-го тыс. до н.э. – одновременно с верхневолжской культурой европеоидов центра Русской равнины – распространилась на территории современной Венгрии (в бассейне реки Кёрёш) и Румынии. Жилища – хижины из обмазанных глиной плетёных каркасов, занималось скотоводством (крупный рогатый скот, козы, овцы), земледелием, охотой и рыболовством. Керамика – шаровидные и полусферические сосуды на кольцевых поддонах или 4-лепестковых основаниях, а также бутыли, плоские с одной стороны, выпуклые – с другой, с несколькими ушками; встречаются и расписные сосуды. Культура Кёрёш входит в культурно-историческую область неоантропов – Старчево – Кёрёш – Караново I – древнейшего керамического неолита Юго-Восточной Европы [2268, 2269].
Европеоидная культура Караново (также одновременная верхневолжской центра Русской равнины) распространилась по территории Южной Болгарии. Насчитывает 7 основных культурных слоев общей мощностью 13,5 м. Нижний слой 6 – 5-го тыс. до н.э. содержит керамику с белой росписью по красному фону, роговые серпы с кремнёвыми вкладышами, зернотёрки и остатки больших прямоугольных жилищ с печами (культура Караново I). 3-й слой Караново представлен поздненеолитической культурой Веселиново (середина 5-го тыс. до н.э.), характеризуется чёрной и серой лощёной керамикой и сосудами на 4 ножках. 5-й слой Караново представлен культурой Марица (начало 4-го тыс. до н.э.; одновременно с верхневолжской культурой европеоидов центра Русской равнины). Он имеет серую керамику с углублённым орнаментом, заполненным белой пастой. 6-й слой Караново принадлежит к болгарскому варианту культуры Гумельница (середина 4-го тыс. до н.э.); открыты дома с печами, запасами зерна и керамикой, украшенной графитной росписью. 7-й слой Караново относится к ранней бронзе (3-е тыс. до н.э.), для него характерны дома с апсидами, чёрная и коричневая керамика с шнуровым орнаментом (неоантропы) [1837, 2264].
Культура европеоидов – Старчево (Starcevo) – в 5000 – 4000 гг. до н.э. распространилась в бывшей Югославии (открыта близ Белграда). Поселения на берегах рек с жилищами-землянками и наземными четырёхугольными домами. Керамика (шаровидные и полушаровидные сосуды на поддонах, чаши на ножках) двух типов: с шероховатой поверхностью и орнаментом в виде ямок и защипов: хорошо выделанная лощёная и расписная. Глиняные статуэтки людей (Макоши) и животных, грузики от ткацких станков и др. Погребения совершались на территории поселений. Основные занятия – земледелие и скотоводство [119, 2263]. Некоторые азиатские исследователи связывают происхождение культуры Старчево с «раннеземледельческими» культурами Передней Азии и Средиземноморья. Однако, как мы теперь понимаем, вектор переселения европеоидных народов имел другое направление: из Русской равнины – в Европу и в Азию.
Культуру Старчево сменила европеоидная культура Винча в конце 5-го – 4-ом тыс. до н.э., которая распространилась в долинах рр. Вардар и Морава. Лишь основные слои телля Винча относятся собственно к культуре Винча. Древнейшие жилища Винча – полуземлянки, более поздние – прямоугольные столбовые дома. Орудия – каменные топоры колодкообразной формы, мотыги и тёсла из оленьего рога; орудия из обсидиана и мелкие предметы из меди. Керамика тонкая, серая и чёрная, лощёная, с углублённым орнаментом в виде ленты, образующей спиральные и меандровые узоры. Интересны антропоморфные и зооморфные сосуды и статуэтки. Население занималось земледелием, скотоводством и рыболовством [2267]. Население культуры Винча уже имело развитую письменность (см. п. 3.1.1. гл. VII).
В районах Добрудже (Румыния) и г. Бургас (Болгария) в 5-ом - 1-ой половине 4-го тыс. до н.э. распространилась земледельческая культура хаманджия. Посёлки из землянок, полуземлянок, лёгких наземных жилищ располагались у воды. Население занималось охотой, рыболовством, ткачеством, земледелием и скотоводством. Найдены лощёные кубки, чаши, каменные орудия, украшения из кости и раковин (браслеты), терракотовые и мраморные статуэтки Макоши [1723, 2298]. Академик археолог Б.А. Рыбаков говорит о культуре Хаманджия в контексте разбора славянской символики воды, указывая, что «земледелец, вспахавши землю и засеяв её, бессилен был далее повлиять на урожай; он должен был ждать и мог только гадать о будущем или заниматься магией, производить моления о дожде. Это состояние напряженной пассивности, беспомощного ожидания своей судьбы великолепно выражено знаменитой скульптурной парой из Чернаводы (культура Хаманджия): беременная женщина изображена сидящей на земле; мужчина сидит на маленькой скамеечке и стиснул голову руками… [2298, fig. 1, 2] Его прозвали «Мыслителем», но, может быть, правильнее было бы назвать «Ожидающим»? Художник, вылепивший фигуру, выразившую главную мысль земледельцев – ожидание, был не одинок: подобная фигура была найдена и в Тирпешти» [1472].
Отдельные черты культуры хаманджия наследовала культура гумельница (Gumelnita; 6-й слой культуры Караново) осёдло-земледельческих европеоидных племён Балканского полуострова (на Дунае) датируется, по данным радиоуглеродного анализа, 2-й половиной 4-го – началом 3-го тыс. н.э. Распространена в Северной и Юго-Восточной Болгарии и Южной Румынии; обнаружена также на территории Украины – в Одесской области и на юге Молдавии. Жили в наземных прямоугольных домах. Орудия: медные топоры и шилья; кремнёвые наконечники стрел и копий и плоские каменные топоры; костяные шилья и долота. Керамика – серо-чёрная полированная, красно-коричневая и серо-жёлтая грубая. Найдены: антропоморфные сосуды, идолы из глины, кости, золота, украшения [2265, 2266].
* * *
В 5 – 3-м тыс. до н.э. к северу от среднего и верхнего течения Дуная распространились дунайские культуры. К 1-му периоду дунайских культур Г. Чайлд относит линейно-ленточной керамики культуру (европеоиды), распространённую в конце 5 – начале 4-го тыс. до н.э. в Средней Европе (одновременно с верхневолжской культурой европеоидов Русской равнины). Известны крупные поселения этой культуры: Кёльн-Линденталь, Билани (Чехия), Флорешты (Молдавия), состоящие из больших столбовых домов и землянок. Население занималось земледелием (пшеница, ячмень) и скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи) [2252, 2253]. Это было время начального освоения территорий, заселённых кочевыми неандертальцами.
Первый период сменился вторым, в течение которого племена дунайской культуры 1-го периоды были ассимилированы более примитивными местными культурами неандертальцев. Возникли смешанные культуры – культура накольчато-ленточной керамики (распространилась после 4000 г. до н.э. в Чехословакии, Западной Польше, Баварии, Центральной Германии) и рёссенская культура [2242].
В частности, на ранненеолитической стоянке Кёльн-Линденталь (Köln-Lindenthal) в Германии древнейшие слои относятся к линейно-ленточной керамики культуре, позднейшие – к культуре накольчато-ленточной керамики. Аналогичные памятники имеются в Чехословакии и Польше [2255]. К этому же периоду относятся иордансмюльская, лендьельская (европеоидов) культуры и культура моравской расписной керамики. Появляются укреплённые поселения.
Культура Лендьел (4000 г. – 28 в. до н.э.), одновременная волосовской культуре центра Русской равнины, генетически связана с культурой воронковидных кубков неоантропов и географически охватывает Среднее Подунавье и западную часть Карпатского бассейна, включая междуречье Савы и Дравы на юге и Силезию и Малопольшу на севере [1587]. Основу хозяйства составляло пахотное земледелие (пшеница, ячмень) и животноводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи).
Земледельческая и скотоводческая неолитическая культура воронковидных кубков распространилась в 4 – 3-ем тыс. до н.э. в Северной и Центральной Европе (в Дании, Южной Швеции, Нидерландов, Германии, Чехословакии, Польши, на Волыни, в бассейне Буга). Известна в основном по погребениям – в простых земляных могилах, в каменных ящиках – цистах, в длинных курганах с треугольной каменной обкладкой, в дольменах под круглыми или прямоугольными курганами, в коридорообразных гробницах [2254, 2242].
На территориях Германии, Дании, Нидерландов, Чехии, Польши, южной Скандинавии в 3000-ом г. до н.э. носители культуры воронковидных кубков потеснили неандертальских аборигенов Эртебелле (см. п. 7.2.0. гл. IV). Культура воронковидных кубков оказала влияние на формирование культуры шнуровой керамики (см. п. 7.1.1.5. гл. IV).
К дунайским культурам 3-го периода (одновременным волосовской культуре Русской равнины) Г. Чайлд относит бодрогкерештурскую культуру и баденскую культуру [2242]. Последняя в 3-ем тыс. до н.э. распространилась на территории современной Венгрии (здесь называется печельской культурой), Чехословакии и Австрии, на северо-западе и севере Югославии, в западной Румынии и Закарпатской Украине. Погребения – трупоположения, реже – трупосожжения. Занятие – охота и скотоводство. Жили в укрепленных посёлках [2242]. К носителям баденской культур Сафронов Н.А. относит племена хеттов, лувийцев, фракийцев, пеласгов, иллирийцев и др.
Под воздействием баденской культуры и связанная с эгейско-анатолийскими культурами в Юго-Восточной Болгарии выделена археологическая культура Эзеро (3-е тыс. до н.э.). В одноимённом многослойном поселении Эзеро открыты культурные напластования включают слои эпохи неолита, энеолита и ранней бронзы (начало 5-го – конец 3-го тыс. до н.э.). Керамика лощёная и с геометрическим орнаментом. Население занималось земледелием (ячмень, пшеница) и скотоводством (коровы, овцы, козы, свиньи) [2251].
На территории Молдавии на основе групп КВК формируется Древнеямная культурная общность - индоиранцы, которая при движении на запад распадается на две родственные культуры - 1) продолжает развитие Древнеямная, которая ретроспективно через позднейшие полтавкинскую и срубную культуры связывается с ираноязычными племенами, 2) выделяется отдельная Кубано-днепровская культура к Югу от иранцев (в зоне индоариской топонимики, выделенной О.Н. Трубачевым) – индоарии 23 – 18 вв. до н.э.
* * *
Локальный вариант поздней трипольской культуры – усатовская культура в конце 3-го – начале 2-го тыс. до н.э. распространилась в Северо-западном Причерноморье (близ Одессы). Обнаружены остатки прямоугольных жилищ из известняковых плит, хозяйственные ямы, жертвенники. Погребения совершались под курганами, в погребениях обнаружены медные топоры, кинжалы, шилья, височные кольца, каменные, костяные и роговые орудия, глиняные женские статуэтки, посуда. Многочисленые находки костей овец и коней указывают на преобладание скотоводства, земледелие играло второстепенную роль.