Идентификация неандертальцев с представителями современных рас

В п. 10.2.3. гл. III мы указали множество стоянок неандертальского человека, датированных временем вплоть до начала мезолита и распространённых равномерно по всей Евразии и части Африки.

Такое обилие данных заставляет исследовать вопрос о возможности соответствия части современных (или их составляющих) неандертальскому виду человека.

Следует отметить, что известные науке неандертальцы отнюдь не были однотипными. В частности, европейские классические неандертальцы, хорошо приспособленные к суровому климату Ледникового периода, которые питались почти исключительно мясом, имели гораздо более крупное телосложение, чем азиатские неандертальцы. Такие различия накопились и со временем закрепились в соответствующих расах. В юго-восточной Азии могли еще сохраняться реликтовые популяции более древних людей – homo erectus (в частности, монголоиды по строению зубов ближе именно к ним).

Сначала доминировала точка зрения, что всё неандертальское человечество было предками европеоидов вытеснено (но никто не говорил – уничтожено; и никто не говорил – куда именно вытеснено), и никакого генетического следа неандертальцы не оставили в современном человечестве. Эта точка зрения была основана на результатах сравнения митохондриальной ДНК – части генома, которая передается только по материнской линии. Есть и ещё одна особенность: эта часть генома в каждой клетке присутствует в сотнях копий. Поэтому её больше всего и из ископаемых древних костей её легче всего выделить.

В 1997 году впервые удалось выделить и прочесть фрагмент митохондриальной ДНК неандертальцев и оказалось, что он очень сильно отличается от всех вариантов митохондриальной ДНК, которые встречаются у современных людей. Очень важно ещё раз подчеркнуть, что митохондриальная ДНК передается только по материнской линии, и не происходит её смешения, как в случае остальных генов. Все остальные гены частично наследуются от отца, частично – от матери, они перемешиваются между собой, перекомбинируются.

Генетики рассчитали по количеству отличий в нашей и неандертальской митохондриальной ДНК, что линии неандертальцев и неоантропов разошлись 500 тыс. лет назад. То есть пятьсот тысяч лет назад существовала популяция первобытных человеческих существ, женщины которых являлись общими матерями для неоантропов и неандертальцев.

А с другими – не митохондриальными – генами ситуация другая. Их гораздо сложнее выделить. Недавно появилась статья в «Трудах Академии наук США», в которой группа исследователей привела результаты, показывающие, что, вроде бы, они обнаружили убедительные свидетельства того, что homo sapiens все-таки скрещивались с архаичными другими видами людей. Пока не известно, с кем именно – с неандертальцами или с homo erectus.

Это открытие связано с геном «микроцефалин», связанным именно с ростом мозга. Мутация в этом гене приводит к микроцефалии. Обнаружено, что этот ген у человека подвергался интенсивным изменениям в недавнем прошлом. Возможно, под действием естественного отбора. То есть какие-то изменения в этом гене были адаптивно важны, влияли на выживаемость, и мутировавший ген очень быстро распространился. Один из вариантов гена микроцефалин был получен человеком примерно 37 тысяч лет назад от каких-то других людей, не sapiens. Генетики, исследуя изменчивость этого гена, обнаружили, что самый распространённый вариант этого гена микроцефалин, они назвали его D, встречается у примерно 70 – 80% людей на планете. Именно этот вариант микроцефалинового гена возник 37 тысяч лет назад. Затем исследователи сравнили версию D с остальными более редкими версиями, которые встречаются у людей, и обнаружили, что между D и не D вариантами колоссальные различия. Получилось, что общий предок, носитель гена общего предка вариантов D и не D жил 3 – 2 млн. лет тому назад.

Объяснить такую ситуацию можно только одним способом, что очень давно, миллионы лет назад произошло разделение популяции на две. В одной популяции зафиксировались не D варианты, в другой зафиксировались D варианты. Потом сравнительно недавно, 37 тысяч лет назад произошло частичное смешение, и D вариант из второй популяции перешёл в популяцию наших предков и там быстро распространился. Самое простое объяснение – это скрещивание, гибридизация, например, между людьми и неандертальцами [2029] (именно это наблюдают антропологи при исследовании палеолитических культур Русской равнины).

Российские археологи, особенно те, которые работают на Алтае, археологи из Новосибирска, являются сторонниками того, что гибридизация была. Как раз в Центральной Азии, в Монголии наблюдается максимальная в Евразии частота встречаемости у людей предположительно неандертальского варианта гена микроцефалин. А в Узбекистане недавно нашли в гроте скелет, сочетающий признаки неандертальцев и современных людей (?). Следовательно, именно в Центральной Азии могла происходить гибридизация, и оттуда этот микроцефалиновый вариант гена начал распространяться.

На основе наших собственных исследований в области групп крови (см. п. 8.7.1. гл. IV), мы пришли к заключению, что патологии, вызванные заражением крови вирусами антигенов А и В (группы крови в системе АВ0), а также вирусом Rh (резус-фактор), имеют свой максимум именно в указанных областях Азии. При этом заражение вирусами «групп крови» в Азии (Индии и Китае) максимально.

Причём, при заражении указанные вирусы выстраивают свою систему размножения, внедряя в генный состав человека вместо здорового гена дефектный ген, содержащий также и необходимый участок для воспроизводства указанных вирусов. При этом, естественно, возникают изменения в генофонде заражённого человека.

Такое заражение (группы крови и резус-фактор) закрепляются на генетическом уровне, как наследственный признак. А дефектность гена, несущего информацию о вирусах групп крови и резус-фактора, приводит, в том числе, и к изменению внешнего облика человека.

Как мы показали, антигены групп крови и резус-фактора в первую очередь негативно воздействуют именно на мозг человека, отравляя его продуктами распада моносахаров (указанных антигенов) и вызывают поражение, в том числе, и клеток костей черепа, как бы иссушая его, деформируя.

Результаты таких деформаций мы можем наблюдать среди японцев конца 19-го – начала 20-го века (см. рис. 4.8.1.2.2., 3 и 6).

Из сказанного выше мы получаем следующие эволюционные признаки:

1. Исторически неандертальцы и неоантропы имеют общего предка.

2. Расхождение неандертальцев и неоантропов произошло 300 – 40 тыс. л.н.

3. До 35-го тыс. до н.э. популяции были изолированы.

4. Акт гибридизации состоялся 35 тыс. до н.э. на территории Азии и примыкающих к ней областей.

* * *

Разными специалистами возраст неоантропа и неандертальца датируется в 300 – 200 тыс. лет. «Люди современного типа появились примерно в то же время, если не раньше, что и неандертальский человек, и развивались параллельно. Промежуточные типы между современными людьми и неандертальцами могли быть результатом либо скрещивания, либо ранних фаз дивергенции неандертальцев от линии, которая привела к современному человеку» [2034]. «Антропологи констатируют наличие в упомянутый период антропогенеза в Европе трёх вариантов ископаемых людей:

1. неандертальцев;

2. людей современного типа;

3. промежуточных форм» [2031].

Уточним: под промежуточными формами понимается гибрид неандертальца и неоантропа, а отнюдь не «переходное звено» эволюции.

Различия в облике неандертальца (сегодня одна из ветвей неандертальцев – это негроидно-австралоидная большая раса) и неоантропа:

§ вдавленный назад подбородок у неандертальцев,

§ большие надбровные дуги у них же,

§ и очень массивные челюсти,

§ неандерталец имел более крупный мозг, но иной конфигурации: у шимпанзе лобные доли (префронтальная область мозга) составляет примерно 14% мозгового пространства, у неандертальца – примерно 18%, у современного европеоида – свыше 24%,

§ строение нёба, нижней челюсти, нижней левой лобной доли мозга (зона речи современного человека) таково, что позволяло неандертальцам владеть речью, отличной от европеоидной из-за отсутствия подбородочного выступа,

§ средний рост мужчин-неандертальцев равен 1,65 м, женщин – 1,55 м,

§ средний вес мужчины-неандертальца равен 90 кг (за счет очень сильно развитых мышц и тяжёлых, прочных костей).

О цвете кожи неандертальцев уверенных данных нет. Большинство учёных склоняется к тому, что неандертальцы были чернокожими, что, в частности, подтверждает и географическая локализация наиболее близких к нам по времени неандертальцев, которые жили преимущественно в Центральной и Южной Африке и на Яве, а также цветность представителей негроидно-австралоидной большой расы, которых обоснованно считают потомками неандертальцев. Другой вариант цвета кожи – желтоватый – принадлежит монголоидной ветви неандертальцев. Существуют также все промежуточные вариации между чёрным и жёлтым цветами.

Наши рекомендации