Этимология термина «хазары»
Итак, в очередной раз вернёмся к хазарам. Откуда же произошло название хазар? Как говорит Владимир Даль в [40]: «ХАЗИТЬ что, вят. хаять, охуждать, бранить, поносить; грубить? Хазить сев. жить пышно, роскошно, щеголять, мотать, гулять. || Твер. возить, волочить, таскать? Хазун, хазила, тщеславный и надменный человек. Хаз м. щеголь, франт, мот; || грубиян, наглец, нахал и пройдоха; хазом, вят. нагло, нахально. || Арх. газ, галун, позумент. || Хаз или хазовый конец ткани, заток, который делается почище, и этот конец оставляется сверху, напоказ, почему говорят: «И каз, казовый, но хаз слово татарское». «У нас везде одни только хазовые концы на виду». Хазина кур. огромная вещь; верзила? Хазила пск. неуклюжий и вялый. Хазол вологодск. любовник (Наумов). Хаженый пск. опытный, бывалый (хоженый?)».
Слова с корнем «хаз» и противоположные им были широко употребимы в русском языке, например; «НЕКАЗ м. торг. нехаз, конец или часть товара противоположная казу, хазу; не то, что назначено для показу» [47].
От этого слова образовывались и названия рек, например, река Хаза в Нижней Саксонии (Западной Германии), на берегах которой и ответвлении Средне-германского канала в 785 г. основан город Оснабрюк (Osnabruck). Река Тигр в Турции и Ираке (Tigris, упоминается в клинописных табличках с 3 тыс. до н.э. как Тигрушу – «стремящийся как разрушительная стрела», или Диглат – «быстрый»; арабское Диджла, турецкое Диджле), берущая начало из озере Хазар (1245 м) на южном склоне Восточно-Анатолийского нагорья, близ г. Алязыг [948].
В. Даль [40] приводит разнообразные варианты толкования слова «хаз», утверждая, что рязанское «отхазовать» происходит от «хаз», что по-татарски означает «ходить» («Наш писарь отхазовал к окружному». «Иван отхазовал с болота на гору»). А русское «казать» в смыслах казистость ж. свойство, сущность казистого; казовый, изготовленый на каз, напоказач; конец сукна, чистый, для показу (или хазовый) у того же В. Даля происходит от того же татарского «хаз», но означающего уже «краса», «баса».
Стоит так же особо отметить, что хазары во исполнение религиозной миссии зачастую своих правителей приносили в жертву. По-видимому, христианский (иудейский) обряд причастия представляет собой затемнённое воспоминание о ритуальном жертвоприношении правителя. Аналогичный ритуал практиковался у инков, когда во время религиозных празднеств «великий инка» – фигура, находящаяся на вершине иерократической лестницы солярного культа, – наносил себе раны в язык и гениталии. Падающая на алтарь кровь правителя являлась залогом успеха мистериального действа. Ту же цель преследовали у хазар ритуальные казни своих каганов. Являясь символом нации, каган должен был олицетворять молодость и силу, а не немощь (спартанский менталитет). Во избежание одряхления общества он умерщвлялся в полном расцвете сил [949-951].
Все народы и во все времена, так или иначе, получали свои имена от богов, которые им покровительствовали в самом широком смысле. Это сохранилось и по сей день. Например, «американцы» от открывателя Америки, «гитлеровцы» от Гитлера, «ленинцы» от Ленина, «израильтяне» от Израиль (прозвища Иакова), «русские» от Руса, «хорваты» от Хорива, «римляне» от Ромула и т.д. Очевидно, что и слово «хазары» должно иметь своей основой имя некоего бога или предводителя народа.
Разбив слово «хазары» на составляющие его части – «Ха» + «З» + «Ар» – мы можем более верно докопаться до сути. Первое предположение таково: из славянского – «Ха (ходить) За Аром (Яром-Ярилой). Учитывая, что Ярила – бог весеннего, только что рождённого-вставшего (на Востоке) Солнца [35], термин «хазары» может означать «Идущие с Востока».
В древние времена многим, если не всем, природным явлениям соответствовали боги (имена их). В особенности боги покровительствовали рекам, озёрам, горам и т.д. По Туве и Монголии протекает река Ха-Кем, левая составляющая реки Енисей [35]. Также в Монголии есть река Лао-ха-хэ [47]. Мёртвое море в Палестине на иврите называется Ям-Ха-Мелех («Солёное море»; Ям – от русск. Яма), а река Иордан – Ха-Ярден [948]. Есть отражения «ха» как множественности и в японском языке, родственному корейскому, и относящемуся к алтайской семье, в которую входят также тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. То есть, японский язык – это речь пришельцев с Азиатского континента. Японское «ха» – «листва» вообще, без указания на количество [961]. Среди имён японского бога Фудзи есть и имя Коно-ха-на Сакуяхимэ («Принцесса, заставляющая цвести деревья») [961]. «Ха» встречается в именах собственных, например, египетский музыкант 19 в. Абд аль-Ха-мули [35], узбекский писатель Ха-мид Гулям (р. 1919) [35].
Отдельно рассмотрим возможные аналогии с Авестой – написанной во 2-м тыс. до н.э. (а по некоторым данным в 4-м тыс. до н.э.) на древнеиранском языке литургической и обиходно-церковной книги зороастрийцев. Термин «Авеста» (awastãg, apastãk, upastãkem) в переводе на русский язык значит «основание», «основа» («основная книга»). Ему противополагается «зенд» (zand) – «изложение», «толкование», «комментарий», «перевод» некоторых частей Аевсты, написанный на более молодом иранском языке – среднеперсидском (так называемом пехлевийском) [51]. Древнеиранская группа обнимает древнеиранские языки. Страбон сообщает в своем географическом труде, что народы Арианы (персы, мидийцы, батурийцы и т.д.) говорят на почти одинаковых языках. Единственные, сохранившиеся в памятниках древнеиранские языки – древнеперсидский и авестийский – вполне подтверждают слова Страбона. Из них древнеперсидский был первоначально речью страны Parsa, памятниками его письменности являются клинообразные надписи, оставленные царями ахеменидской династии (Дарием I и его преемниками). Что касается авестийского языка, на котором изложена Авеста, то родина его остается, якобы, неизвестной. Особо следует сказать о скифо-сарматском языке, на котором говорили на северном побережье Черного моря. Ученые индоевропеисты причисляют этот язык безоговорочно к иранским. Однако академик Н.Я. Марр в [965] выявил в его прометеидской формации более древние черты – славянского шумерско-вавилонского языка, который, по возвращении из Шумерии на территорию Руси стал именоваться исследователями яфетическим [51]. Дошедший до нас текст Авесты состоит из пяти основных частей: Ясна, Виспрат (Висперед), Видэвдат (Вендидад), Яшты и Хорд-Авеста («малая Авеста»). Ясна – книга, разделенная на 72 отдела, называемые «ха» («ha»), и Виспрат (что значит «все начальники»), состоящий из 24 глав («кардэ») - это литургические книги, посвященные всем зороастрийским божествам, читавшиеся во время богослужения: центром последнего являлось приготовление опьяняющего напитка из растения хаома (haoma ham – ср. древнеиндийск. «soma» с тем же значением в ведийском ритуале). Книга Видэвдат (Вендидад), разделенная на 22 главы («fargard» – «разрезы», «разделы»; книга законов), представляет собою церковный канон – правила и условия очищении, искупления грехов и т.п. [51]. Яшты – книга гимнов [47].
Параллели сказанному прослеживаются и в древнеиндийских ведических священных трактатах, называемых Брахманами. Созданы в 6 – 2 тыс. до н.э. Они содержат мифы и предания, подробные описания ритуала, сведения по истории Древней Индии, а также являются отражением претензий индийского жречества (брахманства) на господствующее положение в обществе; жертвоприношение рассматривается ими как основа и смысл жизни, а жрецы – как «живые боги». [966-968]. Брахманы также – это и группа высших каст. Они являются исполнителями жертвоприношений, знатоками и толкователями Вед (сравните: раввины и Талмуд), составляют одну из двух господствующих варн. Источникам существования большинства брахманов стало не столько выполнение жреческих обязанностей, сколько служба в аппарате управления, суде и землевладение. Касты брахманов занимают высшее место в сословно-кастовой иерархии у всех национальностей Индии, исповедующих индуизм. В современной Индии брахманы составляют значительную часть господствующих классов и интеллигенции [35]. Существуют ха-брахманы [51].
Кроме того, мы учтём и то, что brahmana – это категория индийской философии, обозначающая безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей. И хаос (происходит от греческого «cháos», от «cháino» – разверзаюсь, изрыгаю) – в древнегреческой мифологии беспредельная изначальная масса, из которой образовалось впоследствии всё существующее [35]. С греческим «cháino» сливается также названия Китая – англ. «China», латинское название гуннов – «Chunni». А также название Ханаана – греч. «Chanaán» = «Ch» + «ana» + «án», видимо, означающего «троицу»: Ки – шумерская богиня земли. Ан – шумерский верховный бог неба. Энлиль – их сын, шумерский бог воздуха, отделивший небо от земли [35].
Талмудисты заменяли имя своего бога синонимами, среди которых было просто Ха-Ше, что значит «имя» [951, 961-964]. Учитывая то, что в т.н. еврейском языке не было гласных букв, и корни состоят только из согласных, Ха-Ше пишется – «ХШ». Учитывая, что праязыком был один язык и он – русский, в русском языке для связи согласных букв существуют гласные. Здесь возможно поставить «о» или «а». Ставим «о» как более древний вариант. Получаем «ХОШ». Напомним, что хазар также называли и козарам, казарами. То есть, буква «х» была как бы сменной относительно буквы «к». Получим «ХОШ» = «КОШ». По-русски «кош» означает «судьба», «предназначение», «жребий», а богиню судьбы зовут Мокошь («содержащая судьбу»). Этого же корня имя другого славянского бога – Кощея.
Кстати, по итогам этих расшифровок мы можем сделать предположение о значении «666». В славянской глаголице букве Х соответствует числовое значение 600, букве М – 60, а 6 – соответствует либо Д, либо Г. Получаем ХМД или ХМГ. Хам – опьяняющий напиток в зороастризме (сравните: библейский Хам напоил отца). Согласно [22] буква Х означает «ход», буква М – «смерть». Получаем «ход смерти». Если в конец слова поставить Г или Д, то получим либо «ход смерти делается», либо «ход смертельного огня». Центральная иудейская религиозная книга именуется Хумаш (ивритск. hamesh – пять) – Тора – Ветхий завет [975].
Вторая часть термина «хазары» – «Ар» – имеет также многочисленные толкования. В русском языке «Яр», «Ярый» и производные от них распространены чрезвычайно широко, в каждом хозяйственном секторе – даже перечислять не стоит, ввиду всей широкости применения. Укажем только, что термину «ярый» соответствуют синонимы: бешеный, буйный, горячий, злой, усердный [28]. Ярило, славянское божество, олицетворение весеннего солнца [47]. В. Даль, помимо других, даёт такие толкования:
«Яр м. самый жар, огонь, пыл, разгар, в прямом и переносном значении. Ярило, ярила м. древний славянский бог плодородия, от которого ярится земля и все живое. Ярый, огненный, пылкий; || сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; || крепкий, сильный, жестокий, резкий; || скорый, бойкий, неудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; || расплавленный и плавкий; весьма горючий; || белый, блестящий, яркий; || горячий, похотливый. Ярый конь, рьяный, горячий. Ярый ветер, - вьюга, - мороз. Не яро, не яро погоняй! арх. полегче, не шибко. Ярый чугун, белый, хрупкий. Ярый чугун, ярая медь течет, плавленая. Ярые звездочки блещут. Ярые овцы, селетние, молодые, ярки. Белоярая пшеница, кукуруза, или джугары. Яровик, что-либо ярое: бычок-яровик; гриб-яровик, ранний; баран-яровичок, ярка. Ярок и яруга ж. южн. овраг, росточь, глубокая водороина; крутобокая лощина. Обапола яруги тяпник, ряз. Пути им ведоми, яруги им знаеми, Слово о Полку Игореве. Притопша Святослав холмы и яруги, там же. Яруг м. тул. яруга, овраг, буерак; || ручей в овраге, ключ, родник». И делает предположение: «кажется, надо принять два корня яр, один славянский (ярость, яркий), другой татарский (круть, обрыв)» [40].
Однако в тюркских языках корень «Яр» не так употребим, как в славянских, и означает только обрывистый крутой и высокий берег реки. Причём в Северном полушарии чаще приурочен к правым берегам рек [35], а с учётом того, что большинство рек в этом полушарии текут на север, то правые берега их являются восточными.
Таким образом, термин Хазары означает:
1. в узком смысле и в смысле применения к описанию народов – «массы дикого народа, идущего с Востока»;
2. в широком смысле и в религиозно-мировоззренческом – «судьба, хаос и безличный абсолют, хлынувшие в славянский мир, ослепившие его, опьянившие его, несущие смерть».