Макошь: современный характер образа древней богини
В последующие времена, во времена иудохристианской оккупации, у русского народа встала необходимость табуировать имя своей самой, в прямом смысле, судьбоносной богини Макоши. Так появилась «новая» славянская богиня, известная нам под именем Пятница. В таком виде Макошь и была воспринята иудохристианством – существовало множество пятничных часовен, много икон и идолообразных скульптурных изображений. И, конечно же, исследователи давно «угадывали» языческие корни культа Пятницы и сопоставляли ее с Макошью, говоря о том, что Пятница – это «продолжение главного женского божества славянского пантеона – Мокоши» [74]. Или – Пятница почти полностью «заслонила» собой архаичную Макошь: на старых северорусских иконах (в частности, на новгородской иконе второй половины 13 в., предназначенной для женского монастыря) Пятница изображена на обороте образа богоматери [1699].
Такое название новой богини очевидно, поскольку табуированной теперь Макоши был посвящен особый день каждой недели – пятница. Аналогичные дни-пятницы были и есть у других индоевропейских народов. День пятницы тоже был посвящен женскому божеству – Венере (лат. venia – милость богов; у французов день, посвящённый Венере, – vandredi – vand+re+di = бог+Ра+делать) или Фрейе (например, у немцев – freitag – f+rei+tag = (f)+Ра+день; у англичан – friday – f+ri+day = (f)+Ра+день). Протетическая (от – протез) звук/буква «f» ставится в аналитических языках (поскольку слово не может начинаться с буквы «Р» – в английском, французском, немецком, болгарском…) в словах, заимствованных из более развитого по отношению к ним русского языка.
Аналогичную картину культа Макоши мы наблюдаем во всех культурах тех регионов, в которые в 3 – 2-м тыс. до н.э. пришли русские славяне: таджикская Биби-Сешанби, исландских норны, хеттские ткачихи и др.
В.И. Чичеров в своем исследовании о зимнем календарном цикле касательно культа Пятницы пишет:
«Самый комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны – об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».
Из чего Б.А. Рыбаков делает вывод: «Это наблюдение Чичерова объясняет нам постоянное соседство в текстах Макоши с русалками, непосредственно связанными со «священной влагой земли»» [1472].
Образ «заслонённой» Макоши отчётливо проступает за новым именем Пятницы во многих свидетельствах.
«В день св. Параскевы (28 октября) «приносили в церковь для освящения разного рода плоды, которые хранились в домах как священные предметы». Эта запись середины 19 века вполне объясняет нам рог изобилия (в античном искусстве обычно наполненный плодами) в руке Макоши на Збручском идоле. Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День 28 октября (церковная дата св. Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь» [1472].
Б.А. Рыбаков говорит, что культ Параскевы Пятницы начал вытеснять культ Макоши с 12 – 13 вв. – именно с тех времён, когда с помощью татаро-монголов иудохристианам «огнём и мечом» удалось-таки подмять и окрестить часть русской деревни.
Но, очевидно, наследуя древнюю русскую традицию проведения торгов – торговым (кош – кошелёк), базарным днем на Руси с незапамятных времен была пятница – богиня Пятница стала считаться, кроме всего указанного выше, и покровительницей торговли. В Новгороде Великом церковь Пятницы на Торгу была построена в 1207 г. На рубеже 12 и 13 веков церковь Пятницы на Торгу была создана в Чернигове. В Москве в торговом Охотном ряду существовала церковь Пятницы. Количество примеров можно значительно умножить.
Однако иудохристианский культ так и не смог сломить славянскую религию. В иудохристианском православии, система праздников которого почти полностью основана на переиначенных на иудохристианский манер и переназванных иудейскими именами славянских земледельческих праздниках, существуют 12 пятниц в году и особый апокрифический пятничный календарь.
Б.А. Рыбаков провёл анализ годичного распределения двенадцати пятниц по всем 52 неделям года, попутно свидетельствуя о злодеяниях иудохристианского духовенства:
«С.В. Максимов приводит любопытные данные о розыске этой апокрифической литературы во второй половине 19 века: «Духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины…», но «переписчики тщательно прячут свою литературу… Наши корреспонденты, по крайней мере, сообщают из разных мест, что им лишь с величайшим трудом удалось достать нижеследующий текст поучения Климента о двенадцати пятницах». Полный заголовок апокрифа таков: «Поучение, иже во святых отца нашего Климента, папы Рымского о двенадесятницах». Пятницы даже не названы – им дано общее название, как и христианским двунадесятым праздникам, что создает впечатление особого, параллельного церковному, календаря, в котором год кончается не 31 декабря, а 6 января».
Б.А. Рыбаков восстановил календарь распределения в году 12 пятниц:
1-я пятница – Дни Велеса (до 19 – 25 февраля; Водолей);
2-я – славянская (языческая) масленица; комоедицы; весеннее равноденствие (до 21/22 марта; Рыбы);
3-я – встреча Месяца с Солнцем (до 8 апреля; Овен);
4-я – неделя Рода «Грудие Росное» (до периода с 20 по 30 мая; Телец);
5-я – на следующий день после Семика (около 15 июня; Близнецы);
6-я – Купала; летнее солнцестояние (до 21/22 июня; Близнецы);
7-я – Перунов день (до 20 июля; Рак);
8-я – Успенье Майи Златогорки (конец жатвы, до 15 августа; Лев);
9-я – до 1 ноября; Скорпион;
10-я – до 8 ноября, Скорпион;
11-я – Корочун, Коляда, зимнее солнцестояние (до 25 декабря; Стрелец);
12-я – Велесов день (первые дни января, до 6 января; Козерог).
9-я и 10-я пятницы считаются главнейшими из всех двенадцати. «Десятая пятница считается самой старшей, вместе с девятой пятницей она приносит молитвы богу прежде всех других пятниц…». 10-я, главная пятница празднуется перед 8 ноября.
«Этот период – конец октября и первая неделя ноября – является началом нового цикла деревенских женских работ: тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган, вымочен и оттрепан (на это уходит октябрь-«паздреник»); с Михайлова дня, по народным приметам, должен начинаться первопуток, устойчивый санный путь, и одновременно начинались долгие зимние посиделки – коллективное прядение льна и шерсти. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки, разгадывались мудреные загадки, которые девушки загадывали парням; иногда работа перемежалась играми и танцами. Две главные пятницы стояли у начала этого интересного и веселого сезона, они как бы открывали его. Празднества начинались тканьем «обыденной пелены» (т.е. вытканной в один день) в честь 9-й пятницы. Девушки коллективно проделывали в один этот день весь годичный цикл работ: теребили лен, пряли, ткали, белили. Это был как бы эпиграф ко всему зимнему сезону. Второй темой октябрьско-ноябрьских празднеств было сватовство и замужество. На Кузьминки устраивается братчина. Организуют «ссыпку» девушки, а на готовое приглашают парней. Обрядовым кушаньем здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют «куриным праздником»» [1472].
Этому пятничному празднику, посвящённому Макоши и сопровождаемому обрядовым поеданием кур, мы находим параллели в описании в одном из списков «Слова об идолах», в котором автор, упомянув Артемиду, сообщает, что языческим богам «молятся и куры им режуть и то блутивше сами ядять… О, убогая курята, яже на жертву идолом режются!». Несмотря на то, что в поучении 14 в. жертвоприношение кур связано не с Макошью, Б.А. Рыбаков говорит, что «этнография определяет только один «куриный праздник» – девичьи кузьминки вслед за 9-й пятницей. Интервал между 9-й и 10-й пятницами равен одной неделе.
Точно так же и перед перуновым днем готовиться к празднику начинали за неделю; за неделю готовились к особым обрядам богоявления. Признание 10-й пятницы самой главной во всем году заставляет пас считать время от кузьминок до Михайлова дня неделей подготовки к празднованию в честь важного и значительного божества. Внимание к пряже, праздник Пятницы Льняницы, девичьи кузьминки, сговоры и сватовство – все это очень убедительно свидетельствует в пользу признания праздничной недели около 1 – 8 ноября неделей(Пятницы-)Макоши.
Архангел Михаил никак не отразился в народных обрядах (как, впрочем, и греческая Параскева). Вся обрядность связана с женскими делами, началом брачного сезона и долгой поры женских работ на веселых посиделках» [1472].