Месопотамские культуры европеоидов

Первыми культурами, созданными европеоидами-неоантропами за пределами Русской равнины и Европы, были археологические культуры Месопотамии.

Но сначала следует особо отметить: считается, что до прихода европеоидов-неоантропов Месопотамия была не населена – по крайней мере, ещё не открыто археологических культур неоантропов, датированных ранее 7-го тыс. до н.э. Но с другой стороны, наука утверждает, что пришедшие племена европеоидов шумеров смешались с некими автохтонами этих мест.

Первый этап освоения просторов Месопотамии европеоидными племенами приурочен к 7 – 6-ому тыс. до н.э. (это также и дата распада единства индоевропейского языка [1508, 1704]). Кроме этого, районам Месопотамии лингвисты приписывают зарождение сразу нескольких языковых семьей – сино-кавказской, афразийской, индоевропейской. И датируют это зарождение временем 12 – 10 тыс. до н.э., то есть временем, когда, как мы указали, Месопотамия ещё не была населена неоантропами, но уже имела неких автохтонов.

Разобраться в этих хитросплетениях «автохтонных» «выдающихся» учёных месопотамских мест не сложно:

1. Автохтоны в Месопотамии, естественно, существовали и до 7-го тыс. до н.э. Это были племена неандертальцев-кавказоидов (см. п. 10.4.3.1. гл. III) – носителей языков сино-кавказской семьи, стоянки которых науке известны (см. п. 7.2.0.1. гл. IV);

2. Европеоидов-неоантропов, носителей языков т.н. индоевропейской семьи, в пределах Месопотамии не было до 7-го тыс. до н.э., поскольку ВСЁ европеоидное население Земли к этому времени было сконцентрировано исключительно на территории Русской равнины (см. п. 7.1.1.3. гл. IV).

Одновременно с поздним этапом иеневской культуры центра Русской равнины (окрестности Москвы, 10 – 6-е тыс. до н.э.) в Северной Месопотамии сформировалась первая европеоидная культура – хассунская культура (7 – 6 тыс. до н.э.). Дома сырцовые прямоугольные, многокомнатные (от 3 до 10 и более помещений), иногда с внутренним двориком. Открыты различные хозяйственные сооружения, в том числе для сушки и хранения зерна, гончарные горны, печи. Остатки зерна (пшеница и ячмень), каменные мотыги, ступки, зернотёрки, песты, серпы и др. – свидетельства земледелия. Медные бусы и подвески, свинцовый браслет, кусочки медной руды на поселениях указывают на появление металлургии. Характерны разнообразные сосуды, украшенные налепным орнаментом, резным елочным узором, геометрической росписью, глиняные женские статуэтки и каменные печати [549].

Одновременно с хассунской культурой к востоку от г. Киркук в Иракском Курдистане развивалась культура Джармо (7-е тыс. до н.э.), носящая русское название – Джармо=Jarmo=Ярмо – в запряжке волов заменяет хомут [47]. Здесь также найдены зёрна пшеницы и ячменя, вкладыши серпов, ступки, зернотёрки, мотыги, а также глиняные фигурки Макоши [546, 2296].

В 5-ом тыс. до н.э. хассунскую культуру в Северной Месопотамии (Ирак, северная Сирия, юго-восточная Турция) сменила халафская культура. Небольшие поселения располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами в виде толосов с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами. Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости. Керамика разнообразных форм украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в т.ч. печать). Погребения – трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения [546].

Хассунскую культуру в конце 6-го – 1-ой половине 4-го тыс. до н.э. сменила эль-обейдская культура общности культур крашеной керамики, распространившаяся в Месопотамии одновременно с верхневолжской и буго-днестровской культурами Русской равнины (см. п. 7.1.1.3. гл. IV). На начальном этапе (конец 6-го – середина 5-го тыс. до н.э.) раннеземледельческая культура с расписной (крашеной) керамикой была близка хассунской культуре. В эпоху расцвета (последняя треть 5-го – 1-я половина 4-го тыс. до н.э.): крупные поселения из сырцовых домов с монументальными храмами на платформах в центре (ранние слои Эриду, Ура, Урука), каналы. Керамика с монохромной, в основном геометрической, росписью, глиняные женские статуэтки, печати, немногочисленные медные предметы и посуда. Хозяйство – земледелие, скотоводство. К середине 4-го тыс. до н.э. распространилась на севере Месопотамии (Тепе-Гаура), где сохранились также черты предшествующей халафской культуры, и в Малую Азию (Мерсин). Её влияние прослеживается в материальной культуре памятников Ливана, северо-западного Ирана, Закавказья, Средней Азии. На основе эль-обейдской культуры сложилась цивилизация Шумера [546].

Заметим: шумерское клинописное название рек Евфрата и Тигра – «буранун» и «идигна» – по-русски буквально означает «бурлящий» и «несущий богатство» (деньга) (см. п. 7.1.3.1. гл. IV). Далее о развитии цивилизации Шумера см. п. 7.1.3. гл. IV.

Наши рекомендации