У судьбы двенадцать остановок
Захария Ситчин
Космический код
Хроники Земли – 6
www.nnm.ru
«Космический код: Генная инженерия богов»: Эксимо; Москва; 2006
ISBN ISBN 5‑699‑14732‑2
Оригинал: Zecharia Sitchin, “The Cosmic Code”
Перевод: Юрий Я. Гольдберг
Аннотация
Знаменитый исследователь Захария Ситчин, автор сенсационных теорий палеоконтакта находит новые убедительные доказательства того, что Земля в древности посещалась пришельцами из космоса, создавшими человеческую расу по образу и подобию своему путём генной инженерии.
Неопровержимые свидетельства этому – древние письменные источники, порой неправильно интерпретируемые и переводимые учёными‑традиционалистами. Косвенным подтверждением теории Ситчина является также отсутствие однозначного ответа на вопрос: почему геном человека содержит 223 гена, которые не имеют предшественников на нижних ступенях эволюции? Этот научно подтверждённый факт до сих пор не укладывается ни в одну современную эволюционную теорию.
Опираясь на детально изученные им Священное Писание и документы египетской и шумеро‑аккадской цивилизаций, Ситчин реконструирует произошедшую более двух тысяч лет назад ядерную катастрофу, возникшую в ходе войны между «богами», а также воссоздаёт все этапы возникновения человека разумного.
Захария Ситчин
Космический код
(Хроники Земли‑6)
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗВЁЗДНЫЕ КАМНИ
Для того чтобы открыть миру – всего лишь несколько десятилетий назад – одно из самых древних и таинственных мест на Ближнем Востоке, понадобилась жестокая и кровавая война. Происхождение этого места уходит своими корнями в далёкое прошлое, и пусть его нельзя назвать самым загадочным, однако сокрытые в нём тайны поистине удивительны. Это сооружение не имеет ничего общего с руинами, сохранившимися после исчезновения процветавших несколько тысячелетий назад на территории Ближнего Востока древних цивилизаций. Места, с которыми можно провести хоть какие‑то параллели, находятся за тысячи миль отсюда, по другую сторону океанов, на других континентах, и первое что приходит на ум, – это Стоунхендж в далёкой Англии.
Там, на открытой всем ветрам равнине, примерно в восьми милях к юго‑востоку от Лондона, круги из внушительных мегалитов образуют главный доисторический памятник всей Британии. Расположенные полукругом и стоящие вертикально огромные камни, вершины которых соединены перемычками, заключают в себе полуокружность из камней поменьше, также поставленных вертикально. Эти два полукольца, в свою очередь, опоясаны ещё двумя кольцами мегалитов. Многочисленные посетители Стоунхенджа замечают, что лишь немногие камни остались в вертикальном положении, а большинство упали на землю или даже каким‑то непостижимым образом исчезли совсем. Однако учёные и исследователи смогли восстановить исходную конфигурацию памятника, состоявшего из концентрических окружностей (рис. 1), где сохранившиеся мегалиты обозначены черным, а также обнаружили лунки, обозначающие местонахождение ещё двух кругов – из камней или, возможно, деревянных шестов, – которые располагались на этом месте на первых стадиях существования Стоунхенджа.
Рис. 1.
Подковообразные полуокружности и упавший большой мегалит, названный «жертвенным камнем», однозначно свидетельствуют, что все сооружение было ориентировано по оси, проходящей с северо‑востока на юго‑запад. Они точно указывают на линию, проходящую между двумя вертикальными камнями вдоль земляной аллеи, ведущей прямо к пяточному камню (рис. 2).
Рис. 2.
Все проведённые исследования сходятся в одном: такое построение вдоль одной линии служило потребностям астрономических наблюдений. Сначала камни были сориентированы на восход солнца в день летнего солнцестояния приблизительно в 2900 году до н. э. (плюс‑минус столетие или около того), затем передвинуты на места, соответствующие точке восхода солнца в день летнего солнцестояния в 2000 году до н. э., и в последний раз – в 1550 году до н. э. (рис. 3).
Рис. 3.
Шестидневная война 1967 года была одной из самых коротких, что не помешало ей стать самой кровавой и жестокой в новейшей истории Ближнего Востока. Окружённая и осаждённая израильская армия нанесла поражение войскам Египта, Иордании и Сирии, захватила Синайский полуостров, западный берег реки Иордан и Голанские высоты. В последующие годы израильские учёные провели обширные археологические исследования и раскопки на всех этих территориях, в результате которых обнаружились поселения людей, относящиеся к различным эпохам: начиная с раннего неолита и библейских времён и заканчивая греческим, римским и византийским периодами. И всё же самый большой сюрприз ожидал учёных на безлюдном и по большей части пустынном высокогорье под названием Голанские высоты. Выяснилось, что на заре существования человечества это были густонаселённые и активно возделываемые земли, причём найденные поселения датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Но не это стало самым важным открытием.
Рис. 4.
Практически посреди пустыни, на продуваемой ветрами равнине (которая использовалась израильской армией для артиллерийских учений) обнаружились круги – если смотреть с высоты – каменных столбов, так называемый «ближневосточный Стоунхендж» (рис. 4).
Эта уникальная структура состоит из нескольких концентрических каменных окружностей, три из которых замкнуты, а две образуют лишь полуокружности, или «подковы». Внешнее кольцо имеет протяжённость почти в треть мили, длина других уменьшается по мере приближения к центру сооружения. Стены трёх основных окружностей достигают более восьми футов в высоту, а их ширина превышает десять футов. Они построены из добытых неподалёку камней, размер которых колеблется от совсем маленьких до настоящих мегалитов весом более пяти тонн. В некоторых местах круговые концентрические стены соединены друг с другом более тонкими, но такими же по высоте радиальными перемычками. Точно в центре комплекса возвышается явно различимая груда камней диаметром около шестидесяти пяти футов.
Это сооружение не только уникально по форме, но и является одной из самых больших одиночных каменных построек в Западной Азии. Оно настолько велико, что егоможно увидеть с борта космического корабля, вращающегося по орбите вокруг Земли.
Изучившие этот комплекс инженеры установили, что даже в современном состоянии он содержит более 145 тысяч кубических футов камня общим весом около 45 тысяч тонн. Они также вычислили, что у сотни рабочих на создание этого монумента ушло бы как минимум шесть лет – ведь необходимо добыть базальтовые камни, привезти их на место строительства, расположить согласно заранее составленному архитектурному плану и возвести стены (несомненно, намного выше тех, что сохранились до наших дней), которые образуют эту сложную структуру.
В связи с этим возникает вопрос: кем, когда и зачем было построено такое необычное сооружение?
Легче всего ответить на вопрос «зачем», поскольку сама структура комплекса определяет его назначение – во всяком случае, основное. Самый дальний от центра круг содержит два разрыва, или проёма, один в северовосточной части, другой в юго‑восточной. Эти разрывы указывают на то, что строение ориентировано в соответствии с летним и зимним солнцестояниями.
Освобождая местность от обломков скал и выясняя исходную планировку комплекса, израильские археологи обнаружили в северо‑восточном проёме массивное прямоугольное строение с двумя вытянутыми «крыльями», которые скрывали и защищали более узкие проёмы в двух следующих концентрических стенах позади него (рис. 5). Таким образом, это строение служило монументальными воротами, обозначавшими (и защищавшими) вход в сердце каменного комплекса. Именно в стенах этого входа были найдены самые крупные базальтовые валуны, весом в пять с половиной тонн каждый. Юго‑восточный разрыв во внешнем кольце служил входом во внутренние части комплекса, однако здесь уже не было подобного монументального здания. От этого входа начиналась ведущая наружу цепочка поваленных камней, предположительно обрамлявших аллею, протянувшуюся в юго‑восточном направлении; аллея могла обозначать направление астрономических наблюдений.
Рис. 5.
Гипотеза о том, что это сооружение, как и Стоунхендж в Британии, служило своеобразной обсерваторией для астрономических наблюдений, подтверждается существованием других подобных памятников – они напоминают каменную структуру на Голанах не только наличием окружностей, но и соединяющих эти окружности радиальных стен. Однако самое удивительное в этом сходстве – тот факт, что они находятся на другом краю света, на территории Америки.
Одно из таких сооружений находится в городе майя Чичен‑Ице на полуострове Юкатан (рис. 6а) и называется Караколь («Улитка»); оно представляет собой винтовую лестницу внутри башни обсерватории. Другая похожая постройка – это круглая обсерватория на вершине выступа Саксахуаман в Перу (рис. 6b), который нависает над городом Куско. Как и в Чичен‑Ице, здесь, по всей видимости, была сторожевая башня; фундамент этого сооружения позволяет выяснить его планировку – концентрические окружности с радиальными перемычками – и астрономическую ориентацию.
Обнаруженное сходство показалось израильским археологам достаточным основанием, чтобы связаться с доктором Энтони Эйвени из США, всемирно известным специалистом по древней астрономии, специализирующимся на доколумбовых цивилизациях Америки. Его просили не только подтвердить астрономическую ориентацию сооружения на Голанских высотах, но и помочь в определении его возраста – то есть ответить на вопрос не только «что», но и «когда».
Связь между ориентацией сооружения – если оно ориентировано по точкам солнцестояния – и временем его постройки известна исследователям ещё с 1894 года, когда вышла в свет книга сэра Нормана Локьера «The Dawn of Astronomy». Наблюдаемое по мере смены времён года перемещение солнца с севера на юг и обратно обусловлено наклоном земной оси (вращение вокруг которой приводит к смене дня и ночи) относительно плоскости орбиты Земли (эклиптики), по которой она вращается вокруг Солнца. Наблюдателю с Земли кажется, что в этом небесном танце солнце совершает возвратно‑поступательное движение (хотя на самом деле движется наша планета: при приближении к самой удалённой точке оно замедляется, останавливается и, как будто передумав, начинает движение в обратном направлении, затем пересекает небесный экватор, достигает противоположной дальней точки, останавливается и снова меняет направление. Два ежегодных момента пересечения небесного экватора (в марте и сентябре) называются равноденствиями, а две остановки (на севере в июне и на юге в декабре) получили название солнцестояний. Это справедливо для наблюдателей из Северного полушария Земли – именно там находится Стоунхендж и загадочное сооружение на Голанах.
Рис. 6а и 6b.
Изучая древние храмы, Локьер разделил их на две группы. Одни из них – например, храм Соломона в Иерусалиме и храм Зевса в ливанском Баальбеке – имели ось восток‑запад и были ориентированы по точкам восхода солнца в дни равноденствия. Другие – в частности, храмы египетских фараонов – ориентировались вдоль оси, проходящей с юго‑запада на северо‑восток, то есть по точкам солнцестояния. Удивление учёного вызвал тот факт, что ориентация построек первой группы оставалась неизменной (поэтому он назвал их «вечными» храмами), тогда как во втором случае – примером тому величественные египетские храмы в Кар‑наке – фараонам последующих эпох потребовалось корректировать направление аллей и коридоров, чтобы лучи солнца, изменявшего своё положение на небосводе, попадали в святая святых храма в день солнцестояния. Подобные изменения делались и в Стоунхендже.
Чем же были вызваны эти изменения? Ответ Локьера: изменениями наклона земной оси.
В настоящее время наклон оси вращения Земли (наклонение) относительно плоскости её орбиты (эклиптики) составляет 23,5 градуса; этот угол указывает на видимое сезонное перемещение солнца на север или юг. Если бы наклонение оставалось неизменным, то точки солнцестояния тоже не менялись бы. Однако астрономы пришли к выводу, что наклон земной оси циклически меняется на протяжении столетий и тысячелетий, то увеличиваясь, то вновь уменьшаясь.
Сегодня, как и на протяжении нескольких предыдущих тысячелетий, имеет место фаза уменьшения. Угол наклона в 4000 году до нашей эры составлял более 24°, в 1000 году до нашей эры – 23,8°, а в настоящее время – менее 23,5°. Величайшим открытием сэра Нормана Локьера стала идея использовать наклонение земной оси для датировки древних храмов, в частности, различных фаз строительства Большого храма в Карнаке (рис. 7), а также фаз сооружения Стоунхенджа (на что указывают изменения в местоположении пяточного камня, рис. 3).
Эти же принципы в начале XX века были использованы для определения возраста астрономически ориентированных сооружений в Южной Америке. Их применил Артур Познански по отношению к руинам Тиауанаку на берегах озера Титикака, а также Рольф Мюллер по отношению к полукруглому Торреону в Мачу‑Пикчу и знаменитому храму Солнца в Куско. Их скрупулёзные исследования показали, что для точного определения угла наклона земной оси – при учёте высоты над уровнем моря и географического положения он указывает на возраст сооружения – важно как можно точнее определить направление на север. Поэтому в отношении древнего памятника на Голанских высотах крайне важным следует считать то обстоятельство, что гора Хермон – доминирующий в этой местности пик, хорошо различимый в ясную погоду, – расположена строго на север от центра каменного сооружения. Доктор Эйвени и его израильские коллеги, Ионафан Мицраши и Маттания Цо‑хар, смогли определить, что постройка ориентирована таким образом, что в июне приблизительно в 3000 году до нашей эры стоящий в её центре наблюдатель видел восход солнца посередине северо‑западного проёма.
Рис. 7.
Учёные подсчитали, что к 2000 году до нашей эры солнце сместилось от центра, но все ещё находилось в проёме. Ещё через пятьсот лет постройка потеряла своё значение как точная астрономическая обсерватория. В период между 1500‑м и 1200‑м годами до нашей эры – это подтверждается радиоуглеродным анализом найденных здесь мелких артефактов – центральная груда камней была увеличена и образовала могильный курган. Это был каменный холм с вырытой под ним полостью, вероятно служившей погребальной камерой.
Все эти даты удивительно точно совпадают с тремя фазами строительства Стоунхенджа.
Лучше всего сохранилась подземная пещера под могильным курганом, защищённая каменным холмом. Её нашли при помощи сложной сейсмической аппаратуры и специального радара. После того как приборы показали наличие большой полости, археологи (под руководством доктора Ионафана Мицраши) проложили траншею, которая привела их в круглое помещение более шести футов диаметром и около пяти футов высотой. Отсюда открывался проход в более просторную овальную камеру длиной около одиннадцати и шириной около четырёх футов. Стены её были сложены из шести рядов базальтовых блоков, установленных со сдвигом и образовавших некое подобие свода; потолок состоял из двух огромных базальтовых плит, каждая из которых весила около пяти тонн.
В обоих помещениях не обнаружилось ни саркофага, ни погребённого тела – вообще никаких останков человека или животного. Однако в результате тщательного просеивания почвы учёным удалось найти несколько золотых серёжек, бусины из полудрагоценного сердолика, кремнёвые лезвия, бронзовые наконечники стрел и глиняные черепки. На основании этих находок был сделан вывод, что это всё же погребальная камера, но ограбленная ещё в глубокой древности. Отсутствие части камней, которыми был вымощен пол, также свидетельствовало о том, что здесь побывали древние грабители могил.
Все находки относились к периоду, получившему название Позднего бронзового века, примерно с 1500‑го по 1200 годы до нашей эры. Временные границы этой эпохи очерчены такими событиями, как Исход евреев из Египта под предводительством Моисея и завоевание Земли обетованной народом Израиля, во главе которого стоял Иисус Навин. В этой части Трансиордании, от реки Арнон на юге до горы Хермон на севере, из двенадцати колен Израиля проживали колена Рувима и Гада, а также часть колена Манассии. Эти земли включали в сё‑бя горный хребет Гиллад к востоку от реки Иордан и плато, которое сегодня мы называем Голанскими высотами. Поэтому за ответом на вопрос, кто построил найденное каменное сооружение, израильским археологам неминуемо пришлось обратиться к Библии.
Согласно Книге Чисел и Книге Иисуса Навина северная часть Галаадских гор входила во владения царя Ога, столицей которого был Васан. Завоевание царства Ога описывается в 3‑й главе Второзакония: «…И выступил против нас на войну Ог, царь Васанский». Выиграв сражение, израильтяне захватили «шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского; все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих». Таким образом, во времена царя Ога уже умели строить высокие каменные стены и ворота – характерные особенности древнего памятника на Голанских высотах.
По свидетельству Библии Ог был высоким и тучным человеком: «Вот, одр его, одр железный… длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (примерно тринадцать на шесть футов). Гигантский рост царя Священное Писание объясняет тем обстоятельством, что он был потомком Рефаимов, расы великанов полубогов, когда‑то населявших эти земли. (В Библии упоминаются и другие потомки Рефаимов, которые во времена царя Давида заключили союз с филистимлянами – например, Голиаф.) Сопоставив сведения о Рефаимах и свидетельства о круглом каменном сооружении Гилгал, которое построил Иисус Навин после перехода через реку Иордан, некоторые израильтяне стали называть руины на Голанских высотах Гилгал Рефаим – «Круглый каменный холм Рефаимов».
В Библии не содержится подтверждений этого названия, а также прямых указаний на связь царя Ога и погребальных камер, однако утверждения о том, что эти земли в древности были населены Рефаимами и что Ог был их потомком, крайне интересны. Дело в том, что с Рефаимами и их потомками мы встречаемся в мифах и легендах Ханаана. Глиняные таблички с текстами, рассказывающими о событиях, которые происходили на этих землях, были найдены в 30‑х годах XX века в северной части сирийского побережья в местечке с древним названием Угарит. В этих мифах повествуется о группе богов, отцом которых был Эл («Бог», «Величайший»), в основном о жизни и деяниях сына Эла Баала («Господин») и его сестры Анат («Та, что отвечает»). Средоточием интересов Баала была горная цитадель и святилище Цафон (это название переводится как «северное место» и одновременно как «место тайн»), а ареной деятельности Баала и его сестры Анат служили территории на севере современного Израиля и на Голланских высотах. Вместе с ними по северному небу странствовала их сестра Шепеш (значение этого имени расшифровать не удалось – скорее всего, оно как‑то связано с Солнцем); в тексте прямо указано, что она «повелевала божественными Рефаимами», которым подчинялись полубоги и смертные.
Некоторые из обнаруженных текстов раскрывают именно эти аспекты взаимоотношений богов и людей. В легенде, получившей название «Сказание об Акхате», повествуется о царе Данэле («Тот, кого судит Бог», на древнееврейском языке Даниил), который хоть и был потомком Рефаимов, но не имел сына. Состарившись без наследника мужского пола, Данэль обратился за помощью к Баалу и Анат, которые, в свою очередь, передали его просьбу Элу. Верховный бог «оживил дух» царя, и у него родился сын, которого боги назвали Акхат.
В другом мифе, названном учёными «Легенда о царе Керете» (Керет, или «столица», может интерпретироваться и как имя царя, и как название города), рассказывается о том, что царь Керет объявил себя бессмертным – на том основании, что он потомок богов. Однако он смертельно заболел, и его сыновья недоумевали: «Неужели потомок Эла Милосердного может умереть? Неужели тот, в ком течёт божественная кровь, умрёт?» Они говорили, что о смерти полубога будет скорбеть не только священная гора Баала Цафон, но и «священный круг, могучий круг».
Таким образом, в тексте указываются два святых места, в которых будут оплакивать смерть полубога: священная вершина Баала гора Цафон и знаменитое сооружение в форме круга – «священный круг, могучий круг». Если вершина Цафон («Гора Севера») – это гора Хер‑мон, расположенная к северу от Голанских высот, то не может ли каменная структура на Голанах быть тем самым «священным кругом»?
Вняв мольбам, Эл в последний момент для спасения жизни Керета посылает богиню Шатакат, «Женщину, которая изгоняет болезнь». Она поднялась в воздух и полетела «через сотни городов и тысячи деревень». Прибыв в дом Керета, целительница в мгновение ока вылечила царя.
Однако Керет, будучи лишь полубогом, в конечном итоге всё же умирает. Может быть, это он похоронен в «священном круге, могучем круге»? В легенде нет никаких указаний на период, когда происходят все эти события. Совершенно очевидно, однако, что речь идёт о бронзовом веке, что совпадает с датировкой артефактов, найденных в могильнике на Голанах.
Возможно, мы так никогда и не узнаем, принадлежала ли могила на Голанских высотах одному из этих легендарных царей, – археологи считают вполне вероятным вторичные захоронения, когда умерших хоронили в уже существующие гробницы, удаляя более древние останки.
Тем не менее учёные уверены (в основе этой уверенности лежат архитектурные особенности и различные методы датировки), что строительство «изгороди» – концентрических окружностей из того, что мы, исходя из их астрономической функции, можем назвать «звёздными камнями», – предшествовало сооружению каменного кургана и его погребальных камер, причём разница составляет от 1000 до 1500 лет.
Как в случае со Стоунхенджем и другими мегалитическими постройками, загадка древнего памятника на Голанских высотах лишь углубляется после определения его возраста и осознания того факта, что в основе его ориентации лежат обширные знания в области астрономии. Кто, если не сами боги, мог построить такое сооружение за 3000 лет до нашей эры?
В тот период только на западе Азии существовала достаточно развитая цивилизация, обладавшая экстраординарными астрономическими знаниями и способная спроектировать, сориентировать и построить такие крупные сооружения, – шумерская. Она возникла на территории современного Южного Ирака «внезапно, неожиданно, из ниоткуда» (по словам современных учёных). За несколько веков – мгновение с точки зрения эволюции человека – появилось всё то, что мы считаем необходимыми признаками высокоразвитой цивилизации: колесо, печи для обжига, кирпичи и высотные здания, письменность, поэзия и музыка, своды законов и суды, присяжные и коммерческие контракты, храмы и священники, цари и чиновники, школы и учителя, врачи и кормилицы, а также удивительные знания в области математики, точных наук и астрономии. Их календарь, который используется приверженцами иудаизма и по сей день и который впервые был введён в городе Нип‑пуре в 3760 году до нашей эры, уже содержал в себе все сведения, необходимые для строительства таких сооружений, как памятник на Голанских высотах.
Эта цивилизация на восемьсот лет старше египетской и на тысячу лет старше цивилизации в долине Инда. Вавилоняне, ассирийцы, хетты, эламиты, хананеи и финикийцы вышли на историческую арену позже – некоторые гораздо позже. Все эти культуры позаимствовали у шумеров их изобретения – как и возникшие впоследствии цивилизации Греции и островов Средиземного моря.
Неужели шумеры добрались до Голанских высот? Вне всякого сомнения, их цари и торговцы доходили до берегов Средиземного моря (они называли его Верхним морем) и плавали по водам Нижнего моря (Персидского залива) в далёкие земли. Когда столицей Шумера был город Ур, его купцов знали на всём Ближнем Востоке древности. По всей вероятности, один из самых известных шумерских царей по имени Гильгамеш – он был царём Урука (библейский Эрех) – проходил через это место на Голанских высотах. Это случилось приблизительно в 2900 году до нашей эры, то есть вскоре после постройки каменного комплекса.
Отцом Гильгамеша был верховный жрец Урука, а матерью – богиня Нинсун. Гильгамеш, желая продемонстрировать своё могущество и возвеличить свой город, начал своё правление с того, что бросил вызов Кишу, главному городу Шумера. Глиняная табличка, в которой описывается этот эпизод, содержит имя царя Киша – Агга, – а также сведения о его «тучности». Город Киш был столицей обширного региона, простиравшегося за реку Евфрат. Вполне возможно, что тучный король Агга являлся предком известного из Библии царя Ога – на Ближнем Востоке был распространён обычай давать имя царям в честь их предшественников.
Юный Гильгамеш – гордый, честолюбивый, безрассудный – со страхом ожидал неизбежную старость. Полагая, что так можно продлить молодость, Гильгамеш стал врываться в спальни молодожёнов и овладевать невестой – он оправдывал свои действия тем, что царский титул якобы наделял его правом первой ночи. Когда терпение горожан истощилось, они обратились за помощью к богам, и боги создали двойника Гильгамеша, который положил конец бесчинствам царя. Усмирённый Гильгамеш сделался мрачен и задумчив. Он видел, как умирают люди его возраста и даже более молодые. Затем его осенило: в его жилах тоже течёт божественная кровь! Он считался даже не полубогом, а на две трети богом, поскольку богиней была его мать.
Неужели Гильгамешу суждено умереть, как простым смертным, или он, подобно богам, будет жить вечно? Царь обратился за советом к матери, и она сказала, что для достижения бессмертия Гильгамеш должен подняться на небо и достичь обители богов. Места, откуда можно попасть на небо, находятся во владении его божественного покровителя Уту (позже этого бога знали под именем Шамаш).
Уту/Шамаш попытался разубедить Гильгамеша: «Кто, мой друг, вознёсся на небо? Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек – сочтены его годы…» Возвращайся, сказал ему бог, к своей семье и своему городу и наслаждайся отпущенными тебе днями.
История Гильгамеша и его поисков бессмертия рассказывается в «Эпосе о Гильгамеше»; этот довольно длинный текст был найден археологами на глиняных табличках как в оригинале на шумерском языке, так и в многочисленных древних переводах. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что Гильгамеш не отказался от своей идеи, а упавший с неба объект был воспринят им как знамение, сулящее удачу. Нинсун согласилась помочь сыну и указала ему место в Кедровых горах – место приземления, – откуда Гильгамеш мог подняться в обитель богов. Это будет полное опасностей путешествие, предупредила богиня. Но разве у меня есть выбор, спросил её Гильгамеш. Если он погибнет, то будущие поколения хотя бы узнают о его попытке.
Благословив сына, Нинсун настояла, чтобы искусственный человек по имени Энкиду шёл впереди Гильгамеша и защищал его. Выбор спутника оказался удачным, потому что именно в этих местах жил раньше Энкиду, скитаясь по холмам вместе с дикими животными. Он объяснил Гильгамешу, насколько опасно затеянное царём предприятие, но Гильгамеш был непреклонен.
Рис. 8.
Чтобы добраться до Кедровых гор (они находятся на территории современного Ливана) из Шумера (Южный Ирак), Гильгамешу пришлось пересечь плато, которое мы называем Голанскими высотами. И действительно, в первых строках поэмы, рассказывающей о приключениях и путешествиях царя Урука, о главном герое говорится как о «перешедшем все горы». Эти слова заслуживают особого внимания, поскольку на земле под названием Шумер нет гор.
По пути Гильгамеш несколько раз останавливался, ожидая благоприятных знамений от бога Солнца. Когда путники достигли поросших лесами холмов (каких нет на территории Шумера), Гильгамеш увидел несколько вещих снов. Во время одного из привалов, когда они уже могли видеть Кедровые горы, Гильгамеш попытался вызвать пророческий сон. расположившись на отдых внутри круга, сооружённого для него Энкиду. Может быть, это Энкиду, обладавший нечеловеческой силой, построил для Гильгамеша круг из булыжников, превратив их в Звёздные Камни?
Мы можем лишь гадать. Однако совсем недавно были обнаружены материальные свидетельства того, что многие поколения людей, населявших Голанские высоты, были знакомы с Гильгамешем и его странствиями.
Один из наиболее известных эпизодов в приключениях Гильгамеша – это его схватка с двумя свирепыми львами, которых он сумел задушить голыми руками.
В древности этот подвиг был любимым сюжетом художников и скульпторов Ближнего Востока. Тем не менее находка каменного столба с таким барельефом неподалёку от концентрических стен (рис. 8) стала абсолютной неожиданностью! (Этот артефакт выставлен в новом и чрезвычайно интересном археологическом музее Голанских высот в Кацрине.)
Если тексты и изображения на камне нельзя считать убедительным доказательством того, что Гильгамеш проходил через это место во время своего путешествия к Кедровым горам Ливана, то в нашем распоряжении имеется ещё один ключ к разгадке тайны. После того как останки круглого сооружения были обнаружены с воздуха, археологи выяснили, что на трофейных сирийских картах это место именовалось Ругум‑эль‑Хири – совершенно невероятное название, которое с арабского переводится как «Каменный холм рыси».
На наш взгляд, объяснение этому названию можно найти в «Эпосе о Гильгамеше» – это память о царе, который сражался со львами.
И это – у нас будет возможность убедиться – лишь начало сложных и переплетающихся ассоциаций.
ГЛАВА ВТОРАЯ
У СУДЬБЫ ДВЕНАДЦАТЬ ОСТАНОВОК
Учёные уже давно поняли, что в мифологии разных стран один и тот же сюжет появляется под разными названиями, в разном обличье и разном контексте. Поэтому нас не должен удивлять тот факт, что базальтовый камень с изображением битвы Гильгамеша со львами, был обнаружен неподалёку от деревни, носящей название Эль‑Самсун – «Источник Самсона». Вспомним, что библейский Самсон тоже убил льва голыми руками. Это случилось через несколько сотен лет после путешествия Гильгамеша и довольно далеко от Голанских высот. Чем же тогда считать название деревни – всего лишь совпадением или памятью о путешественнике по имени Гиль‑гамеш, который со временем стал отождествляться с Самсоном?
Ещё важнее, на наш взгляд, ассоциация с царём Ке‑ретом. Место действия ханаанской легенды установить не удалось, однако многие специалисты (в частности, Сайрус Гордон, «Notes on the Legend of Keret») предполагают, что имя царя, совпадающее с названием столицы, можно отождествить с островом Крит. По свидетельству критских и греческих легенд цивилизация на остров пришла после того, как бог Зевс похитил прекрасную дочь финикийского царя Европу, а затем, превратившись в быка, переплыл Средиземное море с девушкой на спине и оказался на Крите. Здесь у Европы родились три сына, в том числе и Минос, с именем которого связывают зарождение критской культуры.
Встретив препятствия на пути к трону, Минос обратился к богу морей Посейдону, чтобы тот послал ему знамение, свидетельствующее о расположении богов. Откликнувшись на его просьбу, Посейдон создал Божественного Быка чистейшего белого цвета, который появился из морских вод. Минос поклялся принести прекрасное животное в жертву богу, но, очарованный красотой быка, решил оставить его себе. В наказание бог сделал так, чтобы жена царя влюбилась в быка. Результатом этого противоестественного союза стал легендарный Минотавр – наполовину человек, наполовину бык. Затем Минос пригласил искусного мастера Дедала, чтобы он построил в столице Крита Кноссосе подземный лабиринт, из которого не смог бы вырваться человек‑бык.
На раскопках Кноссоса посетителей встречает огромное каменное изображение бычьих рогов, но самого лабиринта они уже не увидят. Тем не менее память о нём сохранилась – это было сооружение круглой формы, состоявшее из концентрических стен с проходами, перегороженными радиальными перемычками (как на предполагаемой схеме, рис. 9).
Схема лабиринта напоминает структуру памятника на Голанских высотах, а вся эта история вызывает ассоциации с эпизодом «Эпоса о Гильгамеше», когда герой сражался с Небесным Быком.
В последнюю ночь перед попыткой проникнуть в Кедровый лес Гильгамеш видел старт ракетного корабля, который в облаке пламени с рёвом поднимался в небо. На следующее утро путешественники обнаружили тайный ход в запретную зону, но, как только они попытались войти туда, путь им преградил робот‑охранник. Вид его был ужасен: зубы как у дракона, львиная морда. Его приближение было подобно бурным водам Потопа.
Но самыми страшными были смертоносные лучи, которые исходили из головы робота и «пожирали» деревья и кусты. Никто не мог избежать смерти при соприкосновении с ними.
Увидев, что Гильгамеш и Энкиду попали в затруднительное положение, к ним на помощь поспешил Шамаш. «С неба призыв раздался», и бог посоветовал героям не спасаться бегством, а подойти к чудовищу поближе. Шамаш вызвал «буйные вихри» и бросил их в лицо стражу, рассчитывая, что пыль ослепит его. Так и случилось, и Энкиду убил чудовище. На цилиндрической печати (рис. 10) древний художник изобразил Гильгамеша, Энкиду и Уту/Шамаша вместе с механическим роботом. Этот рисунок заставляет вспомнить о херувиме с «пламенным мечом обращающимся», которого Господь Бог поставил у входа в Эдем, чтобы туда не вернулись изгнанные Адам и Ева.
Рис. 9.
За битвой Гильгамеша и Энкиду со стражем наблюдала также сестра‑близнец Уту/Шамаша Инанна (впоследствии её стали называть Иштар). Она имела привычку соблазнять смертных мужчин и проводить с ними ночь в любовных утехах – ночь, после которой редко кто оставался в живых. Пленённая красотой Гильгамеша, который обнажённым купался в реке или водопаде, богиня предложила герою стать её мужем. Но Гильгамеш, зная о печальной славе Иштар, отверг её предложение.
Разгневанная оскорбительным отказом, Иштар призвала Быка Небес, чтобы он уничтожил Гильгамеша. Гильгамеш и Энкиду бросились бежать, спасая свои жизни, но на окраине Урука у реки Евфрат Небесный Бык настиг друзей. И вновь в минуту смертельной опасности именно Энкиду убил чудовище.
Рис. 10.
Инанна/Иштар была в ярости. Она обратилась с жалобой «к небесам», требуя от богов смерти друзей. Энкиду – несмотря на то что его сначала помиловали – умер первым. Затем его судьбу разделил Гильгамеш (после второго путешествия, которое привело его в космо‑порт на Синайском полуострове).