Концепция А.А.Шахматова
История древней руси
вопросы восточнославянского
Глоттогенеза
Учебно-методические материалы
И программы
Омск
История древней Руси: Вопросы восточнославянского глоттогенеза / Учебно-методические материалы и программы / Составитель к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ОмГПУ В.Н.Либуркин. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2007. 30 стр.
Учебно-методические рекомендации и программа и курса ‘История древней Руси: Вопросы восточнославянского глоттогенеза’ составлены в соответствии с учебными планами исторического факультета Омского педагогического университета.
Учебно-методические материалы включают расширенную программу курса лекций по основным вопросам истории древней Руси в контексте общей темы происхождения великорусского народа, иллюстративный материал, карты, списки литературы, тематику контрольных работ, вопросы к экзамену.
программа курса “история древней руси
(вопросы восточнославянского глоттогенеза)”
Введение: Основные понятия и проблемы глоттогенеза
Восточных славян
1.1. Предмет, цели и задачи курса “История древней Руси”
Предметом курса является история восточных славян и Древней Руси в контексте проблемы происхождения русского народа.
Отношение предметов и задач языкознания и истории. Современное языкознание. Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика).
Понятие этноса. Этнос: язык, культура, физический тип населения. Этнос в синхронистическом и диахронистическом аспектах. Разнообразие антропологических типов и культурно-энографических групп великорусов.
Историческая преемственность русского, древнерусского и праславянского языков и этносов; праславянская и древнерусская эпохи как периоды предыстории великорусского и других восточнославянских языков (важнейшие особенности системы русского языка восходят к праславянскому и древнерусскому, как и причины, обусловившие формирование современной диалектной и социальной систем всех восточнославянских языков).
Языковые факты как источниковая база реконструкции древнешей истории восточных славян. Социально-историческая интерпретация языковых явлений и восточнославянского глоттогенеза в целом. Этногенез русского народа – носителя русского языка в контексте социально-политической истории народов Восточной Европы.
Проблемно-хронологический принцип построения курса: протославянский – праславянский – восточнославянский – древнерусский – поздне-древнерусский – великорусский периоды.
Язык как социально-историческое явление
Язык как знаковая система – совокупность ареально локализованных структурно-лингвистических особенностей; соответственно, великорусский язык – совокупность структурно-языковых особенностей речи русского народа.
Язык как средство общения – коммуникативная функция языка как особой системы социально обусловленных знаков; ареал функционирования языка определяется социальными и историческими причинами.
Язык как система говоров и диалектов взаимодействующих этнографических и социальных групп, образующих социальную систему языка, состав компонентов которой определяется внеязыковыми факторами и исторически изменяется.
Понятие социальной системы (структуры) языка – теоретико-методологическая основа научной реконструкции процесса глоттогенеза: тенденции языкового развития (изменения звуков и форм) определяют закономерности лингвистических процессов, этнические результаты языковых процессов определяются ходом событий социальной истории, т.е.осуществление реконструкции и объяснение происхождения языка возможно только на основании изучения истории его носителей.
Необходимость комплексного лингво-исторического метода реконструкции процесса восточнославянского этно- и глоттогенеза определяется географической приуроченностью диалектных явлений как основы реконструкции динамики социальной системы языка и возможностью диахронического соотнесения диалектных изоглосс с культурными (археологическими) комплексами[1].
История изучения восточнославянского этногенеза.
Концепция А.А.Шахматова
Попытки изучения славянского этногенеза на основе тезиса о лингвистической обусловленности языковой дивергенции (родословное дерево): праславянский – ‘правосточнославянский’ – восточнославянские диалекты – древнерусский – современные восточнославянские языки (W.Surowiecki, 1824; P.Šafarik, 1837; И.Срезневский, 1849; А.Шахматов, 1894–1919; L.Niederle, 1902; П.Н.Милюков, 1937).
Концепция восточнославянского глоттогенеза в трудах А.А.Шахматова[2] и П.Н.Милюкова[3]: Основные положения: современные восточнославянские языки восходят к трем древним диалектам: северному (‘цоканье’), южному (фрикатив. [γ]) и восточному (‘аканье-яканье’), возникшим до распада древнерусского, поскольку две последние инновации охватывают более одного из трех современных языков. Северный и южный диалект унаследовали северовеликорусы и малорусы, восточный диалект распался и лег в основу языков южновеликорусов и смешанных с северными средневеликорусов, а также смешанных с ‘лехитами’ белорусов. Такие результаты восточнославянского этногенеза определили исторические причины, а не особенности (степень близости) диалектов. Основные выводы концепции А.А.Шахматова:
1. Современные восточнославянские языки оформились на базе позднедревнерусских диалектов;
2. Позднедревнерусские диалекты сложились на основе летописных племен и несут их языковые особенности.
Принципиальная критика (Р.И.Аванесов, 1947) основ концепции А.А.Шахматова: во-первых, несоответствие системы позднедревнерусских диалектов структуре современных восточнославянских языков: на три современных восточнославянских языка приходится большее число древнерусских диалектов, представленных во всех трех языках и принявших различное участие в их формировании; во-вторых, диалектные области современных восточнославянских языков не совпадают с территориями летописных племен (и потому средствами лингвистики невозможно реконструировать додревнерусские племенные диалекты)