Тема 1. Научно-фондовая работа

1.Комплектование, изучение и сохранение предметов письменной и материальной культуры. Музейный предмет и его свойства. Коллекция. Фонд. 2. Учёт и условия хранения музейных предметов. Фондовые хранилища. Открытое хранение музейных коллекций. 3. Специальности: хранитель, смотритель. Содержание профессий. Требования к специалистам.

1.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ, особая группа музейных предметов – памятникиматериальной культуры, искусства, а в отдельных случаях и письменности, остатки животных и растений, найденные в процессе раскопок, разведок или сборов, а также случайные находки, сделанные в земле и относящиеся ко времени до начала 18 века.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ музея, одна из форм полевой работы по комплектованию материалов, относящихся к периоду от каменного века до позднего средневековья включительно. Производятся на основании открытого листа – специального разрешения, выдаваемого институтами археологии Академии наук РФ. Раскопки ведутся археологами музея или сотрудниками других научно-исследовательских учреждений в ходе совместных с музеем экспедиций. В случае проведения совместных работ, материалы раскопок после изучения и обработки передаются вместе с полевой документацией и экземпляром отчёта в музей, принимавший участие в финансировании археологических раскопок.

АТРИБУЦИЯ, выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета. В ходе атрибуции устанавливается связь музейного предмета с историческими событиями и лицами, с определённой этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесённые на предмет, определяется степень сохранности предмета и описываются его повреждения.

АТТРАКТИВНОСТЬ музейного предмета, одно из общих свойств музейного предмета; способность предмета привлекать внимание посетителя в процессе музейной коммуникации. Аттрактивность предмета связана, прежде всего, с внешними особенностями предмета (формой, размером, цветом), а также с художественной, мемориальной и исторической ценностью предмета.

ВЕЩЕВЫЕ ИСТОЧНИКИ, музейные предметы, представляющие собой вещи, изготовленные человеком и обладающие определённой утилитарностью. В ходе анализа формы, материала, назначения, отношения к определённым людям и событиям, вещевые источники выступают как источники информации о различных аспектах исторической действительности; это является основой их музейного использования. Вещественные источники образуют один из основных типов музейных предметов, который подразделяется на следующие виды музейных предметов: по материалу – дерево, стекло, керамика, ткани, кожа, рог, кость, металл, пластмассы, камень, перламутр, янтарь, а также по функциональному назначению – оружие, защитное вооружение, нумизматика, бонистика, фалеристика, сфрагистика, геральдика.

ГЛИПТОТЕКА, коллекция резных камней (гемм). В нашей стране крупная коллекция гемм имеется в Эрмитаже (Санкт-Петербург). В Западной Европе глиптотекой называют музеи скульптуры, преимущественно античной. Наиболее известна Глиптотека в Мюнхене (Германия).

ДАР, безвозмездная передача в собственность музея коллекции или предмета музейного значения организацией или частным лицом. Является одной из форм комплектования музейных фондов. Дар оформляется актом приёма на постоянное хранение.

ДАРИТЕЛЬ, лицо или организация, безвозмездно передавшие в собственность музея коллекции или предметы музейного значения. В соответствии с инструкцией, дарителю выдаётся третий экземпляр акта приёма предмета или коллекции. В некоторых музеях ведётся книга или картотека дарителей.

ДАТИРОВКА, один из важнейших элементов атрибуции музейного предмета; определение времени его создания (изготовления) или бытования.

ЗАКУПКА, одна из форм комплектования музейного собрания. Осуществляется через учреждения и организации, а также у частных лиц за счёт специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея и утверждённых вышестоящей организацией.

ЗНАК, феномен, представляющий другой феномен в коммуникативном процессе. Общие свойства отдельных знаков и знаковых систем описывает и изучает семиотика. Одной из функций музейного предмета (объекта) либо памятника является знаковая функция, поэтому одним из методов научного исследования музейной коммуникации может служить метод семиотического анализа.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную средствами пластических искусств, с помощью зримых образов; один из основных типов музейных предметов. К этому типу относятся различные виды музейных предметов. Например, живопись на всех видах основы и любой техники, круглая и плоская скульптура из всех материалов, графика на всех видах основы и любой техники.

ИЗУЧЕНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА, основное направление научно-исследовательской работы в музее, заключающееся в определении музейного значения предмета через выявление его научной, художественной, исторической и мемориальной ценности. Осуществляется с целью подготовки предмета к разностороннему музейному использованию. Включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ музейного предмета, одно из общих свойств музейного предмета; его способность выступать в качестве источника информации. См. Информационный потенциал музейного предмета.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА (ОБЪЕКТА), совокупность всей заключенной в музейном предмете/музейном объекте информации, как выявленной – ее принято называть информационным полем предмета (объекта), так и не выявленной.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ музейного предмета, вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявляемых в ходе источниковедческого анализа. Информационный потенциал складывается: а) из информации, зафиксированной самим предметом, как носителем (тексты, надписи, подписи, печати, клейма, знаки, изображения и т. п.); б) из информации, полученной в ходе комплектования и изучения предмета (история его происхождения и бытования, связь с историческими событиями и лицами и т. п.); в) из атрибутивных характеристик предмета (размер, вес, цвет, материал и т. п.), выявляемых в ходе его научного описания и сопоставления с другими предметами того же типа.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ музейного предмета, значимость предмета как памятника истории, определяемая его связями с историческими событиями и процессами. Зависит от значимости этих исторических событий, от роли и места данной вещи или документа в исторической действительности, от репрезентативности предмета как исторического источника. Устанавливается в ходе научной обработки на основе выявления исторических связей предмета, уточнения и конкретизации времени и характера его бытования.

ИСТОЧНИК ПОСТУПЛЕНИЯ, лицо, организация или учреждение, которые предоставили музею принадлежащие им предметы музейного значения. Установление источника поступления необходимо при атрибуции музейного предмета.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ, метод научной организации фондов музеев, направленный на фиксацию историко-культурного и юридического значения музейных предметов и создание условий, максимально способствующих их хранению, использованию, исследованию. Классификация музейных предметов фиксирует закономерные связи между типами, родами и видами предметов. Типы выделяются по способу кодирования социокультурной информации – вещественные (вещевые), вербальные, изобразительные, знаковые, этнологические (поведенческие), звуковые (фонические); подразделяются на роды, не имеющие универсального критерия для всей совокупности музейных предметов (например, изобразительно-художественные, изобразительно-графические). Основу видовой классификации музейных предметов составляют единство происхождения, общность содержания и назначения. Виды подразделяются на разновидности, группы хранения, подгруппы на основании существенного для организации фондов признака – классификации по материалу или по функциональному назначению, тематическому, хронологическому, отраслевому, структурному и другим признакам. Классификация музейных предметов вырабатывалась исторически как система организации музейных коллекций. Выбор критериев классификации музейных предметов зависит от профиля музея и систематики, сложившейся в определяющей профиль отрасли науки или виде искусства.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ, процесс целенаправленного собирания различных артефактов и природных объектов. В отличие от собирательства характеризуется чётко выраженным целенаправленным стремлением к систематизации и изучению накопленного материала. В число объектов коллекционирования входит широчайший спектр предметов материальной культуры и естественной истории, созданных человеком и природой на протяжении всей мировой истории (к началу 21 века выделено около 700 подвидов коллекционирования). Разделяется по видам (нумизматика, филателия и др.), по тематике, по направлениям (научное, репрезентативное и т.д.). Как правило, коллекционирование способствует формированию музейных коллекций и определяет профиль музея.

КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЙНАЯ, совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную) как единое целое.
Музейная коллекция является основной формой хранения музейных предметов и складывается в результате целенаправленной научной работы, при которой каждый предмет коллекции приобретает особое значение в ряду остальных. Основообразующий принцип музейной коллекции – общий признак предмета – позволяет выделять коллекции систематические (из однотипных предметов), тематические (из различных по типу предметов, раскрывающих определённую тему), мемориальные (из предметов, связанных с историческим событием или личностью), персональные (из предметов, принадлежащих определённому лицу).

КОМПЛЕКТОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ, одно из основных направлений музейной деятельности, процесс выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. Комплектование музейных фондов осуществляется целенаправленно в соответствии с миссией музея и научной концепцией комплектования музея. Реализует основную социальную функцию музея – документирования процессов и явлений, происходящих в природе и обществе.

КОПИЯ (от «copie» – множество), предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии подлинником (оригиналом). Копии как воспроизведения выдающихся произведений искусства могут являться памятниками истории и культуры и включаться в качестве музейных предметов в основной фонд музея.

МАКЕТ, объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений.

МУЗЕЙНЫЙ ОБЪЕКТ, объект культурного и природного наследия, источник знаний и эмоций, музеефицированный и актуализируемый в процессе музейной деятельности. Музейным объектом, в отличие от музейных предметов, принято называть недвижимые, средовые и нематериальные объекты.

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ, движимый объект культурного и природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в музейное собрание. Обладает значимым для социума информационным потенциалом, музейной ценностью, которая складывается из научной, исторической, мемориальной, художественной ценности, и свойствами музейного предмета.

МУЗЕЙНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, совокупность движимых объектов, получивших юридический статус памятников и постоянно находящихся на территории РФ. В музейный фонд включены музейные предметы и предметы музейного значения, имеющие научную, художественную, историческую или иную культурную ценность; их принадлежность к музейному фонду является гарантией учета и сохранности, обеспечения изучения и использования культурного и природного наследия в интересах общества. Музейный фонд состоит из государственной части, которая является государственной собственностью РФ и закрепляется за государственными музеями на правах оперативного управления, и негосударственной части, находящейся в собственности муниципальных органов, частных лиц, объединений и организаций. Предметы музейного фонда подлежат обязательной регистрации в Государственном каталоге музейного фонда РФ.

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, часть фондов музея, состоящая из предметов, не являющихся первоисточниками знаний о природе и обществе. К научно-вспомогательным материалам относятся воспроизведения музейного предмета (объекта), диаграммы, карты, схемы, планы, таблицы, графики, приобретаются или создаются для повышения информационного потенциала собрания музейного и объединяются в фонд научно-вспомогательных материалов. Со временем некоторые научно-вспомогательные материалы могут приобретать ценность и значение музейного предмета.

НОВОДЕЛ, объект/предмет, созданный по образцу памятника. В архитектуре термин «новодел» используется для обозначения сооружения, воспроизводящего памятник с некоторыми отклонениями и не содержащего его подлинных остатков. В музейном деле новодел выполняется в целях экспонирования при утрате или недоступности подлинника в случае недостаточности сведений для создания точной копии предмета (объекта). Границы применения новодела в музейном деле и архитектурной практике является дискуссионной проблемой музееведения и памятниковедения.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ, тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письменных знаков, подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д.

ПОДЛИННИК, истинный, оригинальный предмет, первоисточник знаний о природе и обществе, основа фондов музея. В музейном деле категория подлинности определяется по-разному в отношении различных групп музейных предметов (для памятников искусства подлинником считается оригинал, созданный самим мастером, для подлинника истории – предмет, связанный с определённой эпохой, событием или лицом и т.д.). Подлинность в значительной степени служит источником информативности и экспрессивности музейного предмета.

ПРЕДМЕТ МУЗЕЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ, предмет/объект, обладающий музейной ценностью и свойствами музейного предмета, выявленный в процессе изучения окружающего мира, научного комплектования фондов музея. Предмет музейного значения, изъятый из среды бытования и прошедший все стадии научной обработки, становится музейным предметом и включается в музейное собрание.

СВОЙСТВА МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА, наиболее важные характеристики музейного предмета, определяющие его значимость как первоисточника знаний и эмоций. Основные свойства музейного предмета независимо от их типов и видов: информативность – способность являться источником информации; экспрессивность – способность к эмоциональному воздействию; аттрактивность – внешняя привлекательность; репрезентативность – способность достоверно представлять эпоху, круг определенных предметов или явлений. Степень выраженности свойств музейного предмета определяет музейную ценность предмета.

СОБИРАТЕЛЬСТВО, первоначальный этап коллекционирования либо параллельный ему процесс первичной систематизации окружающего мира с помощью создания определенных рядов артефактов и/или природных объектов. Собирательство обычно не связано с изучением объектов собирания, потому в сформированных таким образом собраниях часто присутствуют предметы случайные, малоценные, подделки, отсутствуют целостность и научная систематика. Термин «собирательство», в соответствии с традицией 19 века, иногда используется в качестве синонима коллекционирования.

СОБРАНИЕ МУЗЕЙНОЕ, совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов (фонды) и средств научно-информационного обеспечения музея (библиотека и архив). Музейное собрание организовано в соответствии с государственными и внутри-музейными нормативными документами (инструкции по учёту и хранению), оптимизирующими его хранение, научное изучение и презентацию.

ФОНДОВАЯ РАБОТА, одно из основных направлений музейной деятельности, целью которого является сохранение, изучение и использование музейных предметов. Фондовая работа включает в себя учет музейных фондов, хранение музейных фондов и их изучение. Комплектование музейных фондов ранее рассматривалось в музееведении как часть фондовой работы, на современном этапе признаётся самостоятельным направлением музейной деятельности. Фондовая работа – база функционирования музея как института социальной памяти, основа для осуществления других направлений деятельности музея.

ФОНДЫ МУЗЕЯ, научно организованная совокупность принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, являются основой для реализации ведущих направлений музейной деятельности. Фонды музея складываются исторически в ходе реализации музеем одной из основных своих функций документирования процессов и явлений, происходящих в обществе. Комплектование музейных фондов осуществляется в соответствии с концепцией конкретного музея, а также в результате несистематических поступлений (дары, перераспределения Музейного фонда РФ и др.). Фонды музея подразделяются на основной, научно-вспомогательный, дублетный, обменный, временного хранения, фонд сырьевых материалов (в естественнонаучных музеях). Музейные предметы всех музеев страны включены в Музейный фонд РФ.

ЭКСПЕРТИЗА МУЗЕЙНАЯ, 1) деятельность, соотнесенная с Уставом музея и подтвержденная внутри-музейными документами, направленная на сравнительный анализ предмета (объекта), не принадлежащего собранию данного музея, с музейными предметами из коллекций музея либо с банком эталонов. Выполняется, как правило, сотрудниками музея; результаты напрямую зависят от их квалификации и полноты изученности фондов музея. 2) деятельность, направленная на комплексное изучение музейных предметов из собрания данного музея (уточнение атрибуции, технико-технологические, историко-генетические и искусствоведческие исследования). Может осуществляться с привлечением специалистов – экспертов из родственных учреждений; результаты зависят от уровня компетентности участников экспертизы и используемых технологий и методик.

2. Учёт и хранение:

АКТ ПРИЁМА, юридический документ, удостоверяющий факт приёма представителем музея предмета музейного значения или научно-вспомогательного материала от их владельцев с целью включения в фонды музея на постоянное или временное хранение. При поступлении предмета в музей акты принимаются к исполнению после решения экспертной фондово-закупочной комиссии о целесообразности приёма поступивших материалов в фонды, утверждения директором и скрепления печатью музея. Оформленный акт является основанием для принятия материалов в фонды музея и регистрации в учётных документах. Форма акта и правила его заполнения устанавливаются действующей инструкцией по учёту и хранениюмузейных ценностей.

АКТ ВЫДАЧИ, юридический документ, удостоверяющий факт выдачи из фондов музея музейных предметов или научно-вспомогательных материалов лицу или учреждению в постоянное или временное пользование. Форма акта и правила его заполнения устанавливаются действующей инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ музейного предмета, предмет, создаваемый с целью максимально точной передачи внешнего вида музейного предметаи основных характеристик музейного предмета, важных для цели данного воспроизведения. К воспроизведениям музейных предметов относятся копии, репродукции, слепки, модели, макеты, муляжи, голограммы, научные реконструкции. Воспроизведения экспонируются в том случае, если подлинник утрачен, недоступен или если его демонстрация связана с риском для безопасности или сохранности предмета, относятся к группе научно-вспомогательных материалов, могут в исключительных случаях переходить в разряд музейных предметов.

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ, хранение музейных предметов или научно-вспомогательных материалов, полученных на ограниченный период времени для использования в экспозиции (на выставке) или для научной обработки. Музеи получают предметы на временное хранение их других музеев, организаций, а также от частных лиц. Приём и выдачу материалов на временное хранение осуществляет отдел фондов музея в соответствии с инструкцией по учёту и хранениюмузейных ценностей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАТАЛОГ Музейного фонда Российской Федерации, учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включённых в состав Музейного фонда РФ. Ведение Государственного каталога Музейного фонда РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ, меры, направленные на уничтожение насекомых, угрожающих сохранности музейных предметов; подразделяются на механические, физические и химические. Наиболее надёжным способом борьбы против насекомых является дезинсекция ядовитыми газами в специальной дезкамере (см. фумигация). При отсутствии камеры в музее следует обращаться в специальные организации. Своими силами музеи могут проводить камерную или палаточную фумигацию. При поражении значительного количества предметов и обнаружении насекомых в различных местах хранилищ необходима дезинсекция всего помещения.

ДЕЗИНФЕКЦИЯ, меры, направленные на уничтожение микроорганизмов, вызывающих биоповреждения музейных предметов. Методы борьбы с микроорганизмами включают профилактику и истребление. Важнейшим профилактическим мероприятием в музеях является создание температурно-влажностного режима, исключающего развитие микроорганизмов. К истребительным мерам относятся – применение токов высокой частоты, обработка в дезкамере (см. фумигация), камерная дезинфекция формалином и др. Своими силами музеи могут проводить камерную и палаточную фумигацию.

ДЕРЕСТАВРАЦИЯ, освобождение музейного предмета от искажений, возникших в результате применения устаревших методов реставрации; в некоторых случаях – нейтрализация следов старой реставрации.

ДУБЛЕТ, каждый из ряда идентичных предметов. При наличии в музейном собрании нескольких музейных предметов, дублирующих друг друга, пять экземпляров входят в основной фонд, остальные в обменный фонд музея.


ДУБЛИКАТ, см. Воспроизведение.

ЕДИНИЦА УЧЁТА, предмет или группа предметов (коллекция, комплект), зарегистрированная в учётных документах под одним номером в соответствии с инструкцией по учёту и хранению музейных фондов.

ЕДИНИЦА ХРАНЕНИЯ, предмет или группа предметов (коллекция, комплект), входящих в состав фондов музея, принятый (принятая) в качестве единицы учёта в музейном деле.

ЗАЩИТА ЭКСПОНАТОВ, система мер, гарантирующих неприкосновенность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов в экспозиции, а также соблюдение правильного режима хранения музейных предметов в экспозиции.

ЗАПАСНИК, см. Фондохранилище.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НАУЧНАЯ, вторая стадия учёта основного фонда, на которой фиксируются результаты изучения музейных предметов. С целью юридического закрепления предметов за определённой музейной коллекцией и охраны научных данных о предмете.

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА, вспомогательная форма учёта и научного описания музейного предмета на стадии научной инвентаризации. Инвентарная карточка составляется по графам инвентарной книги и входит в инвентарную картотеку (см. Научно-справочный аппарат).

ИНВЕНТАРНЫЙ НОМЕР, порядковый номер учёта музейного предмета по инвентарной книге. Инвентарный номер проставляется на предмете в процессе научной инвентаризации, составляет часть учётного обозначения.

ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЁТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, нормативный документ Министерства культуры, определяющий порядок учёта, хранения, комплектования и научной обработки музейных предметов, хранящихся в фондах музеев системы Министерства культуры, а также в музеях всех других министерств и ведомств.

КАТАЛОГ МУЗЕЙНЫЙ, систематизированный и аннотированный перечень музейных предметов, построенный на основе определённого принципа в целях отражения и раскрытия музейных фондов и содействия рациональному их использованию. В музейной практике встречаются каталоги в виде отдельных изданий, например, каталоги-определители, каталоги музейных коллекций, каталоги экспозиции (выставки), а также карточные каталоги, называемые картотеками, например, систематические, тематические, предметные, географические, именные, хронологические и другие.

КОНСЕРВАЦИЯ (от латинского «conservatio» – сохранение), комплекс мер, обеспечивающих длительную сохранность историко-культурных и природных объектов путем стабилизации их физического состояния и создания долговременной защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Консервация является одним из важнейших этапов реставрации, а также наиболее строгим и щадящим из реставрационных методов.

ОТКРЫТОЕ ХРАНЕНИЕ, форма хранения и актуализации фондов музея, позволяющая расширить доступ посетителей к наследию. В целях обеспечения сохранности фондов музея открытое хранение должно осуществляться в специально обустроенном помещении хранилище с использованием оборудования, совмещающего функции сейфа и витрины.

РЕСТАВРАЦИЯ (от латинского «restauratio» – восстановление), комплекс научно-обоснованных проектных разработок и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение историко-культурного или природного объекта и выявление его общественной ценности. Реставрационные методы сложились исторически и на каждом этапе определялись отношением общества к памятникам. Совокупность конкретных приемов реставрационных работ – реставрационная методика – определяется характеристиками реставрируемого объекта и поставленными задачами реставрации.

УЧЁТ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ, деятельность музея по оформлению принадлежности поступивших объектов наследия к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам. Учёт музейных фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов, включение фондов музея и отдельного музейного предмета в состав Музейного фонда РФ. Учёт музейных фондов состоит из двух этапов: первичной регистрации (в книге поступлений) и научной инвентаризации (научного описания в инвентарной книге). В учётной документации обязательно фиксируется каждое перемещение музейного предмета внутри музея и за его пределами.

ФОНДОХРАНИЛИЩЕ, помещение в музее или отдельное здание, оборудованное для хранения фондов музея. Предметы в фондохранилище размещаются в соответствии с принятой системой хранения и согласно действующей инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, обеспечивающим режим хранения и безопасность фондов музея.

ХРАНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ, деятельность, направленная на обеспечение физической сохранности музейных предметов. Максимальная сохранность музейных фондов, находящихся в фондохранилище и музейной экспозиции, обеспечивается системой безопасности, оптимально выбранным режимом (температурно-влажностный и световой режим, совокупность средств борьбы с загрязнением воздуха и т.д.) и системой хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев.

3.

ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ, сотрудник музея, организующий научно-фондовую работу музея. Главный хранитель несёт ответственность за сохранность музейных предметов в фондах и в экспозиции музея; руководит работой по учёту, научному описанию, хранению, реставрации и консервации музейных предметов. Обеспечивает координацию комплектования фондов, входит в состав фондовой и закупочной комиссий; контролирует движение фондов музея, а также допуск посетителей (исследователей, стажёров и других лиц) в фондовые хранилища музея; организует научно-исследовательскую и научно-методическую работу по учёту и хранению музейных фондов.

Наши рекомендации