Происхождение и ранняя история славян
1. Источники по ранней истории славян.
2. Происхождение славян.
3. Хозяйство и быт славян во II в. до н.э. – IX в. н.э.
4. Общественный строй славян, формирование классов и государства.
5. Войны с германцами, кочевниками и Византией.
6. Культура и религия древних славян.
Основными письменными источниками по ранней истории славян являются произведения византийских писателей VI – VIII в.в. и «Повесть временных лет». Вещественные (археологические) источники – поселения, погребения, клады. Все вещественные источники принадлежат к определённой археологической культуре. Археологическая культура – это совокупность вещественных источников одного времени, найденных на одной территории и имеющих общие черты. Основные признаки археологической культуры – погребальный обряд, формы керамики, жилища.
Вопрос о происхождении славян всегда интересовал русских историков. С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский предполагали, что славяне пришли на территорию Руси с берегов Дуная примерно в VI в. н.э. Основанием данной гипотезы является «Повесть временных лет». Н.М. Карамзин подвергал эту версию сомнению и считал славян коренными жителями Руси.[1] С.Ф. Платонов считал родиной славян Карпаты.[2] По его мнению, славяне пришли на территорию Руси в VII в. Б.А. Рыбаков, В.В. Хвойка, В.И. Довженок и П.Н. Третьяков доказали, что славяне уже во II в. до н.э. жили в Поднепровье. В.В. Хвойка открыл зарубинецкую и черняховскую археологические культуры и методом сравнения зарубинецких памятников с древнерусскими доказал, что зарубинецкая культура является славянской. Зарубинецкая культура датируется II в. до н.э. – II в. н.э. Ю.М. Кухаренко считал её основой поморско-подклошовую культуру.[3] В.В. Седов и В.Д. Баран обосновали гипотезу о преемственной связи зарубинецкой культуры с поморско-подклошовой, подгорцевско-милоградской культурами и культурой скифов-пахарей. Название поморско-подклошовой культуры произошло от клоша – глиняного погребального сосуда. По мнению В.В. Седова, славяне выделились из индоевропейской общности в V в. до н.э. Первой славянской культурой он считает поморско-подклошовую, родиной славян – Польшу. По его мнению, зарубинецкая и пшеворская культуры возникли в конце II в. до н.э. С формированием зарубинецкой и пшеворской культур В.В. Седов связывал разделение славян на восточных и западных. Зарубинецкую культуру он считает смешанной, так как, по его мнению, подгорцевско-милоградская культура принадлежит балтам. Единственный аргумент в пользу этой гипотезы – названия рек.[4] Однако притоки Днепра, как правило, имеют славянские названия. Различные, но близкие археологические культуры могут быть созданы одним народом. Следовательно, подгорцевско-милоградская культура вполне может быть славянской. Тогда первоначальной территорией славян является не только Польша и Западная Украина, но и Левобережная Украина, Смоленская и Брянская области России, Белоруссия. Б.А. Рыбаков считает, что славяне выделились из индоевропейской общности в бронзовом веке, что под именем скифов-пахарей Геродот упоминал славян. Во II – IV в.в. н.э. зарубинецкая культура распространилась в междуречье Волги и Оки, а в Поднепровье сменилась черняховской культурой. Вопрос об этнической принадлежности черняховской культуры является спорным. Ю.М. Кухаренко считал её скифской. П.Н. Третьяков отрицал славянскую принадлежность черняховской культуры, но не объяснил её происхождение. Он предполагал, что племена, создавшие её, вытеснили славян из Среднего Поднепровья в междуречье Волги и Оки. Славянскую культуру, возникшую на этой территории, П.Н. Третьяков называл позднезарубинецкой. Впоследствии славяне вернулись на Днепр. В.И. Довженок и В.В. Хвойка считали черняховскую культуру славянской, так как территория, на которой, согласно византийским источникам, жили анты, совпадает с территорией черняховской культуры. Отличия черняховской культуры от зарубинецкой В.И. Довженок объяснял развитием производительных сил и римским влиянием. Гипотезу П.Н. Третьякова о вытеснении славян из Поднепровья носителями черняховской культуры В.И. Довженок опровергал тем, что на памятниках зарубинецкой культуры II в. н.э. нет следов военных действий, черняховская культура отличается мирным характером, оружие в её памятниках встречается крайне редко. Важнейшим доказательством славянского происхождения черняховской культуры В.И. Довженок считал её сходство с зарубинецкой.[5] Его предположение об уничтожении черняховской культуры гуннами не подтвердилось. Более убедительное объяснение угасания черняховской культуры и возникновения пеньковской – падение Римской империи и разрыв экономических связей с римскими провинциями. В.В. Седов и В.Д. Баран считают черняховскую культуру смешанной, так как, по их мнению, в её создании принимали участие не только славяне, но и скифы, сарматы, даки, геты, фракийцы. Определяющее влияние на неё оказали скифы и сарматы. Именно они были носителями греко-римских традиций. По мнению В.В. Седова, славяне занимали второе место. Гипотеза о ведущей роли скифов исарматов в формировании черняховской культуры основана на исследовании погребений. Памятники черняховской культуры, найденные на территории зарубинецкой культуры, В.В. Седов считает славянскими. Славяне и скифы сохраняли свои особенности погребального обряда, жилища, керамики. Следовательно, возникает вопрос о правомерности объединения их в одну археологическую культуру. По мнению В.Д. Барана, это была не этническая, а политическая общность. Политическая власть принадлежала готам, но в создании черняховской культуры они не принимали участия.[6] Однако готы появились в Причерноморье в III в. н.э., а черняховская культура датируется II – V в.в. Война между славянами и готами была в 70-х г.г. IV в. В открытом бою славяне победили готов, но готы обманом взяли в плен и убили славянского вождя Божа (Буса). Господство готов продолжалось не более года. Поэтому определение черняховской культуры как общей для народов, покорённых готами, неправомерно. Следовательно, чтобы определить этническую принадлежность черняховской культуры, необходимо уточнить её границы. В.И. Довженок определял территорию черняховской культуры как междуречье Днепра и Днестра в среднем течении, то есть как южную часть территории зарубинецкой культуры. В.В. Седов относит к черняховской культуре также памятники Северного Причерноморья, Польши, Венгрии, Румынии. Таким образом, разногласия по вопросу об этнической принадлежности черняховской культуры объясняются различиями в определении её территории. Для II – V в.в. характерны постоянные экономические и культурные связи между славянами, скифами и сарматами. К концу этого периода славяне заняли Северное Причерноморье. Таким образом, славяне – коренные жители Поднепровья. Во II – IV в.в. славянские поселения появились в междуречье Волги и Оки, во II в. – на верхнем и среднем Днестре, к концу IV в. – в Северном Причерноморье. Поскольку зарубинецкая и пшеворская культуры возникли одновременно, их общей основой является поморско-подклошовая культура, памятники пшеворской культуры найдены на территории Польши, там, где, по данным римских историков, жили венеды, возможно, что славяне разделились на восточных и западных во II в. до н.э. Следовательно, это время можно считать началом истории России. Первоначальная территория восточных славян – западные области России, Украина и Белоруссия.
Основой экономики восточных славян было земледелие. Славяне выращивали ячмень, пшеницу, просо, бобы. Рожь и овёс ещё не получили широкого распространения. В среднем течении Днепра, в бассейнах Южного Буга и Днестра уже в эпоху черняховской культуры возникло пашенное земледелие. Основным орудием обработки земли был колёсный плуг. В Верхнем Поднепровье, в междуречье Волги и Оки во II – VI в.в. господствовала подсечно-огневая система земледелия. Пашенное земледелие распространилось в первой половине VIII в. Основными земледельческими орудиями были деревянное рало с железным наконечником и борона-суковатка. Земледелие сочеталось с животноводством. Славяне разводили лошадей, коров, коз, свиней. Охота и бортничество играли второстепенную роль в хозяйстве по сравнению с земледелием и животноводством. Пашенное земледелие давало гарантированный прибавочный продукт, что создавало предпосылки для отделения ремесла от земледелия.[7] Кузнечное ремесло возникло в первой половине I тысячелетия до н.э., ювелирное, гончарное и стекольное – во II – IV в.в. под влиянием греко-римской культуры. После распада Римской империи и разрыва связей с римскими провинциями эти ремёсла были забыты, но к середине VIII в. восстановлены. Найденные археологами изделия из глины и дерева свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла. Тогда же славянские кузнецы освоили производство стали. Стальные изделия отличались неоднородной структурой и неравномерным распределением углерода.[8] Славянские поселения имели определённую планировку. Дома деревянные, квадратной или прямоугольной формы, углублены в землю примерно на 0,5 м. В углу находилась каменная или глиняная печь, во дворе – хозяйственная яма. Естественным следствием разделения труда была торговля. В славянских поселениях I – V в.в. найдены римские монеты, в VIII – IX в.в. – арабские. В VI – VIII в.в. у славян появились города – военные, административные и торговые центры. Экономическими центрами восточнославянских земель стали Новгород и Киев – ключевые пункты на пути «из варяг в греки».[9] Общественным строем славян в VI – VIII в.в. была военная демократия. В это время выделилась знать и возникло патриархальное рабство. Высшим органом власти было вече. В VI в. славяне были известны византийским авторам под именем антов. Тогда же восточные славяне поселились в бассейне озера Ильмень, в междуречье Днестра и Прута. В VIII в. первые славянские поселения появились на Дону. Основным торговым партнёром и, в то же время, противником была Византия. Целями походов на Византию были выгодные условия торговли с ней и заселение её северных окраин. В результате славянской колонизации византийских земель возникли южнославянские государства. Тем не менее славяне были союзниками Византии в борьбе с аварами. В этом заключалась главная причина нашествия авар на антов в 602 г. Авары разрушили племенное объединение антов и на несколько веков задержали процесс формирования государства у восточных славян.[10] В 626 г. восточные славяне вместе с аварами участвовали в осаде Константинополя и в связи с этим событием впервые упоминаются в византийской хронике под именем русов. Следовательно, название «Русь» – не скандинавское, а славянское.[11] В VII – VIII в.в., после распада племенных объединений антов и дулебов, началось формирование новых союзов племён, упомянутых в «Повести временных лет». Поляне жили в среднем течении Днепра, между Киевом и рекой Рось, северяне жили на левом берегу Днепра, по берегам Десны, Сейма и Сулы, древляне – западнее Днепра, уличи – в низовьях Днепра и Южного Буга, тиверцы – в междуречье Днестра и Прута, волыняне и бужане – в верховьях Западного Буга, хорваты – в Закарпатье, словене – в бассейне озера Ильмень, кривичи – в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, вятичи – на Оке, радимичи – на Соже, дреговичи – между Припятью и Западной Двиной. В VIII в. поляне, северяне, радимичи и вятичи подверглись нашествию хазар. Хазары брали дань с покорённых племён и тем самым препятствовали их экономическому развитию.[12] По мнению С.Ф. Платонова, славяне терпели хазарское иго только потому, что хазары давали им возможность беспрепятственно торговать с северными провинциями Арабского халифата.[13] Для освобождения от хазар, обороны от печенегов и шведов необходимо было объединение всех восточных славян в одно государство. Социально-экономические предпосылки образования государства на Руси сложились к началу IX в.
Религия восточных славян отражала их хозяйство и быт. Первоначально верховным божеством считалась богиня Солнца, мать всего живого на земле. По мнению Я.Е. Боровского, она называлась Славой, и от её имени произошёл этноним «славяне». Доказательством этого является распространённость корня «слав» в славянских именах и географических названиях. Верховную богиню изображали с кустом или птицей в руках, в сопровождении символов Солнца и жизни. Я.Е. Боровский предполагает, что слова «Слава» и «Солнце» происходят от одного корня. Реки считались детьми богини Солнца.[14] Позднее верховным богом стал Сварог, бог неба. В VIII – IX в.в. его культ слился с культом Перуна, бога грозы, покровителя воинов. Даждьбог (бог Солнца) и Сварожич (бог огня) считались его сыновьями. Основные праздники были связаны со сменой времён года: Коляда – зимнее солнцестояние, масленица – проводы зимы и начало весны, русальная неделя – начало лета, поминание умерших, день Купалы – летнее солнцестояние. В этот день собирали травы, купались в реках, прыгали через костёр, то есть совершали очистительные обряды. Важнейшими праздниками были начало сева и праздник урожая. Перед севом одевались во всё новое. Первую борозду проводил или мальчик, или самый уважаемый старик. Сев начинали с зёрен из первого снопа. На празднике урожая первый кусок нового каравая давали лучшему работнику. Хлеб подносили молодожёнам. Славяне верили в загробную жизнь. Русалки – души умерших, род(домовой, чур, щур) – родоначальник и покровитель рода. Но основой древнеславянской религии было поклонение Солнцу и воде, что характерно для земледельческих народов. Религия славян влияла на их быт и материальную культуру. В религиозных обрядах использовались вышитые полотенца: ими связывали руки молодожёнам, бросали из окон дома, в котором был покойник, в полотенце заворачивали новорождённого, подносили хлеб и соль гостям. На полотенцах вышивали изображения богини-матери в сопровождении всадников или храмы с идолами. Вышивкой украшали одежду, особенно ворот и рукава. Вышивке придавали магическое значение. Верования древних славян отразились и в строительстве жилищ. Очаг противопоставлялся «красному углу», порог и окна рассматривались как границы мира, окна украшались наличниками, которые, как и вышивка, должны были служить оберегами.[15] Таким образом, восточные славяне – коренные жители Поднепровья. Началом русской истории можно считать II в. до н.э. – время возникновения зарубинецкой культуры. Основой хозяйства восточных славян было земледелие. В IX в. оно давало постоянный прибавочный продукт, что создавало предпосылки для разделения труда, развития торговли и формирования классов. Уже в VI в. родовая община сменилась соседской. Экономические связи между союзами племён и совместная борьба против внешних врагов способствовали образованию древнерусской народности. Объединение восточнославянских племён в единый народ и формирование классов создавали предпосылки образования государства.
[1] См. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. // Москва. 1988. №1. С. 107 – 108. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т.1. М., 1988. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.1. М.,1987.
[2] См. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч.1. М., 1994.
[3] См. Довженок В.И. Об этнической принадлежности населения черняховской культуры. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.
[4] См. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
[5] См. Довженок В.И. Об этнической принадлежности населения черняховской культуры…
[6] См. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян… Баран В.Д. Проблемы этнокультурного развития населения лесостепной зоны Восточной Европы в первой половине I тыс. н.э. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.
[7] См. Довженок В.И. Об этнической принадлежности населения черняховской культуры… Шмидт Е.А. О земледелии в верховьях Днепра во второй половине I тыс. н.э. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.
[8] См. Сухобоков О.В., Вознесенская Г.А., Приймак В.В. Клад орудий труда и украшений из Битицкого городища. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев,1989.
[9] См. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч.1…
[10] См. Приходнюк О.М. Анты и пеньковская культура. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.
[11] См. Боровский Я.Е. Старославянские, византийские и старогрузинские источники о походе русов на Царьград. // Древности славян и Руси. М., 1988.
[12] См. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.1. М., 1987.
[13] См. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч.1…
[14] См. Боровский Я.Е. О названии великой богини славян. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.
[15] См. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т.1… Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.