История древнееврейского народа
Древние предки евреев, входившие в состав более крупной общности западно-семитских племен еще в первой половине второго тысячелетия до нашей эры являлись кочевниками-скотоводами. Они кочевали со своими стадами по сирийско-арийской пустыне и прилегающим степным участкам. Проживали к востоку и юго-востоку от палестины. мобильный образ жизни сказывался на особенностях материальной культуры. Поэтому начальный этап истории древних евреев изучен слабо. Трудность изучения не только в отсутствии археологических данных, но и в крайне фрагментальных сведениях об источниках до XIII века до нашей эры. В то же время, древние евреи прошли через стадию родоплеменного строя, еще в глубокой древности сформировался союз нескольких племен под общим названием «Израиль». Такому примитивному общественному строю соответствовали определенные религиозные представления. Возможно, религия древних евреев прошла те же стадии, что и религии других народов Востока. Даже в более поздний период в этой религии можно обнаружить пережитки примитивных религиозных представлений, например культ животных и природных стихий, культ предков, элементы магии и другие. Очевидно, что изначально религия древних евреев имела политеистический характер. но в ней быстро из пантеона богов выделяется один бог – Яхве. Именно он становится общим объектом поклонения у всех древнееврейских племен.
Вероятно, еще в древности в момент возвышения Яхве формируется определенное представление о договоре между богом и еврейским народом.
Важным направлением изучения истории древних евреев является проблема их пребывания и исхода их Египта. По мнению исследователей возможно в данном сюжете ветхого завета присутствуют отдельные исторические свидетельства, хотя серьезных данных для подтверждения информации крайне мало. Многие исследователи удивляются тому, что в самих египетских документах нет фактически никаких данных о пребывании целого народа довольно продолжительный период времени на египетской территории. В то же время учёные отмечают, что евреев египтяне рассматривали как чужеземцев и использовали на тяжелых принудительных работах, поэтому вполне закономерно.
До современных историков дошел один отчет египетского пограничного офицера, в котором он сообщал, что разрешил племенам Шасу из Эдома пересечь границу и пройти вглубь территории Египта вместе со своим скотом и имуществом. Термином Шасу египтяне называли как раз племена сирийской полупустыни, которые занимались скотоводством, а название «Эдом» обозначает местность и одновременно народ, родственный израильтянам, проживающий в южной Палестине. Таким образом, если и было пребывание семитоязычных скотоводческих племен на территории Египта, то вероятнее всего оно было недолговременным и обусловлено внешней угрозой.
Есть другой важный источник по ранней истории древних евреев – так называема «Стела Израиля» - каменный обелиск, который был воздвигнут в честь египетского фараона Мернептаха в 1243г до н.э. Эта стела повествует о военных успехах египтян на территории Северо-Палестинского региона. Этот памятник важен прежде всего тем, что здесь впервые (во всяком случае достоверно) употребляется термин Израиль в качестве обозначения единого древнееврейского народа.
Не менее сложной проблемой ялвяется проблема непосредственного появления евреев в Палестине и их взаимоотношение хананейским населением, которое проживало здесь.
Согласно ветхозаветной традиции, после исхода из Египта в конце II тысячелетия до н.э. евреи вторгаются на территорию Палестины и начинается процесс её покороения, где проживало хананейское население. В период завоевания Ханаана, израиль (народ) представлял собой союз 12 племен, однако прямых свидетельств ахреологических и письменных, которые охватывают период с середины XIII по середину XX веков до н.э. (образование первое древнеевр. гос.) опять же крайне мало. Совершенно очевидно, что на начальном этапе после вторжения в Палестину древние евреи продолжали заниматься преимущественно скотоводством. Но постепенно в результате взаимодействия с местным Хананейским населением, они стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, садоводством (виноградарство, выращивание оливок). Кроме этого, под влиянием местного хананейского населения, у евреев получает развитие гончарное ремесло, ткачество, обработка меди и получение бронзовых сплавов, но железоделательное производство на этом этапе у евреев еще не получило развитие. Хотя у других народов этот процесс уже начинался.
Практически одновременно с евреями в Сирию и Палестину стали вторгаться племена, которые в египетских папирусах известны под названием «Народы моря». Известно что это были не семитоязычные племена, которые населяли побережье малой Азии и острова Эгейского моря. В Ветхозаветной традиции эти племена получили наименование «филистимляне». Они очень быстро захватили морское побережье Палестины и основали здесь несколько крупных торговых и одновременно военных городов. Таких как Аскалон, Аш-дод, Гатт и ряд других. Согласно археологическим данным, именно филистимляне принесли на территорию Палестины традицию добычи железной руды и изготовления железных орудий труда и особенно предметов вооружения. Использование предметов вооружения и железа на начальном этапе как раз и обеспечивало превосходство филистимлян над хананеями и еврейскими племенами. Кроме этого, второй фактор, обеспечивший успех филистимлян заключался в том, что еврейские племена оказались разобщенными и не могли первоначально достигнуть единства и даже воевали между собой. В этот период времени (II тысячелетие до н.э.) евреи находились на догосударственном уровне, поэтому консолидация таких племен наблюдалась только в период серьезной внешней опасности. В период опасности во главе этого объединения становился один предводитель и он носил титул «судья». После ликвидации внешней угрозы права и обязанности судьи существенно уменьшались и он занимался уже только решением мелких судебных процессов, мелких тяжб и фактически не обладал никакой политической властью. В мирное время так же действовал совет старейшин, в который входили представители родов древних евреев.
Постепенно древние евреи всё более включаются в социально-экономические процессы в регионе (Палестина и сопредельные районы), идёт развитие ремесла, торговли, усиливаются процессы социальной дифференциации, появляется рабство (в классической форме). К началу I тысячелетия до н.э. у древних евреев сформировались фактически все основные внутренние предпосылки для образования государства и кроме того, этому процессу во многом способствовали военные действия, военная угроза со стороны филистимлян. Первое древнееврейское государство образовалось в конце XI века до н.э. В процессе военных действий с филистимлянами был избран единый царь евреями по имени Саул.
Первому царю Саулу удалось одержать несколько крупных побед над филистимлянами, но в одном из сражений Саул погибает вместе с тремя своими сыновьями и возникает вопрос о приемнике. Не смотря на краткость своего правления, тем не менее уже сложились определенные внутриполитические группировки среди еврейского общества и в частности, одной из таких группировок удалось привести на царствование зятя Саула по имени Давид. Новый правитель прежде всего продолжил политику своего предшественника и также смог одержать ряд крупных побед над противниками. Ему удалось освободить практически все захваченные филистимлянами города на территории Палестины. Кроме того, ему удалось окончательно сплотить древних евреев под своей единой властью. Решив вопрос с филистимлянами, Давид провёл ряд успешных военных операций и захватил определенные области в соседней Сирии, а также вынудил такой народ как арамеи платить Израилю дань.Кроме этого, ему удалось навести порядок в самой Палестине. В частности, он смог отвоевать у местного хананейского послеления город Иерусалим.Именно при Давиде этот город официально провозглашается столицей государства Израиля. При Давиде впервые создается обще-еврейский религиозный центр, который в тот период времени был представлен обще-еврейской скинией(переносной храм в виде шатра).источники характеризуют Давида как успешного полководца, но в то же время отмечают, что в его политике просматривались черты, характерные для восточного деспотизма. Его характеризуют как умного политика, но готового пойти на многое (жестокие подавления восстаний, нарушение договоров и т.д.). В археологическом отношении непосредственных свидетельств, характеризующих период правления Давида практически нет, поскольку все основные усилия и ресурсы были направлены на решение внешнеполитических военных задач.
Зато останки правления следующего царя – сына Давида – Соломона в археологическом плане представлены гораздо более масштабно. В частности, в Иерусалиме в нескольких местах сохранились стены и ворота, которые были воздвигнуты во время его правления. Кроме того, активное строительство в период правления Соломона было организовано в городах Гезер, Хацер, Мигида. Согласно ветхозаветным источникам, указанные три города всегда следовали в списке библейских городов после Иерусалима, тем самым подчеркивалась их особая значимость, их особый статус. Кроме того, именно при Соломоне создается и воздвигается первый каменный храм древних евреев, который и становится их религиозным символом. Согласно письменным источникам, Соломон оценивался современниками как мудрый правитель и период правления Соломона и его предшественника Давида в целом оценивается как золотой век в истории древнееврейского государства. Именно в период правления Соломона наладились устойчивые торговые отношения с Египтом, с государствами передней Азии и Месопотамии. В целом, древнееврейское государство по уровню социально-экономического, политического, военного и религиозного развития мало чем отличалась от других ближневосточных государств.
При Соломоне была окончательно сформирована административная система, которая постепенно стала превращаться в огромный бюрократически аппарат. При Соломоне была сформирована достаточно сильная армия, которая позволяла сформировать границы государства.
Не смотря на бурное развитие древнееврейского государства, вскоре после смерти Соломона, в середине XX века до н.э. происходит распад единого государства на две части (два царства) – Южное царство (Иудея) и Северное царство (Израиль). В результате очень скоро оба эти царства оказались в орбите интересов соседних государств и начинается период активного завоевания территории Палестины. Уже в начале IX до Р.Х. на территории Месопотамии занимает прочные позиции государство под названием Ассирия, которое начинает вести достаточно агрессивную внешнюю политику. С середины XVIII века до н.э. количество военных походов заметно увеличивается и частности, в 744 году ассирийский царь Тиглатполосар III подчиняет могущественное государство Вавилон. Месопотамия попадает под влияние Ассирии. Последние десятилетия VIII века до Р.Х. ассирийские цари резулярно совершают военные рейды на территорию Сирии и Палестины. Такие походы заканчиваются разорением городов и уводом в плен населения. В 722 г. до н.э. окончательно была решена участь северного царства и в частности, ассирийский царь Саргон полностью захватил территорию северной Палестины и почти всё население было депортировано на территорию Месопотамии. И там еврейские переселенцы были полностью ассимилированы.
В конце VII века до Р.Х. обстановка изменяется. В частности, в 625 г до Р.Х. Вавилон поднимает восстание против Ассирии. Для того чтобы оно оказалось более успешным, Вавилон заключает военно-политический союз с Мидией (государство на территории Ирана). В результате этого объединенного удара, империя ассирийцев падает и на первое место в Месопотамии вновь выходит Вавилон. После своего возвышения, Вавилон начинает проводить ту же внешнюю политику завоеваний в отношении к Сирии и Палестине. Однако, территория Палестины в это время попадает в сферу интересов Египта. В частности, в 609 году египетские войска по приказу фараона Нэхо вторгаются на территорию Святой земли. В результате военного столкновения между египетскими войсками фараона Нэхо и иудейским царем Иосием древние евреи терпят поражение, а сам иудейский царь по личному приказу фараона был убит. После этого египетские войска продвигаются дальше и вторгаются в северную Сирию, однако Вавилон сам претендовал на территорию Сирии и Палестины, поэтому в 605 году до н.э. туда были выдвинуты Вавилонские войска, которым удалось одержать победу над египтянами. В результате Вавилонскому царю Навуходоносору фактически удалось подчинить территорию Сирии (Палестины), по крайней мере поставить эту область под свой контроль.
В 597 году и 586 году Вавилон по приказу Навуходоносора совершают два опустошительных похода против Иудеи как раз во время второго похода (586г), был захвачен город Иерусалим, который был значительно разграблен и разрушен. Во время этого военного похода и был разрушен первый храм царя Соломона. Кроме этого, значительная часть иудеев был а переселена на территорию Месопотамии и начинается почти полувековой период «вавилонского пленения» однако, в середине VI века до Р.Х. на территории Ирана формируется новое сильное государство – Персия, которое объединило персидские и мигийские племена. В 550 году до н.э. правителем Персии (династия Ахиминидов) – Кир II, который начинает проводить активную военную политику и в 539 ему удается нанести сокрушительное поражение Вавилону и тем самым Персия получает гегемонию не только на территорию Ирана, но и на Месопотамию и также сопределньных районов Сирии и Палестины. В 538 г. иудеям разрешают вернуться обратно из Месопотамии на территорию Святой земли. Заканчивается Вавилонское пленение. Однако, после возвращения евреев, им уже не удалось создать какое либо сильное государство, которое бы заняло значительное место, поэтому в последние периоды Палестина находилась в постоянной зависимости от соседних государств. АНДРЕЙ ТАМБОВ НАЙТИ