Музейная аудитория – это общность людей, объединённых интересом к музею, что находит выражение в определенной активности и мотивации его посещения
Аудитория рассматривается, прежде всего, по социально-демографическим признакам: образовательный уровень, профессиональная принадлежность, возраст, пол, место жительства. Каждый из этих признаков необходимо учитывать, вступая в контакт с людьми, но наибольшее значение, как показывает практика и проведённые в музеях исследования, имеет образовательный фактор. Прежде всего, уровень образования сказывается на отношении людей к музею, к его экспозициям и культурно-образовательным программам.
С точки зрения проявления активности по отношению к музею, аудитория делится на реальную (на тех, кто пришёл в музей) и потенциальную. Значение последней характеристики со всей определённостью было осознано в последние десятилетия: в различных исследованиях специально анализируются факторы, препятствующие посещению музея, причины отсутствия интереса к нему у части (прямо скажем, большей) населения. Если бы каждый музей смог ответить на вопрос, «почему они не пришли», то его реальная аудитория значительно возросла.
Активность аудитории характеризуется частотой посещения музея людьми, на основе этого критерия появляется возможность говорить о постоянной и нестабильной аудитории. Наличие ядра постоянных посетителей – это очень существенный качественный показатель культурно-образовательной деятельности музея, свидетельство его общественной значимости, интереса к нему людей.
Музейную аудиторию анализируют с точки зрения направленности её интересов на определённые виды музейной коммуникации. В этом случае выделяется аудитория выставок или лекториев, посетители «выходного дня», те, кто участвуют в научных исследованиях музея и пр. Это подчас совершенно разные аудитории – по своему демографическому составу. Интересам, предпочтениям, требованиям. Которые они предъявляют к музею.
Весьма существенным моментом для характеристики аудитории музея является степень её подготовленности и предрасположенности к восприятию. Осознание этого послужило поводом для выделения в структуре аудитории посетителей с высоким уровнем подготовки («знатоки»), со средним уровнем и «случайных» (или «непрофильных»). Обычно подобная классификация применяется для характеристики аудитории художественных музеев. Причём главным критерием для выделения этих типов является не только искусствоведческие познания людей, сколько степень их эмоциональной отзывчивости на наличие навыков данного вида искусства «насмотренности».
Уровень готовности к восприятию музейной информации характеризуется также с помощью понятия музейная культура посетителя. Характеризуя степень готовности человека к восприятию, исследователи обязательно используют такие показатели, как обращение людей к различным источникам предварительной информации о музее(книги, периодическая печать, рекламные издания, радио и телевизионные передачи) и частоту посещения музеев и выставок, т.е. музейную эрудицию человека.
Особое значение проблема музейной культуры приобретает в связи с анализом детской аудитории. Общеизвестно, что восприимчивость человека к любому феномену культуры зависит от того, насколько рано сформировались его эстетические запросы, навыки восприятия. Это положение вполне может быть перенесено в область музейного воздействия: чем раньше начнётся приобщение детей к музею, тем, предположительно, более высоким окажется уровень их музейной культуры в будущем.
Облик музейной аудитории изменчив. На различных этапах она может быть качественно иной.
АНКЕТА ПОСЕТИТЕЛЯ, опросный лист, адресованный посетителю музея. По форме – вопросы анкеты посетителя разделяются на открытые, предполагающие ответ в свободной форме и закрытые – ответ, на которые заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. По содержанию – вопросы анкеты делятся на объективные, выявляющие социально-демографические характеристики посетителя и субъективные, которые выявляют социально-психологические установки опрашиваемого, его отношение к музею. Основные правила построения анкеты посетителя – логическая последовательность тем; постепенное усложнение вопросов; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; оптимальное количество вопросов; анонимный характер ответов.
АНКЕТНЫЙ ОПРОС ПОСЕТИТЕЛЕЙ, одна из основных процедур получения информации в комплексных музееведческих исследованиях. Способы анкетного опроса: групповое анкетирование в присутствии исследователя, индивидуальное анкетирование в присутствии исследователя, заочное или «почтовое» анкетирование.
2.
АБОНЕМЕНТ музейный, документ, предоставляющий право посещения клубов, лекториев, тематических занятий и других периодических мероприятий музея в течение определённого времени. Абонемент является частью документации культурно-образовательной работы музея.
ВНЕМУЗЕЙНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, формы культурно-образовательной и выставочной работы, осуществляемые вне музея с использованием музейных коллекций (выездные экскурсии и тематические занятия, мероприятия, передвижные выставки и др.).
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР, часть музея, где сконцентрирована работа с детской и семейной аудиторией; включает кружки, студии, клубы, творческие мастерские, лектории. Детский центр использует для своей работы экспозицию музея, частью которого он является, реже создает собственные экспозиции и выставки.
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ МУЗЕЙНАЯ, технология, предполагающая активное участие музейной аудитории в процессе музейной коммуникации с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства. Осуществляется путём создания особой интерактивной среды (музейная экспозиция или интерактивные зоны). Используется в формах культурно-образовательной деятельности (интерактивные занятия, театрализованная экскурсия, ролевая игра), а также при разработке сопроводительных материалов (листки активности, творческие задания, интерактивные путеводители). Приобретает все большее значение в музейной деятельности, при контактах с детской и взрослой аудиторией.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, одно из основных направлений деятельности музея, посредством которого реализуется функция образования и воспитания. Осуществляется через разнообразные формы работы с музейной аудиторией. Теоретическими основами культурно-образовательной деятельности являются теория музейной коммуникации и музейная педагогика. Культурно-образовательная деятельность основывается на дифференцированном подходе к музейной аудитории и оценивается по социальному эффекту. Осознание своей миссии в обществе ориентирует современный музей не только на удовлетворение потребностей сообщества, но и на формирование.
ПЕДАГОГИКА МУЗЕЙНАЯ, интеграционная научная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты музейной коммуникации и методически обеспечивает культурно-образовательную деятельность музея. Музейная педагогика начала формироваться на рубеже 19–20 веков, когда выделение работы с посетителями в особое направление сопровождалось её теоретическим осмыслением. Современные исследования посвящаются специфике музейного образования, интеграции музея в систему образовательных институтов, музейной аудитории, модернизации культурно-образовательной деятельности в условиях распространения информационно-коммуникационных технологий, использованию новых образовательных технологий и форм, основанных на отношении к посетителю как активному участнику музейной коммуникации.
ФОРМЫ РАБОТЫ с музейной аудиторией, способы реализации культурно-образовательной деятельности музея. Формы работы с музейной аудиторией обладают как устойчивостью, так и подвижностью. К базовым формам работы с музейной аудиторией относятся: экскурсия, лекция, консультация. В современной музейной практике активно используются такие формы работы, как научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубная работа (кружок, студия), конкурсы (олимпиада, викторина), концерты (литературный вечер, театрализованное представление), музейный праздник, историческая игра. Их синтез и соединение с формами, заимствованными из других практик, становятся основой для появления новых форм (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арттерапевтическое занятие), что стимулирует расширение музейной аудитории и интеграцию музея в местное сообщество.