Этногенез и древнейшая (дописьменная) история славян: археологические данные
Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Вообще, язык - надежный признак всякой этнической общности, однако лингвистика изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен этногенезу. Языкознанию недостает пространственной и хронологической определенности. Антропология изучает антропогенез, который часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдаленным периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. Вспомогательная роль принадлежит и ономастике. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, по ним можно представить историю только от средневековой поры.
Безусловно, важнейшими в изучении древнейшей истории славян являются данные археологии. В современных археологических изысканиях весьма широко применяются естественно-научные методы: датировки по радиокарбону, дендрохронология, палинологические, флористические и фаунистические анализы, металлография и др. Все это при постоянном пополнении источнико-вого фонда делает выводы археологии исторически достаточно конкретными и все более и более точными. Но в силу специфики своей источниковой базы археология самостоятельно изучает опять-таки не целостный этногенез, а лишь его важную часть – культурогенез.
Как полагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена – носители археологической культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине III – II тысячелетий до н. э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Карпатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере.
Археологические поиски ведутся в последние десятилетия на основе теории об автохтонности славян (автохтон – коренной житель).
Впервые серьёзно об археологии как науке начали говорить на рубеже XIX-ХХ веков. Это было связано с раскопками, которые велись на Украине.
Культура | Время | Место распространения |
Неолит и энеолит | ||
Трипольская | 3 тыс. до н.э. | Западная Украина, Молдавия, Румыния |
Фатьяновская | 2 тыс. до н.э. | Верхнее и среднее течение Волги |
Бронзовый век | ||
Унетицкая | XVIII-XV вв. до н.э. | Чехия, Словакия, юг Германии, восток Австрии, запад Польши |
Тшинецкая | XVI-XII вв. до н.э. | Между р.Варта и р.Сейм (запад Украины, запад Белоруссии, восток Польши) |
Лужицкая | XIII-IV вв. до н.э. | Чехия, Германия, запад Польши (не доходя до Балтийского моря) |
Железный век | ||
Поморская | VI-II вв. до н.э. | Польша, запад Украины и Белоруссии |
Чернолесская | VIII-VI вв. до н.э. | Поднепровье |
Пшеворская | II в. до н.э. – II в. н.э. | Запад Польши |
Зарубинекая | II в. до н.э.– II в. н.э. | Среднее течение Днепра |
Черняховская | II-IV вв. н.э. | Западная Украина, Молдавия, восток Румынии |
Пражская | VI-VII вв. н.э. | Восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния |
В начале ХХ в. украинский археолог В.Хвойка к югу от Киева, близ села Триполье, раскопал остатки сгоревших сооружений, в основе которых находились огромные глиняные площадки. Здесь он обнаружил множество керамических сосудов, расписанных затейливыми узорами; статуэтки женщин; каменные, костяные и металлические орудия труда, оружие.
Эта археологическая культура относится к эпохе энеолита. Она распространена между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем. Трипольская культура является наиболее древней из всех, которые в той или иной мере считают протославянскими, и охватывает период с 4-го тыс. до н. э. по вторую половину 3-го тыс. до н. э.
Поселения трипольцев расположены на укрепленном валами и рвами плато, состоят из 10-15 глинобитных жилищ, среди которых встречаются и двухэтажные. К основным занятиям трипольских племен относятся скотоводство, земледелие, охота, рыболовство. Племена вели активный обмен с соседними племенами, в частности, с жителями Балканского полуострова, откуда они получали медь. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о господстве в этой культуре матриархата, почитании Великой матери.
Вероятно, очень сильно развиты были и аграрные культы, культ огня. Долгое время оставалось загадкой отсутствие трипольских захоронений, пока в одном из раскопов не был обнаружен ритуальный сосуд для сжигания тел. Причем пепел трипольцы не подвергали захоронению, а развеивали по ветру. Сам В.Хвойка, а вслед за ним и многие другие исследователи считали трипольскую культуру протокультурой восточных славян, однако существует и небезосновательное мнение о ее полиэтничности.
Огромное количество споров вызывает и фатьяновская археологическаякультура, которая относится к эпохе позднего энеолита и раннего бронзового века (первая половина II тыс. до н.э.). Название свое эта культура получила по могильнику, раскрытому у д.Фатьяново Ярославской обл. в 1873 г. Поселения фатьяновцев не найдены. Предположительно они занимали уже существовавшие поселения местных племен или селились в труднодоступных местах (на болотах или в лесах). Фатьяновская культура известна по захоронениям. Умерших хоронили в скорченном положении: мужчин на правом боку головой на запад, женщин на левом боку головой на восток. В ямах и внутримогильных сооружениях из дерева или бересты находят бронзовое оружие, каменные, реже медные орудия труда, глиняные сосуды, украшения из янтаря, раковин, зубов животных. Фатьяновцы являются предками славян, балтов и германцев.
Некоторых элементы славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских культур бронзового века: унетицкой, тшинецкой, лужицкой. Унетицкая культура распространена в первой половине II тыс. до н.э. на территории Силезии, Саксонии и Тюрингии, Чехии и Нижней Австрии. Поселения этих племён состояли из четырёхугольных домов с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти племена занимались земледелием и скотоводством, бронзолитейным делом. Постепенно культура видоизменяется, происходит переход к трупосожжению. Во второй половине II тыс. до н.э. на этой территории складывается лужицкая культура.
С XV в. до н. э. на территории Польши параллельно существовали две культуры: лужицкая и к востоку от нее тшинецкая.
Тшинецкая археологическая культурараспространена в средней полосе Центральной и Восточной Европы, примерно от р. Варта на западе до р. Сейм на востоке, существовала примерно с XVI в. до середины XII в. до н.э., а затем вошла составным элементом в лужицкую культуру. Названа по остаткам поселения близ Тшчинца (Trzciniec) Люблинского воеводства (Польша). Археологи обнаруживают достаточно большое количество неукрепленных поселений, состоящих из землянок и небольших наземных жилищ. Тшинецкая культура характеризуется трупоположением, бескурганными и курганными могильниками. Для тшинецкой культуры характерны каменные и кремневые орудия, поделки из бронзы. Племена занимались животноводством и земледелием. Б.А. Рыбаков на основе анализа размещения тшинецко-комаровской, пшеворской, зарубинецкой и пражско-корчакской археологических культур, а также данных о венедах Плиния, Тацита и Птолемея – современников этих культур - считает «область тшинецко-комаровской культуры первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян, оставшихся на этом пространстве после того, как затихло грандиозное расселение индоевропейцев - "шнуровиков". Эта область может быть обозначена несколько туманным словом "прародина"» (Рыбаков, 1981, с. 19).
«Лужицкая культура была, очевидно, разноэтическим комплексом, охватившим половину праславян, часть прагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племен на юге, где бронзолитейное дело стояло очень высоко» (Рыбаков). В 13—4 вв. до н. э. она занимала территорию от побережья Балтийского моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни. Название получила от исторических областей Верхняя и Нижняя Лужица (на юго-востоке Германии), где впервые были найдены могильники и поселения лужицкой культуры.
Лужицкие племена занимались земледелием и скотоводством. Среди находок много керамики, найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и простые каменные зернотерки; обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Как и предшествующие культуры, племена лужичан не знали гончарного круга, но изготовляли высококачественную разнообразную глиняную посуду: амфоровидные сосуды и кувшины, различные чаши, миски, сосуды яйцевидной формы. Племена лужицкой культуры сжигали умерших, а прах погребали в урнах, которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и разнообразных сосудов, видимо, с пищей. Такие могильники называются "полями погребений" или "полями погребальных урн". В VII - VI вв. до н. э. распространилась металлургия железа, которая очень быстро стала господствующей в производстве.
В настоящее время есть все основания отождествлять население среднеевропейской общности полей погребальных урн с древнеевропейцами (рис. 2). Ситуация внутри общности, по данным археологии, была совершенно такой же, что вырисовывается по фактам лингвистики. Это историческое образование родственных племен, которым были свойственны единообразный быт, домостроительство и обрядность, даже экономика и, что весьма существенно, общность духовной жизни. Племена внутри общности самым теснейшим образом взаимодействовали между собой.
В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные лужицкие поселения, занимающие площадь в несколько гектаров. Поселок огораживался оборонительной стеной, выстроенной из трех рядов деревянных срубов, которые внутри заполнялись глиной, землей и камнями. Дома были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было несколько отдельных больших помещений.
Милоградская культурабыла обнаружена в местечке Милоград в Белоруссии. Территория распространения – юг нынешней Белоруссии, север нынешней Украины VII-II век до нашей эры. По захоронению, по типу погребения она напоминает и Лужицкую культуру, и другие культуры, которые были позже. милоградскую културу связывают с разными этносами: и с кельтами, и со скифами, и с древними славянами.
Зарубинецкая культура названа по местечку Зарубинец на Украине. Охватывала территорию современного Поднепровья и бассейна реки Припетье. Время – с III-II веков до нашей эры по III-V века нашей эры. Зарубинецкая культура представлена поселениями, находившимися недалеко от водоёмов. Зарубинцы жили в наземных постройках, частично в полуземлянках. Они занимались скотоводством, пашечным земледелием. Керамика выполнена без гончарного круга. Обряд захоронения – бескурганные могильники с трупосожжением, на смену бескурганным приходят курганные могильники с полусожжением.
Черняховская культура – II-V века нашей эры. Эту культуру считают археологическим отражением готской культуры.
В конце XIX века украинский археолог Хвойка обнаружил поля погребений на среднем Днепре Зарубинецкого и Черняховского типа. В связи с этим Хвойка сделал вывод, что Зарубинецкая культура перешла в Черняховскую, а затем в более позднюю культуру Киевской Руси.
Однако немецкие археологи опровергают это стройное построение. Они указывают на то, что Черняховская культуру, а возможно, и Зарубинецкая были германскими.
Современные данные доказывают, что славяне жили через полосна, они соседствовали с другими племенами. Следовательно Черняховская культура была более этнической. Но в состав её входили не только германские племана, но и славянские.
Большинство исследователей считают славянской поморскую археологическую культуру,распространенную в 6-2 вв. до н. э. на территории Польши и смежных с ней области Белоруссии и Украины. Поселения этой культуры неукрепленные, в качестве жилищ используются наземные столбовые постройки и полуземлянки. Бескурганные захоронения содержат остатки трупосожжений, главным образом в глиняных сосудах-урнах. Часто на урнах имеются изображения человеческого лица, а сами они стоят в каменных ящиках. В южных районах урны прикрыты сверху большим глиняным сосудом - "клёшем". Поморцы занимались земледелием и скотоводством.
Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В это время в разных местах распространения лужицкой культуры (Центральная Польша, частично Белоруссия и Украина) складывается культура клёшевых погребений. Эту культуру характеризуют бескурганные погребения в так называемых клёшах: остатки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд – клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.
Культура подклешевых погребений (характерным обрядом было накрывать остатки сожжений крупным сосудом - по-польски "клеш" - опрокинутым вверх дном) соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Язык славян в это время только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая собственную структуру и лексику. Соотнесение данных археологии и языкознания выявляет их полную корреляцию. Лингвистика свидетельствует о контактах славян в это время с западными балтами, германцами и скифами. Согласно материалам археологии, население культуры подклешевых погребений соседствовало и тесно взаимодействовало на северо-востоке с западными балтами (культура западнобалтских курганов), на северо-западе с германцами (ясторфская культура) и на юго-востоке со скифскими племенами.
Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной "кельтской окраской". Постепенно славяне - носители пшеворской культуры - ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни.
Билет №7
«Восточные» авторы о славянах. Язык как источник сведений об истории славян.
Свидетельства восточных авторов, в основном арабских путешественников, очень лаконичные, но, тем не менее, очень ценные, потому что это взгляд людей другой культуры. В основном это были географы, историки, путешественники.
В арабских источниках славян называют саклабами.
Древнейшее свидетельство относят к VII веку. Это свидетельство в одной строчке «Дивана» Аль Ахталя: «Видел толпу светловолосых/красных славян». (Под красными подразумевались рыжие или русые).
Во второй половине первого тысячелетия нашей эры в письменных источниках, посвященных описанию славянских земель, появляется новое наименование восточных славян — «русы» или «росы», а страну начинают все чаще называть «Русь».
Люди часто отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец».
Эти строки были написаны 1000 лет назад, в середине X века, арабским писателем ал-Истахри. Сам он не был в древнерусских землях, а пользовался сообщениями побывавших в загадочных северных краях соотечественников — купцов и путешественников
Ибн Фадлан сравнивает руссов с вясокими пальмами:»Они не носыт ни курток, ни кафтанов, а носят покрывала, освобождая одну руку. Любимое украшение женщин – коробочки, сделанные из глины (украшения для волос)».
Ибн Фадлан посетил Среднюю волгу в делегации арабского халифата. Он пишет о стране Сакалиба, то есть страна славян. Это название является практически дословным переводом sklavi. Также у него встречаются некоторые названия титулов, например: «Здесь правит кназь». Ценность упоминания этого титула в том, что это заимствование из германского языка. Это свидетельствует о контактах славян, чем являются и подобные заимствования из одного языка в другой.
Также пишется о том, что больных помещали в отдельные помещения. За их судьбы приносили жертвы. (По Прокопию, славяне не придавали значения судьбе).
Трупы сжигали.
Ибн Фадлан назвал славян «грязнейшими тварями».
Один славянский воин сказал Ибн Фадлану: «Вы, арабы, неразумны! Вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами человека и бросаете его прах в землю, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и сейчас».
Арабские купцы описывали на территории Риевской Руси Куявию, Славию и Артавию.
Археологические свидетельства подтверждают и реально дополняют рассказы арабских путешественников о трех таинственных областях Древней Руси — Куявии, Славии и Артании.
Итак, Куявия, Славия и Артания.
Эти три загадочные страны вызвали много споров среди ученых-историков. Однако давно уже установлено, что Куявия — это древний Киев, а Славия — Новгородская земля. Арабские источники сообщают, что в Куябе живет царь и туда отправляются люди торговать. Спустя два столетия после поездки Ибн-Фадлана на Волгу в Киеве побывал другой восточный путешественник — Абу Хамид ал-Гарнати. Перед ним предстал шумный многоязычный город, один из самых больших в Европе. Этот древний город Руси арабы хорошо знали, часто бывали там, выгодно торговали.
Куявия арабских источников — это не только сам Киев, но все земли Верхнего и Среднего Поднепровья.
Билет №8
Славяне и их соседи в «Повести временных лет»
Автор древнейшей славянской летописи - древнерусской "Повести временных лет", составленной в начале XII в. на основе ряда более древних источников, был одним из первых, кто пытался изложить историю происхождения славян. Сначала летописец (вероятно, это был монах Киево-Печерского монастыря Нестор) пересказал библейскую легенду о Вавилонском столпотворении. Согласно этой легенде, изложенной в главе 11 библейской книги Бытия, после всемирного потопа люди в стране Сеннаар решили построить (сотворить) город и башню (столп) до небес. Бог, опасаясь, как бы люди не добрались до его небесной обители, сказал: "Вот один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речь другого". И строители города, получившего имя Вавилон, были рассеяны по всей Земле. Сыновья уцелевшего по божьей воле во время потопа Ноя и их потомки разошлись в разные стороны: Сим - на Восток, Хам - на Юг, Иафет (Яфет) - на Север и Запад. Славяне, по представлениям Нестора, являются потомками Иафета.
"Спустя много времени (после Вавилонского столпотворения), - записано далее в Повести временных лет, - сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ".
Версия Нестора о дунайско-тисском сидении славян основывается скорее всего на имевших большее или меньшее распространение среди его современников представлениях. Возможно, что встречающееся в песнях славян, не живших на Дунае, например белорусов, название этой реки представляет собой отражение памяти народа об одной из прародин славянства. Ученые прошлого отнеслись к сообщению "Повести временных лет" с доверием. Крупнейшие русские дореволюционные историки не сомневались в нем. С. М. Соловьев (1820-1879) писал в своей многотомной "Истории России с древнейших времен": "Это предание заключает в себе факт, не подлежащий "никакому сомнению". Пересказывает начальную русскую летопись по вопросу о сидении славян на Дунае и В. О. Ключевский (1841-1911) в "Курсе русской истории". Однако большинство славянских ученых XX в. отнеслись к версии древнерусского летописца как к фантастическому преданию, развивающему библейские мифы. Лишь в последние десятилетия вновь раздались голоса в пользу дунайско-балканской прародины славян. Югославский археолог В. Трбухович пробует отождествить со славянами описываемых Дионом Кассием паннонцев I в. н. э. Видный советский специалист по славянской этимологии О. Н. Трубачев активно поддерживает мысль о приходе славян с Дуная, ссылаясь, с одной стороны, на сведения, изложенные так называемым Равенским Анонимом в "Космографии" VII в., а с другой, - опираясь на некоторые данные лексики. Он пишет: "Для реабилитации несторовского предания делается и уже сделано ... много, но, конечно, многое предстоит сделать, чтобы преодолеть бесплодный скептицизм" (по отношению к данному историческому источнику). Таким образом, летописные предания о расселении славян на земли, ныне ими занимаемые, находят поддержку у современных специалистов. Однако многие историки и лингвисты считают их не более чем преданиями.
"Повесть временных лет" перечисляет народы, которые платили Руси дань: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь ( емь ), литва, зимигола, корсь, нарома, либь ( ливы ).
Часть перечисленных племен не была так связана с Русью( литва, корель, зимигола, либь, ямь ), как другие ассимилированные славянами( меря, мурома, весь ). Некоторые из них впоследствии создали свою государственность( литва ) или стояли накануне ее создания( чудь ) и сложились в народности литовскую и эстонскую. Поэтому в основном остановимся на тех соседях славян, которые были наиболее тесно связаны с Русью.
Племена балтийских народов с самой глубокой древности заселяли Понеманье, Верхнее Поднепровье, Поочье, Верхнее Поволжье и большую часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до нынешних Московской, Тверской и Калужской областей, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних, которая завершилась в период образования Древнерусского государства.
На крайнем северо-западе соседями славян, по летописи, была чудь. Чудью в Древней Руси называли прибалтийские финно-угорские племена. К ним относятся волховская чудь ( выходцы из различных племен, привлеченные великим водным путем "из варяг в греки" ), водь, ижора, весь ( кроме белоозерской ), айсты ( эсты ). Во времена Нестора айстами называли балтов. Лишь с течением времени это наименование перешло на финно-угров в Эстонии. Во второй половине I тысячелетия н. э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами.
Восточнее эстов, на южном побережье Финского залива, жилаводь ( ваккья, ваддя ). Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыгралавесь. Это племя, заселив межозерье Нево ( Ладоги ), Онеги и Белоозера, вышло на Северную Двину.
Трудно проследить историю карел ( корел ) в период, предшествующий образованию Древнерусского государства, и на начальных этапах его истории. "Повесть временных лет" не говорит о карелах. Они обитали в это время на побережье Финского залива ( у Выборга ) и озера Неро. Основная масса карельского населения концентрировалась в северо-западном Приладожье. В XI в. часть карел вышла к Неве. Это и была ижора, инкери ( отсюда Ингрия, Ингерманландия ). В состав карелов вошла часть веси и волховской чуди.
Карелы не упоминаются среди данников Руси, видимо, потому, что Карелия никогда не была волостью Новгорода, а была лишь его составной частью ( как водь и ижора ), его государственной территорией. И как таковая она, подобно Обонежью, была поделена на части.
Меря, по словам летописцев, располагались в Верхнем Поволжье: "на Ростовском озере меря, и на Клещине озере меря же". Но, по более поздним источникам, народы меря заселяли также ярославские и костромские земли, низовья рек Шексина и Молога. Как и меря, полностью обрусели мещеры и мурома - обитатели приокских земель.
Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось следствием не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогащения культуры и языка, причем в результате этого процесса распространялись русский язык и русская культура.
Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва, особенно эрзя. Видимо, от мордовского племенного названия эрзя произошло название Ердзянь, русская Рязань.
В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне ассимилировали древнее ираноязычное население. Это были аланы - "ясы" русских летописей, потомки сарматов. Несомненно влияние славян на более позднее кочевое и полуоседлое население степей и лесостепной полосы. В 30-е гг. IX в. в степях появляются кочевники венгры ( мадьяры ). Выходцы из прикамья, ближайшие родичи югров ( хантов и манси ), венгры долгое время соседствовали с восточными славянами. Печенеги, торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских переходя к оседлости.
К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу. Славянское влияние распространялось на Тамань, Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность. На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гетодакийского населения края. Это были далекие предки влахов.
К славянам ильменским примыкали со всех сторон племена финские:чудь, меря, весь. К полянам, северянам, вятичам прилегало в те времена на юг и восток царство Хазарское.