Новая легенда о Симеизе

Предисловие.

Хочу поделиться информацией, которая сложилась в поиске решения загадки о названии посёлка в которм живу с рождения. Я не писатель и не научный сотрудник, поэтому хочется заинтересовать и найти знающих людей, которые смогли бы развить эту тему дальше. Если кому-то покажется это фантазией, то пусть это будет одной из легенд Симеиза, ведь легенды пишет народ. Только теперь она будет включать не только гору «Кошка», «Дива» и «Монах», но и «Лебединое крыло», «Панеа», источник «Ай-Панда» и гору «Ат-Баш».


В разливах волн, в кипении вод
И в ураганном бешеном порыве
Я узнаю тебя, клочок земли,
И пульс её с моим всегда единый.
Мой Симеиз, люблю тебя, люблю!
И берег твой с целебным, тёплым бризом.
Что рай на небесах – не верьте никому,
Он на земле, он в нашем Симеизе.

Светлана Еленчина

Симеиз – это климатический курортный посёлок, расположенный между Ялтой и Форосом, жемчужина Южного берега Крыма. Название посёлка переводится как «знак, примета». Меня давно волновал вопрос, что это значит. Знак чего? Примета чего? Смотришь на красоту посёлка, скопление гор, скал в одном небольшом месте у берега моря, и, кажется, ответ всплывает сам собой: из-за редкой красоты видов. Ни в одном посёлке ЮБК нет такого сочетания гор и скал с символичными названиями и, к тому же, с расположенным на них комплексом археологических объектов. Но меня этот ответ не устраивал, казалось, есть что-то большее, что сокрыто под этим названием. Для тех, кто не знаком с Симеизскими утёсами, вкратце расскажу о них.

Самая большая гора – Кошка (высота 260 м), с 1947 г. является памятником природы национального значения, протянулась с севера на юг, закрывая собой Симеиз, от западных ветров.

Никто, приезжая в Симеиз, не удивляется, почему гору так назвали. И с западной, и с восточной сторон она сморится одинаково – как лежащая но- сом к морю кошка. Гора хранит много тайн. Некоторые находки говорят о том, что человек здесь появился ещё в бронзовом веке. На вершине сохранились развалины древней крепости Лимен-Исар с оборонительными сооружениями и комплексом жилых построек, о датировке которой споры ведутся до сих пор (предположительно начало ХIII века). Это был не просто комплекс укреплений, а целый замок. Найденные там кремниевые ножи и лепная керамика хранятся в Ялтинском историко-литературном музее. Также особый интерес представляла до- рога, проходящая в непосредственной близости от зам- ка. Бросаются в глаза остатки огромной стены толщиной два с половиной метра и длиной почти 90 метров, идущей от одного обрыва к другому, защищая внутренние территории поселения. Её высота когда-то достигала пяти метров. Сейчас в некоторых местах её высота – не более двух метров. С южной стороны обнаружен фундамент здания, предположительно небольшого храма. На вер- шине есть обзорная площадка с незабываемым видом на бухту. На Лименском хребте находится самый большой таврский могильник в Крыму (дольмены), состоящий из 95 могил, открытый в конце прошлого столетия. Он датируется VI–II вв. до нашей эры. Рядом – астрофизическая обсерватория, подтверждающая своим расположением уникальность этого места. По обе стороны от Лименского хребта, в долине Леменки и в Симеизской котловине, встречаются остатки поселений. Благо- даря этому и Лимена-Кале стало пониматься как таврское укрепление. В 1988 г. на склоне горы Кошка при строительстве хозяйственной зоны санатория АН СССР случайно (бульдозер провалился в яму, оказавшуюся склепом) был обнаружен некрополь (погребальный комплекс). Археологи исследовали около 90 одиночных и парных захоронений. Рядом с мужскими костями находились мечи, ножи. Одежду мужчин украшали бляшки (в верхней части каждой изображён орёл), заклёпки. Одежду женщин украшали орлиноголовые пряжки, многочисленные бусы из янтаря, сердолика, стеклянной пасты, серьги обычные, височные, колокольчики. Рядом с погребёнными находились остатки заупокойной тризны: кувшины, блюда, пиалы. Вещи после реставрации были переданы в Ялтинский краеведческий музей. В путеводителе В. М Кузьменко (1913 год) есть карта окрестностей Симеиза, в которой место расположения некрополя указано как «римская катакомба». Напрашивается вопрос: почему катакомба? И если это катакомба, то почему нигде нет описания подземных ходов?

Скала Дива (45 метров над уровнем моря) – стоящая в море скала, напоминает смотрящую в небо женщину с распущенными волосами. При желании можно подняться на скалу по ступенькам и любоваться с вершины шикарным панорамным видом Симеиза. В одном письме из Крыма, в октябре 1820 года, русский писатель, дипломат Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол пишет, что «татары называют её Дзива» и «на которой приметны развалины укрепления» (возможно, храма). В путевых заметках русского писателя, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, который в 1826 году посетил Симеиз, говорится, что на Диве были развалины несохранившегося замка. До сих пор можно найти остатки черепицы.

С Дивы открывается вид на скалу Лебединое Крыло (95 метров), которая находится западнее. Скала своими очертаниями похожа на лебедя: поднятое вверх крыло, перья, шея и голова опущены в море, как бы пьёт воду или, скорее, ныряет.

К северу от Дивы гора Панеа (высота 70 метров). Название «Панеа» происходит от греческого слова «панайос» – «Пресвятая», переводится как «Пресвятая Дева». Не исключено, что таким названием скала и по- селение на ней обязаны находившемуся здесь храму, по- свящённому женскому началу. Серьёзные раскопки в Симеизе на скале Панеа проводились всего один раз в 60-х годах уже прошлого века под руководством крымского учёного, археолога, искусствоведа-реставратора Оле- га Ивановича Домбровского, который изучил лишь нижнюю часть южных укреплений. При изучении места раскопок были найдены остатки трёх разных храмов. Причём все они располагались на одном месте. По всей видимости, после разрушения (скорее, уничтожения) на том же месте строили новый храм, что доказывает особенность именно этого места.

Наиболее ценной находкой при раскопках храма явился отлично сохранившийся от первого сооружения крупный фрагмент пола с неповторимой мозаикой, в центре которой изображены два павлина, клюющие виноград с лозы, растущей из чаши. Полотно мозаики украшено плетёным орнаментом с изображениями птиц, фруктов и цветов, несущих глубокий символический смысл. Павлин как символ – это жар- птица, птица феникс, как символ вечности и возрождения, клюёт виноград с лозы – черпает энергию от истоков, изначалья, знания и мудрость рода, символ неугасающей, веры. Детальное исследование всей композиции позволило определить дату её создания, а следовательно – и узнать, когда был построен сам храм, а возможно, и сама крепость. Это были IX—X века. Мозаика, найденная в Симеизе, подобна мозаике античного Херсонеса, только датировка последнего VI–VII века ранневизан- тийского времени. Если следовать новой хронологии академика РАН Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, то датировку нужно пересматривать, и тогда период постройки храма на Панеа, возможно, совпадает с периодом Херсонеса. Восточнее Дивы – мыс Ай-Панда и одноимённый подземный источник. Вкуснейшая родниковая вода, весь посёлок пользуется редким на сегодняшний день даром – чистейшей питьевой водой и к тому же Святой, именно так переводится название «Ай-Панда» – «все святые». В 1793–94 годах путешествовал по Крыму знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII–XIX веков Питер Симон Паллас, в одном из писем он упоминает Ай-Панду как «источник, который татары называют испорченным греческим словом «Агипанта» – все святые». С севера Симеиз укрывает от непогоды Крымская гряда, самая высокая точка которой – гора Ат-Баш (высота 1196 м). В переводе это название звучит как «Лошадиная голова». У северных её склонов была найдена стоянка древних людей. Ещё одна загадка, лично для меня, – это легенда о Симеизе. Вот как она звучит.

Наши рекомендации