Днепро-донецкая культура
Дне́про-доне́цкая культу́ра — восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура V—III тыс. до н. э., переходная к земледелию. Название предложено В. Н. Даниленко в 1956 году и позже принято Д. Я. Телегиным и другими археологами. Основное занятие носителей культуры — охота и рыболовство. Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают. Поселения состояли из землянок. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно. Останки посыпали охрой. По керамике сходна с западными субнеолитическими культурами: Эртебёлле, свифтербантской и культурами французского субнеолита, что отличает их кухонную утварь от линейно-ленточной керамики. Сходна с соседними культурами, населявшими бассейны Днепра (Трипольская культура) и Волги, в частности, с Самарской культурой (в среднем Поволжье). Известный специалист в области первобытной археологии Восточной Европы Д. Я. Телегин считал, что источником культуры был мезолит юга Белоруссии[5]. Культура занимала ареал от Вислы до Днепра, но сторонники курганной гипотезы, распространяя его и на родственные культуры, доводят до Волги и Урала и считают, что носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке. Представители днепро-донецкой культуры были ярко выраженными кроманьонцами, что существенно отличало их от средиземноморского облика представителей балканского неолита, но сближало их с представителями мезолита Северной Европы (Эртебелле).
Исследователи каменного века
К. М. Поликарпо́вич - ученый-археолог, основоположник изучения каменного века на территории Верхнего Поднепровья. Было открыто множество древних поселений (основные: палеолит Бердыж, Елисеевичи, Юревичи, Юдиново, Шакин ров) мезолита (Журавель, Крыжи, Печенеж и др.) и сотни стоянок эпохи неолита, поселений и могильников железного века. Открытие Бердыж, стоянка на Соже (1926 г.) доказало обитание людей в верхнем палеолите на территории Верхнего Поднепровья. В 1928-1929, 1938, 1950-1951 гг. Поликарпович производит раскопки палеолитической стоянки Бердыж. После этого Поликарпович начинает вести поиск палеолитических стоянок в регионе; в 1930 открывает стоянку Елисеевичи (Жирятинский район Брянской области), В 1935, 1936, 1946 и 1948 гг. ведет исследования палеолитической стоянки Елисеевичи, при которых были обнаружены остатки жилищ, обильный каменный и костяной инвентарь. Наиболее интересны пластинки из бивней мамонта с орнаментом и статуэтка женщины. В 1947 г. он руководит раскопками палеолитической стоянки в Юдинове.Во время этих раскопок Поликарпович первым исследовал и верно интерпретировал жилища палеолитического человека построенные из костей мамонта. Ксензов В.П. -Мезолитические памятники Оршанского Поднепровья. Копытин В.Ф -раскопки памятников финального палеолита и мезолита Верхнего Поднепровья. М.М.Чернявский -древнейшие шахты первобытного человека на Беларуси. Исаенко В.Ф. - Изучение Полесья. КАЛЕЧИЦ Е.Г. - Памятники каменного и бронзового веков Восточной Беларуси. Кривальцевич Н. Н. - культурного взаимодействия населения культуры шнуровой крамики Верхнего Поднепровья и Восточной Прибалтики. И.Н.Езепенко -Исследование нового неолитического поселения в окрестностях г. Рогачёв.
Эниолит на территории бывшего ССР
Энеолитические племена Средней Азии называют анаускими, по остаткам поселения у аула Анау, рядом с Ашхабадом. Наибольшее и важнейшее энеолитическое поселение — Намазга-тепе у ст. Каахка. Термином «тепе» называют холмы состоящие из культурных напластований. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу вверх: внизу лежит первый слой, вверху — шестой. Для характеристики культуры привлекаются материалы многих поселений того же типа.
Трипольская культура
Трипольская культура (названа по месту первой находки у села Триполье Киевской области УССР), археологическая культура эпохи энеолита, распространённая между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем; на территории Румынии называется культурой Кукутени. По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития Т. к.: ранний этап — 4-е тыс. до н. э., средний — конец 4-го — 1-я половина 3-го тыс. до н. э., поздний — 2-я половина 3-го тыс. до н. э. На раннем этапе племена Т. к. расселялись из Прикарпатья на В. вдоль южной и северной границ лесостепи. Расселение их по обширной территории привело к возникновению местных вариантов Т. к. Поселения Т. к. располагались на плато, иногда укреплялись валами и рвами (Поливанов Яр, Костешты IV). На раннем этапе состояли из 10—15 домов, в период расцвета — из нескольких сотен больших глинобитных жилищ. Известны 2-этажные жилища (Варваровка, Раковец). Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. Основное занятия племён Т. к. — земледелие и скотоводство; значительную роль играли охота и рыболовство, развивалась техника обработки меди. На памятниках Т. к. обнаружено большое количество богато орнаментированной посуды, орудия для занятий сельское хозяйством, ткачеством, деревообработкой, плетением, выделкой шкур, а также зёрна пшеницы и ячменя, кости животных и др. Племена Т. к. вели обмен с соседними племенами, медь получали с Балканского полуострова. О росте общинных богатств свидетельствуют клады (Карбунский клад). Племена Т. к. находились на стадии перехода от матриархата к патриархату. Религия — аграрные культы, почитание Великой матери.
Срубная культура
Срубная культура, археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.), распространенная в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки. Выделена В. А. Городцовым в 1901. Названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах. С. к. формировалась в Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры. Распространение С. к. привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на В. до Днепра на З., от р. Камы и правых притоков р. Оки на С. до Азово-Черноморских степей на Ю. Поселения С. к. располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища — полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе — плоскодонные сосуды ручной лепки с геометрическим орнаментом, на позднем — простые горшки, орнамент беднее, иногда с наклеенным валиком, в конце С. к. — округлые лощёные сосуды. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе — короткие мечи, серпы, клепаные котлы); отдельные украшения из драгоценных металлов. Известны мощные очаги металлообработки С. к. в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. В конце С. к. появляются признаки использования железа. хозяйство племён С. к.: в степной полосе — преимущественно скотоводство (в т. ч. кочевое), в лесостепи — земледелие и придомное скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в формировании исторически известных киммерийцев, а позднее — скифов.
Катакомбная культура
Катакомбная культура, археологическая культура эпохи раннего бронзового века, распространённая в 1-й половине и 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале 20 в. В. А. Городцовым. Носителями К. к. была группа родственных племён, генетически связанных с жившими в 3-м тыс. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры. Для К. к. характерны родовые посёлки и курганные могильники (захоронения в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, посыпаны красной краской, символизирующей огонь). Инвентарь: глиняная посуда с орнаментом, нанесённым верёвочными штампами (характер узоров позволяет включить К. к. в более широкий круг шнуровой керамики культуры),каменного и бронзового орудия и оружие, костяные и бронзовых украшения. Племена К. к. занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с окружающими племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племён К. к. материнский род сменился отцовским, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребения вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарём). К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена К. к. были вытеснены продвинувшимися из района Средней Волги племенами срубной культуры.
Фатьяновская культура
Фатьяновская культура, археологическая культура бронзового века (1-я половина 2-го тыс. до н. э.), распространённая от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье. Названа по могильнику у деревни Фатьяново Даниловского района Ярославской области В Ф. к. выделяется несколько локальных вариантов: верхневолжский, московско-клязьминский и средневолжский (балановский, см. Балановский могильник) и др. Основные памятники – грунтовые могильники, родовые кладбища, обычно расположенные на холмах. Умерших хоронили в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин в основном на правом боку, головой на З., женщин – на левом, головой на В. Инвентарь погребений разнообразен: оружие (каменные сверлёные боевые топоры, медные топоры, копья, стрелы и др.), орудия из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, скребки, шилья, булавки, иглы, долота, мотыги и др.), украшения (ожерелья из зубов, костей птиц, раковин, янтаря), многочисленная глиняная посуда. Сосуды шаровидные, орнаментированные нарезным и штампованным узором, на донцах – солярные знаки. Встречаются кости домашних и диких животных (остатки пищи в могилах). Основное занятие племён Ф. к. – скотоводство (свиньи, овцы, крупный рогатый скот, лошади) и, возможно, земледелие; подсобные занятия – охота, рыболовство и собирательство. Была развита металлургия меди. Предполагаемая прародина племён Ф. к. – территория между Днепром и Вислой. Антропологический тип – европеоидный. Ф. к. входила в состав большой культурно-исторической общности – т. н. боевых топоров культур или шнуровой керамики культур, предков славян, балтов и германцев. Общественный строй – патриархально-родовой. Могилы родовых старейшин выделялись размерами и богатством инвентаря. Верования – культ предков, медвежий и солярный культы.