Учебно-методическая работа
В. Ф. Каховский внес также огромный вклад в разработку вопросов школьного национального образования. Василий Филиппович Каховский, прежде всего, является ярчайшей фигурой в чувашской археологической науке. Он также вошел в историю педагогической науки как создатель учебных пособий по истории и культуре родного края для школьников. Ценность В. Ф. Каховского для школьного национального образования в том, что он, как ученый и как личность, видел необходимость этнического образования, сумел привлечь единомышленников к разработке учебных пособий в республике и тем самым взял на себя ответственность за содержание школьного национального образования[170].
Безусловной заслугой В. Ф. Каховского является то, что в созданных им учебных пособиях по истории и культуре родного края для школы нашло отражение понимание ученым глубинной гуманистической сущности национального, его конструктивной перспективности и необходимости воплощения и развития в сознании школьника, пишет доцент кафедры региональной истории ЧГПУ им. И. Я. Яковлева Л. А. Краснова. Ученый был убежден, что общеобразовательная школа – это основа интеллектуального потенциала и духовного развития нации. В его учебных пособиях для учащихся IV – V классов («Рассказы по истории Чувашии»), для VII – VIII классов («Родной край»), для IX – X классов («Наша Республика») представлена целостная картина, воссоздающая национальную историю и культуру[171].
Изучение указанных учебных пособий позволяет утверждать, что для В.Ф. Каховского главный ориентир – это растущий человек, развивающаяся личность школьника. Учебные пособия содержат последовательно усложняющийся учебный материал, их методический аппарат предусматривает систему учебно-познавательной деятельности школьников. Тем самым воплощается в жизнь идея гармонического учета познавательных возможностей учащихся различного возраста. В учебных пособиях использовано все методическое многообразие способов изложения методического материала: от образного повествования, картинного списания, рассказа, драматизации, персонификации, диалога до аналитического повествования. В. Ф. Каховский понимал, что пробудить интерес и уважение подростка к истории и культуре родного края, вызвать у него стремление сохранить и приумножить национальное наследие можно через развитие эмоциональной сферы школьника, воздействуя на нее через исторические образы. Поэтому язык учебных пособий для IV и V классов отличается образностью, эмоциональностью, авторской доверительностью. Учебный материал пособий для VI – X классов дает учителю возможность проводить уроки различных типов: от лекций, лабораторных занятий по анализу различных исторических источников до решения проблемного вопроса в ходе коллективного обсуждения[172].
Обращает особое внимание методический аппарат учебных пособий В.Ф. Каховского. Он состоит из вопросов и заданий в конце каждой темы, хронологических таблиц, списка археологических и исторических памятников. По отдельным темам указаны рекомендуемые художественные произведения на русском и чувашском языках[173].
Для IV – V классов используются вопросы репродуктивного характера («Когда впервые упоминаются чуваши в русской летописи?»), а также вопросы, требующие от школьника аналитического размышления («Как отразилось господство монголов в жизни чувашского народа?»). Для старших классов предлагаются проблемные вопросы («Вхождение в состав русского народа облегчило положение чувашских крестьян. Почему же они участвовали в восстаниях?», «В чем отличие Абашевского и Чемеевского восстаний от предыдущих выступлений чувашских крестьян?»). Кроме того, включены вопросы, требующие оценочных суждений учащихся («В чем заключается значение первой русской революции в истории Чувашии?»)[174].
Задания, содержащиеся в учебных пособиях, предполагают формирование системного комплекса учебных учений школьников: формулировать обобщения и выводы; составлять план, рассказ по картинке; сопоставлять, сравнивать, анализировать исторические документы; осмысливать современные события и явления на основе исторического анализа. В учебных пособиях используются краеведческие задания («Найдите очевидцев или участников событий и запишите их воспоминания»), а также задания исследовательского характера («Установи, есть ли в твоем районе селения, названия которых корнями уходят во времена Золотой Орды и Казанского ханства», «Составь описание одного из чувашских народных земледельческих или обрядовых праздников», «От имени восставшего составь текст обращения к обездоленным крестьянам», «Под руководством учителя истории провести археологическую разведку местности, составить план расположения древних памятников, собрать подъемный материал, который сосредоточить в краеведческом уголке или школьном музее»)[175].
Несомненно, методологическую и методическую ценность в учебных пособиях В.Ф. Каховского имеет забота о формировании ценностных ориентаций учащихся на основе личностного осмысления опыта национальной истории. Значительное место в учебных пособиях занимает учебный материал, отражающий духовную культуру чувашского народа. Доцент Л. А. Краснова считает, что сегодня, когда общество переживает время разрушения нравственных ориентиров, крайне важно актуализировать в учебном процессе вопросы, связанные с формированием культурной идентичности школьников. Общественная ситуация на данном этапе характеризуется всплеском этических чувств. В отдельных случаях они достигают разрушительного апогея. Подрастающее поколение живет в условиях надлома традиций межнационального общения и взаимодействия и является свидетелем обострения отношений на национальной и религиозной почве. По мнению Л. А. Красновой, злободневность и актуальность вопроса воспитания со школьной скамьи межнационального взаимного уважения, стремления к взаимодействию, взаимопомощи и к межнациональному согласию очевидна. Межнациональное согласие характерно для истории Чувашии. Примеры тому содержатся в учебных пособиях В.Ф. Каховского – добровольное вхождение чувашей в состав Русского государства, объединения с другими народами для борьбы с внешними врагами и для восстановления разрушенного войной хозяйства и т. д. При этом, принципиальное значение для В. Ф. Каховского имеет идея единения и взаимодействия с русским народом[176].
Главное, что отличает учебные пособия В. Ф. Каховского, это то, что они пронизаны искренней любовью к Отечеству. Через весь учебный материал проходит идея воспитания юного гражданина и патриота. Перед школьниками предстают люди, которые стремились к благу Отечества, способствовали его славе, жертвовали в экстремальных условиях жизнью. На ярких примерах эмоционально и пристрастно формируется чувство справедливой гордости за достойную историю чувашского народа[177].
В. Ф. Каховский писал: «Чувашский народ прошел сложный путь исторического развития… Интересна и трогательна его многовековая история… Изучайте и любите свой родной край – частицу нашей великой Родины.». За этими строчками, пишет Л. А. Краснова, стоят испытываемые автором самые возвышенные чувства, которые он старается передать школьникам[178]. «Наш край…», «в нашей республике…», «красива природа нашего края…». В этих словах, как считает автор данной статьи, заключено прочное внутреннее единение В. Ф. Каховского со своей землей и народом, стремление сделать школьника сопричастным к прошлому и настоящему родного края. Тут нет и намека на высокомерное превосходство своего народа над другим, на непомерное возвеличивание своего народа, что характерно для деструктивного национализма, пытающегося развести по полюсам «наших» и «ваших»[179].
В. Ф. Каховский также внес большую лепту в развитие исторического краеведения в Чувашии. В личном архиве ученого (находится в музее археологии и этнографии им. В. Ф. Каховского при ЧГПУ им. И.Я. Яковлева) сохранились материалы, собранные им для краеведческого словаря – энциклопедии. В связи с этим, мы не можем оставить без внимания те работы ученого, которые были опубликованы им в рамках данного направления.
Ученица В. Ф. Каховского Е. К. Минеева отмечает большую роль учебника В. Ф. Каховского «Родной край» в повышении самосознания чувашского народа. Она подчеркивает, что «написание учебника – поистине непростое дело. Его автор должен сам великолепно разбираться в водимом в оборот материале, кроме того, хорошо знать взгляды исследователей на содержательные вопросы учебной тематики. Спецификой любого, в особенности школьного учебника, является умение передать наиболее распространенную в науке точку зрения, возможно, с названием различных гипотез по спорным среди ученых проблемам. Задача составителя и заключается в необходимости обозначения уже в основном устоявшихся и апробированных данных с вынесением в качестве базовых, обязательных для изучения хронологических этапов, дат и определений. Однако и в этом, казалось бы, ограниченном для влияния со стороны личности сравнительно универсальном учебном материале, неизбежно отражается его автор. Кроме теоретической подготовленности, к составителю учебника обязательно предъявляются требования с позиции его отношения к практической деятельности педагога-предметника, его непосредственного участия в учебном процессе. Не обладая знанием возрастных особенностей и психологии детей, невозможно создать полезный для школы учебник. Чрезмерно затеоретизированное, написанное наукообразным языком пособие будет не просто сложным, но и скучным для восприятия учащимися, следовательно, бесполезным, не имеющим своей практической значимости. Лишь адаптируя материал к воспитательной и учебной среде молодежи за счет возможной с точки зрения усвоения материала его постраничной разбивки на параграфы и главы, путем приближенных к возрасту фактических данных и стиля изложения, автор сумеет достичь желаемого результата»[180]. Именно с учетом вышеперечисленных критериев и написано В.Ф. Каховским учебное пособие для школьников «Родной край», которое, кстати, и в наши дни широко используется учащимися.
«Родной край» - это учебное пособие по истории Чувашской АССР для учащихся средних школ. Введение к пособию состоит из трех страниц и разбито на три части. В первой представлена краткая геодемографическая характеристика ЧАССР, современной второй половины 1960-х годов (к моменту выпуска 1-го и 2-го изданий пособия). Ученики сразу же окунаются, казалось бы, в знакомый им материал, но приковывающий к себе внимание некоторыми неизвестными им данными. К примеру, месторасположение и общая площадь Чувашии, плотность ее населения в сравнении с другими административно-территориальными единицами РСФСР, название рек, процентное соотношение лесов – все это можно отнести, как пишет Е. К. Минеева, к разряду «незнакомого в знакомом». Вчитываясь в простые строки учебника, школьник совершенно конкретно начинает представлять, о чем идет речь, что разжигает в нем желание дальнейшего познания содержания пособия. Неизбежным в соответствии с марксистско-ленинсой идеологией стало второе структурное звено вводной части, в котором вся история Чувашии фактически подразделяется на два основных этапа: до и после социалистической революции. Соответственно, успехи ЧАССР всецело обосновываются пролетарской революцией и руководящей ролью КПСС. Наконец, в заключении введения в краткой форме передается сразу несколько глубоких по своему содержанию пояснений, имеющих прямое отношение к структуре и источникам учебника. Е. К. Минеева отмечает, что методические рекомендации обнаруживают в авторе не только теоретика, но и педагога-практика, который умеет организовать при помощи пособия работу школьника с картами, тетрадью, дополнительным материалом. В конце книги приложены хронологическая таблица и список исторических памятников, имеющихся на территории республики. А по отдельным темам в пособии указаны рекомендуемые к запоминанию художественные произведения на русском и чувашском языках. Таким образом, выражая заботу не только о широте кругозора и воспитании учащихся, автор стремится заинтересовать подрастающее поколение историей своего народа, повышая тем самым его национальное самосознание[181].
Содержание пособия делится на 9 разделов в соответствии с учебниками по отечественной истории для 7 – 10 классов. Школьники 7-го класса должны были пройти три раздела истории чувашского народа (с первых стоянок на территории современной Чувашии и до участия чувашей в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева). Будучи профессиональным археологом, В.Ф. Каховский не только живо описывает археологические культуры древнейших предков чувашского этноса, объясняет их этническое происхождение, но и включает в книгу яркие зарисовки, так необходимые для наглядности и понимания происходивших в глубочайшей древности процессов. Все это, безусловно, способствовало заинтересованности подрастающей молодежи в изучении своего края, подъему патриотического духа учеников. Педагогическое мастерство автора заключается в понимании возрастных особенностей учащихся. В данном конкретном случае психолог В.Ф. Каховский проявил стремление направить школьную молодежь в русло ее приобщения к истории и культуре родного края, чувашского народа[182].
Придерживаясь тюркоязычного (болгарского и суварского) происхождения предков чувашей, В. Ф. Каховский желает избежать примитивизма в понимании учащимися преемственности культуры тюркских племен чувашским этносом. Не может быть абсолютно «чистого» перенятия культур. Объясняя синкретизм формирующегося народа, историк совершенно справедливо обращается за аргументацией к языковым особенностям этносов. В частности, автор замечает, что «в чувашском языке до сих пор сохранились сотни древнемонгольских слов», поскольку болгары и сувары проживали в Азии по соседству с монгольскими племенами. И далее приводит целый ряд созвучных слов на чувашском, монгольском и русском языках. Е.К. Минеева считает, что широкое использование чувашских слов должно было бы приобщить школьников к языковой культуре народа, однако, общегосударственная политика русификации в те годы не способствовала, мешала развитию национальной культуры, особенно природного языка. Словарь обязательных терминов в конце каждого раздела, иллюстрации с изображением национального костюма, портретов выдающихся патриотов – выходцев из этнической чувашской среды, карты с маршрутами участников крестьянских войн и революционных событий на территории Чувашии усиливают методическую сторону пособия[183].
На 8 – 10 классы отводилось по два раздела на каждый класс с постепенным усложнением как самого содержательного материала, так и стиля его изложения. IV – V разделы учебника, рассчитанные на школьников 8-го класса, включают темы по участию чувашей в Отечественной войне 1812 г., кризису крепостничества, культуре и просвещению, экономическому положению края во второй половине XIX в. Большое внимание в рамках указанных проблем В. Ф. Каховский закономерно уделяет вопросу просвещения чувашей. В частности, внимание учащихся акцентируется на деятельности И. Ульянова, И. Яковлева, Н. Золотницкого, В. Магницкого и Н. Ашмарина. В этом краеведческом материале он стремится привить формирующейся молодежи столь необходимые ей не только специфические знания родной истории, но и воспитывающие чувства уважения, дружбы между народами навыки. В целом, как подчеркивает Е. К. Минеева, позитивной является идея рассмотрения развития Чувашии в соответствии с прошлым всей Российской Империи, затем советского государства, что естественным образом вкладывало в психологию молодежи не просто ощущение солидарности и сопричастности ко всему происходившему в отечественной истории, но и общности, единства судьбы с ней[184].
Материал 9-го класса учебного пособия «Родной край» также разбит на два раздела, но, в отличие от 8-го класса, VI – VII разделы учебника значительно расширяются и усложняются. Уже одно количество страниц, отведенное на них, говорит само за себя: 17 – на 8-й и 70 – на 9-й классы. Е. К. Минеева объясняет подобное несоответствие господствовавшей в то время партийно-государственной марксистско-ленинской методологией. Основное внимание уделялось революционным событиям, подготовке и проведению пролетарской революции, советской действительности. Соответственно, в разделы 9-го класса пособия по краеведению вошли вопросы, связанные с тремя революциями, Гражданской войной, индустриализацией и коллективизацией в Чувашии. Опуская классовый подход составителя пособия, Е.К. Минеева отмечает, что собранный материал импонирует введением в оборот личностного фактора. К. Грасису, И. Кадыкову, П. Крепкову, И. Космовскому, С. Павлову, В. Чапаеву и некоторым другим национальным героям республики посвящена не одна биографическая страница учебника. В соответствии с тематикой автором выбраны воспоминания, художественная литература, вопросы и задания. К примеру, одно из заданий указанных разделов предлагает при прохождении запланированной темы «организовать встречи со старыми коммунистами, участниками борьбы за установление Советской власти на местах. В школьном краеведческом музее или уголке подготовить выставку документов, фотоальбомов, записи воспоминаний, рассказывающие об установлении Советской власти в крае». Рекомендация проведения серьезного воспитательного мероприятия налицо[185].
Привлекает к себе внимание неоднократное употребление в учебнике фрагментов и выдержек из писем красноармейцев, телеграмм В.И. Ленина, обращений чувашских крестьян и рабочих к партии и правительству, рассказов о В. И. Чапаеве, первых декретов советской власти и т. д., что значительно обогатило изучаемое пособие и придало ему более живой язык. Фотографии, портреты и карты усилили наглядность теоретических разделов пособия. К используемым в книге источникам следует отнести надписи на могилах и памятниках-обелисках. Учащиеся, представители разных школ Чувашской АССР, узнавая известные им по своим селам и городам памятники, надписи, названия имени улиц, лучше усваивали историю родного края. VIII – IX разделы учебника посвящены развитию ЧАССР в 1938 – 1960-х гг. Участие уроженцев Чувашии в Великой Отечественной войне, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства республики, достижения в науке и технике чувашского народа отражают последние параграфы и главы пособия. Е.К. Минеева подчеркивает, что, к сожалению, именно они стали наиболее идеологизированными и сухими в своем изложении. Перечисление пятилетних планов, пленумов и съездов КПСС, традиционные в эти годы оптимизм и шаблонные формулировки, акцент на успехах, перевыполнениях, стабильном опережении СССР и ЧАССР практически по всем показателям капиталистических стран характерны для данного материала. Но и в этих, очень непростых для изучения, сводных данных автор вновь обращается к конкретным фактическим примерам, к именам, фотографиям, зарисовкам районов и панорамам будущего городов республики, в частности, ее столицы – города Чебоксары. Если же говорить в целом об общем подборе тем учебного пособия В.Ф. Каховского «Родной край», то основной упор сделан на героические страницы истории и культуры чувашского народа, на установление советской власти в крае, на создание и развитие ЧАССР. Именно указанный подбор тем дает возможность наилучшим образом продемонстрировать единство русского и чувашского народов. Наконец, пишет Е. К. Минеева, никак нельзя обойти стороной тот факт, что классовые интересы однозначно просматриваются в большинстве вопросов, поднимаемых в пособии, хотя данная тенденция являлась общей для всей научно-исследовательской и учебной литературы того периода отечественной истории[186].
Таким образом, своим содержанием учебное пособие «Родной край» демонстрирует в его авторе довольно редкое в жизни сочетание теоретика-исследователя и педагога-практика. Сам учебник В. Ф. Каховского Е. К. Минеева предлагает рассматривать, с одной стороны, в качестве содержательной, ценной книги по краеведению, значительно повышавшей сознание чувашского народа, поскольку несколько поколений учащейся молодежи ЧАССР проходило через нее, воспитывалось на ней. С другой стороны, данное пособие, являвшееся неотъемлемой частью школьной и студенческой учебной литературы той эпохи, акцентируя внимание на определенной тематике, формировало сознание единой социальной общности – советского народа, что неизбежно соответствовало идеологии СССР[187].
Читая курс археологии в Чувашском педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, а затем в Чувашском госуниверситете им. И. Н. Ульянова он полностью обеспечил его необходимыми программами, наглядными материалами. Дважды было издано учебное пособие «Археология Среднего Поволжья», в котором автор раскрывает историю заселения региона в начале каменного века, становление, развитие археологических культур различных эпох, их контакты с представителями других культур. Подробно характеризуются болгарские памятники, приведены материалы по этногенезу чувашей. Пособие снабжено иллюстративным материалом. В одной из аудиторий был создан археологический музей, экспозиции которого содержат материалы археологических исследований ученого и до настоящего времени используются при чтении лекций, написании курсовых и дипломных работ.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что ученый-педагог В. Ф. Каховский внес большой вклад в дело развития народного образования в Чувашской Республике. Созданные им учебно-методические пособия и монографии по истории родного края по сей день являются актуальными и востребованными для учащейся молодежи.