Реконструкция в материале археологической ткани из древнего Новгорода
В книге А. Нахлика [7, с. 47, (табл. VIII 3)] показана археологическая ткань из древнего Новгорода, представленная на рис. 6, а (инвентарный номер Н — 55/10189). Эта ткань - один из немногих фрагментов археологических тканей, на которой можно видеть часть узора. А. Нахлик писал об этой ткани: Так как новгородские ажурные ткани сохранились лишь в виде небольших фрагментов, мы не можем реконструировать их рисунок [4, с. 25]. Мы предположили, что полный узор представлял из себя сложный крест с ветками меандрической формы. Такой мотив часто встречается в русских узорных тканях. В этой статье мы показываем нашу реконструкцию в материале ткани из древнего Новгорода. Узор (рис. 6, а) представлял собой сложный крест с загнутыми концами. Центр этой фигуры сохранился, и видны четыре отходящие от этого центрыветки этой фигуры. Как известно, фигуры сложных крестов с загнутыми концами обладают вращательной симметрией, и все четыре ветки, отходящие от центра, идентичны. На веткефигуры на рис. 6, а, отходящей вверх, можно видеть ее левую часть — меандрический крючок. На другой ветке, отходящей от центра влево, можно видеть ее правую часть. Таким образом, на этом участке ткани сохранилась правая часть ветки фигуры и ее левая часть. Мы сделали прорисовку полной фигуры на основе одной ветки. Компьютерным методом наложили прорисовку на исходный рисунок. Результат наложения прорисовки на исходное изображение показан на рис. 6, б. В нашу графическую реконструкцию хорошо легли не только просветы в центре, но и просветы по краям фигуры (рис. 6, а).
Рис. 6. Археологическая ткань из древнего Новгорода.
а - фотография фрагмента ткани; б - наша реконструкция узора на ткани.
По компьютерному восстановлению фигуры (рис. 6, б) можно видеть, что ее форма совпадает с фигурой, которую авторы этой работы восстановили ранее в узоре салтыковской поневы [8, рис. 8].
Чтобы разработать чертеж геометрической фигуры на ткани, необходимо, помимо формы фигуры, знать ширину линии фигуры и расстояние между линиями.
На фото археологической ткани из древнего Новгорода после компьютерной обработки хорошо видно, что в линиях фигуры лежит по 4 просвета рядом в разных местах фигуры, значит, ширина линии фигуры равна семи клеткам размером 4 нити основы и утка (рис. 3, а). Расстояние между линиями не может быть меньше, чем 3 клетки величиной 4 нити основы и утка, как мы показали выше. Эта величина соответствует расстоянию между линиями веток сложной фигуры креста на рис. 6, а.
Нами был разработан чертеж полной фигуры, затем по чертежу была сделана полная схема выработки узора. Для ткачества были использованы белые льняные нити и голубые шерстяные нити. На рис. 7, а и рис. 7, б показаны лицевая и изнаночная сторона нашей реконструкции в материале археологической ткани из древнего Новгорода.
Рис. 7. Реконструкция в материале археологической ткани из древнего Новгорода.
а - лицевая сторона; б - изнаночная сторона.
Можно сравнить археологическую ткань (рис. 6, а) и нашу реконструкцию в материале (рис. 7, а). На рис. 6, а хорошо видны длинные ряды просветов, лежащие волнообразно по горизонтали. В реконструкции просветам соответствуют белые клетки из льняных нитей. Можно просчитать число белых клеток в длинных рядах по горизонтали на реконструкции и убедиться, что число просветов в археологической ткани и число белых клеток в реконструкции на одной горизонтали одинаково и равно 13 клеткам. Это подтверждает правильность реконструкции. Волнообразное расположение рядов просветов (рис. 6, а) указывает на то, что исчезнувшие холщевые нити были грубыми. Наше мнение находит подтверждение в работе А. Нахлика [4, с. 305], который отнес эту ткань к IV сорту по толщине шерстяной пряжи.
Поскольку в нашей реконструкции были использованы тонкие льняные и тонкие шерстяные нити, то волнообразное размещение льняных клеток в однослойной ткани слабо заметно.
Заключение
В нашей статье впервые показана реконструкция в материале двух образцов узорных ажурныхтканей средневековой Руси: из с. Доброселье Калужской области и из древнего Новгорода. Мы привели конструкцию ткани, схему выработки на станке и описали ручные приемы при ткачестве двухслойной ткани. Узоры на этой ткани сделаны из клетчатой однослойной двухкомпонентной ткани, форма узоров обрисована одноцветными участками верхнего слоя двухслойной ткани. Особенности внешнего вида этой ткани: закругленные концы узоров, волнообразное расположение клеток в участке однослойной ткани, в значительной степени обусловлены ее двухкомпонентным составом. Полученную ткань следует отнести к новому виду двухслойных тканей, в литературе не описанную.
Л. В. Ефимова [2, с. 129] писала: В славянских курганах X–XII веков находки ажурных тканей — обычное явление. Можно предположить, что такая ткань, украшенная разнообразными узорами из клетчатой ткани, а местами одноцветная, широко применялась в быту во времена средневековой Руси. А. Нахлик в работе [7, с. 51] писал, что ткань могла употребляться на верхнюю одежду, плащи, поневы, попоны. Можно предположить, что изделия из такой ткани и сама ткань носили название пестрины. Реконструкция в материале узорных тканей из шерстяной и холщевой пряжи, бытовавших в средневековой Руси, расширяет наши представления о материальной культуре этого времени.
Узорная двухкомпонентная ткань, восстановленная нами по археологическим тканям, может использоваться для создания новых изделий декоративно-прикладного искусства. Статья может быть полезна студентам специальности декоративноприкладное искусство и других художественных специальностей, искусствоведам и всем специалистам, изучающим древнерусское искусство.
Колтышева Наталья Георгиевна - кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Мариев Валерий Александрович - научный сотрудник, Русский музей народоведения в СанктПетербурге; e-mail: [email protected]
© Н. Г. Колтышева, В. А. Мариев, 2013
Литература
1. Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество. Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. // Труды Государственного исторического музея. М., 1959. Вып. 33. С. 9–37.
2. Ефимова Л. В. Ткани из финно-угорских могильников // Краткие сообщение института археологии. М., 1966. Вып. 107. С. 127–134.
3. Nahlik Adam. W sprawie pochodzenia tak zwanych dywanow dwuosnowowych // Polska Sztuka Ludowa. 1961. Nr 3. S. 137–144.
4. Нахлик А. Ткани Новгорода. Опыт технологического анализа // Труды новгородской археологической экспедиции. IV: Жилища древнего Новгорода. Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 123. М.: АН СССР. 1963. 314 с.
5. Королева Н. С., Кожевникова Л. А. Современное узорное ткачество. М.: Легкая индустрия, 1970. 112 с.
6. Колтышева Н. Г., Мариев В. А. Узорные двухслойные ткани Пензенской губернии // Вестн. С.-Петерб. ун- та. Сер. 15. 2013. Вып. 2. С. 223–231.
7. Nahlik Adam. Tkaniny wsi wschodnioeuropejskie X–XIII w. Lodz: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich, 1965.
8. Колтышева Н. Г., Мариев В. А. Восстановление древнего вида русского узорного ткачества - узорного двухслойного ткачества // Вестн. С.-Петерб. ун- та. Сер. 15. 2012. Вып. 3. С. 168–179. Статья поступила в редакцию 27 мая 2013 г.