Пещера в старых карьерных выработках
Эта пещера находится примерно в 150м ниже по реке от пивоваренного завода, располагаясь высоко от речного уреза (около 25м) в крутом береговом склоне, покрытом полузаросшими рытвинами – следами карьерных разработок конца прошлого века. Какая – то часть пещеры от её устья этими разработками уничтожена. Выработке подверглась, также, порода составляющая кровлю над сохранившейся частью, в результате она в одном месте обвалилась, образовав воронку на поверхности, и отрезав доступ в более глубокие отделы пещеры.. Ныне доступная часть пещеры составляет 11м, при высоте хода 1,5 – 1,8м и ширине 2 – 2,5м. Пещера залегает в сильно карстующихся визейских известняках (С2/1), и далее от берега, по пенеплену, как раз на продолжении оси пещеры и в обе от неё стороны тянутся цепи крупных карстовых воронок и провалов (45 – 50м от уреза реки). Нет сомнения, что в этом районе развита крупная подземная система, и данная пещера в своё время служила одним из её выходов в борту глубокой долины. Местонахождение пещеры обнаружилось благодаря случаю: весной 1963 года в этом месте, в углубление между корнями выросшей здесь берёзы проступилась ногой корова и образовала таким путем в неизвестную до того подземную полость отверстие.
В начале лета 1964 года мы начали расчистку пещеры, полностью обнажив то устье, которое получила пещера в результате существовавшего здесь карьера, Дно получившей доступ пещеры оказалось перекрытым на значительную глубину обвалами с её стен и сводов в период карьерных разработок. В области расчищенного устья раскопки были продолжены в глубину, но опасное обрушение бортов не позволило углубиться ниже 1м. Не достигнутой осталось даже прежняя естественная поверхность дна пещеры.
2. Костеносное местонахождение в открытом залегании.
На территории выработок существующего Луньевского карьера летом 1969 года во время экскаваторных работ был обнаружен костеносный слой в открытом грунтовом залегании. Местонахождение сильно разрушено. Однако его приблизительный характер и условия выясняются. Согласно плана Луньевских обнажений, составленного нами до начала из разработок карьером (30 годы), место находки, как – будто бы совпадает с обозначенной на этом плане одной из наклонных террасок, образованных отступившими от края высокого обрыва стенками верхних скальных выступов. Подход к этим терраскам имелся только сверху, со стороны пенеплена. Высота «костеносной» площадки от реки составляла 20 -25м, при общей высоте Луньевских обнажений -56м (верхняя отметка «Большой скалы» ныне выработанной, находившейся на уровне пенеплена). Никаких навесов и других естественных укрытий на этом месте не существовало, по всем признакам их не было так и в древности.
На участке находок верхний слой почвы отсутствует. Подстилающая скальная порода здесь сильно разрушена при массовых взрывах скважин: по разным направлениям её пересекают крупные трещины с поверхности замаскированные щебнем и глиной. Все найденные кости залегали в своём естественном положении в одном из «целиков», оккупированных этими трещинами. Первоначально была обнаружена трубчатая кость шерстистого носорога (правая плечевая), залегавшая в желтовато – коричневой плейстоценовой глине. Кость лишена дистального эпифиза, сохранились следы надсекания. Позднее, приблизительно в одном метре от кости носорога нами было найдено (лето 1969) еще две кости, принадлежавшие другим видам: северному оленю (?) и зайцу. Расчистки, продолженные на 0,3 – 0,5м от костей в стороны, а также отдельная пробная расчистка, заданная в расстоянии 3м на линии, приблизительно, по простиранию существовавшего склона находок не дали. Ещё дальше, в 8 – 12м сохранился небольшой «лоскут» старой склоновой поверхности – здесь необходим, вероятно, более глубокий шурф. Общая площадь с сохранившимся верхне – плейстоценовым слоем составляет не менее 50м квадратных.
Этот участок и ещё не малая прилегающая площадь в настоящее время карьерными выработками обходится ввиду имеющейся здесь зоны геологического нарушения с широкими (2 -5м) карстово – тектоническими трещинами. Материал заполнения трещин, в сравнении с костеносным верхне – плейстоценовым слоем, имеет другой механический состав, а также характер глинистой фракции, и, очевидно, гораздо более древнего происхождения. Расстояние до ближайшей трещины нарушения от места находок около 20м. Вполне возможно, какая – то часть костеносного слоя местонахождения была уничтожена взрывными или экскаваторными работами, хотя следов этого слоя на поверхности откоса сдвинутой и переброшенной породы не обнаружено. В целом, проведенная разведка местонахождения ещё не достаточна.
Из такого рода «скальных» местонахождений, с открытым грунтовым залеганием костеносного слоя – Луньевское явилось у нас уже вторым по счету. Первое было открыто на территории Ивакинского карьера в 1967г. В характере рельефа обоих местонахождений ряд общих черт. Ивакинское также расположено высоко на террасе, образованное скальными уступами, главное отличие его от Луньевского, видимо, заключалось в большей площади (не менее 200м квадратных) и удобстве подхода со стороны реки. Разрушенное (поднятое в воздух) массовыми взрывами и, фактически, целиком вывезенное в отвал, это местонахождение нам удалось обследовать только на очень ограниченной площади (перекинутый взрывом «клок» костяной площадки) и в незначительном объёме просмотренного верхне – плейстоценового грунта, смещённого с раздробленной породой. Из числа собранных костей преобладали трубчатые быков, несколько меньше представлены: лошадь – тарпан, северный олень, затем – носорог (несколько трубчатых, позвонки, обломки рёбер, зуб и фрагмент мозговой и лицевой части черепа взрослой особи (единичная находка, возможно – гиганский олень, незначительная часть фрагмента рога). (Определение И.Е.Кузьминой). Редкой находкой в этом местонахождении явилась трубчатая кость быка с насечками, служившая, по всей вероятности, инструментом типа костей – «наковаленок», однако, предметов кремневого производства во всём осмотренном объёме грунта (правда, составлявшем, вероятно, менее 3 процентов от всего объёма костеносного слоя стоянки (обнаружено не было).
Ныне выработанная карьером часть Луньевских обнажений, представляла наиболее крупный в Луньевской гряде, скальный массив, развитый вдоль реки на протяжении 0,4км. Центральной частью массива являлась отвесная известняковая стена, высотой 56м («Большая скала»). В массиве насчитывалось до 5 выраженных эрозионных уступов. В стенах «Большой скалы» и ряда других отвесных скал, а также в отдельных уступах по склонам в террасе. Имелась масса небольших пещерок, ниш, сквозных отверстий, большинство из которых связывалось с уровнем 2 3 ярусов. Мелкие убежища, недоступные для четвероногих, служили гнёздами сов и воронов и были заполнены массой птичьих и заячьих костей. Самая крупная из них приурочена к 2 –ярусу и представляла неплохое убежище для группы в 4 -5 человек, её размеры составляли: устье – 2,5Х2м, глубина до 3м, площадь около 10м квадратных. На уровне предпоследней, 4 террасы существовала низкая щелеобразная пещера с поперечным сечением 3,5 Х 1м и глубиной до 5м. На протяжении массива имелось 3 участка, где со стороны реки по очень крутым склонам. Покрытым лесом, мог осуществляться подъём на скальную поверхность - пенеплен. Обзор с отвесного обрыва «Большой скалы» составляет примерно, по 2км вниз вверх вдоль долины (ограниченные её поворотами) В 150м ниже по реке от места, где находилась «Большая скала», гряда обнажений резко заворачивает вглубь берега, образуя крупную пойму – поляну. Именно здесь находится навес. Карьер ныне вплотную подходит к верхнему по течению реки краю навеса. Ниже навеса снова поднимаются большие отвесные скалы, в целом более низкие, чем те, что были разработаны карьером, но по своему виду не менее живописные. В конце этой части обнажений, в очень выветренных, обводненных слоях известняка ряд незначительных навесов и три пещеры – грота, приуроченные к 1эрозионной террасе. Более крупная из пещер – гротов имеет название Давыдовской.
Давыдовская пещера
Устье - ….м, глубина входного грота - м, его высота 1,8 - 2,8м, площадь - м квадратных. Пещера продолжается, с повышением дна, ещё на - м, в конце находится низенький грот с плоским потолком. Плоские своды, вообще отличительный элемент этой пещеры. Своим формированием пещера обязана интенсивному выветриванию слоистой породы, большую часть годового цикла на данном участке берегового склона обильно насыщенной влагой. Дно пещеры повсюду каменистое, перед устьем вырос широкий вал обрушенной породы, склон его спускается до самой реки. Разность отметок высшей точки вала и речного уреза составляет 6,5м, превышение над рекой самой нижней точки пещеры (центр входного грота) – 4,5м. То верхне – плейстоценовый слой в Давыдовской пещере должен располагаться ещё ниже, чем под Луньевским навесом -1 – 2м.
В 1969 году по линии, идущей от внешнего склона вала в направлении пониженной середины устьевого грота пещеры. Распланирована траншея. Несмотря на сравнительно небольшие размеры пещеры в результате интенсивности выветривания отложения здесь должны быть особенно велики: только голоценовая пачка, вероятно, может достигать 3,5 – 4.0м. Существует, однако определенные опасение, что возраст Давыдовской пещеры окажется не достаточным для существования в ней верхне – плейстоценовых отложений. Такое опасение имеется в связи с проведенной шурфовкой в небольшой пещере - гроте, расположенной по соседству с Давыдовской (приблизительно 10м) и на одном с ней гипсометрическом уровне. Отложения в ней (устье) составили только голоценовый возраст, в нижнем интервале залегал тот характерный малощебнистый горизонт, который мы предположительно связываем с неолитической эпохой (в слое содержалось довольно большое количество углей, однако не представляющих отчетливых костровых линз). Глубина отложения участка шурфа, до скального подстилания составляла 1,4м. Но здесь надо учитывать существенный фактор: разведанная пещера значительно меньше Давыдовской, её размеры:2,5Х1,7м, длина 9м.
В 30м выше по реке находится довольно просторный грот, размером не уступающий входному гроту Давыдовской пещеры. Плоские своды грота сложены всё тем же выветрелым слоистым известняком. Дно каменистое, во внутренней, пониженной части заливаемой водой, начиная с весеннего снеготаяния до середины лета. Перед устьем дно возвышается на 1м. Рассмотреть комплекс отложения под этим гротом. С геологической точки зрения, представляло бы интерес, так как высота его над рекой меньше, чем всех предыдущих объектов всего 1,5м. Между гротом и Давыдовской пещерой проходит длинная нависающая стена, также сильно трещиноватая понапластованию. Подножие стены загромождено «свежеобрушенными» обломками породы (одна из полос обвала ещё не успела покрыться лишайниковым налетом).
В части Луньевской гряды, растянувшейся вниз по реке ещё на 2,5км больше скальных укрытий нет. Из мелких карстовых форм можно отметить несколько незначительных ниш, нависающих стенок и одно карстовое окно. Под небольшим вопросом стоит один из скальных мысов, выдавшихся к реке, частично разработанных в целях добычи бутового камня (2 – я половина 19 века). Заслуживает, стоит отметить, благоприятное расположение главной вершины участка гряды за большим логом, поднимающейся на высоту около 70м над окружающей местностью. С горы открывается хорошее обозрение вдоль резко расширяющейся отсюда долины реки Луньвы, а дальше – долины реки Лытвы (5- 7км), затем частично в обратную сторону (1км) и в боковой лог речки Палёнки (1,5 – 2км). На склоне горы на разных уровнях имеется ряд удобных площадок, образуемых скальными террасами.
Гряда речки Палёнки
Протяженность гряды речки Палёнки составляет около 1,5км. Наибольшая относительная высота гряды превышает высоту Луньевских обнажений, но от подножия (дна) поднимается не более чем на 40м. В среднем интервале гряды, вблизи от её гребня, имеется пещера - щель с наклонным во внутрь дном (35 градусов), отвесными стенами и выклинивающимися – сводом и внутренним концом, длиной по склону 11м, шириной 1 – 1,5м. вход незаметный, в задернованном склоне гребня, обратного с пещерой направления. Во всей гряде немало скальных площадок с видом на юг речки Палёнки, часть средней Луньвы, а с главных вершин – небольшим охватом окрестностей слияния рек Луньвы с рекой Лытва (теперешняя территория г. Александровска).
В одном из небольших распадков гряды, под незначительным навесом (на 1 – 1,3м) был задан раскоп (1965г.). В интервале 0,4 – 0,7м встречен «бесщебневый» (предположительно – неолитический) слой с находками спорадически разбросанного угля. Раскоп остался незавершенным.