Археологические памятники как объекты туризма
Археологический памятник (артефакт) - объект материальной культуры, несущий в себе определенную информацию о прошлом.
Выделяются:
Погребальные памятники - курганные могильники, некрополи, жертвенники, грунтовые могильники.
Поселенческие памятники - городище, стоянки, селища, пещеры, земледельческие комплексы, культурный слой поселений, производственные комплексы.
Ритуально-культовые памятники -храмы, святилища, мегалиты, почитаемые места.
Специфические памятники - клады, затонувшие корабли и др.
Археологические памятники разнообразны и многочисленны. Они в той или иной степени хранят историческую "память" о прошлом в виде остатков сооружений, погребений и т.д. Будучи органично связанными с местностью, с ландшафтом, археологические памятники являются недвижимыми. Все они отражают в той или иной мере деятельность людей прошедших эпох.
Археологические памятники делятся на известные, учтенные и в той или иной степени охраняемые обществом, и неизвестные, которые еще предстоит открыть.
Археологические памятники представлены несколькими типами:
1. Поселения - это общее название целой группы археологических памятников, связанных с жизнью людей в прошлом. Они различаются в зависимости от эпохи, длительности проживания в них людей и характера их деятельности.
Недолговременные поселения обычно называются стоянками, часто связанными с местами добычи и обработки камня, являвшимися кратковременными поселениями скотоводов или местами добычи руды.
Древние поселения, окруженные валами, рвами, содержащие остатки укреплений, представляли собой городища, появившиеся в эпоху бронзы и характерные для последующих эпох.
Особый вид археологических памятников - древние города. Известны превратившиеся в археологические памятники города Древнего Египта, столица Древней Персии - Персеполь, Мохенджо-даро в Индии, город Ромула в Риме, погибшие и ставшие археологическими памятниками города средневековья - Старая Рязань, Любеч, Старая Ладога и др. К этому же виду памятников относятся представляющие археологическую ценность ныне существующие города и их укрепленные части - цитадели, крепости и пространство внутри них.
2. Стратиграфия и "культурный" слой. С поселениями в археологии связаны наблюдения ученых о стратиграфии и "культурном" слое. Если на месте поселения заложить траншею, то на ровной поверхности ее стенок будут видны слои: дерн, ниже - подстилающий его слой, который может быть черноземом, суглинком, супесью (в зависимости от местности), еще ниже будет залегать однородный материковый слой. Слои земли являются природными образованиями, характерными для данной местности. На том месте, где располагалось древнее поселение, будет присутствовать так называемый культурный слой, т.е. слой, связанный с жизнью людей. Присутствующие в нем следы жилищ, костров, остатков производственной деятельности, орудий труда или их частей, фрагментов керамической посуды являются важным материалом для изучения.
начение имеет насыщенность, толщина культурного слоя, глубина его залегания от поверхности. Не всегда надежная, эта информация свидетельствует о том, как давно и как долго в том или ином месте жили люди. Так, очевидно, что артефакты древнекаменного века в любом случае будут залегать глубже, чем следы более поздних поселений, находившихся на этом же месте.
Культурных слоев может быть несколько, и изучение последовательности их залегания также представляет интерес. Они могут быть разделены прослойками, не содержащими археологических остатков, что свидетельствует о прерывности жизни на этом месте.
3. Погребения и погребальные сооружения - вторая и наиболее многочисленная группа археологических памятников, представленных грунтовыми могильниками, курганами и гробницами. Такое деление проводится по внешним признакам, наличию или отсутствию сооружений на поверхности над местом погребения.
Грунтовые могильники представляют собой погребения, никак не обозначенные на поверхности, - так называемые грунтовые захоронения. Такие памятники бывает сложно обнаружить. Зачастую их открывают случайно или с помощью естественнонаучных методов, при проведении разведок. Могильники, как правило, не содержат сложных сооружений. Это грунтовые ямы или ямы, выложенные внутри камнем либо деревом; в некоторых случаях они содержат захоронения остатков сожжения в керамических горшках.
Курганы. Курганные сооружения появились в степях Евразии в начале палеометаллической эпохи (начало 3-го тысячелетия до н.э.). Их сооружали из земли, земли и камней или только из камня.
Более сложные конструкции обнаружены в больших курганах эпохи бронзы и раннего железного века. Обычно они выглядят как установленные в обширных ямах срубы из дерева, иногда один содержит внутри другой. Известны случаи, когда место погребения оборудовалось не в яме, а на поверхности земли, в так называемой домовине (срубе), в ладье (как у некоторых славянских племен и скандинавов) или в небольшом сооружении из дерева и камня. Над такими наземными погребальными конструкциям устраивались насыпи.
Гробницы как вид погребальных сооружений относятся в основном к археологическим памятникам раннегосударственных обществ (египетские пирамиды, погребальные сооружения Мезоамерики, гробницы китайских императоров династий Цинь, Хань и Мин, величественные сооружения правителей Бахая на Дальнем Востоке, античные гробницы и склепы этрусков, средневековые мусульманские мавзолеи).
С конструкциями погребальных сооружений были связаны различные типы (обряды) погребений людей. Вместе с конструкциями они составляют единое целое - погребальный археологический памятник.
При исследовании известных в археологии обрядов погребений весьма важным являются следующие показатели: в каком положении был погребен человек, какие предметы и как были расположены рядом с ним, антропологические данные о скелете (пол, возраст и т.д.).
Выделяют два основных типа погребения: трупоположение и трупосожжение. Эти обряды имеют довольно много разновидностей и содержат в себе важную археологическую информацию.
Трупоположение. Обычно археологи сталкиваются не с трупами, а со скелетами некогда погребенных людей и с предметами, которые были размещены с ними в соответствии с представлениями о "загробной жизни" и обычаями погребального культа. Трупы погребенных удается обнаружить лишь в некоторых случаях, в определенных условиях, например в мерзлоте (в курганах скифской эпохи в высокогорных районах Горного Алтая) или в условиях очень сухого климата.
Особенности положения умершего имеют в археологии особое значение. Обычай погребения людей возник в среднем палеолите, примерно 140-100 тыс. лет назад, а так называемые "скорченные" погребения с "окрашенными" скелетами характерны для палеометаллической эпохи в степной части Евразии. Погребения бывают одиночными, парными и групповыми, в больших погребальных камерах, как, например, в культурах скифской эпохи. Найденные погребения порождают множество вопросов: кого хоронили вместе, почему, как в погребальной камере оказалось большое количество погребенных, одновременно или разновременно они погребались, как первоначально была устроена погребальная камера и т.д.
Трупосожжение - хорошо известный археологам, широко распространенный обряд, имеющий разновидности: сожжение трупа внутри могильной ямы; захоронение остатков сожжения за пределами ямы и погребение в ней горсти углей и пепла; погребения остатков сожжения в погребальных урнах, горшках и оссуариях.
Кенотафы - своеобразные "погребения", не содержащие останков умершего, т.е. пустые могилы. Они создавались в разные эпохи. Существует мнение, что такие курганы и могильные ямы сооружались для погибшего или умершего, когда его тело по каким-то причинам нельзя было захоронить.
4. Мегалитические сооружения известны в Испании, Португалии, Британии, Крыму, на Кавказе, в Корее и на средиземноморском побережье Африки. Они разные: это дольмены-ящики из крупных каменных блоков, сверху покрытые каменной плитой; кромлехи - круглые сооружения из больших камней (к этой группе древних сооружений относится знаменитый Стоунхендж в Англии). Эти памятники в основном относятся к концу каменного века и палеометаллической эпохе и различаются по своим функциям.
5. Памятники первобытного искусства представлены так называемой пещерной живописью (полихромными изображениями) древнекаменного века, древнейшей палеолитической скульптурой и графикой. Особую многочисленную группу памятников первобытного искусства составляют памятники наскального искусства, распространенные на всех континентах.
Изображения различны, зависят от времени и места их создания. Есть определенная закономерность их расположения: они связаны с предгорьями, горами, выходами камня на берегах рек, озер, морей. Памятники наскального искусства находятся на поверхности, они открыты. Характерные для них изображения той или иной эпохи отражают материализованную в рисунках духовную культуру древнего человека. В этом заключается их основная особенность.
6. Памятниками хозяйственной деятельности являются места добычи камня и древние рудные выработки, места выплавки металла, остатки оросительных сооружений, древние дороги в ряде районов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа и Крыма.
Прослеживается связь этих памятников с природой. Так, остатки древних оросительных систем встречаются в районах засушливого климата, места добычи полиметаллических руд - в горных районах.
К памятникам хозяйственной деятельности относятся производственные объекты, встречающиеся в городах античной эпохи, раннегосударственных образований в Средней Азии и крупных поселениях раннего железного века и средневековья. Это археологические остатки объектов ремесленного производства - керамического, бронзолитейного, кузнечного, кожевенного и др.
7. Пещерные памятники. Многие археологические памятники расположены в пещерах. Это и палеолитическая живопись, и поселения, и погребения. Проведение исследований в пещерах требует наличия спелеологических навыков, использования специального оборудования и сопряжены с дополнительными трудностями.
8. Архитектурно-археологические памятники составляют весьма многочисленную группу памятников: это цитадели и кремлевские комплексы средневековья в древних городах; замковые постройки, архитектурно-религиозные комплексы, городские укрепления.
9. Каменные изваяния. Эти памятники принадлежат разным археологическим эпохам - от энеолита и до средневековья (древнетюркские, половецкие и печенежские каменные бабы). Они различны по внешнему виду, назначению, функциям. В одних случаях каменные изваяния связаны с погребальными комплексами, являются их частью с самостоятельными смысловыми функциями, в других представляют собой полностью самостоятельные монументально-изобразительные памятники.
Основная территория распространения изваяний - степная Евразия; находясь на своих первоначальных местах в природной среде, они составляли с ней единое целое.
10. Клады. Существует два понятия клада - бытовое, когда речь идет о специально спрятанных драгоценных предметах или монетах, и археологическое, связанное с найденными археологическими предметами (вооружения, орудий труда, ценной посуды и др.).
11. Эпиграфические памятники. Это сохранившиеся каменные стелы с надписями разных эпох, имеющие историческую ценность.
12. Памятники подводной археологии представляют собой остатки прибрежных поселений прошлого, могильники и наскальные изображения, находящиеся под водой (в основном прибрежные, расположенные на небольшой глубине), затонувшие суда разных археологических эпох.
Археологические памятники неодинаковы по своей информативности, но в любом случае являются важными и часто незаменимыми источниками изучения прошлого. Археологические памятники - невосполнимые объекты материальной и духовной деятельности людей прошлого. Их количество не увеличивается, а напротив, ежегодно уменьшается в результате естественного разрушения, техногенного вмешательства (когда при промышленном строительстве разрушаются памятники археологии) или антропогенного влияния (по причине невежества или безразличного отношения человека к прошлому). Наконец, археологические памятники исчезают и в результате научных раскопок.
|
Миндовг – первый и единственный коронованный король ВКЛ, основатель Великого Княжества Литовского, в состав которого вошла значительная часть современной Беларуси. Это был первый литовский князь, принявший христианство и корону, пожалованную римским папой, а затем отрекшийся от новой веры. Миндовг также стал первым из литовских князей, который вступил в союз с Русью для борьбы против Ливонского ордена.
Согласно одной из легенд однажды к воротам Новогрудского замкаподъехали несколько уставших всадников. Вооруженные воины, одетые в звериные шкуры, сидели на низкорослых лошадях. Одни еле держались за гривы, другие истекали кровью. Это были балты, изгнанные из литовских земель. Как полагают некоторые историки, одним из этих воинов и был Миндовг.
В то время на вече Новогрудка пытались провозгласить нового князя. Кандидатура Миндовга устроила всех - нейтральная личность и боевой сподвижник умершего Новогрудского князя Владимира. Как свидетельствуют некоторые источники, основным условием для провозглашения Миндовга великим князем было принятие им христианства. Согласно Густынской летописи, став князем Новогрудка, Миндовг крестился по православному обряду. Однако существуют и другие данные, согласно которым Миндовг оставался язычником до 1252 года, когда борьба с Галицино-Волынским княжеством заставила его пойти на соглашение с Ливонией. По условиям соглашения, Миндовг принял крещение по католическому обряду. Оно прошло в 1252 году в г. Керново– древней резиденции литовских князей, а коронация была проведена в Новогрудке. В связи с этим Новогрудок по праву считается столицей и ядром создания Великого Княжества Литовского (ВКЛ).
Сегодня о временах Миндовга в Новогрудке напоминает «Гора Миндовга»- так местные жители называют старинный холм в поселке, где согласно преданию в ХІІІ столетии был похоронен основатель Великого княжества Литовского князь Миндовг. Как оно гласит, после смерти великого князя его соратники перенесли тело правителя в Новогрудок и насыпали за одну ночь над ним курган из чистейшего неманского песка.
В ХVІІ-ХVІІІ веках на «Горе Миндовга» находилось общегородское христианское кладбище. Хоронили на «горе» как православных, так и католиков вплоть до 20-х годов ХХ века. Сегодня старейший сохранившийся на холме надмогильный памятник датируется 1820 годом. Неподалеку, на доминиканском кладбище, находятся могилы родителей Адама Мицкевича и его младшего брата Антона.
В 1993 году к 740-летию коронации Миндовга в Новогрудке у подножия «горы» был поставлен памятный знак.
Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.
Мегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — сооружения из огромных каменных глыб,