Буляр и другие города. селения
...После разрушения Булгара Тамерлан направился к Буляру. Вот его войско приблизилось к городу и остановилось перед его мощными укреплениями. В это время правитель Буляра-совещался с аксакалами—сможем ли устоять перед грозными силами этого завоевателя? Мудрецы спорили долго: бороться или сдаться на милость врага, но не смогли прийти к единому мнению. Вот один из них поднялся на высокую башню и, увидев неприятельскую силу, подобную бушующему морю, посоветовал не проливать зря кровь и открыть ворота. Враг ворвался в город и истребил большую часть его населения...
Это—легенда. Однако, кроме нее, о Буляре имеются сведения, притом более достоверные, в исторических источниках. Русские летописи, например, сообщают, что Андрей Боголюб-ский вместе со своим сыном Мстиславом и муромским князем в 1164 году организовал поход на Волжскую Булгарию. В источниках говорится, что русские одолели булгар, а князь последних со своей дружиной скрылся в Великом городе, не указывая при этом, где находился этот город.
Его местонахождение становится в какой-то степени ясным из другого сообщения тех же русских летописей о повторении похода через 20 лет — в 1184 году, но уже во главе с другим великорусским князем Всеволодом (Всеволод III или Всеволод Большое Гнездо), братом Андрея Боголюбского. Этому походу предшествовало такое событие. Как известно, Булгарское государство издавна имело торговые связи с Русью—со своим ближайшим соседом. В русских городах Верхнего Поволжья и Оки находились булгарские торговые поселения. Однако какие-то разбойники из Рязани, Мурома и других городов грабили булгарских купцов, к тому же разоряли их города и села на Волге. Булгары дважды обращались к Всеволоду с просьбой положить конец грабежу, однако князь не смог управиться с разбойниками, хотя посылал в города приказы ловить их. Грабежи повторялись. Булгары, потеряв терпение, совершили поход на Русь, разорив в свою очередь Городец, Муром, дошли до Рязани. Это произошло в 1183 году. Всеволод решил отомстить булгарам и через год организовал большой поход в их страну, в котором участвовали, кроме основных сил из стольного града Владимира, войска из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленска. Словом, это был большой поход. Русские дошли до Великого города, осаждали его десять дней, но не смогли взять; к тому же на помощь защитникам пришли вооруженные отряды из соседних городов.
Летописи указывают Великий город на реке Черемшан, называя ее Черемисаном. Это была река Малый Черемшан, на которой и расположено нынешнее Билярское городище — остатки исторического Буляра — Великого города. Первое его упоминание под 1164 годом далеко не случайное. Именно в это время обостряется международная обстановка—начинается целая серия походов с запада, связанных с деятельностью своенравного и жестокого князя Андрея Боголюбского.
_______________________________________________________________________________________________________
Андрей Боголюбский—князь Владимиро-Суздальский, великий князь Северо-Восточной Руси (1157—1174), сын Юрия Долгорукого, отличался своей воинственностью и жестокостью и в самой Руси, организовывал поводы против русских городов; в 1169 году, например, завоевал Киев. Убит в 1174 году в результате боярского заговора: руководителями восстания были кучковичи—сыновья боярина Кучки, которого в свое время предал смерти отец Андрея Юрий Долгорукий. В заговоре против Боголюбского участвовала и его жена — булгарка по происхождению, которая, по сообщению Тверской летописи, хранила месть мужу за то, что тот «много воева болгарскую землю, и сына посыла, и много зла учини болгарам».
_______________________________________________________________________________________________________
Крайне опасными стали берега Волги и Камы, по которым и совершались походы. Столица, бывшая до этого в Булгаре на пересечении этих двух рек, переносится в глубь страны, в отдаленный, более спокойный район Черемшана. Впрочем, об этом событии каких-нибудь сообщений нет ни в одном источнике. Это просто предположение, исходя из того, что в историю Волжской Булгарии с этого периода входит новый город с названием «Великий», как бы олицетворяющий значение столицы. После описанных событий Великий город еще несколько раз упоминается в русских летописях: при рассказе о походе князя Святослава в 1220 году на булгарский город Ошель, о первом разведывательном походе монголов на Булгарию в 1232 году и, наконец, при описании похода всей монгольской армии на Волжскую Булгарию в 1236 году, когда был взят «славный великий город болгарский». Город был тогда разрушен, но не прекратил своего существования. Однако он уже потерял свою былую мощь, хотя, подобно некоторым восстановленным городам в период Золотой Орды, являлся одним из центров чеканки джучидских монет. Последние монеты из района Билярс-ка, т. е. из Билярского городища и его окрестностей, относятся, например, к 1431 году.
Намного позднее, уже через сто лет после покорения Казанского ханства, на месте древнего Буляра поселились русские стрельцы. Возникло русское селение, названное Билярском в чеоть древнего города. Это село существует и поныне, занимая часть древнего городища в современном Алексеевском районе нашей республики.
Археологическими наблюдениями и разведками конца XVIII и начала XIX веков на территории Билярского городища были зафиксированы развалины древних архитектурных памятников, среди них остатки большой мечети. Тогда же и чуть позднее там была- найдена богатая коллекция вещей, в том числе золотые височные кольца, серебряные браслеты, бронзовые зеркала, железные боевые топоры и т. д. В конце прошлого века и в первой четверти нашего столетия проводились предварительные археологические раскопки Билярского городища, а с конца 60-х годов там велись исследования под руководством археолога А. X. Халикова. В результате интенсивных работ раскопаны основания целого ряда культовых и жилых сооружений, изучена оборона древнего города, накоплен большой вещевой и керамический материал. Хотя весь этот археологический материал освещен в значительном числе книг и статей, он требует еще нового, подлинно научного осмысления.
Мы рассказали о трех наиболее крупных, исторически известных городах Волжской Булгарии. Естественно, и кроме них были города, среди них центры княжеств или просто города как очаги ремесла и торговли. По своей политической значимости их не сравнить с Булгаром, Суваром или Великим городом, но они сыграли немаловажную роль в жизни булгар-ского общества на различных этапах его развития. К сожалению, трагичной была судьба Ошеля(Ашлы), расположенного на правобережье Волги. Центр крупного княжества в западных землях Волжской Булгарии, он был взят и разрушен войсками Святослава, племянника Всеволода Большое Гнездо, в 1220 году и никогда больше не восстанавливался. В летописном описании этого события сохранились ценные сведения об оборонительных укреплениях Ошеля, дающие возможность оценить довольно высокую степень военно-инженерного дела у волжских булгар.
Центром княжества на правобережье Камы был город Ка-шан.Хотя исторические сообщения об этом городе домонгольского периода не сохранились (такие сообщения имеют отношение к золотоордынской эпохе), археологические материалы свидетельствуют о том, что этот город был немаловажным центром культуры и торговли в северной зоне. Чуть выше по Каме, на ее левом берегу, на высокой горе располагался Джу-кетау(Дукэтау), что в переводе означает Липовая гора. Хотя исторические сведения о нем также относятся к золотоордын-скому периоду, археологически Джукетау датируется и более ранним временем. Наверное, одним из таких центров на востоке Волжской Булгарии являлся расположенный на реке Шешма Тубулгатау.Среди городов дозолотоордынского периода нужно назвать также Торцск, Тухчин, Нухрат,находившиеся в закамской, центральной части Булгарского государства, т. е. в том же районе, где располагались Булгар, Сувар и Буляр.
Нашим современникам, быть может, больше известен городок, остатки которого под таинственным названием «Чертово городище» находятся на западной окраине современной Елабуги. Овеян он легендами, этот городок. Невольно вспоминается одна из них.
...В старинном городке на высокой горе жил в одиночестве «бес» (так назван христианским священником мусульманский святой). Ходили туда еще древние булгары на богослужение, устраивали свои моления. Позднее и казанцы цриходили к «бесу», просили помощи в трудных делах. Помогал им «бес», от всяких недугов исцелял. В один из дней началась война 4 неверными, казанский сеид пришел к хозяину городка, попросил благословения на священную войну. Ровно десять дней молился «бес», на одиннадцатый подал голос из молельни: «Больше помочь я вам не могу, люди добрые. Прогнан я отсюда нечистою силою. Ухожу я навсегда в места пустые, непроходимые». Показался из града дым черный, поднялся вихрем высоко в воздух, из дыма того появился змей огромный, огненный и полетел на запад.
Легенда приводится в известной «Казанской истории», написанной одним русским священником после покорения Казанского ханства. Жил он 20 дней, как он сам пишет, в плену в Казани перед ее взятием. Там и записал легенду. Через «Казанскую историю» легенда распространилась и среди русских. Они и назвали городище «Бесовским» или «Чертовым».
К настоящему времени составлен Свод средневековых городищ Среднего Поволжья, т. е. той территории, на которой в Х-начале XIII вв. располагалась Волжская Булгария. Этот Свод включает в себя 161 памятник, которые делятся на следующие группы: 38 городищ являются остатками городов или их кремлей, 73 — феодальных замков, 39—военных крепостей (характер 11 памятников не определен из-за отсутствия необходимых сведений). Конечно, не все эти города, замки и крепости существовали только в период Волжской Булгарии. Немалое их число продолжало существовать и в золотоордынский период; значительная часть городов впервые возникла в эпоху Золотой Орды, были и города, жизнь которых связана с Казанским ханством.
Кроме городов, в Булгарии было много открытых поселений, попросту говоря, деревень. К настоящему времени известно более 900 селищ. Часть из них представляет остатки посадов городов за пределами кремлевских укреплений, но большинство—это археологические памятники тех мест, на которых когда-то стояли обыкновенные деревни. Некоторые из них достигали солидных размеров от 50 до 100 гектаров, однако преобладающая их часть имела небольшие площади от трех до шести гектаров. Такие деревни состояли в среднем из 20-—40 дворов. Из названных выше 900 селищ две трети имеют отношение к периоду Волжской Булгарии, остальные, как и города, имеют позднее происхождение, т. е. эпохи Золотой Орды и Казанского ханства. Уменьшение количества этих поселений поздних периодов объясняется трудностью их археологического выявления вследствие их застроенности ныне существующими татарскими деревнями.
КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Градостроительство и в целом городская культура Волжской Булгарии стояли на довольно высоком уровне развития. Остатки монументальных, т. е. крупномасштабных, кирпично-ка-менных сооружений, изучены археологами в различные годы на различных памятниках. Выше уже говорили об остатках двухэтажного кирпичного дома-дворца из Сувара. Нижний ярус этого незаурядного сооружения относится к X—XI векам и является, таким образом, памятником раннебулгарской каменной архитектуры. Дома и общественные сооружения из кирпича известны также по раскопкам так называемого Муромского городка на Самарской Луке, Хулашского городища в Предволжье Татарстана, Болыне-Тоябинского городища в Чувашии и уже известного нам Билярского городища. Многолетние раскопки на последнем оказались особенно продуктивными — там выявлена целая серия крупнейших памятников раннебулгарского зодчества: основания мечетей, общественных бань, жилых сооружений и других развалин. Сохранившиеся наземные архитектурные памятники на Булгарском\ городище относятся к XIII—XIV векам, и с ними мы ознакомимся в большом разделе, посвященном истории и культуре Золотой Орды.
Единственным уцелевшим наземным архитектурным памятником домонгольской Булгарии является угловая башня каменной крепости с «Чертова городища», о чем уже было кратко упомянуто выше. План этой крепости составил еще в прошлом столетии уроженец тех мест, великий русский - художник И. И. Шишкин. Крепость имела четырехугольную форму длиной 21,30 м, шириной 19,17 м. В каждом ее углу стояло по одной такой башне, в середине каждой стены еще по одной полубашне. По авторитетному определению известного советского булгароведа-археолога А. П. Смирнова, цитадель «Чертова городища» по своим размерам (400 кв. м) и мощи превосходила кавказские военные крепости средневековья.
Кирпично-каменные сооружения были в основном в цитаделях-кремлях крупных городов, вероятно, еще в некоторых княжеских центрах и важнейших военно-стратегических пунктах. Основное число городских сооружений, не говоря уже о деревенских, были деревянными —дома, мечети, хозяйственные постройки и т. д. Раскопками выявлены некоторые формы домов; например, суварский дом был с двускатной крышей,
Булгарская орнаментированная глиняная посуда - горшок
деревянным полом и подпольем. Кроме деревянных наземных домов, были земляночные, полуземляночные, наземные глинобитные дома. В подобных простых жилищах печи были сложены из известняковых камней и простых песчаников, редко—из кирпича.
Скудость письменных источников относительно домашнего очага, кухонной утвари и посуды также дополняется за счет археологических находок. Бронзовые и железные котлы для варки пищи, богато орнаментированная керамическая, как простая, так и поливная, а также металлическая посуда для хранения продуктов питания и приема пищи, например, большие хумы -корчаги, кувшины, горшки, крынки, кружки, тарелки, миски, сковороды, железные ножи и деревянные ложки—далеко не полный перечень находок, выявленных раскопками в различные годы.
Говоря выше о ремесле волжских булгар, мы уже с вами перечислили многочисленные предметы орудий труда и быта. Помимо них, археологическими работами, а больше всего в составе богатых кладов, зарытых в свое время в землю самими булгарами и случайно обнаруженных уже в последние столетия, накоплен весьма обширный ассортимент разнообразных изделий ювелирного дела: золотые, серебряные, бронзовые, медные, костяные, стеклянные украшения и предметы туалета. Это браслеты, перстни, височные кольца, шейные гривны, подвески, аму леты, очелья, бляхи, зеркала, полярные наборы, накладки, пряжки, бусы и другие изделия ювелирного искусства. Для изготовления и украшения этих вещей применяли разнообразную технику, например, скань, зернь, чернь, гравировку, чеканку, инкрустацию золотом и серебром по металлу и дереву, золочение, глиптику (резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях). Ювелирное искусство волжских булгар было широко развито как в домонгольский, так и в золотоордынский периоды, притом в XIV веке оно достигло высшего уровня своего совершенства.
Изделия булгарского ювелирного искусства всегда вызывали восхищение и у знатоков, и у простых любителей старины. Многим известны, например, знаменитые височные кольца с уточкой. О них неоднократно писалось в научной и популярной литературе. Хранятся они в так называемых золотых кладовых крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Эти кольца издавна вызывали интерес своей красотой и великолепным исполнением. Сохранился такой рассказ. Один из богатых русских промышленников Урала решил сделать Екатерине II редкий, дорогой подарок. В качестве такового он избрал древнебулгарское височное кольцо. Но он располагал лишь одним экземпляром, не дарить же царице одно кольцо. По его заказу знаменитые пермские ювелиры изготовили пару колец, точь-в-точь булгарские. Императрица приняла их с благодарностью, однако позднее, когда они уже стали музейным достоянием, была обнаружена их подделка. Пермские мастера не так искусно припаяли друг к другу золотые крупинки в желудях и уточке, как это делали в древности.
Посаженная в кольцо уточка с золотой крупинкой в клюве имеет символическое значение, являясь отражением одной народной легенды, согласно которой в глубокой древности весь мир был представлен безграничным океаном, на поверхности которого плавала одинокая утка. Вот она нырнула и со дна океана достала крупинку зерна, из которого и зародилась земля. Эта легенда была записана в Заказанье. А вот крупнейший отечественный археолог, академик Б. А. Рыбаков рассказывал, что почти такую же легенду он слышал в Болгарии.
Небезынтересно будет привести несколько сведений из письменных источников об исторической этнографии домонгольских булгар, об их быте, обрядах и обычаях. Ибн-Фадлан и ал-Гарнати к продуктам питания булгар относят хлеб (надо полагать, в основном пшеничный, ибо тот же Ибн-Фадлан и другие авторы X—XI веков писали, что булгары сеют пшеницу), мясо, просо, мед. Любопытны отдельные наблюдения знаменитого багдадского посланника над трапезой на приеме у царя. Жареное мясо едят, отрезая куски ножом. Между прочим, вилок тогда еще не было — их впервые привез в Европу из Китая знаменитый итальянский путешественник XIII века Марко Поло.
Едят булгары сидя на полу, но перед каждым стоит низенький стол с яствами. Подобная обстановка отмечена для званых обедов у верхушки общества, однако надо полагать, что подобные правила были характерны и для остального населения. Ибн-Фадлан в другом месте отмечает, что булгары сидят «стоя на коленях», вернее, «севши на пятки». При подобной позе сидения во время еды обязательно наличие низенького столика перед сидящим. Кстати, человек в этом случае сидит не «по-восточному», а согнув колени и подогнав под себя пятки.
У булгар существовал закон смертной казни за убийство человека, прелюбодеяние и воровство. К тому же казнь осуществлялась весьма сурово — виновника привязывали за руки и ноги к четырем столбам и тело рассекали пополам.
Ибн-Фадлан писал и о других обрядах и обычаях ранних булгар. Многие из них, связанные еще с древнеязыческим периодом, исчезли в процессе распространения ислама, мусульма-низации общества. Еще до принятия вместе с исламом арабской письменности у булгар в VIII—IX веках существовали зачатки письменности. Это была известная уже нам с вами из истории Тюркского каганата восточная руника. Оттуда ее унаследовали хазары, от них она проникла к булгарам.
С принятием ислама в Волжской Булгарии руническая графика была заменена арабской. Грамоте обучались в мектебе (начальные школы) и медресе (средние школы). О грамотности не только среди аристократии, но и простолюдинов, в том числе и ремесленников, свидетельствуют надписи на найденных украшениях и керамических сосудах. Принятие арабской письменности способствовало установлению тесных культурных связей с Востоком, развитию у булгар литературы, просвещения и разных наук. В письменных источниках арабо-персидского мира X—XII веков можно встретить сообщения о булгарских историках, медиках, философах и юристах. Так, ал-Гарнати читал в городе Булгаре книгу «История Булгарии», написанную кадием (судьей) города Булгара Йакубом ибн-Нугманом. Ученый Бур-хан ад-дин ибн-Юсуф написал книгу о лекарствах, составил комментарии к работам среднеазиатских философов об этике и о риторике—науке об ораторском искусстве.
В Булгарии получают развитие художественная литература и поэтическое народное творчество. Правда, сведения о начальном домонгольском периоде весьма скудны. Есть небольшие данные о распространении у булгар в XI веке отдельных общетюркских произведений. Специалисты древнетатарской литературы, например, считают, что в Булгарском государстве было распространено выдающееся литературное сочинение раннего средневековья под названием «Кутадгу-билик», написанное в 1069 году Юсуфом ибн-Хазипом в городе Баласагуне—столице государства Караханидов. Как вы помните, часть древних татар, переселившаяся на запад после падения Восточно-Тюркского каганата, участвовала в образовании некоторых раннесредне-вековых государств, в том числе и названного только что государства Караханидов. Поэтому и древним татарам, и ранним булгарам, как и другим тюркоязычным народам тех времен, были хорошо известны такие произведения начальной тюркской художественной литературы. К XII веку относятся такие произведения древнетатарской литературы, как «Хибател-хака-ик» («Подарок истины») Ахмеда Югнаки, «Диване-хикмет»
Страница рукописи «Кутадгу-билик» ХI век
(«Сборник мудростей») Ахмеда Яса-ви, «Бакырган китабы» («Книга Ба-крган») Сулеймана Бакргани. Они призывали людей к справедливости, великодушию, милосердию, доброте и человечности. Хотя эти произведения и не созданы этническими булгарами (они написаны древнета-тарскими поэтами в среднеазиатско-хорезмской земле), они были широко распространены в Волжской Булгарии.
Известный поэт Кул Гали в 1233 году завершил написание большой поэмы «Кисса-и-Йусуф» («Поэма о Юсуфе»), воспевающей чистую, прекрасную любовь Зулейхи и Юсуфа. Хотя события, легшие в основу
этой поэмы, происходят в далеком Египте, но она была любима и булгарами, а позднее и татарами. Не зря за последнее столетие она была издана в Казани около 80 раз, и не зря в долгие зимние вечера ею зачитывались почти в каждом татарском доме наряду с другими выдающимися произведениями средневековой литературы. В последние годы она снова была издана в Казани на татарском и русском языках в связи с 800-летием со дня рождения ее создателя Кул Гали—крупнейшего представителя восточной поэзии. Этот юбилей был проведен в 1983 году по решению ЮНЕСКО.
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
Волжская Булгария имела тесные экономические и политические связи со многими странами и народами тогдашнего средневекового мира. Почти все географы и путешественники X—XII веков, что-либо писавшие об этой стране, прежде всего отмечают ее широкие торговые контакты. Обширной была география этого международного товарообмена. С юга и востока—это Хазария, Кавказ, Средняя Азия, Персия, даже Северная Индия, с севера и запада—северные племена, Русь, Прибалтика, скандинавские страны, Византия.
Для того чтобы лучше представить себе ассортимент товаров, вывозимых из Булгарии или ввозимых туда, а также куда и откуда они идут, обратимся к двум представителям классической школы арабской географии X века. Один из них — основатель этой школы, уже известный нам ал-Балхи: «То, что вывозят из Хазарии, как-то: мед, воск, привозится к ним из земли русое и болгар. Таким же образом меха бобровые, вывозимые [из Хазарии] в различные страны, находят только в тех реках, которые текут в странах Болгара, Руси и Куяба, и, кроме того, их нигде не найдешь, сколько мне известно». Другой — ал-Мукад-даси, последний представитель названной школы, автор конца X века. Немецкий востоковед прошлого столетия А. Шпренгер назвал его «величайшим географом, когда-либо существовавшим». В результате долгих путешествий и большой литературно-картографической работы он создал в 985 году свой огромный труд под названием «Лучшее разделение для познания климатов». У него имеется полный перечень товаров, вывозимых из Булгарии в Хорезм — один из крупных центров средневековой цивилизации в Средней Азии — и через него далее на Восток: «Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из Болгарии».
Белужий клей получается из плавательного пузыря осетровых рыб, идущий на осветление виноградных вин.
_______________________________________________________________________________________________________
Рыбьи кости—это или клыки мамонтов, находимые во множестве по берегам Волги и Камы, которые чуть позднее, по сообщению ал-Гарнати, также вывозились в Хорезм; или же это зубы моржа, названные, например русскими летописцами действительно рыбьими зубами—их булгары получали от северных племен.
Бобровая струя— пахучая жидкость, получаемая из желез бобра; применяется для медицинских целей, а также при приготовлении духов и дорогого мыла.
Юфть—высококачественная дубленая кожа, выделываемая из шкур крупного рогатого скота. Отличается значительной толщиной, прочностью и водостойкостью. Идет на изготовление крепкой обуви, шорно-седельных изделий (седла, хомуты и др.)
_______________________________________________________________________________________________________
Среди всех перечисленных выше предметов экспорта были и собственно булгарские, и получаемые булгарами от своих соседей, например, от северных племен, хазар, от ближайших соседей (башкир, буртасов, черемис, аров и т. д.) и из Руси. Собственно булгарскими могли быть: некоторые сорта мехов (значительную часть дорогих мехов булгары получали от племен Севера и от ближайших финно-угорских соседей), заячьи и козьи шкуры, часть скота, стрелы, шапки, юфть, кольчуги, мед, орехи, строительный материал из березы. Овец получали от башкир, мечи из Руси, янтарь из Прибалтики, часть дорогой рыбы из Хазарии.
Некоторые определения в списке Мукаддаси, например, «славянские невольники», могут вызвать вопрос, даже недоумение, если под этими «невольниками» подразумевать рабов, ибо рабовладения на Севере не было. Конечно, они могли быть какими-то военнопленными. Но вот «славянские» не следует понимать в буквальном смысле, более того, это не точный перевод с арабского. В оригинале это слово написано «сакалиба», как называли в южном, арабском мире в целом северных, белолицых людей. Бесспорно, среди них были и славяне, но оно означало весьма широкое понятие. Ибн-Фадлан, например, часто называл булгар «сакалиба».
Являясь промежуточным звеном в международном товарообмене, Волжская Булгария успешно держала эту торговлю в своих руках. Выгода от нее была большой, к тому же правитель булгар брал десятую часть товаров с каждого иностранного судна и каравана в пользу государства, как было принято по международным правилам. В то же время в евразийском торговом обороте получали большой сбыт и собственно булгарские товары, принося немалую прибыль и успешно развивая экономику страны. Во всей этой торговле большую роль сыграли серебряные монеты, вначале, как уже говорили выше, в виде подражаний арабским диргемам, а чуть позднее и свои, булгарские. Эти монеты находят не только на территории Волжской Булгарии, но и далеко за ее пределами: в Средней Азии, на Руси, Прибалтике, в скандинавских странах. Как известно, они чеканились только в X веке. XI—XII века были безмонетным периодом не только в Булгарии, но и в соседних государствах. Однако булгары как-то выходили из положения—например, они использовали прежние монеты. Так, ал-Гардизи писал, что эти диргемы они ломают, и каждый кусок употребляют в дело, т. е. пускают в оборот. Мы с вами уже знаем, что Гар-дизи жил в XI веке.
Помимо денежной, Волжская Булгария вела очень выгодную меновую торговлю с финно-угорскими народами далекого Севера. Как булгары торговали с ними, мы также знаем уже по предыдущим параграфам. Здесь только отметим, что подобная торговля оказалась достаточно прочной и продолжалась в течение нескольких столетий, ничем практически не отличаясь от ее начальной формы в X—XI веках. Ал-Гарнати и Ибн-Баттута, два известных арабских путешественника, лично побывавшие у булгар и много услышавшие об их отношениях с северными племенами, рассказывают о тех же методах меновой торговли в XII и XIV веках. Слова Гарнати о том, что булгары в уплату за свои товары, например, за гарпуны для ловли морских рыб и некоторые другие изделия из железа, берут у северян «шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль», показывают большую выгодность такой торговли. Не зря долгие годы, даже столетия, булгары успешно держали ее в своих руках, не пропуская восточных купцов на север, придумывая при этом разные причины.
Ближайшими соседями ранней Волжской Булгарии были Хазарский каганат и Киевская Русь (Древнерусское государство). В период своего образования Булгария была в определенной зависимости от Хазарии, но с конца 60-х годов X века, после падения каганата, она стала единственным феодальным государством в Поволжье.
Внешнеполитические связи Волжской Булгарии с Киевской Русью были в основном добрососедскими, если не считать всего несколько конфликтов. В 985 году киевский князь Владимир со своим воеводой Добрыней (былинный богатырь Добрыня Никитич) пошел с походом на Волжскую Булгарию. Славяне победили булгар, и в конце сражения был составлен устный мирный договор, при этом булгары, как сообщает русский летописец, сказали: «...тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель—тонуть». Это показывает их искреннее желание жить в дружбе и согласии со своим соседом. И после этого был составлен ряд дружественных актов и мирных договоров между булгарами и древними русскими, например, торговое соглашение 1006 года, по которому купцы с обеих сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селах Булгарии и Руси. К таким же мирным, дружественным актам следует отнести упомянутую выше помощь булгар хлебом русским в голодный 1024 год на их земле.
Если политические отношения Киевской Руси с Волжской Булгарией были сравнительно мирными, то с образованием в XII веке Северо-Восточной Руси с центром во Владимиро-Суз-дальской земле открываются новые страницы в истории русско-булгарских взаимоотношений, характеризующиеся началом походов на Волжскую Булгарию князя Андрея Боголюбского и его преемников. Киевская Русь все же была расположена далековато от Булгарии и ее политический центр находился на Днепре. А вот когда возникла другая Русь, Северо-Восточная, с центром на Верхней Волге, то путь на восток и на юг по Волге до Каспия и через него далее на весь обширный Восток был почти открыт. «Почти» потому, что на этом пути, чуть ниже по Волге, лежала и закрывала собой эти ворота на Восток Волжская Булгария. Вот-на нее и направились удары, начатые Боголюбским.
В 1172 году было предпринято новое вторжение на булгарскую землю русского войска во главе с сыном Андрея Мстиславом, к которому присоединились муромский и рязанский князья. Булгары ответили походами в 1209 и 1218 годах на Рязань и Устюг. В 1220 г. состоялся поход Святослава на Ошель. В 1221 году было составлено перемирие, а в 1229 году—мирный договор: разрешили купцам с обеих сторон свободно торговать с обязательной уплатой государственной пошлины, обменялись военнопленными и договорились, что если в дальнейшем возникнет недоразумение, то выяснять отношения совместными усилиями, сообща. К этому еще надо добавить новую помощь хлебом в 1229 году, когда на Руси снова был неурожай, а через год булгарские мастера помогли русским построить в городе Юрьеве новую церковь вместо старой, обветшалой. Более того, булгары привозили на Русь и строительный камень. Словом, возникла возможность наладить мирные отношения. Однако в связи с монгольским завоеванием всей Восточной Европы судьба этих двух стран и народов сложилась иначе. Волжская Булгария потеряла свою самостоятельность и вошла в состав нового государства—Золотой Орды, под власть которой подпала и Русь.
Вопросы и задания:
1. Расскажите историю города Булгара (когда примерно он возник, что пишут о нем восточные географы и т. д.).
2. Что вы знаете о Суваре—другом известном городе Волжской Булгарии? Какие археологические находки там сделаны?
3. Расскажите коротко о Буляре—Великом городе. Что вам известно о нем из русских летописей?
4. Какие еще города Волжской Булгарии вам известны и где они находились? Сколько было всего городов у булгар?
5. Что вы знаете о булгарской культуре? Расскажите вкратце об архитектуре, ювелирном искусстве.
6. Расскажите об образе жизни волжских булгар, об их духовной культуре—литературе, письменности, просвещении.
7. Расскажите о внешних связях Волжской Булгарии: с какими странами и народами они вели торговые отношения, какие политические события вам запомнились?
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из книги «Дорогие ценности» персидского географа начала X века Ибн-Русте:
«Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие. Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами. Те же из них, которые пребывают в язычестве, подвергаются ниц перед каждым знакомым, которого встречают...
Одежда их похожа на мусульманскую; равным образом и кладбища у них как у мусульман. Главное богатство их составляет куний мех. Чеканенной монеты своей нет у них; звонкую монету заменяют им куньи меха. Каждый мех равняется двум диргемам с половиною. Белые, круглые дир-гемы приходят к ним из стран мусульманских путем мены за их товары»1.
Из книги «Рисаля» Ахмеда ибн-Фадлана:
«Все они носят шапки. Когда царь едет верхом, он едет один, без отрока, и с ним нет никого. Итак, когда он проезжает по базару, никто не остается" сидящим,— [каждый] снимает с головы свою шапку и кладет ее себе подмышку. Когда же он проедет мимо них, то они опять надевают свои шапки себе на головы. И точно так же все, кто входит к царю, мал и велик, включительно до его сыновей и братьев, лишь только посмотрят на него, как тотчас снимают свои шапки и кладут их себе подмышку. Потом [они] кивают головами в сторону царя,
приседают, потом остаются стоять, пока он не пригласит их сесть, причем каждый, кто сидит перед ним, право же, сидит, стоя на коленях, и не вынимает своей шапки и не показывает ее, пока не выйдет от него, надевая ее [только] в это время.
Все они [живут] в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ и более, устланная армянскими коврами. У него в середине ее трон, покрытый византийской парчей»2.
Из русской летописи в передаче историка XVIII века В. Н. Татищева:
«6514 (1006 год). Прислали болгары (волжские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, а русские купцы с печатями от наместников в Болгары с торгом ездили без опасения...»
_____________________________
1 Ибн-Русте пишет о том времени, когда у булгар еще не было своих монет.
2 Ибн-Фадлан был у булгар летом, когда они кочевали и жили в юртах.
РАЗДЕЛ V. ЗОЛОТАЯ ОРДА
ДРЕВНИЕ ТАТАРЫ И ЧИНГИЗ-ХАН
Знакомясь с краткой историей Тюркского каганата, мы упомянули союзы древнетатарских племен под названиями «отуз-татар» и «токуз-татар», известных по орхоно-енисейским руническим письменам на могильных камнях VII – VIII веков. Если чуть подробнее говорить о них, то основные этаны истории древних татар на своей родине в Центральной Азии представлены таким образом. Отуз-татары, впервые упомянутые на похоронах основателя Тюркского каганата Бумын-кагана и одного из его преемников Истеми-кагана, через сто лет – во второй половине VII века – вели сражения против тю-гю (тюргешей) под руководством Ильтерис-кагана. Обо всем этом написано на памятнике известного полководца, принца Кюль-Тегина (умер в 731 году). Сын Ильтерис-кагана Бильге-каган, брат Кюль-Тегина, в 722 – 723 годах вел войны против огузов и токуз-татар – об этом известно по