Города волжской булгарии. булгар и сувар
Первые города в Волжской Булгарии начали появляться в начале 20-х годов X века. Этот исторический процесс связан с окончательным переходом от бывшей кочевнической жизни к оседлой. Появление первых булгарских городов совпадает с периодом принятия ислама. Это не случайное совпадение, а закономерный исторический процесс. Именно с возникновением и ростом городов, с развитием городской культуры связано распространение крупнейших религий мира, в том числе и ислама. Так было и в Волжской Булгарии. С появлением первых городов в этом государстве началась также чеканка собственных, булгарских серебряных монет-диргемов.
Арабо-персидские средневековые исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать два булгарских города — Булгар и Сувар, притом они часто фигурируют рядом, как бы дополняя друг друга. Да и историческая судьба их оказалась очень близкой, особенно в X—XI веках. Теперь обратимся к наиболее известным из этих источников, располагая их снова в хронологическом порядке. Первое и ценнейшее сведение об этих двух городах принадлежит перу ал-Балхи, которого мы уже начали было цитировать в предыдущем параграфе: «Бул гар—имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник сказал о долгих летних днях и коротких зимних днях и долгих ночах».
Почти такое же сообщение оставили ал-Истахри и повторивший его Ибн-Хаукаль, арабские авторы 30-х и 60-х годов X века, однако у них есть одна существенная редакция ал-Балхи: десять тысяч означает у них не вообще жителей этих городов, а названо как количество их «мужей», т. е. воинов. Это более соответствует истине, ибо в средневековье при определении количества жителей какого-либо города исходили из числа его воинов. Это ясно видно и по сообщению, имеющемуся в персидском сочинении конца X века «Худуд ал-алам» неизвестного автора: «Булгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все [жители] мусульмане; из него выходит 20000 всадников. Со всяким войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают. Это место крепкое, богатое. Сувар — город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре».
Обратимся снова к ал-Балхи. Он пишет: «От Итиля до Булгара расстояние по степям около одного месяца пути; водою же, вверх по реке около двух месяцев, вниз по реке около 20 дней». Здесь нетрудно понять, что город Булгар располагался на Волге—водном пути между ним и хазарским центром. Эти слова ал-Балхи находят подтверждение и конкретизацию в уже знакомом нам сообщении автора «Худуд ал-алама» и его современника, крупнейшего арабского географа конца X века ал-Мукаддаси, который также писал, что город Булгар расположен на берегу реки Итиль, т. е. Волги.
Выбор Булгара столицей с самого начала X века, когда образовалось государство, вполне закономерен. Он занимал весьма удобные позиции на стыке Волги и Камы—двух основных водных магистралей Восточной Европы, имевших большое экономическое и стратегическое значение. Сооружение столицы в этом важнейшем районе сыграло колоссальную роль в объединении булгарских земель в одно централизованное государство, в превращении Волжской Булгарии и ее столицы в центр международного экономического и культурного обмена между Западом и Востоком. Вполне естественно то явление, когда политический центр государства носил название самого государства и его основного населения.
В XII веке в Булгаре побывали два арабских путешественника. Один из них—малоизвестный ал-Джавалики, другой —
не раз упомянутый ал-Гарнати. Первый из них посетил Булгар в 1145 году, однако его мемуары не сохранились до наших дней, хотя некоторые отрывки из них приводит дореволюционный татарский историк М. Рамзи в своей книге о Казани, Булгаре и татарских государствах: «Их (булгар) строения похожи на строения Рума (Византии). Они большой народ, их город называется Булгар. Это очень большой город».
Данные ал-Гарнати о городе Булгаре довольно кратки, но они весьма ценны, т. к. свидетельствуют о том, какой внешний вид имел город в те времена: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена из дуба». В восточной географии встречаются также сведения о том, что кроме «внутреннего», т. е. собственно Булгара, имелся и «внешний» Булгар в качестве торгового пункта государства, связанный с внешним миром—это известный Ага-Базар на Волге. В источниках также говорится, что Булгар меньше Куябы, т. е. Киева, древнерусского стольного города, расстояние между которыми составляло 20 дней пути.
В русских летописях, отражающих события домонгольского периода, название Булгара в качестве города отсутствует (название «Великие Болгары» впервые появляется в конце XIV в.— об этом будет рассказано в разделе о Золотой Орде). Термин же «Болгары» для дозолотоордынского времени применен для обозначения в целом булгарской земли. Однако принято отождествлять ранний Булгар с летописным Бряхимовым, упомянутым под 1164 годом в связи с походом великого князя Северо-Восточной Руси на Волжскую Булгарию. Следовательно, Булгар в это время был еще столицей. Таковой он оставался даже в первой половине XII столетия; во всяком случае, ал-Джавалики и ал-Гарнати знают его в качестве главного города страны, в котором они и остановились.
Другим крупным булгарским городом, вошедшим в историю, был Сувар. Основные сведения об этих двух городах нам уже с вами известны. Не менее интересными являются источники другого характера—материалы нумизматики, т. е. древние монеты. Известно, что в период правления Саманидов в Средней Азии (IX—X века) в торговом обороте между Европой и Азией большую роль сыграли арабские диргемы—серебряные куфические монеты. Начиная с 20-х годов X века булгары начали чеканить монеты в подражание саманидским от имени своих правителей, но указывая там годы и названия городов Средней Азии. Так, известны монеты булгарского князя (эль-тебера) Микаила ибн-Джафара, на которых указаны названия городов Самарканда, Шаша (Ташкент), а также иранских Балха и Нисабура. Но вскоре в Булгарии началась массовая чеканка собственных монет с указанием своих городов. Известны, например, монеты 931, 948—959 годов, чеканенные от имен Насыра ибн-Ахмеда и Талиба.
Сын последнего Мумин, правивший позднее, чеканил одновременно монеты и в Суваре, и в Булгаре—известны его монеты 976 года. Однако после этого (до 980 года) монеты чеканились лишь в Булгаре от имени другого Мумина—Ибн-Хасана. Это свидетельствует о том, что Сувар к этому времени уже потерял былую политическую силу и полностью подчинился Булгару —политическому центру страны. Следует также сказать, что география распространения булгар-ских монет была весьма широка. В составе богатых кладов они обнаружены в различное время в Верхнем Поволжье, новгородской и псковской землях, в Прибалтике, скандинавских странах и даже в Дании. (Монета, найденная в Дании, чеканена в Суваре.)
В XI веке Сувар упоминается в двух известных источниках. Крупнейший среднеазиатский тюркский филолог и географ Махмуд Кашгари на своей «Карте мира» отметил также булгар-ские города Булгар и Сувар, однако ошибочно отождествлял последний с Саксином у Каспийского моря — он перепутал их,, ибо сам не был в этих городах. А вот сведения другого автора, ал-Марвази, весьма ценны: «У них (булгар) два города, один из них называется Сувар, а другой называется Булгар; между двумя городами пространство пути в два дня по берегу реки в очень густых зарослях, в которых они укрепляются против врагов». Это сообщение удивительно точно отражает современную топографию расположения Булгарекого и Суварского городищ— остатков двух названных гогюлов.
Раскопками, проведенными крупнейшим советским булгаро-ведом-археологом А. П. Смирновым еще в 30-х годах нашего столетия, получены ценнейшие материалы. Исследователям повезло тогда с самого начала: они обнаружили остатки большого кирпичного сооружения в центре городища. В итоге раскопок выяснилось, что там когда-то стоял большой дворец-усадьба богатого вельможи. Дворец был двухэтажным, имел центральную отопительную систему. Вход в здание украшался порталом, у правой стороны стояла башня. Усадьба была ограждена каменной стеной, а весь двор вымощен камнями. Дворец был сооружен в X—XI веках, разрушен в период монгольских завоеваний, но вскоре был вновь восстановлен и прекратил свое существование в XIV веке вместе с городом.
Тогда же впервые в науке был получен археологический материал, позволивший представить себе оборону булгарских городов. На земляных валах, сохранившихся до наших дней, была возведена дубовая стена в два ряда, внутри которой для прочности насыпалась плотно утрамбованная земля. На всем своем протяжении эта стена имела боевые башни. За стеной, по внешней стороне вала, имелся глубокий ров, наполненный водой, откуда торчали острыми кольями бревна. За рвом располагалась внешняя линия вала, по верху которого шел частокол из дубовых бревен с заостренными концами. Вся эта система обороны с городской стражей на стенах и башнях, вооруженной копьями, дальнобойными луками и стрелами, представляла солидную защиту средневекового города Сувар.