Хозяйство, ремесло и военное дело

Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Об этом писал еще в самом начале Х века Ибн-Русте: “Болгаре народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие”. Почти то же самое повторил чуть позднее и Ибн-Фадлан, говоря о продуктах булгарского земледелия и в целом об их питании: “Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень [у них] в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя”. Известный уже нам персидский географ и историк XI века ал-Гардизи к пшенице и ячменю добавил чечевицу, а также некоторые бахчевые культуры, например, тыкву и бобы. Вот таким довольно широким был ассортимент сельхозпродуктов в начальный период феодализма в Волжской Булгарии.

Из слов Ибн-Фадлана мы узнаем, что булгарин оставлял весь урожай для себя. Может возникнуть такой вопрос: какую же подать или ренту он платил тогда государству, ведь его надо было поддерживать, ибо он жил в этом государстве и оно его защищало. На этот вопрос ответил тот же Ибн-Фадлан, сообщив, что “у царя нет на это (т. в. на посевы) никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом дому от каждого шкуру соболя”.

Шкура соболя в качестве подати государству вызвала спор у ученых, ибо соболь не жил в тех лесостепных краях и, конечно, каждый булгарин никак не мог располагать шкурой этого таежного зверя. Тут дело, прежде всего, в разночтении некоторых арабских слов, переданных по-разному в различных рукописях. Арабское письмо является довольно своеобразным: там наличие или отсутствие характерных, т. н. диактрических точек над или под какой-либо буквой может менять значение слова. Так получилось и со словом “соболь”, которое передано в арабских рукописях разных периодов и переписчиков по-разному. Дело в том, что подлинная рукопись самого Ибн-Фадлана до сих пор не найдена, а его книга дошла до нас лишь в различных списках, копиях, в одной из которых данное слово читается, например, как “бык”.

А вот обратимся по данному вопросу к Ибн-Русте, писавшему свое сочинение всего за каких-нибудь 10–15 лет до Ибн-Фадлана: “Подать царю своему платят они (булгары) лошадьми и другим”. Это так по первому переводу книги Ибн-Русте, сделанному еще в прошлом веке Д.А.Хвольсоном. Более поздний переводчик, ученый-арабист Б.Н.Заходер передал эту форму подати как “вьючное животное”. Если и быка, по Ибн-Фадлану, и лошадь, по Ибн-Русте, отнести к категории вьючных животных, то большой разницы мы не увидим. И, конечно, такая форма подати, в отличие от “соболя”, будет более близка к истине.

Подать податью, но булгары, естественно, не оставляли казну без хлеба: просто свои излишки они продавали государству. В русских летописях сохранилось еще известие вот о таком событии: в 1229 году булгарский эмир, т. е. великий князь, послал великому князю Северо-Восточной Руси Юрию Всеволодовичу подарок в 30 речных судов (“насадов”), груженных пшеницей. Тогда на Руси был большой голод, и русские ходили за хлебом к булгарам, которые продали своим соседям много хлеба.

Кстати, на Руси неурожаи бывали и раньше, тогда их также выручали восточные соседи. Так, под 1024 годом многие летописи передают известие о большом голоде на суздальской земле, в результате чего русские ездили к булгарам, купили у них хлеба и таким образом спаслись от верной смерти. Небезынтересно будет сообщение об этом Тверской летописи: “И бе (был) мятеж велик и глад (голод) по всей земле той, яки мужу своа жена даати, да кормят себе, челядином (т. е. были признаки людоедства). Идоша по Волзе (Волге) все люди в Болгары, и привезоша пшеницу и жито (хлеб, зерно) и тако ожиша”.

Словом, в Волжской Булгарии хлеба было достаточно. Развитию земледелия в этой стране способствовала и прежняя земледельческая культура добулгарских, местных племен. Принято считать, что в Волжской Булгарии существовала паровая система земледелия. Некоторые историки склонны полагать, что такой системы там еще не было, а был простой перелог.

____________________________________________________________________________________________________

Паровая система земледелия–это такая система севооборота, при которой большая часть площади поля занята зерновыми культурами и плодородие почвы восстанавливается в так называемом паровом поле.Пар–это поле севооборота, которое не занимается посевами в течение всего периода роста и развития растений. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. В целом пар–это средство повышения плодородия почвы и накопления в ней влаги.

Перелогом называют более примитивную систему земледелия, когда после снятия нескольких урожаев землю оставляют без обработки примерно на десять лет для восстановления плодородия почвы.

____________________________________________________________________________________________________

Хлеб убирали серпами, которые, кстати, время от времени обнаруживаются при археологических исследованиях. Раскопками выявлены также скопления различных сельскохозяйственных злаков–остатков зерен. При археологических изучениях отдельных городов и поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками. Зерно хранили также в специальных корчагах-хумах, т. е. больших глиняных горшках.

Хозяйством, подчиненным земледелию, было скотоводство: разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей. Пушнины у них было много. Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза за границу. Хотя они получали значительную часть дорогих мехов от своих, в первую очередь северных соседей, но и сами булгары, надо полагать, являлись неплохими промысловиками. Занимались они также рыболовством и бортничеством, т. е. лесным, бортевым пчеловодством (от слова “борть” – дупло дерева). В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть этой продукции также шла на продажу в другие страны.

В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. Если на рубеже IX–Х веков сохранялись еще пережитки кочевничества, и люди в летнее время переходили жить в юрты, то вскоре, с возникновением городов, все быстрее стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Сооружали из кирпича и белого камня дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, жилые дома. Однако основная часть строений состояла из деревянных домов. Жили также в глинобитных и полуземляночных жилищах.

Большое развитие получила металлургия, в первую очереди обработка железа. Из железа делали многочисленные орудие труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти bcе виды оружия и вооружения, часть которых вывозилась даже на внешний рынок.

Булгарский железный топор

хозяйство, ремесло и военное дело - student2.ru

Медный и костяной промыслы, обработка кожи, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню – эти важнейшие виды ремесел достигли у булгар довольно высокого уровня развития. Особо отличались ювелиры. Изделия золотых и серебряных дел мастеров славились даже за пределами государства. В Х веке в двух больших и известных городах, в Булгаре и Суваре, чеканились серебряные монеты. Вначале булгары пользовались привозными монетами–арабскими диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени своих великих князей. Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI–XII века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения.

В Волжской Булгарии уделялось особое внимание строительству оборонительных укреплений. Город и кремль ограждались мощными крепостными сооружениями в виде высоких земляных валов и глубоких рвов, по валу шла толстая двухрядная дубовая стена с высокими сторожевыми башнями. Об этом свидетельствуют материалы, полученные при археологических раскопках Сувара, Булгара, Буляра и некоторых других городов, а также сообщения русских летописей об оборонительных укреплениях городов Ошель и Буляр.

хозяйство, ремесло и военное дело - student2.ru

На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные крепости-форпосты по охране этих зон и торгово-стратегических путей. В пограничных же районах и вблизи крупных городских центров воздвигались дополнительные укрепления в виде длинных валов и рвов протяженностью порой до десяти километров.

Не менее развитым было и вооружение. Ибн-Русте писал, что булгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение. При археологических исследованиях булгарских городов и селений находят почти все виды средневекового оружия и вооружения: мечи, сабли, боевые топоры, кистеня, наконечники стрел и копий, рогульки (железки с острыми шипами для подбрасывания под атакующую конницу противника), шпоры, кольчуги, шлемы.

Наши рекомендации