Древние люди в поволжье и прикамье
Первые люди в бассейнах Волги и Камы появились еще в ледниковом периоде, в эпоху т. н.среднего палеолита.
____________________________________________________________________________________________________
Палеолит–это древний каменный век (состоит из двух греческих слов: “палайос”–древний и “литое”–камень). Палеолит– наиболее древний период в истории человечества–длился около трех миллионов лет. В свою очередь он делится на три этапа:
нижний (древнейший и самый долгий), средний и верхний (поздний) палеолит. Если история древнейшего человека, история отделения его от животного мира происходила в южных широтах Евразии и экваториальной Африке, то его появление в Восточной Европе, в том числе и в Волго-Камье, связано именно со средним палеолитом.
__________________________________________________________________________________________
Это произошло около 80–100 тысяч лет тому назад. Самое древнее стойбище людей данного периода обнаружено у нас в Татарстане на территории современного Тетюшского района, на правом берегу Волги в урочище “Красная глинка”. Отдельные стойбища известны также выше по Каме–в бассейне ее притока Чусовой и в Пермской области. Средний палеолит– период существования неандертальцев: так названы эти древнейшие первобытные люди по их костным остаткам, впервые выявленным в долине Неандерталь в Германии. Неандерталец представляет собой звено в цепи развития человека, стоявшее между древнейшими обезьяно-людьми и современным человеком. Неандертальцы – это первые люди-охотники; они пользовались грубыми и примитивными орудиями труда и оружием из камня–рубилами, скребками, первобытными ножами, коллективно охотясь на диких животных и поровну деля добычу. Неандерталец был коренастый, сильный человек с широкой грудью и большой головой; ноги короткие, слегка согнутые в коленях, руки довольно длинные.
Около 40 тысяч лет тому назад началась эпохапозднего палеолита, характеризующаяся появлением современного по внешнему облику человека – Homo sapiens, человека разумного. В науке принято называть их также кроманьонцами по первым находкам скелетов этих людей у селения Кро-Маньон во Франции. Они уже собирались в значительно большие коллективы, чем неандертальцы; возникли первые родовые организации. В подобных организациях все люди были равны и свою жизнь они устраивали сообща. Мужчины были целыми днями на охоте, а все остальные дела, в том числе и воспитание детей, полностью ложились на плечи женщин. В результате групповой жизни ребенок знал только мать, он всегда находился в роду своей матери. Таким образом, сама первобытная жизнь заставила женщину занять привилегированное положение в хозяйственной и общественной жизни. Именно по этой причине ранний период первобытнообщинного строя обычно называют матриархатом (состоит из двух слов: латинского “матре”– мать и греческого “архе” – начало, власть).
Бессилие человека перед грозными силами природы способствовало зарождению первобытной религии. Древнему человеку было непонятно, почему сверкает молния и гремит гром; его всегда пугал ночной мрак, когда в каждой пещере и за каждым кустом его ожидала страшная встреча с хищным зверем. Каждое непонятное явление природы он приписывал сверхъестественным силам, глубоко верил в происхождение людей от различных животных и растений. Такая форма первобытной религии называется тотемизмом.
Одновременно с подобной религией возникло и первобытное искусство, которое представлено каменными статуэтками женщин и наскальными рисунками животных. Прекрасные образцы, подлинные шедевры древней наскальной живописи впервые обнаружены в нашей стране–на Урале, в т. н. Каповой пещере (Шулганташ). Там на высоких стенах красной охрой нарисованы фигуры мамонтов, лошадей и носорога.
А вот уникальный рисунок, сделанный первобытным человеком, найден сравнительно недавно на территории уже нашего Татарстана. В начале 1970-х годов на правом берегу Волги у дер. Кзыл Байрак Верхнеуслонского района республики был обнаружен обломок бивня мамонта с изображением ... мамонта. Там же были найдены тогда и зубы этого ископаемого животного. Находки обнаружены в обрыве берега реки учащимися 9–10 классов средней школы № 35 (ныне татарская гимназия № 1 г. Казани) Рамилем Юсуповым, братьями Камилем и Шамилем Миннибаевыми. К сожалению, на том месте не были проведены тогда археологические работы–эти находки стали известны буквально в последнее время.
Стоянки людей позднего палеолита известны в Татарстане на Волге, Каме и в бассейне реки Ик на востоке республики.
12–14 тысячелетий тому назад началась эпохамезолита– среднего каменного века (“месос”–средний и известный уже нам “литое”–камень). В результате окончательного отступления ледника установился климат, близкий к современному. Человека не стала уже устраивать лишь охота, да и такие крупные
животные, как мамонт, шерстистый носорог и пещерный медведь вымерли, ушли на север олень и песец. Люди начали заниматься рыболовством и домашним скотоводством, впервые приручив некоторые виды диких животных. Человек изобрел лук и стрелу, правда, стрелу пока только с каменным наконечником.
Места обитания людей мезолита известны в республике в левобережье нижнего течения Камы, в низовьях Белой и Ика, в бассейне Свияги, на правом берегу Волги у Камского Устья и Тетюш.
НОВЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
Человек вступил в новый каменный век–эпохунеолита (“неос”–новый), охватившую IV и III тысячелетия до н. э. В этот период берега Волги и Камы стали более многолюдными. В районе современных Обсерватории, Займища, Борового Матюшино, а по Каме от ее устья до реки Белой отдельными группами располагались поселки из деревянных домов-полуземлянок, где со своими семьями жили охотники, рыболовы и землепашцы.
В эпоху неолита усовершенствовалась техника изготовления каменных орудий – люди изобрели способ шлифовки и полировки лезвий топоров, ножей и других орудий, которые стали настолько прочными и острыми, что такими ножами могли бриться. Просверленные топоры и молотки стали насаживать на черенки, а не просто прикреплять их прутьями к палкам, как делали раньше.
Неолит по-другому называют еще неолитической революцией, под которой подразумевают прежде всего переход от присваивающих (охота, рыболовство) к производящим формам хозяйства, иными словами, к земледелию и скотоводству. Следовательно, впервые в истории человечества появился оседлый образ жизни: возникли земледелие и домашнее скотоводство, была усовершенствована охота, сильно развилось рыболовство, люди научились делать лодки, появились ткачество и гончарное дело.
Все эти достижения неолитической революции не только значительно облегчили жизнь первобытных людей, но и явились большим стимулом для дальнейшего развития общества. Роль этих достижений и преобразований, бесспорно, была очень велика в жизни древнего человека, и о каждом из них можно было бы говорить очень долго. Здесь коротко остановимся лишь на одном из этих нововведений.
Слово о керамике, глиняной посуде, которая, по сравнению, например, с земледелием и животноводством, кажется на первый взгляд не таким уж большим достижением. Однако это лишь на первый взгляд. Вдуматься посерьезней, и получится совсем другая картина. Прежде всего, глиняный горшок, хоть и вылепленный пока от руки, – это единственный сосуд в жизни и быте первобытных племен, который можно было ставить на огонь. Если люди раньше ели мясо в сыром, полусыром виде или наскоро зажарив на углях, то с изобретением керамики начали варить суп, есть наваристый бульон. Употребление молока и молочных продуктов, изготовление настоев лекарственных растений – все это стало возможным благодаря появлению глиняной посуды. Помогают находки керамики и науке, в исследовании истории материальной культуры. Являясь наиболее массовой и хорошо сохранившейся до наших дней посудой древнего общества, она дает много ценных сведений при выявлении и определении археологических культур, при изучении вопросов жизни и быта их носителей, переселения людей в другие края, связей с иными культурами.
В эпоху неолита возникли значительные изменения в общественной жизни, в духовной культуре. Роды стали объединяться в племена, начали формироваться этнические группы (древнегреческое “этнос” означает племя, народ). Именно в это время произошло формирование общих предков современных индоевропейских и финно-угорских народов, начали выделяться отдельные археологические культуры.
____________________________________________________________________________________________________
Археологическая культура–это общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Она соответствует какому-либо союзу племен. Если археологическая культура осталась от древних племен, историческое название которых нам не известно, то она называется условно по имени самого характерного или впервые изученного памятника, а иногда исходя из особенностей этой культуры. О некоторых археологических культурах Восточной Европы и Татарстана будет кратко рассказано ниже.
____________________________________________________________________________________________________
Шли тысячелетия. Отделившись от животного мира, человек прошел через свое младенчество, свое детство – каменный век. Трудным ли было для него это время, можно ли его назвать “золотым веком”? Нет, не легким был этот древнейший период для человека. Несмотря на то, что на земле было обилие зверя, дичи, рыбы, охотиться на них лишь каменными топорами и стрелами было чрезвычайно трудно. В ледниковый период, продолжавшийся несколько сот тысячелетий, человек страдал в холодных пещерах, в крайне неуютных, примитивных жилищах-шалашах, погибал от неизвестных ему болезней. Однообразная еда, в основном мясная, сокращала ему жизнь. По мнению специалистов, неандерталец, например, несмотря на силу и здоровье в молодости, к 50 годам превращался в дряхлого старика. Однако, невзирая на трудности, жизнь текла своим чередом. Человек становился все опытнее, все умнее. И каждое ушедшее поколение закладывало основу для будущего, более совершенного.
ИЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
...Вот уже вторую неделю Амо и его друзья бредут по следу тигра. Не местный он, тигр, а забрел со стороны восходящего солнца, спасаясь от наводнений. Не успел появиться, как сразу же навредил племени Барс, живущему в долине Большая вода,—съел более десяти человек. Первым он схватил отставшего от других охотников Кама, а уж отведав человечины, прямо взбесился. Потом уносил несколько раз женщин, шедших по воду. Фау, предводитель племени, собрал совет старейшин. Все они пришли к единому мнению: в одиночку не ходить; за водой ходить сообща и непременно в сопровождении вооруженной охраны; детям запретить играть на поляне, вообще, всем быть предельно осторожными и без особой надобности не отходить от стойбища.
Было солнечное утро. Каждый занимался своим делом. Женщины чистили шкуры и варили мясо. Мужчины собирались на охоту: им до ночи нужно успеть вернуться. Вдруг дико вскрикнул кто-то из мальчишек, игравших среди деревьев возле южного шалаша. И у всех на глазах тигр понес в зубах пятилетнего сына предводителя племени. Ревет малыш, барахтается. На мгновение все замерли. Фау побледнел. Но тут же преодолел ужас и, как подобает вождю, быстро взял себя в руки и дал приказ дюжине мужчин вооружиться копьями и палицами.
В числе воинов был и Амо. Они долго преследовали зверя по следу. Тем временем настал вечер, и охотники, решив последний раз обойти побережье Волчьей реки, взобрались на крутой берег и увидели внизу тигра, беспечно отлеживающегося. Рядом валялись кости ребенка. Фау издал страшный крик и что есть мочи метнул свое копье в тигра. Зверь успел увернуться и вскоре скрылся в камышах. Фау повалился на землю и, рыдая, бился головой об камень, ногтями царапал землю. Тяжко было смотреть, как плачет здоровый, как дуб, мужчина, раньше никогда не знавший, что такое слезы. Амо сильно жалел и самого Фау, и его погибшего сына. Вождь племени таким образом лишился своего единственного сына, и осталась у него только взрослая дочь Гулана. Да, одна Гулана, загорелая такая, с длинными черными волосами, с синими глазами... Амо поклялся про себя непременно убить тигра.
После этого случая Фау как-то сразу сдал, состарился: весь исхудал, даже поседел. Помимо личного горя, на нем лежали
заботы о племени. Люди стали бояться выходить из шалашей, не то чтобы сходить за водой или идти на охоту. Кончаются запасы мяса, племя обречено на голод. Что же делать?
Как бы сильно ни было желание отомстить за сына, Фау ясно понимал, что не имеет права оставлять племя и пускаться на поиски тигра. Он собрал людей и огласил свое последнее решение:
— Кто убьет тигра-людоеда, за того Фау отдаст свою дочь Гулану. Этот богатырь станет после смерти Фау вождем племени!
Амо вскочил.
— Амо спасет племя Барса от беды,—произнес он.—Амо просит еще двух помощников.
Тут же встали два охотника. Один из них—Рану, выросший вместе с Амо и много раз ходивший с ним на охоту. Рану сильный, выносливый, всегда надежный спутник. Другой—Тхи. Правда, Амо его недолюбливал, считал его неискренним, даже немного ревновал к Гулане. Однако, учитывая, что это самый меткий копьеметатель, Амо не стал возражать. Сам он славился ударом палицей: каким только зверям не разбивал он черепа своей шишкастой тяжелой дубиной!
Сначала они поднялись вверх по Большой воде, миновали долину Мамонтов. Сегодня прошла вторая неделя поисков. Уже подумали было, что упустили зверя, но тут на песчаном берегу снова обнаружили следы тигра, повернувшего к ивняку на подошве горы. Неожиданно полил дождь. Шел он целый день. Настал вечер. Надо было искать пристанище для ночлега. К счастью, они увидели нечто вроде пещеры среди громадных камней у самого подножия горы. Только вот с костром у них сегодня ничего не выйдет: хотя и имеется у каждого охотника на поясе кожаный мешочек, где лежат кремень и мох сушеный, да вот сухого дерева не найдешь в такой дождь. Во избежание нападения ночных хищников решили установить дежурство по очереди.
Первым встал Амо. Мир окунулся в темень. Вскоре дождь перестал, хищники вышли на ночную охоту. Завыли волки, заскулили шакалы. Вот послышался гадливый смех гиен. Где-то заревел лев, и содрогнулась вся долина. Влажность земли была на пользу, ибо звери не чуяли следа охотников. К тому же и ветер был со стороны леса, откуда вышли звери.
После Амо сторожить встал Тхи, ближе к утру его заменил Рану. Амо проснулся от голоса своего товарища:
— Вставайте, Амо, Тхи, вижу тигра!
Охотники вскочили, схватили оружие. Тигр спокойно спускался в долину. Быстро сообразив, с какой стороны зверь обойдет камни, Амо велел своим друзьям укрыться за камнями и метнуть в него копья, когда тот поравняется с ними; сам же, схватив палицу, выбрался наружу и укрылся за огромным камнем. Вот тигр подошел к пещере, в него со свистом полетели копья, чье-то попало ему в бок. Тигр прыгнул в сторону. Амо этого только и ждал: он стремительно выскочил хищнику наперерез и изо всех сил обрушил на него свою огромную палицу. Послышался гулкий хруст--сломался хребет зверя и он свалился. Второй мощный удар палицей пришелся тигру по черепу.
Когда Амо и его спутники сняли с тигра шкуру и отправились к стоянке племени, уже восходило солнце...
Произошло ли это событие в Восточной Европе или в другом месте земного шара — не имеет особого значения. Такими можно было бы представить эпизоды из жизни древних людей.