Тема 2. Теория и практика музейного источниковедения
Наука об исторических источниках. Исторический источник как продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах. Источниковедение в профессиональной деятельности историка, правоведа, социолога, историка науки и техники, архивиста и музеолога, историка-демографа и историка-географа. Источниковедческий аспект изучения отношений общества и личности, государства и общества, человека и природной среды, использования в гуманитарных исследованиях. Понятие музейного предмета. Общее и особенное в подходе к материальному объекту как к музейному предмету и как к историческому источнику. Материальность, вещественность музейного предмета и исторического источника. Виды исторических источников, используемых в музеологии.
Место памятников материальной культуры (ПМК) в структуре исторических источников. Признаки и функции ПМК. Социальные функции ПМК (интеграция, идентификация, познавательная, мировоззренческая, коммуникативная, дифференцирующая, экономическая, политическая, воспитательная, эстетическая). ПМК в структуре системы государственного хранения артефактов (Музейных фонд РФ, Архивный фонд РФ). Исторические источники в профессиональной деятельности музееведа.
Модуль 5.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Тема 1. История музеев мира.
Коллекции и собрания древней Греции и Рима. Возникновение первых музейных коллекций в Европе в эпоху Возрождения. Становление и эволюция музея как специфического социокультурного института. Роль музеев в развитии науки и культуры. Историческая типология европейских музеев XVII-XX веков. Характеристика крупнейших европейских и американских научно-технических, художественных и природоведческих музеев: новые тенденции в музейной практике Европы и США (культура постмодерна). Особенности становления и развития музеев в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Роль традиционной культуры в формировании музейной модели мира. Типология музеев и характеристика основных групп музеев.
Тема 2. История музейного дела России.
Основные этапы становления и развития музея как социокультурного института: коллекционирование и формирование музеев. Древнерусское собирательство (XV-XVII вв.); реликвии храмов и монастырей, Оружейная палата (XVI-XVII вв.); музеи XVIII века: Кунсткамера, Модель-камера, «Достопамятный зал» Петербургского арсенала, Музей Императорской Академии Художеств и др.; дворцовые художественные галереи, крупнейшие частные собрания России, музеи XIX века. Проекты организации национального музея России. Зарождение и становление профильных музеев, промышленные и сельскохозяйственные выставки и их роль в формировании музейных фондов. Музеи губернских статистических комитетов, ученых архивных комиссий, земств, академические музеи, музеи при научных обществах. Музейное строительство в России в первой трети XX века. Музейная политика 20-50-е гг.: ликвидация церковно-археологических, педагогических. полковых музеев; национализация частных собраний и ее последствия. Музейное дело в 50-е – 90-х гг.: музеи в современной социокультурной ситуации. Современный музейный мир России. Поиск перспективных моделей музея XXI века.
Тема 3. Государственная система учета предметов археологии.
Историко-культурное и природное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации в России. Сохранение предметов археологии в условиях существования различных форм собственности. Государственный и негосударственный музейный фонд..
Международные нормативные документы, регулирующие сохранность памятников во время вооруженных конфликтов и в мирное время (Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО, документы ИКОМа, ИКОМОСа).
Опыт охраны историко-культурного наследия за рубежом. Система хранения и учета предметов археологии в США, странах Европы (Великобритания, Франция, Германия, Норвегия).
Основные проблемы современной нормативной база в области учета и сохранения предметов археологии.
МОДУЛЬ 6.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ АРХЕОЛОГИИ