Социально-экономическое развитие Северного Кавказа в пореформенный период.
Проведенные российским правительством реформы включили Северный Кавказ в общероссийские социально-экономические процессы. Определяющая роль в экономическом развитии региона принадлежала внешним факторам: мероприятиям кавказской администрации и процессам модернизации в России. Одно из основных изменений в хозяйственном быту народов Северного Кавказа пореформенного периода определялось фактом вовлечения их в систему всероссийского экономического развития. Интенсификация хозяйственных контактов с «окружающим миром», усвоение агротехнического опыта пришлого населения, благоприятная конъюнктура развивающегося сельскохозяйственного рынка Северного Кавказа и прогресс региональной транспортной инфраструктуры обусловили отраслевые сдвиги в скотоводстве и земледелии.
Традиционная культура хозяйствования приспосабливалась к новым социально-экономическим условиям и системе податного обложения, ежегодно требовавшей весомых денежных отчислений на казенные, земские и общинные нужды. В пореформенные годы началось изменение принципов организации сельского хозяйства и освоение новых форм экономической деятельности. Результатом экономической адаптации к реалиям пореформенной эпохи стало формирование смешанных типов хозяйственной деятельности. В животноводстве, земледелии и домашних промыслах сочетались элементы традиционализма и частного предпринимательства, что было естественно для экономики в состоянии перехода от феодальных принципов хозяйствования к товарному производству[208].
Изъятие всего земельного фонда в собственность государства и последующее создание общинного и частного землевладения, упразднение вотчины и передача ее административно-хозяйственных функций общинному самоуправлению привели к становлению новых принципов хозяйствования и поземельных отношений.
Среди общинников сложилась немногочисленная категория обладателей крупных скотоводческих и земледельческих хозяйств, которые арендовали (иногда – захватывали) землю у односельчан или частных владельцев, использовали вольнонаемный труд и ориентировали свою деятельность на запросы региональных рынков.
Новым элементом экономической системы стали помещичьи хозяйства. Еще в 1860-х – 1870-х гг. сложились определенные особенности организации хозяйственной деятельности частных землевладельцев. Впоследствии многие из частных землевладельцев (в основном, князья и дворяне) оставались пользователями общинных угодий. Основой их хозяйственной деятельности было коневодство, в котором использовались не столько частные, сколько общинные угодья (прежде всего пастбища), и хозяйственный персонал из общественных пастухов, сторожей и т.п.
После окончания Кавказской войны на территорию края хлынул поток переселенцев из других российских губерний. В 1860-е гг. переселенцы в основном заселяют Ставропольскую губернию и Кубанскую область. Заселение последней имело для империи не только хозяйственное, но и военно-стратегическое значение. Казачье-крестьянская колонизация проходила на фоне массового исхода коренного населения в Османскую империю (мухаджирство). В этот период на Северный Кавказ переселяются малоземельные государственные крестьяне, которые до 1867 г. пользовались рядом льгот: на 5 лет освобождались от воинского постоя, на 8 лет от уплаты податей и бремени других повинностей, на 3 года от рекрутчины. В дальнейшем государственные крестьяне лишились особого статуса, а, соответственно, и льгот. Теперь они могли переселяться, рассчитывая только на свои средства. Тем не менее, в одной только Кубанской области в 1861–1870 гг. поселилось около 93 тыс. чел., основавших здесь 75 новых поселений, располагавшихся, в основном, на землях, оставленных коренным населением.
В 1870-е гг. Северный Кавказ становится самым привлекательным регионом для российских переселенцев. В это десятилетие сюда прибыло около 350 тыс. чел. Основная масса переселенцев прибывала из центральных и малороссийских губерний Российской империи. Внушительные темпы миграции на южную окраину империи сохранялись и позже, в 1880-е – 1890-е гг. За эти два десятилетия на Северный Кавказ прибыло еще около 750 тыс. переселенцев.
Крестьянская колонизация края закономерно привела к значительному увеличению посевных площадей и к бурному развитию зернового хозяйства. Особенно крупные успехи были достигнуты на плодородных землях Кубанской области. Из 156 млн. пудов валового хлебного сбора 75% давала именно Кубанская область. В течение 1880-х гг. постоянно возрастал объем кубанского хлеба, вывозимого на продажу, достигнув в начале 1890-х гг. 56,4 млн. пудов в среднем в год. Земледелие Северного Кавказа развивалось бы еще успешнее, если бы не частые засухи и неурожаи, подрывавшие силы регионального хозяйства.
В пореформенное время новый импульс развития получили северокавказские города. Многие города появились на Северном Кавказе как военно-стратегические пункты, первоначально представлявшие собой опорные узлы укрепленной Кавказской линии. Но со временем эти поселения превращались в настоящие городские центры – точки роста региональной экономики. К ним можно отнести Владикавказ, Екатеринодар, Кизляр, Майкоп, Моздок, Грозный.
Другие города региона развивались как торгово-промышленные центры. Урбанизацию края форсировал нефтяной бум на Кавказе, пришедшийся на конец XIX – начало XX вв. Большое значение приобрели морские порты: Порт-Петровск, Новороссийск, Ейск. Крупнейшим центром международной торговли стал Новороссийск. Отсюда осуществлялось 80% товарного экспорта Северного Кавказа.
На Северном Кавказе можно выделить города трех типов: аграрно-торговые, промышленно-торговые и курортные. К первой категории относились Екатеринодар, Армавир и Ставрополь, ко второй – Владикавказ, Новороссийск, Порт-Петровск и Ейск, к третьей – Пятигорск, «столица» Кавказских минеральных вод. Всего к концу XIX в. на Северном Кавказе было уже 30 городов.
Мощным катализатором экономического развития Северного Кавказа стало строительство железных дорог. Однако, железные дороги прокладывались российским правительством не столько в экономических, сколько в политических целях. Именно железные дороги должны были окончательно «привязать» Северный Кавказ к внутренним районам империи. Кавказский наместник великий князь Михаил Николаевич писал в 1869 г.: «Кавказ покорен и спокоен. Дабы упрочить это покорение, нужно покорение духовное, которое возможно лишь при условии сокращения расстояний, отделяющих Кавказ от империи. Только железная дорога может прикрепить Кавказский край и Закавказье к России навсегда прочными и неразрывными узами; тогда быть может не в дальнем будущем, Кавказа не станет, а будет лишь продолжение южной России до азиатской границы ее».
Для организации финансирования строительства железной дороги в 1872 г. между государством и предпринимателями была заключена специальная концессия, итогом которой стало образование промышленного партнерства «Общество Ростово-Владикавказской железной дороги». Дорога на Кавказ сооружалась быстрыми темпами и уже к 1875 г. была закончена. Железнодорожное полотно было проложено по самому короткому маршруту, в обход таких крупных центров как Екатеринодар и Ставрополь. Это неблагоприятно сказалось на окупаемости дороги, долгое время остававшейся убыточной. Первую прибыль акционеры получили только в середине 1880-х гг.
За период с конца 1880-х гг. до начала 1900-х гг. было завершено строительство нескольких веток, расходящихся в разные направления от основной линии. К началу XX в. Владикавказская железная дорога связала между собой все крупные городские центры Северного Кавказа.
Формирование полноценной железнодорожной сети резко увеличило товарооборот внутри региона и ускорило процесс вхождения Северного Кавказа во всероссийский рынок. Между различными частями края сформировались устойчивые связи. Железные дороги способствовали не только интеграции Северного Кавказа в пространство империи, но, в значительно степени, интегрировали весь регион изнутри, придавая ему новую структуру, объединенную единой транспортной сетью.
Выводы
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:
– последовательное завершение военного этапа системной интеграции Северного Кавказа в имперское пространство предопределило масштабные административные изменения, связанные с целенаправленным созданием повсеместной системы гражданского управления. Новые территориальные единицы формировались с учетом этнических и социальных особенностей местного населения, сохраняя определенную преемственность с предшествующей эпохой. Горские и казачьи регионы получали особую модель внутреннего управления, органично сочетавшую прежние черты военного администрирования и впервые проявляющиеся институциональные особенности гражданской власти. В целом имперское правительство стремилось обеспечить жесткий контроль над потенциально конфликтным регионом, сохраняющим традиционные этнические и социальные противоречия, помноженные на сепаратистские настроения.
– военные преобразования в региональном пространстве определялись общими задачами системного реформирования российских вооруженных сил, адаптирующихся к изменившимся условиям нового времени. Терское и Кубанское казачьи войска перестали быть передовым отрядом на кавказской фронтирной линии, что определяло внутреннюю оптимизацию штабной и полевой структуры отдельных подразделений. Несомненным отражением нового статуса регионального казачества стало проведенное сокращение общего срока строевой службы, а также последовательным увеличением удельного веса пехотных частей, востребованных в условиях современной позиционной войны.
– системные изменения в комплексном развитии аграрного сектора определялись специфическими особенностями регионального развития, связанного с длительным функционированием дифференцированной системы землевладения и землепользования, а также высоким риском потенциальных социальных конфликтов. В контексте указанного обстоятельства преобразовательная деятельность в избранной сфере приобрела затяжной и осторожный характер, детерминированный существенными различиями в нормативных подходах отдельных государственных структур и профильных комиссий. Основными вопросами аграрного реформирования стали последовательное разграничение общинного и частного земельного фонда, правовая регламентация социального статуса отдельных групп местного населения, целенаправленное формирование локальных моделей эффективного землеустройства. Следует отметить также и то существенное обстоятельство, что в некоторых регионах начавшиеся преобразования не получили адекватного завершения до революционных событий 1917 года, что определялось как бюрократически издержками, так и объективной сложностью решаемых вопросов.
- региональная судебная система также подверглась системному реформированию, имевшему эволюционный характер и ориентированному на постоянный учет местных традиций. Имперское правительство, формируя разветвленную систему локальных судов, стремилось сохранить реальное многообразие региональных правовых отношений, опиравшихся не только на традиционные институты юридической легитимности, но и на длительную практику повседневного использования шариатских и адатных норм. Подобный подход определялся объективным содержанием судебной реформы 1864 года, ставшей одним из самых успешных преобразовательных действий Александра II. Особо следует выделить системное внедрение словесных судов, учитывающих культурные традиции горских народов.
- масштабные реформы произошли и в образовательной сфере, где они были связаны не только с последовательным формированием новой военной, административной и духовной элиты, и качественной реконструкцией системы начального образования, ориентированного на различные социальные и этнические группы. Создаваемая система образования имела органичную структуру, предполагавшую объективные возможности последовательного продвижение по иерархической лестнице. Первый уровень был представлен церковно-приходскими, мусульманскими и горскими школами, затем следовали мужские и женские гимназии, епархиальные и духовные училища, воскресные школы и учительские институты. В рассматриваемый период главными проблемами оставались общественная доступность образовательных заведений, гендерное неравенство, качественная подготовка учительских кадров. Образовательная политика имперских властей способствовала неуклонной и последовательной интеграции региона в общероссийское социально-экономическое и культурное пространство, динамично развивающегося в пореформенный период.
- хозяйственное развитие Северного Кавказа в рассматриваемую эпоху было сопряжено с целым рядом объективных трудностей, среди которых необходимо выделить региональные и отраслевые диспропорции, низкую эффективность отдельных сегментов аграрного производства, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Новый импульс экономическому развитию рассматриваемого региона принесли переселенческая политика, связанная с последовательным притоком значительного количества трудолюбивых мигрантов из других российских губерний, а также развернувшееся железнодорожное строительство, создававшее естественные предпосылки для комплексной интеграции северокавказских хозяйств в единый рыночный механизм. Следует также отметить стремительный рост местных городов, выступавших уже не в качестве военных форпостов, а в роли интегрирующих центров хозяйственной жизни и социального развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова цель административно-территориальных преобразований во второй половине XIX в.
2. Какие новые административные единицы появились в 60 годы XIX вв.?
3. Какова главная цель и особенность судебной реформы на Северном Кавказе?
4. Расскажите о горских словесных судах.
5. Какова главная цель реформы образования на Северном Кавказе?
6. Расскажите об уровне грамотности населения Северного Кавказа во второй половине XIX – начале ХХ в.
7. Расскажите об особенностях реформы образования на Северном Кавказе.
8. Какова особенность землевладения на Северном Кавказе?
9. Расскажите об особенностях земельной реформы на Северном Кавказе.
Литература
Основная
1. Абазов А.Х. Нальчикский округ в судебной система терской области (последняя треть XIX – нач. XX в.). Нальчик: КБИГИ, 2014. – 455 с.
2. История народов Северного Кавказа: Учебное пособие./Отв. Ред. Д.В. Сень, А.Т. Урушадзе; Южный федеральный университет. Изд-во Южного федерального университета. Ростов-на-Дону, 2017 – 282 с.
3. Шафранова О.И., Неженцева О.Н., Ткаченко Д.С. Возникновение и развитие школьного образования на Ставрополье в первой половине XIX – 1917 году. В кн. Развитие образования на Ставрополье конец XIX- начало XX вв.: под. Ред. Проф. А.А. Аникеева, проф. С.Н. Линец. Пятигорск-Ставрополь, 2016. – 447 с.
Дополнительная
1. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. М.: РИЦ «Россия молодая», 1993.- 143 с.
2. Горлова И.И., Лях В.И., Манаенков А.И. Культура кубанских станиц (1794-1917 гг.) Краснодар, 1993. – 245с.
3. История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917). Отв. Ред. А.Л. Нарочницкий. М.: «Наука», 1988. – 530 с.
4. Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Пятигорск: ПГЛУ, 2013. – 125 с.
5. Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар, 1997. – 278 с.
6. Северный Кавказ в составе российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 460 с.
7. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: «Европа», 2006. – 128 с.
8. Фарфаровский С. Народное образование среди кочующих народов Северного Кавказа в связи с современным их бытом. Б.Г.
9. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912. – 112 с.
Источники
1. Документальная история образования многонационального государства Российского. В четырех книгах. Книга первая. Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках. Под общей редакцией д.ю.н. Г.Л. Бондаревского и к.ю.н. Г.Н. Колбая. - М. НОРМА, 1998.- 672 с.
2. Журнал министерства народного просвещения. 1866. Ч. 132.
3. Кубанские областные ведомости. 1893,№ 40
4. Отчет начальника кубанской области и наказного атамана казачьего войска о состоянии области и войска за 1895 г. Екатеринодар, 1896. – 88 с.
5. Отчет начальника кубанской области и наказного атамана казачьего войска о состоянии области и войска за 1910 г. Екатеринодар, 1911. – 99 с.
6. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Ставропольской епархии за 1895-96 учебный год. Ставрополь, 1897. – 87 с.
7. Положения о начальных народных училищах. Отдел первый. Цель, различные виды начальных народных училищ и ученье в оных./В кн. История педагогики в России. Хрестоматия. М : «Просвещение», 2000. – 314 с.
8. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 1269. Л. 43.
9. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 1269. Л. 44.
Интернет-ресурсы
1. http://kavkaz-uzel.ru / «Кавказский Узел»
2. http://ricolor.org/europe/gruziya/gr/ist/4/ «Кавказ и Россия»
3. http://hist.ctl.cc.rsu.ru / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года»