Русь и кавказ под властью золотой орды.
В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось Монгольское государство. Территория, занятая монгольскими племенами, тянулась от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере и доходила до южных районов пустыни Гоби. По названию одного из их главных племен монголов называли также татарами. Все эти племена занимались скотоводством, а на севере в таежных районах – также и охотой. В XII в. происходил процесс феодализации монгол. Из среды рядовых общинников скотоводов (карачу-«черные» люди) стали выделяться нойоны родоплеменная знать, обладавшая большими пастбищами и стадами скота. Опираясь на свои дружины нукеров (воинов), нойоны подчиняли себе и рядовых скотоводов, отдавая им на выпас свой скот. Нойоны имели также рабов, захватываемых во время войн. Стремясь к укреплению власти над соплеменниками-скотоводами, нойоны провозгласили на своем съезде (курултае) в 1206 г. на реке Ононе всемонгольским ханом одного из своих воинственнейших представителей – Темучина, который получил имя Чингисхана (великого хана, князь князей). В руках Чингисхана сосредоточилась огромная власть. Монгольский феодализм развивался в форме экстенсивного кочевого скотоводства. Знать стремилась к овладению новыми пастбищами, через организацию грабительских походов на земли соседних народов. Объектом грабительских походов монгольской знати стали соседние земледельческие народы.
К 1211 г. монголы завоевали земли бурят, якутов, киргизов и уйгуров. Они вторглись в Северо-Западный Китай, в 1215 г. заняли Пекин, что позволило им модернизировать свою армию. Они взяли на вооружение китайскую военную технику, средства передвижения, стали употреблять стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия. Завоевательным походам монголы предпосылали разведку – данные о военно-политическом и экономическом потенциале других стран собирали через купцов, послов и пленных.
В 1221 г., состоялся первый поход монголов на Северный Кавказ после переправы своих войск через Аму-Дарью и бегства среднеазиатского хорезмшаха Мухаммеда, Чингисхан отправил для его преследования 30-тысячный отряд под командованием опытных полководцев – Субедея, Джебе и Токучара. Чингисхан поставил перед ними задачу – пройти через северный Иран, захватить хорезмшаха, покорить Закавказье, Северный Кавказ, Дешт-и-Кипчак, Русь и через три года, обогнув Каспийское море с севера, вернуться к нему.
Первое сражение алан с монголами на территории современной Чечни состоялось в 1222 г. Аланы приготовились к решающему сражению, заключив военный союз с кипчаками (половцами), которые кочевали в Предкавказье. Соединенное войско, выбрав удобное место в районе нынешнего г. Грозного, сразилось с захватчиками. Первый бой не дал монголам перевеса, ни одна из сторон не одержала победы. Это говорит о том, что объединенное алано-кипчакское войско по вооружению и боевым качествам не уступало монгольскому. После предательства половецких ханов соотношение сил изменилось в пользу монголов, и аланам самим предстояло мужественно, принять второй бой с численно превосходящим противником. Монгольское войско Джебе и Субедея разбило алан, забрав пленных, ограбив их страну и выбралось на равнинные места. Последующие события привели к известной битве на р. Калке 31 мая 1223 г., где русские и половцы, после упорных боев, были разбиты. В погоне за русскими дружинами Джебе и Субедей дошли до Новгорода-Северского на Днепре (выше г. Чернигова).
Несмотря на успехи монгол первый поход имел разведывательный характер и не привел к установлению их господства на Северном Кавказе. Разграбив население, разрушив города и поселения региона выведав военно-политическую ситуацию, захватчики удалились в степи востока. Воодушевленный успехами Чингисхан поручил своему сыну Джучи готовиться к новому походу. Но в 1227 г. он сам и Джучи умерли, после чего верховная власть над уделом Джучи перешла к его второму сыну Батыю, который продолжил завоевательную политику. В 1235 г. он собрал большой курултай на котором определил задачу – уничтожить остальные непокорные народы. Здесь состоялось решение завладеть странами Булгар, Асов и Руси, которые находились по соседству.
Захват монголами столицы Алании – Магаса. С весны и до зимы в 1238 г. монголы вели военные действия на Северном Кавказе. В конце 1238 г. царевичи Гуюк-хан, Менгу-хан, Кадан и Бури начали свой поход на Аланию и после полуторамесячной осады взяли ее столицу Магас. Не будет преувеличением то, что монголы, старались в буквальном смысле стереть с лица земли поселения и города оказавшим особое сопротивление. Такая участь постигла и Магас. До сих пор среди историков нет единого мнения о месте расположения бывшей столицы Аланского царства. О месте его расположения три версии: Доктор исторических наук, профессор В.И. Кузнецов считает, что столица Аланского государства могла находиться на месте известного Нижне-Архызского городища, расположенного в предгорьях Карачаево-Черкессии. Надо отметить, что этот памятник аланской культуры долгое время изучался самим автором приведенной выше точки зрения; Другой исследователь – профессор В.Б. Виноградов предложил связывать с Магасом развалины крупного Алхан-Калинского городища, находящегося в Чечне. Третья точка зрения принадлежит историку Н.Д. Кодзоеву. На основании привлечения большого количества данных археологии, письменных исторических источников, лингвистики автор пришел к мнению, что столицу Аланского государства, возможно, следует искать на территории Назрановского района Ингушетии. Н.Д. Кодзоев приводит около тридцати раннесредневековых городищ и поселений, образующих своеобразное гнездо между селениями Али-Юрт, Сурхахи, Экажево, Гази-Юрт и Яндаре[83]. Данная точка зрения вызвала большой резонанс в кавказоведении и весьма эмоциональную полемику в научных кругах Северокавказского региона. В основном, противниками выступили известные археологи В.Б. Виноградов и В.И. Кузнецов.
«Жители М-к-с, - рассказывает Джувейни, - по многочисленности своей были точно муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом, до того густым, что в нем нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили город с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что по ней могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его и нашли там много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 тысяч ушей»[84].
В это же время проходили боевые действия нахов с монгольскими захватчиками. Рашид-ад-дин (арабский историк. Везир) оставил нам лаконичное, но очень важное сообщение: «Кадан и Бури выступили против народа сасан и после троекратного сражения победили этот народ». Сообщение о троекратном сражении говорит об упорной борьбе нахов против монголо-татарских захватчиков и о том, что два сражения закончились или поражением монголов, или, во всяком случае, не принесли им успеха.
После похода Бату и образования Золотой Орды современники отмечают безуспешные усилия монгольских феодалов завладеть горной полосой, сообщают о различных формах затяжного освободительного движения горцев Северного Кавказа.
Так, проехавший через Северный Кавказ в 1246 г. Плано Карпини в числе земель, «доселе еще не подчинившихся» монголам, называл и «некую часть аланов». Он же сообщал, что Монгольские отряды уже в течение 12 лет ведут осаду «одной горы в земле аланов», которые, оказав мужественное сопротивление, - убили многих наступавших, «и притом вельмож»[85].
Чтобы удержать население в покорности, захватчики вынуждены были оставлять крупные военные отряды по берегам Кубани, Терека, а также в городах Татартуп, Нижний Джулат, Дербент и в других местах. Так, по арабским источникам, в стране асов находился 10-тысячный карательный отряд. И все же в некоторых случаях сопротивление достигало такой степени, что для его подавления вызывались вооруженные силы из других областей.
Борьба жителей города Дедякова (Верхнеджулатское городище) с монголами в 1278 г. В русских летописях сообщается о крупном восстании на Северном Кавказе 1278 г. в «славном ясском городе Дедякове». Город был взят штурмом и сожжен, победители захватили большую добычу. О большом размахе этого восстания и о том, какое смятение оно вызвало в стане врага, говорит тот факт, что хан Менгу-Темир, не надеясь на силу своего войска, вызвал на помощь дружины подвластных ему русских князей. А при Узбек-хане в 1327 г. произошло крупное вооруженное выступление горцев, против Орды, был убит предводитель монгольского войска Хасан[86].
Социально-экономическое положение жителей Кавказа усугублялось тем, что, начиная с 60-х годов XIII в., на протяжении более чем ста лет регион являлся местом летней кочевки хана Золотой Орды и ареной военных столкновений Хулагуидов с Джучидами. Ханские кочевые ставки в разное время зафиксированы в Маджаре, Пятигорье, Джулате, в междуречье Терека, Сунжи и Сулака. На территории современной Чечни у станицы Старогладовской обнаружено золотоордынское поселение. Возможно, это г. Курна – летняя резиденция ордынских ханов.
Таким образом, в 1239-1240 г. Северный Кавказ был разгромлен и подчинен монголо-татарам, однако, борьба народов Северного Кавказа против завоевателей продолжалась и после.
Куликовская битва 1380 г. дала толчок освобождению Восточной Европы и Северного Кавказа. Разобщенные народы Северного Кавказа с их ограниченными ресурсами не могли собственными силами победить Золотую Орду. Победа на Куликовом поле явилась для всех покоренных народов примером героической освободительной борьбы. Опыт освободительной борьбы народов Северного Кавказа против ордынских захватчиков нашел применение и в последующем – при отражении агрессии Тимура.
Государство Тимура (столица Самарканд) сложилось во второй половине XIV в. в Средней Азии в результате междоусобной борьбы монгольских улусов и народно-освободительной борьбы покоренных народов. Тимур происходил из отюреченного монгольского племени Барлас (1336-1405). За свою длительную боевую деятельность Тимур, правитель Маверраннахра (Средняя Азия), совершил ряд завоевательных походов на территорию Золотой Орды, Ирана, Индии, Кавказа: сначала «трехлетний» - с 1386 г., затем «пятилетний» - с 1392 г., наконец, «семилетний» - с 1399 года. Важным событием для истории Северного Кавказа явилось Сражение на Тереке между Тимуром и Тохтамышем в 1395 г. Тохтамыш был прямым потомком Чингисхана и, став ханом Золотой Орды, стремился восстановить былое могущество своего государства.
Это и послужило одной из главных причин борьбы между двумя завоевателями. 28 февраля 1395 г. Тимур двинул свое многочисленное войско на Северный Кавказ, где в то время располагалась ставка Тохтамыша. Сражение длилось три дня (15-17 апреля) и унесло десятки тысяч человеческих жизней. Следствием сражения на Тереке (напротив устья р. Сунжи) вооруженных сил Тимура и Тохтамыша – явился процесс ослабления позиции Золотой Орды на Северном Кавказе и в других странах (как и после Куликовской битвы).
Анализ маршрутов походов Тимура на Северном Кавказе позволяет выявить в его действиях не разрозненные удары, а целенаправленную и последовательную систему по завоеванию всего региона. Двигаясь с запада на восток, он поочередно покорял область за областью. В интересах надежности тыла и боеспособности войска Тимур, закончив один поход, не шел дальше в соседние районы, а возвращался на отдых в свою ставку в Пятигорье, а впоследствии на р. Куму. Так, во время первого похода он разорил область черкесов (Северо-Западный Кавказ), при втором походе – страну Буриберди и Буракана (современная Карачаево-Черкесия), затем третий поход совершил на область Тауса и Кулы (территория Кабардино-Балкарии), а при четвертом походе ограбил Пулада (Северную Осетию). После очередного отдыха в Пятигорье Тимур свой пятый удар нанес стране Симсим. (Территория нынешней Чечни и Ингушетии).
Последствия нашествия Тимура были трагичными.Война нарушила устоявшийся ход общественного развития и оставила тяжелые последствия. В фольклоре народов Северного Кавказа Тимур выступает как сугубо отрицательный персонаж. Опустошение и ограбление поселений обусловили упадок в них торговли и ремесленного производства. Резко сократилось население региона. Происходил распад нахского этноса на отдельные общества, которыми была представлена Чечня и Ингушетия XVI-XVII вв. Степное Предкавказье почти потеряло оседлых земледельцев, и его территорию заняли кочевники. Однако завоеватель не закрепил за собой Северный Кавказ, а ограничился разорением, после чего покинул его пределы. Золотая Орда за сравнительно короткий промежуток времени потерпела три сильнейших поражения (1380, 1391, 1395 гг.), после которых это государство уже не смогло больше восстановить свое могущество. В результате освободительной борьбы покоренных народов Орда в начале XV в. распадается на мелкие улусы (княжества).
Этнополитическая картина Северного Кавказа после нашествия монголо-татар. Татаро-монгольское нашествие повлияло на формирование этнической ситуации в регионе. «С равнины ушли аланы, далее на восток продвинулись кабардинцы. Часть алан переселилась на южные склоны Большого Кавказа в горные районы Шида Картли. Процесс миграции алан-осетин с годами усиливался, чему XVI-XVIII вв. способствовало опустение многих земель в горной Картли, откуда грузинское население в результате постоянных войн и военных походов дагестанцев (лаков) ушло или было уведено в плен. На Западном Кавказе с южных склонов Кавказского хребта, с Восточного Причерноморья в горные ущелья бассейна Кубани в течение XV-XVII вв. (возможно и ранее) мигрировали группы абазин – часть большой этнической общности, известной в источниках под именем абазы и включавшей (помимо абазин) также абхазов и убыхов. Огромные пространства Предкавказья и некоторые районы Северного Кавказа в XIII-XIV вв. заняли ногайцы – новый этнос, появившийся на этнический карте региона с распадом Золотой Орды. В XVII в. часть земель Предкавказья и Северного Кавказа заняли также другие кочевые народы – калмыки, пришедшие из Ойротии, и туркмены. Как сообщают арабские и персидские источники XIII-XIV вв., в результате татаро-монгольских походов, после разгрома алан и кипчаков часть этих народов ушла в горы, часть кипчаков обосновалась в низовьях Терека, где возникло Тюменское ханство. Значительное по численности и компактное аланское население было в горах Северного Кавказа в районах современного Карачая и Осетии уже в V-VI вв. Нет возможности установить, какова была численность, переселившихся в верховья Кубани и правых притоков Терека (Баксана, Безенги, Хулама и Чегема) кипчаков. Но вне зависимости от численности мигрантов появление здесь тюркоязычного населения, дало интенсивный толчок процессу ассимиляции алан тюрками»[87].
Нашествие татаро-монголов на Поволжье и Северный Кавказ привело к изменению устоявшихся этнических и политических границ, вектора этнокультурного взаимодействия, особенно в предгорьях и степи. Походы татаро-монголов, а затем вхождение в Золотую Орду сыграли в истории Северного Кавказа неоднозначную роль. Она не сводима только к трагическим последствиям разгрома Алании, кыпчаков, опустошению многих поселений в результате подавления мужественной борьбы алан, адыгов, вайнахов, дагестанских народов против захватчиков. Нашествие привело к значительным перемещениям и смешениям различных этнических групп Северного Кавказа. Приток в горы Центрального Кавказа ираноязычных алан и тюркоязычных кыпчаков и активизация контактов с автохтонными носителями кавказских языков еще более усложнили этнические процессы, связанные с происхождением карачаевцев, балкарцев, кумыков, составивших тюркоязычную зону.
В тоже время в их языках, антропологическом типе (кавкасионский тип европеоидной расы), материальной и духовной культуре сочетаются исконно кавказские, иранские и тюркские элементы. В Поволжье завершается этногенез татар, связанный с кыпчаками и булгарами, другими тюркскими этническими группами. Нашествие не только затормозило социально-экономическое и культурное развитие, но даже привело к регрессу некоторых сфер культур. Золотая Орда, занимавшая степи и предгорья от Каспийского моря до Азовского и Черного морей, отрезала северокавказские равнины от Закавказья, которое вошло в другое государство чингизидов - Хулагуидов. В то же время через северокавказские территории Золотой Орды протянулись караванные и транзитные пути, которые связывали народы Северного Кавказа не только с городами Золотой Орды, но и со Средней Азией, Русью, Ираном, Китаем, Индией.
В Причерноморье и Приазовье возникают генуэзские колонии, которые постепенно прокладывают пути в Дагестан и Центральный Кавказ. В Тане (Азов), Ману, Матреге, Копе и других колониях население было полиэтничным. Колонии оказывали влияние на социально-экономическое и культурное развитие окружающих народов, но также организовали интенсивную работорговлю, преимущественно в Египет и другие мусульманские страны. Среди рабов преобладали представители адыгских, дагестанских и других народов Кавказа, а также славяне.
В результате дезинтеграции увеличивается число самоуправляющихся общин, что оказывает влияние на этнокультурные процессы. В письменных источниках фиксируются этнонимы «черкесы» или «адыгэ» (переселившихся на восток адыгов стали называть кабардинцами), а также карачаево-балкарских, осетинских, чеченских и ингушских обществ. В Дагестане на месте распавшихся «царств» возникают новые владения и союзы сельских обществ - майсумство Табасарана, уцмийство Кайтагское, нуцальство Аварское, шамхальство, Тюменское княжество. Дербент и часть южного Дагестана входили в состав государства ширваншахов. После Куликовской битвы (1380) и сокрушительных походов среднеазиатского эмира Тимура происходит распад Золотой Орды. На Нижней Волге возникает Астраханское ханство (1502 - 1556), северный Прикаспий, Предкавказье и Приазовье занимала Ногайская Орда. В результате смешения местных насельников с русскими переселенцами начинает складываться донское, волжское и терско-гребенское казачество. Значительное влияние на этнополитическое и этнокультурное развитие региона оказывало Крымское ханство, которое, наряду с постоянными набегами, работорговлей, принимало участие в этнической истории адыгов и других местных народов, формировании их правящей элиты.