Характеристика городского погребального обряда в первые века христианизации Руси
Проблемы сложения и развития городского погребального обряда XI-XVI вв. непосредственно входят в круг вопросов, связанных с историей христианизации Руси. Долгое время в российской историографии преобладал упрощенный взгляд на историю принятия христианства на Руси. До сих пор крещение Руси пытаются представить (церковные историки особенно) как безоговорочное торжество новой религии во всех сферах жизни. Но процесс христианизации проходил очень сложно и занял длительный период. Первоначально охватив высшие круги феодального общества, главным образом в крупных центрах, христианство встретило достаточно решительное сопротивление основной массы населения Древней Руси, языческой по своим верованиям. Даже ко времени монголо-татарского нашествия, когда христианство на Руси уже существовало достаточно долго, степень его распространения и влияния была неодинаковой не только в разных землях, но и в различных классах феодального общества. Официальные хроники того времени — русские летописи — отмечали, что по-настоящему «нача вера христианская плодитися и расширяти» только при Ярославе Мудром[1]. Следует иметь в виду, что во второй половине XI в. распространение христианства ограничивалось в основном районом Приднепровья, с трудом осуществлялось в Новгороде, а междуречье Оки и Волги этот процесс практически не затронул.
В задачу данной книги не входит анализ всех сторон становления новой религии, перипетий ее борьбы с языческими представлениями населения Древней Руси в первые века после официального принятия новой веры, а также с пережитками древних верований в период позднего средневековья. Отметив всю сложность процесса христианизации Руси на протяжении изучаемого времени (XI-XVI вв.), оговорим, что не будем останавливаться как на его положительных, так и отрицательных сторонах. При изучении темы нас прежде всего интересует вопрос о том, какие изменения с принятием новой религии происходят в области ритуала захоронения населения древнерусских городов.
Об изменениях в обряде погребения городского населения нет сведений ни в летописях, ни в агиографической литературе, ни в других памятниках письменности Древней Руси. Анализ церковных документов — материалов соборов, обличительных и поучительных слов деятелей церкви,
[22]
направленных против языческих верований и их пережитков, показывает, что и в них нет упоминаний о ритуале погребения вообще и о каких-либо отклонениях от церковных канонов в этой области в частности. Поэтому основным источником для характеристики вопроса о взаимоотношениях двух систем обрядов погребения в первые века христианизации Руси являются археологические данные.
Необходимо отметить, что до сих пор основное внимание в исторической литературе уделялось курганному обряду захоронения населения русской деревни как в период до принятия христианства, так и после его утверждения в качестве официальной религиозной системы. Городской ритуал погребения никак не рассматривался в работах, посвященных религиозным представлениям людей в первое время после принятия новой веры. Отмечалось только, что отказ от кремации покойников в городах произошел, несомненно, под влиянием христианской религии на рубеже X-XI вв[2]. В историографии существует достаточно твердое представление о том, что с принятием христианства погребальный обряд стандартизуется и приводится к единообразию на новой основе, а именно: захоронение покойника должно проводиться на освященной церковью земле[3].
Глубокое изучение прежде всего археологических материалов выявляет крайне сложную картину развития обряда погребения в средневековых русских городах, особенно в домонгольский период. Полученные результаты не позволяют согласиться со многими до сих пор бытующими в российской историографии положениями по вопросам ритуала захоронения. В исторической литературе практически нет крупных исследований, рассматривающих в полном объеме проявления синтеза языческих и христианских верований. Процессы взаимопроникновения и взаимовлияния двух религиозных систем были сложны и многообразны, и главное, очень долговременны. Лишь отдельные стороны этих процессов в период двоеверия нашли отражение в литературе, но проблемы, связанные с обедом погребения, к их числу не относятся.
Городские группы курганных