В поисках Урочища белых богов
Есть в Московской области "место силы", называется оно "Белое урочище", или "Урочище белых богов", и находится оно недалеко от современного села Радонеж. Принято считать, что находится Урочище на распаханном поле вблизи леса, между Радонежем и трассой нынешней "Ярославки". По легендам, в XII - XIII веках здесь находился языческий жертвенник, планировка которого напоминает план английского Стоунхенджа (нуу-у-у-у, ясно дело - кроваво и жестоко людей резали, что же еще, то есть кого, "эти дикари, почти что звери" могут "жертвовать"). "В двух верстах от Воздвиженского,— писал И.М. Снегирев в 1856 г., — есть в сосновом бору бугор, называемый Белые Боги. По свидетельству тамошних старожилов, там в овраге лежали какие-то камни, недавно снятые для искания под ними клада, а старое предание говорит, будто преподобный Сергий там водрузил каменный крест на месте каких-то истуканов, коим поклонялись окрестные жители".
Территория церкви Сергия Радонежского
Территория церкви Сергия Радонежского
О терминологии
Урочище – нетипичная территория с особыми свойствами, в корне отличающими её от соседних территорий. Например, лесной массив в степях или болото на возвышенности.
Жертвенник ; -): почти каждый слышал или читал в детстве сказку "Сивка-Бурка", а так там главный герой три ночи ходит на могилу к умершему отцу, разговаривает с ним, приносит ему хлеб, и в награду получает волшебного коня. Так вот хлеб в данном случае и есть "жертва" - жертвовать, то есть отдавать нечто произведенное самим человеком. Запомните, у славян-русичей человеческие жертвоприношения вообще не практиковались - разве только в христианской пропаганде, наравне со "свальным грехом" и прочими прелестями. Язычники-славяне-русичи совершают требы богам, а принесение требы или собственно жертвы - это действо по устроению совместной с богами трапезы - богам посвящается часть того, что люди едят сами. Вот если племя дикарей практикует каннибализм, то и своих божеств они "кормят" человеченкой или наоборот ритуально вкушают их тело и пьют их кровь. А если нет, то им и в голову такое не приходит.
Древнее Капище предположительно располагалось на холме, несколько выше того места, где ныне установлен деревянный крест и купель. Относительно расположения существуют два предания: согласно первому Сергий Радонежский сам "крест положил" на одном из камней святилища "Белые Боги" (а что вдруг на уже "занятом" месте?), согласно второму Сергий первоначально намеревался основать монастырь именно на этом месте (опять же, а чужое Капище?). Да, действительно христианские церкви частенько устанавливались на местах разоренных языческих святилищ. Подобная замена языческих святилищ на православные церкви с приходом христианста происходило на Руси повсеместно. Согласно летописи, основу этому процессу положил князь Владимир (988 год), приказал рубить церкви и ставить их на скаральных местах, где прежде стояли Кумиры. Сейчас же никакого жертвенника, Капища, или каких других артефактов прошлого в этом месте нет. Остался это просто край поля у леса, а некогда лежавшие на этом месте белые камни - архитектурные и исторические памятники "нехристианской культуры" более века назад разорены и вывезены в неизвестном направлении.
Предполагаемое месторасположение Радонежского Капища соответствует определенным условиям, необходимым для самого его существования. Это и наличие в непосредственной близости к поселениям излучин рек, и определенные геофизические характеристики территории: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. Указанные условия подтверждаются снимками из космоса, анализом мест расположения древних городищ, древних святилищ, христианских церквей и монастырей, рассказы местных жителей о местах с необычными аномальными свойствами и просто местная топонимика. Есть и четкая привязка к сторонам света. Но это вполне естественно, поскольку славяне-русичи закладывали в расположение и архитектуру святилищ, священных источников и рощ - точные "календари-обсерватории", определяющие жизненный уклад, помогающие определять и праздничные даты, и даты аграрного цикла.
По берегам ручья, который протекает немного в стороне от Радонежа, бьет множество ключей, из-за которых он и стал именоваться Оржавцем. По древним легендам именно на его берегу еще в середине XIX-го века лежали "Белые камни" - правильной формы полушарие около 6 метров в диаметре и 3 метрв в высоту. "Оржавец" это особое место Радонежа, где в древности были источники "при дубравах". Можно предположить, что в выбором данного места для Капища послужил древнерусский обычай почитать старые дубы, радом с которыми бьют ключи. Распространяющееся христианство со своей стороны стало рассматривать дуб в качестве земного отражения райского дерева, которое точит живую воду, исцеляющую от недугов. В районе Радонежа и сегодня растут дубы (на фото ниже, наша палатка разбита по соседству с совсем еще ростком Дуба), хранящие память наших предков. К источнику со свежей и вкусной водой, который расположен внизу холма, на котором построена церковь Сергия Радонежского, приезжают и москвичи, и местные жители, и многочисленные паломники, посещающие церковь.
Дубок
Существует предание, что на территории Радонежья до сих пор стоит Дуб с магическими символами и обрядовыми украшениями, возле которого, в определенное время, собираются посвященные - волхвы, несущие в памяти своей древние обычаи и заветы наших предков. Непосвященные не найдут это место, и более того, на подходе к нему недобрый заплутает, просто пройдет мимо не заметив ничего необычного, и только человеку с добрым сердцем и чистыми помыслами Дуб откроется во всей своей сокровенности.
Косвенные доказательства
Еще комплект фактов, позволяющий рассматривать Радонеж в качестве комплекса языческих культовых сооружений. Обнаружение древних святилищ требует особого внимания к топонимике. Очень характерны для подобных мест топонимы с основами: Чертово, Божье, Поганое, Святое, Белое, Черное, Красное, Дедово, Бабино; с корнями Люб, Рад, Рот, Слав, Вер и т.д. О древнем почитании этих мест и свидетельствуют и местные названия лугов, холмов - то есть мест, где в праздники собирались люди, разжигали костры, водили хороводы.
Так вот, имеем в окрестности Радонежа есть Черные луга (Черный Голыгинский и Черный Воздвиженский), Красный луг (который после гибели на нем в грозу людей прозвали Мертвым), Матренкина гора, есть и Бесова кулига - луг, про который люди рассказывали всякие необычные истории - человека на нем преследовали различные видения. Рядом с Воздвиженским расположена деревня Лешково, аошщрближе к Москве - Кощейково!
Согласно Поместным и Патриаршим приказам, казначейским книгам, в селе Кощеево в 1707 году была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа (в архивах имеется челобитная стольника Григория Племянникова от 28 января 1707 года, и соответствующий указ Государя Императора Петра 1). Причем, о строительстве церкви говорится как о повторном. В казначейских книгах Патриарха упоминается об уплате церковной дани данным храмом в 1712 - 1739 годах.
Загадка "строителей"
Для историков до сих пор так и остается загадкой, святилищем какого народа было Капище "Белые Боги". На этот счет выдвинуты следующие предположения:
- О том, что это древнее капище финно-угров.
- О том, что святилище могло быть монголо-татарским, но в таком случае по традиции это место в православной среде считалось бы "проклятым" или "нечистым".
- О том, что это память о Белых Богах была занесена сюда "западными славянами". Белбог, входящий в пантеон древнейших славянских богов, является персонификацией светлого начала, добра, справедливости. Волхвы устанавливали его идол на возвышенности и обращались к нему за за защитой от его антагониста — Чернобога. Вместе со Свентовитом, Белбог и Чернобог составляли образ Триглава, представляя тем самым образ языческой системы мироздания, объединяя воедино мир богов (правь), мир людей (явь) и мир мертвых (навь).
От автора
Если побродить по лесам и полям к востоку от нынешнего села Радонеж, поискать то самое место, где было древнее Капище и ныне стоит Дуб, становится ясно, что место в действительности "не простое". Даже близость расположенной совсем рядом "Ярославки" не особенно ощущается. А лес просто волшебный, и звездное небо, если сидеть ночью вокруг костра и смотреть не него!
Радонежский лес
Истина где-то там, то есть пока не открылась...
Олег Давыдов | Версия для печати |
Места силы. Сто седьмое – Радонеж Итак, на рейде Константинополя покачивается корабль с мертвым кандидатом в русские митрополиты на борту. Такой исход предсказал Сергий Радонежский. На Босфор мы еще вернемся. А Сергий родился в 1314 году в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. У родителей три сына. Сергий (при крещении он получил имя Варфоломей) был средним. Старшего звали Стефан, младшего – Петр. В селе Варницы под Ростовом Великим, где стоял их дом, действует Троице-Сергиев монастырь, основанный в 1427 году, после того, Сергий был причислен к лику святых. Есть, впрочем, версия, что монастырь построен не на месте усадьбы, а там, где отроку Варфоломею явился ангел в виде монаха. Встретить монаха – очень дурная примета. Может унести душу. Но тут, вроде, все обошлось. Обернулось даже к лучшеиму. Посудите: в детстве Сергий был глух к учению. Братья над ним издевались, как над Иваном-дураком из «Конька-Горбунка». Раз отец послал Варфоломея искать жеребят, и вот в поле у дуба – фигура в черном. Разговорились. Отрок пожаловался: «Никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют». Гм-гм. Старец достал кусочек просфоры: съешь. Потом они пришли в дом родителей мальчика. Тут старец дал ему книгу: читай. Тот: да я не умею… Читай! И Варфоломей начал бегло читать. Уходя, уже на крыльце, монах обронил загадочную фразу: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы». И стал невидим. Где-то после 1328 года (когда сбором дани для Орды занялись люди Ивана Калиты) Кирилл и Мария совершенно разорились, уже не могли платить, и были насильно переселены в Радонеж, небольшой городок между Москвой и Переславлем. Здесь жизнь начала понемногу налаживаться. Стефан женился, родил двух сыновей. Но вдруг его жена Анна скончалась. Бедняга был так потрясен, что не смог больше жить в миру. Схоронил жену в Хотькове монастыре в шести километрах от Радонежа и сам в нем постригся – чтобы быть рядом с покойницей. Я упоминал Хотьков в связи с историей родителей Александра Свирского. И тогда еще говорил, что он был оптиным, то есть – общим для мужчин и женщин. Под конец жизни туда вместе ушли Кирилл и Мария. Покровский монастырь в Хотькове был основанн в 1308 году. Как водится, он стоит на месте древнего святилища. Можно даже сказать, какому именно божеству там когда-то поклонялись: Хоти, богине продолжения рода. Несмотря на то, что культ был подавлен, она и сейчас витает в окрестностях. Вся мифология этого места связана с семейными добродетелями: здесь почитают могилу родителей Сергия, а в их лице – и всех родителей. Здесь Стефан предстает настоящим Орфеем, уходящим из мира живых за своей Эвридикой. И он же заботится о своих стариках до самой их смерти. Не так уж и много на свете мест, где бы в первозданном почти состоянии сохранилась религия семьи и создающей ее специфической любви Хоти. Вообще, вся местность вокруг Радонежа заряжена семантикой любви и смерти, энергетикой Рода. Это выражается и в топонимике. Например, в названии Радонеж отчетливо слышится Радоница. Этот праздник в христианское время оказался привязанным к Фоминой неделе, следующей за Пасхальной. На Радоницу люди ходят на кладбище, к своим мертвым – родителям. Не только к отцу с матерью, но и вообще к умершим родным, к Роду. Поправляют могилы, поминают мертвых, едят и пьют с ними, плачут. А вечером пляшут и бьют в ладоши – мертвые рады, когда живые веселятся. Но кроме Радоницы на Фоминой отмечают Красную Горку. В этот день издревле устраивали сватовство. Праздник Рода, мертвых родителей, продолжающих свою жизнь в детях, и должен быть связан с брачными играми. И еще: Радоница начинает весенний цикл ритуалов Рода, идущего сквозь поколения, а завершает его Троица, праздник мертвых, отмечаемый на 50-й день после Пасхи. После смерти родителей (1337) Варфоломей сказал Стефану: давай жить в пустыне, по примеру древних подвижников. Стефану идея понравилась. Согласно легенде, сначала братья хотели поселиться в урочище Белые Боги неподалеку от Радонежа. Но их оттуда прогнали. Я безуспешно искал это место. Почти все, кого я расспрашивал, знают название, но о расположении гадают: Радонежское городище, холмы вокруг Воздвиженского, Казанский источник… И не имеют понятии о том, что эти Боги собой представляют. Ясно одно: Белобог диалектически требует Чернобога. Этнограф Ходаковский, который в 19-м веке побывал в Белобожье, сообщает, что там рядом ему показали еще и урочище Могильцы. Такой дуализм жизни и смерти, Белого Бога и Черного – естественно вписывается в характерную для Радонежья мифологию Рода. После неудачи в Белых Богах братья двинулись на север, к Красной горке, или иначе – Маковцу. Это километрах в двенадцати от Радонежа. На Маковце люди видели свет, иные – огонь, а некоторые ощущали благоухание. Там с высоты открывался лесистый простор, под горой текла речка Кончура, по ее берегам били родники. Похоже, братья опять пришли в почитаемое место. Срубили избушку, небольшую церковь. Варфоломей спросил брата: во имя кого освятим нашу церковь? И Стефан, сославшись на покойных родителей, а также на ангела-монаха, ответил: «Пусть церковь наша будет посвящена имени Живоначальной Троицы». Считается, что эта церковь – первая вообще Троицкая церковь из когда-либо возведенных на Земле. Павел Флоренский в статье «Троице-Сергиева лавра и Россия» обсуждает этот вопрос и приходит к выводу: «Весьма мало вероятно построение храмов Троичных до этого роста Троичной идеи в 14-го веке; но если бы несколько таких храмов и в самом деле было в века предшествующие, то они не могли быть сознательно воздвигнутыми символами идеи, еще не оформившейся и, следовательно, должны быть рассматриваемы либо как исторические случайности, либо – как смутные предчувствия того целостного явления, которое раскрывается лишь с 14-го века». А вот о празднике Троицы: «Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон». И далее: «Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора — как чествование «Троицы» Андрея Рублева». То есть Троица – это праздник места силы на Маковце. Если иметь в виду, что в русской народной религии Троица – как и Радоница – праздник поминовения родителей, то станет ясно, что братья принесли на Маковец (а скорее продолжили там) традицию почитания Рода, животворящего чреду поколений. Конечно, эта традиция была оформлена в христианских терминах, но все же для Стефана и Варфоломея Троица не была догматическим вывертом, который невозможно понять – ни интуитивно, ни логически. Троица была для них просто данностью, непосредственным опытом. Опытом трудового почитания трех аграрных богинь (яуже писал о женской Троице трехполья). Опытом сосуществования трех поколений: дедов, отцов, сыновей (минимальный и очевидный для всех трехтактный цикл движения Рода). Но главное – опытом семьи. Варфоломей унаследовал от родителей две иконы: Богородицу с младенцем и Николу. Когда они стоят рядом, получается русская Троица: отец и мать, соединенные ребенком (кстати, напомню, что на Оковецкой иконе они уже буквально соединяются в семью). И нечто подобное же изображено на иконе, носящей название Ветхозаветная Троица. Сара и Авраам там, конечно, не просто бездетная еврейская пара, которой ангелы сообщают о рождении сына. Это – любая чета, у которой будет ребенок. Его еще нет, он виртуален, он присутствует на иконе (и то не всегда) лишь как закалываемый агнец (и одновременно – средний ангел, а два других – ангелы матери и отца). Но в целом эта икона – все та же семейная Троица (отец, мать, дитя), образ продолжения Рода, которое обеспечивает Дух (или – Хоть). А если родителей с Ветхозаветной Троицы убрать, то получится Живоначальная Троица. В ней опять та же идея, но – отвлеченная от конкретных реалий человеческой жизни: ангелы лишь символизируют семью. Теоретически Сергий мог видеть такую икону, но вряд ли имел ее в своем монастыре. Насколько известно, первое изображение Живоначальной Троицы появилось в 1375 году над портретом отставного императора Иоанна VI Кантакузина. Впоследствии этот сюжет попал на Русь и воплотился в Троицу Андрея Рублева. Вернемся, однако, немного назад. Братья прожили на Маковце год или два, а потом Стефан решил уйти в Москву. Там он поступил в Богоявленский монастырь и сблизился с монахом по имени Алексий. Этот человек принадлежал к высшей московской элите: был сыном влиятельного боярина Федора Бяконта, крестником Ивана Калиты, готовился в митрополиты. В 1340 году митрополит Феогностсделает его своим наместником. После этого Стефан станет игуменом Богоявленского монастыря. И кроме того – духовником Московского князя Семена Гордого (который скажет в своем завещании сакраментальное: «Чтобы не перестала память родителей наших и наша и свеча не погасла»). Именно от Стефана Алексей узнает, что на Маковце живет отшельник Варфоломей, великий подвижник, но – не монах. Как же так? Нехорошо, пусть пострижется. Осенью 1345 года Варфоломей стал иноком Сергием. Постепенно к нему стали собираться ученики, возник монастырь… В 1353 году умер Феогност. Алексей отправился в Константинополь поставляться в митрополиты. Пробыл там больше года. Патриарх Филофей все тянул с поставлением, но, слава богу, успел. В июле 1354 года Алексий был посвящен, а уже в ноябре генуэзцы доставили в город Иоанна V Палеолога. Император-исихаст Иоанн VI Кантакузин был низложен и постригся в монахи, его ставленник патриарх Филофей отправлен в ссылку. Это был заключительный акт гражданской войны, шедшей с 1341 года. Кантакузин писал о ней: «Общей была война у каждого города и против василевса Кантакузина, и против динатов, ибо почти надвое раскололось государство: немногие держались Кантакузина, а массы народа, предводительствуемые мятежниками и неимущими, предпочли встать на сторону столицы». Почти марксистский анализ. На самом деле среди тех, кого Кантакузин называет мятежниками, было немало богатых и знатных. За Кантакузина стояли в первую очередь крупные землевладельцы, а против него – городские торговцы, предприниматели и чиновники, группировавшиеся вокруг Анны Савойской, матери Иоанна V Палеолога. Впрочем, воевали тут скорее даже не люди, а боги: буржуазное божество торгово-промышленного капитала, свившее гнездо в городах, и богиня аграрного производства, жившая в светских и монастырских латифундиях. И у каждого из этих божеств была своя мифология. Мифология божества земли (исихазм) заключается в том, что энергии, излучаемые богом, – тоже божественны. То есть дают человеку возможность не только соприкоснуться с богом (например, знать его волю), но и в некотором смысле обожиться. Основным проповедником этого мифа в ходе войны был Григорий Палама, который говорил, что свет, который видят аскеты во время своих упражнений, нетварен. А оппонент Паламы монах Варлаам (будущий учитель Боккаччо и Петрарки) считал, что этот свет имеет психофизиологическую природу, то есть – сотворен богом. И это уже совсем другая мифология, отделяющая человека от энергий божественного мира, оставляющая его наедине с миром. Из нее развилась западная наука, высокие технологии и убожество среднего класса. Так вот, пока Алексий ездил к грекам, на Маковце произошли перемены. Сергий отправился в Переславль к епископу Афанасию (который замещал митрополита) и в течение двух дней перескочил сразу три ступеньки иерархической лестницы: иподьякон, иеродьякон, священник. А в довершение получил еще сан игумена. Это бывает, если под человека задуман масштабный проект. Смотрите: едва Алексий успел вернуться в Москву, как к Сергию явились послы от патриарха Филофея. Принесли подарки, а также письмо с предложением создать в Троицком монастыре общее житие. Откуда мог знать Филофей о существовании какого-то Сергия и его лесного монастырька? Да он и не знал. Просто вдруг появилась идея насадить на Руси общежитийные монастыри. Может, она появилась у Алексия, а может – у самого Филофея. Во всяком случае, Сергий был извещен об этой идее еще до письма патриарха и был с ней согласен. Потому и отправился в Переславль к Афанасию, который тоже, выходит, был в курсе дела и без проволочек рукоположил Сергия. Тут надо объяснить: монастырь Сергия изначально был особный. То есть у каждого инока была своя келья, еда, одежда, свои средства к существованию. Что это значит на практике? Вот пример. Сергий обычно все, что имел, раздавал, так что иногда ему просто нечего было есть. Как-то раз с голоду, он нанялся к одному из иноков собственного монастыря. Весь день пристраивал к его келье крыльцо, а вечером получил за работу решето гнилых сухарей. Разве это по-братски? И все же такая кулацкая практика процветала в монастырях. Но дело не только в них. Эксперимент, который решили провести в отдельно взятом Троицком монастыре, предполагал настоящий коммунистический переворот в мировоззрении. И даже – преображение самой природы русского человека. Конечно, жить единым общежитьем – не было новостью. Первый общежительный устав был создан в 4-м веке Пахомием Великим. Он был римским солдатом, потом стал отшельником и наконец основал монастырь, в котором ввел казарменные порядки, общее единообразное питание, одел всех в одинаковую одежду, запретил иметь деньги, заставил монахов работать на общую пользу обители. Нарушителей строго карал. Успех был ошеломляющий. Трудовая армия центуриона Пахомия процвела. У него появились подражатели, основавшие свои общежительные монастыри (киновии, коммуны). Характерно, что именно исихазм, предполагающий уединение и безмолвие, оказался накрепко связан с идеей общего жития, которая со временем обернется практикой коммунистических латифундий. Если тебя не загоняют в колхоз силой, идея общего жития не так уж плоха. Однако в Сергиевом монастыре она не всем понравилась. Не понравилась, например, брату Сергия. После смерти Семена Гордого Стефан вернулся на Маковец. Когда началось общежитие, выступил против него. Сначала это были просто разговоры, типа: ну как же так можно, а где уединение, где покой, исихия? Но постепенно страсти накалились. Однажды Стефан не выдержал, резко выговорил одному из сторонников Сергия, напомнил, что основатель этой обители все-таки он, Стефан, старший в роде… Сергий смолчал, но ночью тайно покинул свой монастырь. Мы еще проследим его путь. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ |