Сказ о великом исходе в Никуда
У сокровенно-потаённых городов есть одна удивительнейшая особенность. Они, как и люди, их заселяющие, страшно ранимы. Возможно, ранимость их и есть причина загадочной сокровенности. Вот почему так редко удаётся обрести их, утерянные, вновь. Они отводят наш взгляд, корыстный и временами чересчур циничный. И потому они для нас — загадка. Вот и в истории Аркаима кроется неразрешимая загадка. Почему жители его совершенно неожиданно и организованно собрали все свои вещи, вымели мусор (!) и, не спеша выйдя из защищённого города, сожгли свой родной дом и убежище? Пожар положил конец «живой» истории Аркаима. И в данном случае толчком к массовому исходу была не эпидемия, не военная экспансия соседей. Замечу, что лично мне вся эта история с «уходом» напоминает историю далёкого от нас племени майя, веками воздвигавшего в джунглях по астрологическим календарям свои города, а потом в одночасье дружно их всех покинувшего. Там тоже ушли все от мала до велика, вот только ничего не сжигали, просто бросили воплощённые в камне чудеса на растерзание времени и прожорливых джунглей. А вот аркаимцы — сожгли. Да, «скифы мы»... учёные в тупике. Профессор И.В.Иванов даже высказал версию, что во всём виноват вулкан Санторин (на территории нынешней Греции. Да-да, вы прикиньте на глазок расстояние!). 3500 лет тому назад его гигантский взрыв вызвал экологическую катастрофу. На значительной части территории планеты установилась погода, подобная той, что прогнозируется при наступлении «ядерной зимы». Что же выходит, аркаимцы, сжигая свой родной град, решили «согреться» таким нетрадиционным и малоэффективным образом? И.В.Иванов считает, что взрыв далёкого от Урала Санторина каким-то образом был «услышан» в Аркаиме, был воспринят людьми как знамение и принудил их уйти из города, предав его сожжению. Мда, разных мнений о том, почему и куда ушли аркаимцы, немало. Но вопросов, как всегда, много, а вот ответов...
Но сокровенные города не горят, не властны над ними глубокие воды. Они ранимы и доверчивы к нам, людям. Они делятся с нами своими сокровищами, будто просят догадаться о чём-то небывалом, дивном, чудном. И недаром, вероятно, Аркаим отдал нам свои статуэтки, по форме совпадающие с каменными статуями «длинноухих» с острова Пасхи. Больше таких «длинноухих» нигде найдено не было.
И ещё... Ну не бывает такого, чтобы целый народ, накопивший потрясающее Знание, исчез в Никуда. Возможно, и не ушёл, возможно, так и остался на Урале, этом энергетическом сердце России. Только вот где? А не под землёй ли? Может, не случайно бажовцы считают, что некогда в Аркаиме проживал таинственный народ чудь, обладавший немалыми знаниями и силой. Может, не случайно верят они, что Аркаим — это своего рода «пуп Земли», равный по таящемуся в нём энергетическому смыслу Шамбале? И может, совершенно уж не случайно археологи открыли, словно в подтверждение веры бажовцев, неподалёку от Аркаима огромную чудскую копь «Воровская яма»? И бывает ли на страницах небесной скрижали Истории хоть что-нибудь случайное?
Часть III
Китеж, в землю ушедший
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесём зажжённые светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры...
В. Брюсов
Есть он, есть на Урале некий заповедный мир, существующий как бы рядом с миром реальным, параллельно, или, вернее говоря, «под ним». Мир, который ушёл, «опустился под землю». Он звучит отголосками иной жизни, превращаясь в прекрасную тень иных народов, «бывших здесь задолго до цивилизаций ведических» (А.Асов). Повсеместно на всей территории Российской Федерации, особенно на севере, распространён один и тот же легендарный сюжет о народе, в очень далёкие времена ушедшем под землю. Русские называли странных поселян недр земных «чудь подземная». У Николая Рериха есть потрясающая, втягивающая в себя, влекущая пойти следом картина «Чудь подземная». В путь...
Глава 10. «Чудь белоглазая»
Трудно назвать народ, у которого не было бы сказаний о существах, живущих во мраке подземелий. Согласно английским и французским мифам, карстовые пустоты и разветвлённые системы пещер, тянущиеся на многие километры, являются местом ежегодных балов фей и эльфов. Скандинавский великан Мимир, хозяин источника мудрости, живёт у корней мирового древа Иггдрасиль. Сам Один отдал ему свой глаз за мудрость, содержащуюся в источнике, остался одноглазым, лишь бы испить под землёй тайного Знания. Изделия цвергов, согласно «Младшей Эдде», — не только золотые побрякушки для богов, но и священный мёд поэзии, то есть Культура. Оружие, сокровища, «мудрость» в представлении скандинавских народов — вот что приходит из-под земли.
Но пора вернуться к чуди. Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, так называемой «чуди белоглазой», представители которой владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе. Они на протяжении многих уже веков пытаются раскрыть тайну этого народа, но вплоть до настоящего времени чудь как была загадкой, чудом, так им и остаётся. Вот и тянет учёных к упрощению загадки, вот и складывается неприятное ощущение, что почитают учёные первейшей задачей науки низведение сокровенно-сакрального на уровень бытовых мелочей, на уровень понятного и доступного по рыночной цене. Даже лучшие из лучших ищут обычное объяснение. Так, Карамзин принимал за чудь угро-финские народы. Стралленберг считал, что истоки чуди следует искать у скифов. А.В.Шмидт даже высказал мнение, что такого народа вообще не существовало и что это вымышленный собирательный образ. Известный археолог П.С.Савельев пришёл к выводу, что данных об этом народе так мало, что рано делать какие-либо заключения.
Однако первые упоминания о чуди имеются уже в Лаврентьевской летописи. Там сообщается, что в 859 г. варяги покорили чудь и славян. Но уже через два года славяне и чудь освободились от них и в последующие годы совместно участвовали в военных походах. Так, в 882 и 907 гг. они вместе с Олегом (да, Вещим, да, Посвящённым!) ходили на Киев и к грекам. С Владимиром — на половцев и, печенегов. Но начиная с 10-30 гг. происходит жутковатый перелом — русские князья совершают регулярные нападения уже на чудь. Вначале с чудью воевал Ярослав, побил их и поставил город Юрьев. Затем Мстислав с новгородцами и псковичами ходил в 1116 г. на чудь и взял город Медвежья Глава. Но о военных крестовых походах на чудь я постараюсь рассказать чуть позже. Сейчас нас занимает иное — летописи. В Начальной летописи под годом 1096 (6604) Нестор воспроизводит свою беседу с приезжим новгородцем. Не поленюсь привести её текст:
«Теперь же хочу поведать, о чём слышал 4 года назад и что рассказал мне Гюрята Рогович, новгородец, говоря так: „...Югра же сказала отроку моему: Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из неё; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даёт им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идёт он и дальше на север"».
Кроме русских летописей, сведения о чуди содержатся ещё и в Сибирских летописях. Так, в Есиповской сказано: «Прежде бо живяще Чюдь по всей Сибирской земле». Указывается и конкретное место её проживания: «Царь же Чингий, собрав воинство много и вооружённо, и отпусти его (Тайбура) на реце Иртышу, идеже живяху Чудь». Но с XIV века летописные сведения о чуди пропадают. Возможно, они и были, да в результате романовской «чистки» истории их могли убрать. Остались лишь косвенные упоминания. П.С.Паллас, посетив Кукушевский медный рудник у реки Уя (Южный Урал), пишет, что в горах сохранились чудские копани, в которых просматривалась медная жила с серебросодержащей рудой. Монах Долматовского монастыря Лот во времена Петра I писал о престарелой женщине из улуса царевича Рючюка, которая рассказывала, что «в древних летах иные люди, которые в тех местах жили, означенную руду копали и плавили, и действительно из оный золото и серебро получали и всякие из того вещи делали; а также вещи около Исету и прочих местах, где оный народ, называемый Чуды, жили, в их могилах или кладбищах и ноныпе находится». А сподвижнику Петра I, директору горных заводов В.Геннину, даже удалось увидеть, что в одной из могил «...лежало мёртвое тело на золотой выбитой тонкой доске, а поверху ево платья накладено было золотыми тонкими листами, выбитыми толстою бумаги, всею золота с пуд».
И остались народные легенды.
По саамской версии, древний народ, обитавший на Севере, погрузился на дно Океана (о Господи опять!) и там продолжает жизнь. Под водою те же горы, те же леса, там бродят звери и вовсю летают птицы. «Чудь подземная» («китежане подводные по-уральски») пасёт под водой не только оленей, но и моржей, тюленей, вместо коров разводит дельфинов. Как видим, перед нами версия о невидимом граде Китеже по-саамски.
В древнем русском сказании «О человецех незнаемых в восточной стране» говорится: «Вверх то-яж рекы великия Оби есть люди, ходят попод землёю иною рекою день за нощь с огни». Люди те выходят из-под земли на озеро, и «на том озере свет пречуден и град белый, посаду в котором нет».
У манси подземный и, соответственно, невидимый град чуди располагается в районе Ледовитого океана. Его властитель — бог Куль-отыр — живёт здесь в золотом дворце (помните русские сказки о трёх подземных царствах — Медном, Серебряном и Золотом, попасть в которые можно, отворив заветный камень и пройдя через «дыру в землю»).
О ненецких сиртя, таинственных подземных жите лях, сообщали начиная с XVI века иностранные мореплаватели, искавшие северный проход в Индию и Китай. Это англичанин Бэрроу (1556), голландец ван Линсхоттен (1594), француз де Ламартиньер (1671). Близкий товарищ М.В.Ломоносова русский академик И.И.Лепёхин (1740 — 1802) делает в своих дневниках запись о подземных убежищах «наподобие пещер, с отверстиями, подобными дверям».
Особенно популярна легенда о самозахоронении чуди. В ней говорится о том, что при появлении русских (Ермака со товарищи) на Урале, чудь входила в свои жилища, сооружённые в виде ям с навесом, и подрубала столбы, на которых держался земляной навес. Таким способом она хоронила себя заживо в ямах. Это ещё не самосожжения старообрядцев, хранителей «древлего благочестия», но что-то очень близкое.
В некоторых легендах указывается на реальные контакты ранних переселенцев на Урал с посланцами чуди — «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности. Эта легенда удивительно перекликается с легендой, приводимой Н.К.Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».
Но взаимодействие посланцев чуди с переселенцами не ограничивалось контактами наяву, легенда зафиксировала абсолютно невероятные контакты и влияние чуди через сны. В 1979 г. в «Уральском следопыте» была опубликована красивая «сказка» о чудской женщине-правительнице:
«Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди её сверкали золотые украшения. „Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал приказ копать курганы в своём новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмёшь дорогие доспехи". Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и всё, что ты строишь, если тронешь эти могилы"».
И Татищев оказался мудр настолько, что приказал не раскрывать захоронения. Отрытыми остались только вершины курганов... Эх, совершенно напрасно «позорили» советские историки (не удержался и В.Пикуль в романе «Слово и дело») Татищева за то, что гору с богатыми рудными месторождениями повелел он назвать Благодатной (Анна в переводе означает «благодать»), дескать, в честь звероподобной императрицы Анны Иоанновны, вдосталь поизгалявшейся над русским дворянством! Называя так гору, не вспоминался ли умнице-историку, светлой головушке XVIII века, тот сон-вещун с княгиней чудской Анной? И не она ли ему гору, природными ископаемыми богатую, в одном из таких вещих снов указала?
И вот что прелюбопытно: таинственные обитатели подземно-подводного царства периодически дают знать о себе. Так, К.Д.Носилов, известный писатель и исследователь Севера, записал несколько рассказов о встречах с загадочным Белым Стариком. Высокий, немногословный, белый как снег, он неожиданно появлялся перед людьми в минуты смертельной опасности и спасал нуждающихся в помощи, а заплутавшим молча, знаками указывал дорогу к дому. Исчезал Белый Старик так же неожиданно, как и появлялся. И вот что примечательно: встречи с ним зафиксированы и на Новой Земле, и на полуострове Ямал на берегах Карского моря, и в низовьях Оби, и на Полярном Урале. Как видите, география обширна. Некоторые считали высокого Белого Старика — Святителем Николаем. Но вопрос не в имени, вопрос в том, откуда он появляется посреди белого жутковатого безмолвия? Почему-то мой взор обращается на этот раз не к немотствующим равнодушно небесам, а к земле, вернее, подземному царству. Ну что поделаешь, любопытно мне, однако, почему чудь, люди дивные, под землёй оказались. Неспроста ведь Невидимая, сокровенная Страна дивьих народов под землёй очутилась?