Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?

Давайте вспомним эту сказку. Вы ее знали еще до шко­лы, когда были совсем маленькие.

Логопед выставляет серию сюжетных картинок «Репка» (см. рис. 24—31), предлагает ученикам рассмотреть их.

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru «Текст»

7 занятие



       
    Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru
 
  Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru I

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru

— Расположите данные картинки в правильной последова­
тельности.

— Как вы думаете, что мы составили с помощью этих кар­
тинок? (План.)

— Расскажите сказку (по серии сюжетных картинок).

— О чем эта сказка? Определите тему сказки.

— Прочитайте пословицы, подумайте, подходят ли они к
сказке?

На доске:

1. Берись дружно, не будет грузно.

2. Сообща и гору своротишь.

3. Работай дружней, так будет верней.

— Определите основную мысль сказки. (В трудном деле
даже малая помощь много значит.)

— С какого момента начинают развиваться события? (По­
садил дед репку.)

— Что было дальше? (Выросла репка большая-преболь-
шая.)

— Для этой сказки важно не то, как росла репка, а то, как
ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом..

— Перечислите героев сказки, которые вытягивали репку?

— Как они появились? (Бабку и внучку позвали, Жучку и
кошку кликнули.) Назовите слова-синонимы. (Позвали-клик­
нули.)

— Назовите слова-действия, которые предпринимали ге­
рои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не мо­
гут.) Какое слово постоянно повторяется в тексте?

— Какое слово-действие используется для того, чтобы по­
казать результат совместных усилий героев сказки? (Выта­
щили.)

Вывод.Текст русской народной сказки «Репка» — пове­ствовательный текст, так как в нем говорится о случае, о со-нытии, о действиях, которые происходили друг за другом, а латем закончились.

Главная особенность повествовательного текста — это со­общение о развивающихся событиях и о завершении дейс­твия.Поэтому в повествовательном тексте много слов, назы-нающих действия предметов (глаголов). Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как раз­вивались события.

4. физкультминутка

: Расскажите русскую народную сказку «Репка», дока­жите, как все происходило. Один ученик пересказывает сказ­ку (по серии сюжетных картинок), дети инсценируют.

5. Текст-повествование. Схема построения повествовательного
текста

• Знакомство с текстом.Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2).

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бед­няга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.

Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спе­шила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке'.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)
Уточнение лексического значения слова:

ПОРОГ — поперечный брусок, закрывающий проем между дверью и полом.

• Анализ текста

— Очем рассказывается в тексте?

— Определите тему текста. (Текст о птенце.)

— Определите основную мысль текста. (Как воробьиха кор­
мила птенца.)

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru «Текст»

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Озаглавьте. (Воробьиха спасла птенца.) (Запись заго­
ловка текста в тетрадь, на доске.)

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план.

• Беседа по содержанию.Составление плана текста. Язы­ковые средства связи.

— Прочитайте первую часть текста.

— Откуда взялся воробей?

— Как он вел себя у людей?

— Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу | НАЧАЛО]

— Предложите название этой части. (Папа принес птен­
ца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Насыпала, бед­
няга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные
слова на доске.)

— Прочитайте вторую часть рассказа.

— Что сделала девочка?

— Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу | РАЗВИТИЕ |

— Предложите название этой части. (Девочка вынесла
клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Вынесла, на ули­
цу, поставила.) (Учитель-логопед записывает опорные слова
на доске.)

— Прочитайте третью часть текста.

— Что произошло на улице?

— Кто же кормил птенца?

— Этот момент самый важный, главный — это кульмина-
ция. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорную табли­
цу [КУЛЬМИНАЦИЯ]

— Предложите название этой части. (Воробьиха кормит
птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Вдруг, взяла, клюв,
подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте четвертую часть рассказа.

— Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?

— Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля­
ет на доске опорную таблицу ИТОГ

Получается полная опорная таблица «Текст-повествование»

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru НАЧАЛО

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru I

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru РАЗВИТИЕ

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru КУЛЬМИНАЦИЯ

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru I

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru ИТОГ

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru —- Предложите название этой части. (Птенец улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Когда подрос, от­
крыла, позвала, выпорхнул, улетел.) (Учитель-логопед запи­
сывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз, посмотрите, как писатель об­
ходит повторы.

— Как связаны предложения в тексте? (Птенец — ему,
бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)

Образец записи на доске:

НАЧАЛО

ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА. План

Папа принес птенца.

Насыпала, бедняга, не посмотрел

РАЗБИТИЕ

Девочка вынесла клетку. Вынесла, на улицу,

поставила

КУЛЬМИНАЦИЯ | Воробьиха кормит птенца.

Вдруг, взяла, клюв, под­летела, бежала, спеши­ла покормить, сидела на форточке

Птенец улетел.

Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, уле­тел

Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru «Текст»

8 занятие



           
    Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru
  Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru
 
 
    Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? - student2.ru

ТЕМА.
ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ:

• Устный пересказ текста по плану, опорным словам.

«Очень часто пересказ Вы твердите много раз. Это трудно — много раз. Это нудно — много раз. И поэтому у нас Есть другой совет для вас. Что рассказано? О чем? Что за чем произошло И к чему все привело? Прочитайте еще раз — И запомнится рассказ». (Из книги В.В. Волиной «Веселая грамматика».)

— Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты

плана, опорные слова, редактирует высказывания учащихся.

• Обобщение

— Прочитайте опорные слова кульминации текста. Опре­
делите часть речи. (Коллективная работа.)

— Слова какой части речи являются опорными в текстах-
повествованиях? (Глаголы.)

— Запомните!

Повествованием называется текст, в котором рассказыва­ется, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются гла­голы.

Итог занятия

— О чем рассказывается в повествовательных текстах?

— Из каких частей состоит текст-повествование?

— Что такое кульминация текста? (Кульминация тек­
ста — это самый важный, главный момент рассказа.)

— Как составить план текста? (Сначала прочитать текст
2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что
в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть,
записать пункты плана.)

ЗАНЯТИЕ

Тип текста. Текст-повествование. Характерные при­знаки текста-повествования. Схема построения по­вествовательного текста

• формировать умения определять особенности
текста-повествования, последовательность частей
в тексте;

• формировать умения пересказывать повествова­
тельный текст по плану и опорным словам;

• развивать слоговой синтез.

набор опорных таблиц «Текст-повествование», кар­точки с текстом «Тетерка отводит врага» (см. при­ложение 2), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Наши рекомендации