Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?
Давайте вспомним эту сказку. Вы ее знали еще до школы, когда были совсем маленькие.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок «Репка» (см. рис. 24—31), предлагает ученикам рассмотреть их.
«Текст»
7 занятие
I
— Расположите данные картинки в правильной последова
тельности.
— Как вы думаете, что мы составили с помощью этих кар
тинок? (План.)
— Расскажите сказку (по серии сюжетных картинок).
— О чем эта сказка? Определите тему сказки.
— Прочитайте пословицы, подумайте, подходят ли они к
сказке?
На доске:
1. Берись дружно, не будет грузно.
2. Сообща и гору своротишь.
3. Работай дружней, так будет верней.
— Определите основную мысль сказки. (В трудном деле
даже малая помощь много значит.)
— С какого момента начинают развиваться события? (По
садил дед репку.)
— Что было дальше? (Выросла репка большая-преболь-
шая.)
— Для этой сказки важно не то, как росла репка, а то, как
ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом..
— Перечислите героев сказки, которые вытягивали репку?
— Как они появились? (Бабку и внучку позвали, Жучку и
кошку кликнули.) Назовите слова-синонимы. (Позвали-клик
нули.)
— Назовите слова-действия, которые предпринимали ге
рои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не мо
гут.) Какое слово постоянно повторяется в тексте?
— Какое слово-действие используется для того, чтобы по
казать результат совместных усилий героев сказки? (Выта
щили.)
Вывод.Текст русской народной сказки «Репка» — повествовательный текст, так как в нем говорится о случае, о со-нытии, о действиях, которые происходили друг за другом, а латем закончились.
Главная особенность повествовательного текста — это сообщение о развивающихся событиях и о завершении действия.Поэтому в повествовательном тексте много слов, назы-нающих действия предметов (глаголов). Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как развивались события.
4. физкультминутка
—: Расскажите русскую народную сказку «Репка», докажите, как все происходило. Один ученик пересказывает сказку (по серии сюжетных картинок), дети инсценируют.
5. Текст-повествование. Схема построения повествовательного
текста
• Знакомство с текстом.Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2).
Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.
Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.
Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке'.
Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.
— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)
Уточнение лексического значения слова:
ПОРОГ — поперечный брусок, закрывающий проем между дверью и полом.
• Анализ текста
— Очем рассказывается в тексте?
— Определите тему текста. (Текст о птенце.)
— Определите основную мысль текста. (Как воробьиха кор
мила птенца.)
«Текст»
— Озаглавьте. (Воробьиха спасла птенца.) (Запись заго
ловка текста в тетрадь, на доске.)
— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.
— Составим план.
• Беседа по содержанию.Составление плана текста. Языковые средства связи.
— Прочитайте первую часть текста.
— Откуда взялся воробей?
— Как он вел себя у людей?
— Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу | НАЧАЛО]
— Предложите название этой части. (Папа принес птен
ца.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Насыпала, бед
няга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные
слова на доске.)
— Прочитайте вторую часть рассказа.
— Что сделала девочка?
— Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу | РАЗВИТИЕ |
— Предложите название этой части. (Девочка вынесла
клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Вынесла, на ули
цу, поставила.) (Учитель-логопед записывает опорные слова
на доске.)
— Прочитайте третью часть текста.
— Что произошло на улице?
— Кто же кормил птенца?
— Этот момент самый важный, главный — это кульмина-
ция. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорную табли
цу [КУЛЬМИНАЦИЯ]
— Предложите название этой части. (Воробьиха кормит
птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Вдруг, взяла, клюв,
подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)
— Прочитайте четвертую часть рассказа.
— Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?
— Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля
ет на доске опорную таблицу ИТОГ
Получается полная опорная таблица «Текст-повествование»
НАЧАЛО
I
РАЗВИТИЕ
КУЛЬМИНАЦИЯ
I
ИТОГ
—- Предложите название этой части. (Птенец улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Когда подрос, от
крыла, позвала, выпорхнул, улетел.) (Учитель-логопед запи
сывает опорные слова на доске.)
— Прочитайте текст еще раз, посмотрите, как писатель об
ходит повторы.
— Как связаны предложения в тексте? (Птенец — ему,
бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)
Образец записи на доске:
НАЧАЛО |
ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА. План
Папа принес птенца. |
Насыпала, бедняга, не посмотрел
РАЗБИТИЕ |
Девочка вынесла клетку. Вынесла, на улицу,
поставила
КУЛЬМИНАЦИЯ | Воробьиха кормит птенца. |
Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке
Птенец улетел. |
Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел
«Текст»
8 занятие
ТЕМА. |
ЦЕЛИ: |
ОБОРУДОВАНИЕ: |
• Устный пересказ текста по плану, опорным словам.
«Очень часто пересказ Вы твердите много раз. Это трудно — много раз. Это нудно — много раз. И поэтому у нас Есть другой совет для вас. Что рассказано? О чем? Что за чем произошло И к чему все привело? Прочитайте еще раз — И запомнится рассказ». (Из книги В.В. Волиной «Веселая грамматика».)
— Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)
— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты
плана, опорные слова, редактирует высказывания учащихся.
• Обобщение
— Прочитайте опорные слова кульминации текста. Опре
делите часть речи. (Коллективная работа.)
— Слова какой части речи являются опорными в текстах-
повествованиях? (Глаголы.)
— Запомните!
Повествованием называется текст, в котором рассказывается, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.
Итог занятия
— О чем рассказывается в повествовательных текстах?
— Из каких частей состоит текст-повествование?
— Что такое кульминация текста? (Кульминация тек
ста — это самый важный, главный момент рассказа.)
— Как составить план текста? (Сначала прочитать текст
2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что
в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть,
записать пункты плана.)
ЗАНЯТИЕ
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста
• формировать умения определять особенности
текста-повествования, последовательность частей
в тексте;
• формировать умения пересказывать повествова
тельный текст по плану и опорным словам;
• развивать слоговой синтез.
набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом «Тетерка отводит врага» (см. приложение 2), запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ: