Игра «Добавьте опорные слова»
— Продолжите ряд слов.
Старик, старуха, испекла,...,...,...,....
Теремок, мышка, лягушка,...,...,...,....
— Как называются эти слова? Объясните свой ответ.
5. Работа по содержанию сказки «Красная Шапочка» Ш. Перро
— Узнайте, из какой сказки этот герой:
Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
— Кто написал сказку о Красной Шапочке? {Шарль Перро)
6. Физкультминутка
Дети выполняют упражнения, демонстрируемые логопедом.
Красная Шапочка к бабушке шла
Ежевичку в траве нашла.
Раз, два, три,
В корзинку положи.
Вдруг мы видим у куста
Деток дядюшки ежа.
Мы радостно захлопали,
Мы радостно затопали.
Мы дружно улыбнулись
На месте повернулись.
— Послушайте отрывок из сказки.
Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка сше больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную ша-. почку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так; про нее и говорили: «Вот Красная Шапочка идет!»
— Это текст? Докажите. {Все предложения о Красной Ша
почке, связаны по смыслу.)
— Определите тему сказки. {Сказка о Красной Шапочке.)
• Подбор опорных слов к сюжетным картинкам. Логопед выставляет серию сюжетных картинок (см. рис. 16—20), предлагает ученикам рассмотреть их.
— Расположите данные картинки в правильной последова
тельности.
— Как вы думаете, что мы составили с помощью этих кар
тинок? {План.)
«Ни строительство дома, ни путь капитана Не получатся, если их делать без плана. Будь как строитель и как капитан: Готовишься к делу — обдумывай план!» (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика»)
Запомните! План текста — схема построения текста.
«Текст»
3 занятие
— Назовите опорные слова к первой картинке. (Учитель-
логопед записывает опорные слова на доске под первой сю
жетной картинкой.)
Маленькая девочка, Красная Шапочка, бабушка, пирожок и горшочек масла.
— Назовите опорные слова ко второй картинке. (Учитель-
логопед записывает опорные слова на доске под второй сю
жетной картинкой.)
Пошла, лес, серый волк.
— Назовите опорные слова. (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске под третьей сюжетной картинкой.) Длинная дорога, цветы, побежал, съел, улегся.
— Назовите опорные слова к следующей картинке. (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске под четвертой сюжетной картинкой.)
Пришла, спрашивает, руки, уши, глаза, зубы.
— Назовите опорные слова к последней картинке. (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске под пятой сюжетной картинкой.)
Проходили, дровосеки, вбежали, убили, целые и невредимые.
«Текст»
4 занятие
• Пересказ сказки по серии сюжетных картинок и опорным
словам.
— По картинкам и опорным словам расскажите сказку о
Красной Шапочке.
• Самостоятельный рассказ (1—2 учащихся). Логопед ука
зывает на сюжетные картинки, опорные слова, редактирует
высказывания учащихся.
Итог занятия
— Что вы использовали при пересказе сказки?
— Что такое опорные слова?
ТЕМА.
Восстановление деформированного текста по серии картинок.
ЦЕЛИ: |
ОБОРУДОВАНИЕ: ХОД ЗАНЯТИЯ: |
• формировать умения замечать смысловые и логи
ческие ошибки в тексте и восстанавливать после
довательность событий, понимать структуру тек
ста, восстанавливать деформированные тексты;
• развивать слоговой анализ и синтез слов.
серия картинок, запись на доске.