Как лучше расходовать на пути Аллаха – скрыто или открыто?
Этика расходования на пути Аллаха
1. Искреннее намерение.Самое важное, что требуется от мусульманина при любом поступке – это быть искренним в своём намерении: давать закят и раздавать садака только ради Аллаха, а не ради показухи – чтобы люди меня хвалили и хвалили мою щедрость, ни ради каких-то корыстных целей, ожидая получить что-то взамен от людей. Примером последнего может служить раздача милостыни для получения голосов избирателей. Когда речь идет о закят или садака, искренность проявляется в том, что я в дальнейшем не хочу получить ни пользу, не хочу похвалы со стороны бедного или людей.
Всевышний Аллах сказал:
Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями.
Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается.
Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней.
Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!
Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня».
Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью..
(76: 6–11)
Тем более, я не должен упрекать бедного, как будто его пропитание от меня зависит.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
" О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. (2:264)
Почему Аллах приводит эту притчу? По той причине, что когда Всевышний Аллах говорил о садака, Он сказал, что садака – это посаженное зерно, из которого выросло семь колосьев, в каждом из этих колосьев по сто зерен. Это значит, что вознаграждение от садака увеличивается до семисоткратного размера. Но если у человека, дающего садака, неискреннее намерение, то его зерно как будто бы посажено на гладкую скалу, покрытую слоем земли. Дождь выпал для того, чтобы полить землю, вырастить зерно, но из-за непрочной основы земля просто смылась со скалы, и его благодеяние (зерно) не умножилось, а смылось по причине неискреннего намерения.
Есть люди, у которых намерение может портиться из-за большого количества даваемой садака, ради похвалы со стороны людей. А есть те, кто беден, и стыдится малого размера своих пожертвований, что приводит к отказу от подачи садака, и это тоже вариант испорченного намерения. Поэтому не надо думать, что если даешь всего рубль, можно не следить за намерением. Если человек боится плохих слов людей из-за небольшой суммы, выдаваемой в качестве садака, это также является испорченным намерением.
Поэтому, давая садака, помните, что у вас не должно быть никакого интереса в отношении людей, абсолютно никакого. Вспомните изречение, в котором Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, говорит о троих, которые в первую очередь попадают в Ад, из них: «А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и Аллах напомнит ему о Своих благодеяниях и он признает их, а потом Аллах спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе». Аллах скажет: «Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: “Щедрый!”, – и они говорили так!», – после чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад».
Передается, что когда обмывали после смерти тело Али Зайн аль-Абидина – одного из правнуков Пророка Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах, обмывающий его тело обратил внимание на следы от веревок на спине. Позже он задал вопрос его родственникам, не работал ли он грузчиком. Родственники сказали, что он никогда не работал грузчиком. Потом выяснилось, что Али Зайн аль-Абидин, да будет доволен им Аллах, по ночам, чтобы никто не заметил его, таскал мешки с мукой, зерном и прочим бедным женщинам города. Таскал именно ночью, оставлял у двери и просто уходил. Почему он делал это? Он скрывал, чтобы не было показухи.
Один праведный ухаживал за женщиной, бывшей слепой, глухой и немой. На вопрос, почему он ухаживает именно за этой женщиной, ответил: «Она слепая – не видит меня, а значит, не может знать, кто я. Глухая – не может узнать даже по голосу. И немая – не может даже поблагодарить».
Как лучше расходовать на пути Аллаха – скрыто или открыто?
Всевышний Аллах сказал:
"Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным, то это – лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете! (2:271)
На основании этого аята мы понимаем, что оба варианта допускаются. Поэтому есть моменты, когда нужно скрывать свое расходование, и есть моменты, когда, наоборот, нужно открыто расходовать. Основа это – скрытость. Потому что это защищает намерение расходующего от показухи и защищает бедного, принявшего помощь, от унижения.
Представьте, один своему брату при всех говорит: «Брат, у тебя трудности появились? Тебе нужна помощь? Вот возьми, я тебе помогаю». Это для бедного обида, своего рода унижение его и неуважение к нему. Тем более, что, согласно аяту, некоторые бедные настолько скромные, что обращаются за помощью только тогда, когда уже нет иного выхода. А некоторые даже и в такой момент не обращаются.
" Милостыня полагается беднякам, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом. (2:273)
Поэтому, когда к одному мусульманину пришел брат с просьбой о помощи, он зашел домой, взял деньги и отдал тому. Когда вернулся, заплакал. Жена спросила, почему он плачет. Он ведь помог, почему еще и плачет. Он ответил: «Я плачу потому, что я принудил его меня просить». Значит, когда мы перед другими людьми даем кому-то садака, это ставит человека в неудобное положение, а для расходующего существует риск изменения намерения в сторону показухи. Исходя из этих двух соображений, лучше давать садака скрытно. В каких случаях можно расходовать или даже нужно расходовать на пути Аллаха открыто? Например, когда нужно побудить других дать садака. На сегодня, к сожалению, часто присутствует предмет обмана при обращении за помощью. Многие просят, а на самом деле они не нуждаются, другие притворяются, чтобы получить деньги. Поэтому многие боятся помочь незнакомым, в связи с чем иногда истинно нуждающиеся страдают. Представьте, что вы знаете одного, который страдает, и если вы станете ему помогать, то другие подключатся, потому что они вас уважают и доверяют. В таком случае вам не нужно скрывать от них, что помогаете ему, но необязательно помогать прямо при них, чтобы не обидеть его. Бывают и другие случаи в жизни, когда нужно мудро оценить ситуацию и разобраться в том, что лучше – скрывать или раскрывать свой поступок. Но когда вы открыто расходуете на пути Аллаха, вам нужно быть очень осторожными, чтобы не испортилось ваше намерение.
3. Расходовать на пути Аллаха только благое.Всевышний Аллах в Коране сказал: " О вы, которые уверовали! Расходуйте благое из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли". (2:267)
Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Поистине, Аллах является Благим и не принимает ничего, кроме благого». Является благим то, что заработано разрешенным путем и само по себе не является запрещенным имуществом (например, алкоголь или мясо свиньи). Представьте, что вы дарите человеку ту вещь, которую он ненавидит. Разве это уважение к нему? Всевышний Аллах ненавидит заработанные запретным путем деньги. Конечно, считается неуважением к Нему, когда один, зная «грязное», запретное происхождение денег, дает из них садака. Тем более деньги заработанные несправедливо, потому что несправедливость – это одна из самых ненавистных вещей для Аллаха. В священном изречении Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, я запретил для Себя несправедливость и сделал ее запретной для вас, не будьте несправедливы между собой!»
Часто бывает такое, что люди зарабатывают деньги нечестным путем, а потом дают садака, пытаясь «очиститься» от грехов. По этому поводу один ученый сказал очень мудрые слова: «Тот, кто дает садака от запретных денег с целью очищения, будто бы смывает нечистоты (наджаса) мочой». То есть, таким образом он делает только хуже. Однажды Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, увидел человека, который украл яблоко на рынке, потом пошел дальше и отдал его одной старухе. Абу Ханифа позвал этого человека и сказал: «Ты совершил два греха: первый – это то, что ты украл; а второй грех – то, что нарочно даешь садака именно от того, что ты украл». Нельзя давать садака от денег, которые были заработаны запрещенным путем. Исключение из этого правила ученые делают только для того, кто не знал, что он зарабатывал запретным путем, но потом ему об этом сказали, и теперь он не знает, что делать с этими деньгами. Использовать ли для себя, просто выбросить или же дать их в качестве садака. В этом случае ученые говорят, что лучше раздать их как садака, чтобы очиститься от этих денег. Тогда человек может получить вознаграждение за то, что он избавился от запретного, и эти расходованные деньги не будут считаться садака, т. к. Аллах принимает только благое. Или же есть другой вариант: например, человек знал, что он добывает деньги запретным путем. Но раскаялся в этом, хочет прекратить этот грех и избавиться от уже заработанных денег. В этом случае тоже предпочтительнее раздать их, как садака. Только в этих двух случаях «грязные» деньги разрешаются в качестве садака. Но нарочно продолжать зарабатывать нечестным путем и давать садака – это, повторюсь, неуважение в адрес Аллаха.
Когда мы расходуем на пути Аллаха, мы должны помнить, что расходуемое в первую очередь падает в руки Аллаха. Вспомните изречение, в котором Пророк Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную цене половины финика, из своего благоприобретённого состояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого! – Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать эту милостыню для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы».
Поэтому делайте так, чтобы только благое было дано Аллаху. Передается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, не то что только благое раздавала на пути Аллаха, но она прежде чем давать садака, даже мыла руки. Когда её спросили, почему она так делает, ответила: «Потому что садака, прежде чем упасть в руки бедного, падает в руки Аллаха».
4. Расходовать не только благое, но даже наилучшее из того, что мы имеем.Конечно, Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, велел при сборе закят не брать самого ценного из их имущества, скажем, самую лучшую скотину, за которой больше всего ухаживает хозяин, и это выражается в его словах Мугазу, когда он отправил его в Йемен и сказал: «…Извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность давать садака, которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным, а если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества (в качестве закят) и бойся проклятия обиженного, ибо, поистине, не будет преграды между таким проклятием и Аллахом!»
Поэтому выбрать наилучшее считается желательным поступком по усмотрению хозяина. Всевышний Аллах говорит: (267). О вы, которые уверовали! Расходуйте благое из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли. И не устремляйтесь к дурному из этого, чтобы расходовать – чего бы вы и сами не взяли, если бы не зажмурили на это глаза. И знайте, что Аллах богат и славен! (2:267)
Подбирайте для раздачи милостыни ту часть, которую вы бы взяли для себя, если вам предложили выбирать, а не ту часть, которую вы бы взяли только из-за глубокой нужды и то зажмурили бы при этом глаза. Это, конечно, уже этика расходования на пути Аллаха. Хотя с учетом реалий жизни и менталитета, я бы посоветовал для начала отдавать ненужное, а не складировать на балконе, после его заполнения в гараже, потом на даче и т. д. Почему у некоторых варенье лежит годами? Или одежда – открываешь шкаф, а потом чуть ли не силой приходится его закрывать. Лучше по мере ненадобности отдавать вещи, чем десятилетиями складировать их в шкафу. Но, конечно, высший уровень веры – это когда человек дает именно то, что сам любит. Всевышний Аллах об этом говорит в Коране: (92). Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, – Аллах про это знает. (3:92)
Услышав этот аят, Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, подошёл к Посланнику Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…» – а самым любимым из принадлежащего мне является для меня сад Байруха, так пусть же он станет садака ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ему обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй его, о Посланник Аллаха, по своему усмотрению». На это Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать его своим родным и близким». Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я сделаю это, о Посланник Аллаха», – а потом он разделил сад между своими родственниками и сыновьями своего дяди. Стоит отметить, что Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, велел начать с тех, кто ближе – с родственников.
Продолжая эту историю, хочу обратиться к нашим сестрам и сказать, что мне понравилась реакция его жены на это известие. Абу Тальха пришел в сад и встретил там жену со своим сыном, который держал в руках финик, намереваясь его съесть. Тогда он сказал ей: «Это уже не наш участок, я его отдал в качестве садака». Жена подошла к своему сыну, взяла у него из рук финик и сказала: «Сынок, это уже не наш финик, положи его и выходим отсюда». Представьте, произошло бы это сегодня, что бы сказала ему жена: «Ты что, с ума сошел, что ли? Ударился в религию, сделался фанатиком?» Конечно, по поводу этой истории можно сказать, что мечтать не вредно. Но дай Аллах нам себя довести хотя бы до уровня расходования на пути Аллаха вообще, а следующий шаг – это отдавать благое, не давая на пути Аллаха «грязные» деньги, проявляя тем самым неуважение ко Всевышнему, а в последующем быть готовым отдавать самое любимое.
5. Не обижать и не унижать того, кому дается помощь. Достоинство мусульманина важнее всего, и нельзя ни в коем случае посягать на него. Поэтому не допускается унижать мусульманина упреками и оскорблениями. Всевышний Аллах сказал:
(262). Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.
(263). Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах – Богатый, Выдержанный.
(264). О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. (2:262–264)
Передается, что когда бедняк подошел вечером к дому Али, да будет доволен им Аллах, чтобы просить помощи, тогда Али, да будет доволен им Аллах, велел потушить свет. Когда спросили почему, он сказал: «Чтобы я не видел выражения неудобства на лице просящего, от этого ему неудобно, и чтобы я не знал его лицо, потому что если потом встречусь с ним, тоже будет ему неудобно смотреть мне в лицо».