Коренные народы Сибири и Дальнего Востока
Этногенез. Истоки где-то между IV-I тыс. до н.э., когда сформировались 4 больших региона: западносибирский, енисейско-байкало-ленский, амурский, северо-восточный. Наиболее динамичные культурные изменения и миграционные процессы пришлись на эпоху от II тыс. до н.э. до первых веков н.э. (от ранней бронзы, до железа): афанасьевская, андроновская, таштыкская археологические культуры. В процессе этногенеза этих народов принимали участие и скифо-сарматские племена. После же «Великого переселения народов» накапливается тюркоязычный этнолингвистичский компонент (самые северные тюрки – якуты).
Формировались мирно, пока по ним не прошёлся Чингисхан. Народы SIB были оттеснены в таёжную зону, где и утратили наиболее прогрессивные формы хозяйства. Самое важное – начавшийся контакт между коренными сибирцами и европейской Россией, в период колонизации. До 1917 г. – главный оплот аграрного общества. На 2003 год их всех около 1,5 млн. чел.
Крупнейшие народы:
– буряты (445 тыс.), якуты (445 тыс.), тувинцы (245 тыс.), хакасы (75 тыс.), алтайцы (67 тыс.), шорцы (14 тыс.) и сибирские татары (10 тыс.).
– отдельно выделяют группу «малых народов Севера» (от 1 до 40 тыс. чел.): ненцы (40 тыс.), эвенки (35 тыс.), ханты (30 тыс.), эвены (20 тыс.), чукчи (15 тыс.), нанайцы и манси (по 12 тыс.), эскимосы, юкагиры, кеты, ительмены, etc. Есть группа народов условных «палеоазиатов»: чукчи, коряки, ительмены.
Территория. Пять ИЭО:
1) Западносибирская (татары, ханты, манси, селькупы, ненцы)
2) Алтае–Саянская (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы)
3) Восточносибириская (буряты, якуты,
4) Амурская (эвенки, эвены, нанайцы)
5) Северовосточная (чукчи, коряки, ительмены)
Лингвистика. Двуязычие: родной + русский. 2 большие семьи языков:
1. Алтайская
а) тюркская группа (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и татары, якуты)
б) монгольская группа (буряты)
в) тунгусо-манчьжурская группа (эвенки, эвены, нанайцы)
2. Уральская
а) финно-угорская группа (ханты, манси)
б) самодийская группа (селькупы, ненцы)
3. Чукото-камчатская (чукчи, коряки, ительмены)
Антропология. Большинство – разновидности монголоидов (тунгусы: эвены, эвенки; юкагиры). Арктическая монголоидная раса (С-В «палеоазиаты»), центральноазиатские монголоиды (буряты, якуты, тувинцы), уральская раса – смешение монголоидов с европеоидами (ханты, манси, шорцы, нанайцы).
ХКТ.
1) Пешие охотники и рыболовы тайги
2) Охотники на оленей в Субарктике
3) Оседлые рыболовы низовий больших рек
4) Таёжные охотники-оленеводы Восточной Сибири
5) Оленеводы от севера Урала до Чукотки
6) Охотники за морским зверем на побережье Тихого океана
7) Скотоводы и охотники Алтая и Саян
8) Скотоводы и земледельцы Южной и Западной Сибири.
У тюркской (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и татары, якуты) и монгольской групп (буряты) к периоду приходу RUS было больше развито скотоводство, нежели земледелие. Но с XVIII в. начинает преобладать земледелие.
Интересны промысловые народы. Рыболовство в бассейне Оби (ханты, манси), в нижнем течении Амура (нивхи, нанайцы), на Камчатке (ительмены). Круглый год. Самое важное – нерест, сезон массового улова.
В тайге – охотники-оленеводы (эвены, эвены, юкагиры).
Оленеводы тундры – ненцы, чукчи. Охота и рыболовство – вспомогательные занятия. У ненцев – пастушеские собаки.
Арктические охотники на морского зверя – эскимосы, промышлявшие охотой на тюленя зимой и весной, а летом – охотой на моржей.
Социум. Патриархальность. Широкий семейный круг, внутри которого пропагандируется взаимопомощь и поддержка. Почти всегда роды, однако часто различной численности и состава. К приходу RUS колонистов была территориальная община. Есть дуально-фратриальная экзогамия. Патрилинейность и отцовский счёт родства. У чукчей был левират (брак с братом мужа). У тюркоязычных народов SIB – улусно-племенная организация (патриархальная община в сочетании с военно-иерархическим строем).
Одежда. У скотоводов – татарская одежда. Халат, овчинная шуба. У женщин – кафтан с мехом. Выделывают даже рыбью кожу на обувь и одежду (ханты, манси, нанайцы). У охотников – из теплых оленьих шкур.
Жилища. У алтайцев, бурят и якутов долгое время были срубные юрты (!), имитировавшие жилища кочевников. У рыболовов – берестяные чумы, плетённые шалаши. У охотников и оленеводов всё рассчитано на движение. Упряжки, берестяные лодки. Оленеводы тундры (ненцы, чукчи) кочевали круглый год, в рамках границ от моря до края тайги. Конический чум покрыт кожей. Яранга от него отличается тем, что там снизу цилиндр, а сверху конус. Некоторые арктические охотники жили в землянках со входом через дымовое (!) отверстие.
Духовная культура. Классический шаманизм (особо – алтайский). Все дела: камлание, бубен и колотушка. Со временем (с распадом родового строя) профессиональные шаманы. Кое-где религии: буддизм (буряты, Тува), христианство (Алтай – хакасы и алтайцы), ислам (татары). Был и семейно-родовой культ, а так же промысловые культы – жертвоприношения «хозяевам» природы.
Отношения с цивилизацией.
В период RUS империи народы SIB начали втягиваться в рынок (через пушной промысел и покупку оружия), который оказал на них губительнейшее влияние: их попросту обманывали недобросовестные торговые посредники. В конце концов, в среде отсталых народов SIB произошло резкое имущественное расслоение (одни стали чуть ли не промышленниками, другие влачили жалкое существование); рынок во многом нивелировал и этнографическую специфику.
В период СССР создавались ППО (простейшие производственные объединения). Заставили их работать. Новые административные порядки были сложны и не учитывали специфики местного менталитета – ещё общинно-родового. Было сложно, но за счёт льгот, социальных гарантий, медицинского обслуживания, наконец, распространения грамотности и образования они примирились со своей судьбой. 60-ые: целая волна русских переселенцев в SIB, построили ещё городов и стали жить. Были и экстремальные «перегибы», вроде «переведение кочевников на оседлость», но были и нормальные: создание автономий и республик.