О национальной гордости еврейского народа
Мудрецы Торы говорят, что Бог общается с нами на языке чуда. Великие события потрясают души, вызывают удивление, размышление и поиски истины, смысла, связи. Так мы познаём мир. Наши знания воплощаются в языке.
Чудо возвращения народа в свою страну и возрождения иврита пробуждает наше национальное сознание. Израиль мал, но велика наша Священная история; невелик народ, но он обладает гигантским духом. Мы – хранители древнего наследия. Его истоки – наша Тора и наша культура. Когда говорят об античных народах и их цивилизациях, подразумевают их циклопические сооружения: пирамиду Хеопса, маяк Фороса, храм Зевса, сады Семирамиды, походы и разрушения завоевателей... Перечисляя цивилизации, называют шумерскую, египетскую, ассиро-вавилонскую, греческую, римскую, индийскую, китайскую, позднее – христианскую и исламскую. Но не говорят об иудейской цивилизации. А ведь она существует и развивается! Еврейство подарило миру сплав мысли и духа.
Украденная цивилизация
Еврейское звуковое письмо, созданное в Синае, переняли наши соседи – финикийцы (вместе с ивритом). Оно было привезено ими в Грецию, Этрурию и Рим и стало основой всех алфавитов. Звуковое письмо обеспечило бурное развитие культуры человечества, его науки, техники и искусства. Но мы были первыми.
Великая еврейская словесность, прежде всего Тора, Пророки, Писания, частью Талмуд – вошла в сокровищницу знаний всех народов, обогатила их мысли и чувства. Она вызвала к жизни национальные литературы. Начало всего – Тора!
Библейские имена евреев стали достоянием множества народов: Иоханан – «Божественное утешение» – стал Иваном, Яном, Джоном – набором звуков, кличкой.
Иврит – язык Бога, известен немногим в мире. Но и он обогатил языки народов. Чего стоит «шабат» – «суббота» – «День отдохновения Господа!» Европейцы «святой день» переименовали в «шабаш» – «колдовское действо»! От великого – до смешного...
«Священное Писание» назвали «Ветхим Заветом», еврейский алеф-бет – «финикийским алфавитом», наши Божественные имена исказили и отринули их смысл и содержание, иврит церковь обозвала «бесовским речением». Так неблагодарное человечество, истребляя евреев, захватило всё созданное и развитое нами, кроме иврита. Древний язык Торы является вечной частью нашей культуры.
О языке Торы
Не все понимают, что мы обладаем бесценным сокровищем, составляющим гигантскую цивилизацию духа: наше письмо и древние книги, наши предания и наши имена и, наконец, наш иврит – это те сооружения, что не боятся вечности.
Иврит – не только средство общения. Это конструкция, вызывающая непреходящее восхищение. В ней содержится история достижений нашего разума, нашего духа.
С гордостью евреи изучают иврит: слова, словообразование и грамматику, словосочетания и стилистику. Но это делается без идейного осмысления его структур.
Учителя объясняют, что каждый звук иврита обладает значением, каждая буква имеет толкование – «Звуками иврита создан мир!» Иврит – это зеркало мироздания.
В пособиях по ивриту показано, как из корней иврита и частиц строятся слова, как они сочетаются в предложении. Корни – исток языка!
Но, ведь наши корни – не только материал для практического использования. Это объект любознательного изучения. Ведь такой язык дан великому народу!
В иврите всего 22 буквы: .
Удивительно, как с помощью столь малого набора звуков иврит передаёт всё многообразие и сложность мира. Иврит – корневой язык. «Книга корней» – названа Тора в Талмуде
4. Первичные корни иврита
Корень – основная, значащая часть слова. Фонд ивритских корней очень краток: всего 1-2 тысячи корней. Но он устроен удивительно стройно и логично.
Корни из одного согласного звука
Эти важнейшие, самые употребительные слова передают основные понятия: времени, пространства, связи, сходства, различия, выделения и т.д. Корни языка позволяют людям ориентироваться, действовать, объяснять мир, соединять его части.
Пример каббалистической схемы (парцуфа) мироздания: