Нравственность и мораль, типы отношений между ними
Сущность философского мировоззрения, объект и предмет его познания.
Философия – высшая рациональная форма мировоззрения, дающая человеку целостное и исчерпывающее представление о себе и окружающем его мире и отвечающая на 4 фундаментальных вопроса:
1. Что есть мир?
2. Что есть человек?
3. Каковы пути познания человеком себя и мира?
4. Каковы пути достижения человеком счастья, совершенства?
Философское мировоззрение является средством человеческой жизни и никогда целью. Каждый похож друг на друга тем, что мечтает стать счастливым, а философия - это инструкция для достижения кратчайшим путем счастья.
Является ли философия наукой?
Наука – низшая форма рационального познания действительности, нуждающаяся в постоянном, ежесекундном эмпирическом подтверждении.
Чтобы узнать является ли философия наукой, необходимо их сравнить:
Философия | Наука |
1. По задачам | |
Стремиться сделать человека счастливым | Стремиться создать максимальное количество материальных благ, которые создают максимальное комфортное человеческое существование (чем человек глупее, тем больше он нуждается в вещах этого мира) |
Дает внутренне состояние | Дает внешние формы |
Занимается сущностью человеческого бытия | Занимается ее формами |
2. Хронологически | |
Философия первая появилась на свет и представляла собой цель сгармонизировать жизнь человека с окружающей средой, она – матерь всех наук | Всякая наука является следствием философского учения и возвращается в рамки философского знания |
3. По масштабам опытного знания | |
Опирается на опыт доступный в межтелесном существовании, масштаб опыта больше, чем человеческая жизнь | Нуждается в периодических подтверждениях своих гипотез, проверках здесь и сейчас. |
Накапливает качественные знания | Дает накопления количественных знаний - ученость |
Низшая часть философского знания относится к науке.
Наука является периферией философии, низшей формой существования философского знания, все методы науки заимствованы у философии – матери всех наук.
Ответ: нет, Дмитрий Леонидович, не является.
Иерархия религий | Иерархия наук | Иерархия искусств | Иерархия этик/морали |
духовные | философия | Изобразительное искусство, дизайн | Этика абсолютизма |
интеллектуальные | Математика, геометрия | Музыка, вокал, литература | Этика интеллектуализма |
физические | Медицина, эк-ка, психология | Театр, балет, кино | Этика гуманизма |
моральные | общественные | Архитектура, скульптура | Этика эвдэманизма |
Сферы бытия | Типы темперамента | Соотв. цености | Мировоззрение | |
духовная | холерик | интуиция | благо | религиозное |
интеллектуальная | сангвиник | рассудок | истина | наука |
Физическая | флегматик | инстинкт | красота | искусство |
моральная | меланхолик | Телесные чувства | добро | мораль |
Для этики абсолютизма высшее благо – Бог, ничто.
Для этики интеллектуализма высшее благо - знание.
В этике гуманизма благо – человек и его жизнь.
В этике эвдэманизма высшим благом признается наслаждение.
Нравственность и мораль, типы отношений между ними.
Сначала этика, мораль и нравственность обозначали одно и то же.
Этика – название раздела философского знания, занимающегося изучением происхождения морали и форм её проявления.
Мораль – представление о специфической форме общественного сознания, вырабатывающей себе образцы поведения людей в социальной группе, где есть свои поведенческие нормы, ценности, средства для их достижения и цели.
Доброе поведение - нормативное поведение, узаконенное обществом. А ненормативное наоборот. Мораль стала регулировать поведение отдельного человека в обществе, согласно определённым часто меняющимся нормативам. Не стоит путать мораль с правом. Нарушения правовых норм преследуется по всей строгости уголовного закона. Мораль – не писанные исторически сложившиеся законы поведения человека в обществе, нарушение которого грозит лишь общественным порицанием. А право уже законодательный документ, нарушение которого чревато ответственностью.
Нравственность - предельно высокие принципы человеческого поведения, универсальная природа которых объясняется их божественным установлением.
Название что-то | Мистическая | Метафизическая | Диалектическая | Мифологическая |
Антропология | ||||
Образы истины | Абсолютная (принадлежит только Богу - ПУСТОТЕ) | Субъективная (Принадлежит только человеку- мера всех вещей) | Относительная (принадлежит реальности, вселенной, бытию) | Объективная (родоначальник-Аристотель, принадлежит как реальности, так и человеку) |
Направление гносеологии | Иррационализм | Рационализм | Эмпиризм | Сенсуализм |
Представители истин | Платон, Виданте | Софисты, Берклит, Юм, Шопенгауэр, Фихте | Диамат и истмат | Ньютон, Декарт, Вальтер, Дидро, Бекан |
Отношение между истиной и языком | Непостижима Обыденным разумом (не может быть выражена в словах) | Желание человека в его ощущениях, а ощущаемое бытие не только мыслимо, но и познаваемо, след-но выразимо в словах. | Поддаётся исчислению, и чему-то там ещё и может быть запечатлена. Язык математики становится искусственным языком способный передать меры этой истины | Адекватно отражается человеческим ЯЗЫКОМ. |
Познаваемость мира с точки зрения этих истин | Агностицизм( мир не познаваем, так как его НЕТ) | Скептицизм (Сомнительно не только познаваемость, но и сам факт его существования) | Релятивизм | Сенсуализм ( мир абсолютно познаваем, так как мы его видим) |
Шпора
Шпора
4-ем антропологическим концепциям соответствуют 4-ре философских концепции возникновения человека.
Философская | Мистическая | Метофизическая | Диалектическая | Мифологическая |
Антропологическая | Теоцентрическая | Космоцентрическая-антр. | Научная-антр. | Натуралистичская-антр. |
Субстанция | Природа-материя | Стихия космоса | ||
Образом чего является человек | Подобие БОГА | Микрокосмосом | Обезьяна усовершен. | Персонифицированным образом стихии |
Механизм возникновения Человека из субстанции | Креационизм(возникновение человека из НИЧТО) | Эманация(истечение низших сфер бытия из высших) | Эволюция | Персонифицонизм(целое индивидуализирует себя в части) |
Моральная природа человека | Моральная испорченность, грехопадение | Человек происходит из КОСМОСА | Человек человеку ВОЛК | Природа человека нейтральна |
Мыслители | Виданте | Йоган | Энгельс, Маркс, Ленин, Дарвин | Гераклит, Ксенофант, Гепократ и другие |
Субстанция – неизмененная вещь, основанная из всего сущего, из чего все возникает и куда все возвращается, последнее основание всех вещей и явлений.
Концепция | Теологическая | Космоцентрическая | Ест-науч | мифологическая |
Субстанция человека | Бог/ Ничто | Космос | Природа, | природная стихия |
Принципы, по которому субстанция рождается | Креационизм | Эманация | Эволюционизм | Персонификация |
Природа человека | Испорчена первородным грехом | БлагА, т.к. человек является частью космоса | Зла изначально, т.к. опирается на инстинкты животного мира | Нейтральна, т.к выражена естественно-природная стихия |
Представители | Веданта, христианство, софизм (мистич. Учение в исламе) Человек явл. образом и подобием бога | Кабала - древнееевр. учение, Платон, Плотин, стоики | Марксизм-лен. Спенсер,, Дарвин, Гоббс, Ницше | Натур философия, Гиппократ |
Шпора
Определение человека | Ф. направления | Главные вопрос философии | Разделы философии | Онтология (картины мира) | Антропология (концепции происхождения ч.) | гносеология | этика |
Интуиция | Объективный идеализм | Что есть мир | онтология | мистика | Теологическая (ч – либо бог, либо его образ и подобие) | Иррационализм (абсолютная истина) | Абсолютизма (предел соввершенства, цель – образ бога) |
рассудок | Субъективный идеализм | Что есть человек | антропология | метафизика | Космоцентрическая (ч – микрокосмос, отражененное содержание вселенной) | Рационализм (субъективная истина) | Интеллектуализма (Призвание, талант ч) |
инстинкты | Научный материализм | Методы познания человеком себя и мира | гносеология | диалектика | Естественно- научная (ч – модификация мира обезъян) | Эмпиризм (относительная истина) | Гуманизма (жизнь – самая высокая ценность) |
Телесные чувства | Стихийный (наивный) материализм | Пути достижения счастья, совершенства | этика | мифология | Натуралистическая (ч – модиф. Природная стихия) | Сенсуализм (объективная истина) | Индивидуализма (Высшая ценность – Мое удовольствие) |