Гуманистическая аксиология. Совершенствование и совершенство

Неисчерпаемая область гуманистического совершенствования складывается из самосовершенствования и совершенствования социальных нравственных отношений. Кроме того, она включает со­вершенствование нравственных аспектов в отношениях с природой, неизвестностью и ничто (небытием[1]). То есть здесь предполагается возможность нравственного совершенствования в сфере всех действительных и возможных коммуникаций, диалога, сотрудничества и совместного существования.

Совершенствование, само стремление к нему – это абсолют­ный императив человечности.

Абсолютным мы назвали этот императив потому, что он выражает центральное качество человека – качество быть, быть как таковым, в глубине своей абсолютности безотносительным существом, causa sui (причиной себя), т.е. самодетерминированной индивидуальностью.

Осмысленное и целеустремленное восхождение че­ловека демонстрирует, доказывает ему и другим его абсолютность и творческий динамизм.Совершенствование – проявление аб­солютной ценности, уникальности человека. В сфере нравственности оно обретает черты лич­ного нравственного абсолютного императива.

Но если совершенство­вание связано с самородностью и несводимостью личности к чему бы то ни было, то совершенство – это максимум реализации уникальности индивида в данных объек­тивных условиях. Другими словами, если совершен­ствование в определенном смыслеабсолютно, то совершенство относительно.

Стандарты этического совершенства не абсолютны и не обязательно объек­тивны. В большей степени они относительны и субъективны, поскольку их центр погружен в личность. Совершенство – это всегда совершенство конкретного чело­века или даже коллектива, хотя оно может выражаться и в каком-то вполне объективном достижении, скажем, установлении мирового рекорда в прыжках в высоту. Совершенство отвечает талантливости (креативности) и развития лич­ности. Можно добиваться совершенства в областях, которые большинством сочтутся за малоцен­ные. Однако для личности достижение совершенства именно в этом, а не ином может быть наиважнейшим способом морального самоутверждения и восхождения.

Совер­шенствование – это не привилегия аристократов, счастливчиков или избранных, а прерогатива, суверенное право любого человека.

Если в совершенстве запечатлеваются уникальность че­ловека и особенности условий его существования и потому совершен­ство релятивно и всякий раз уникально, то совершенствованию, всяко­му совершенствованию, присущи некоторые общие черты. Главные из них: достижения, постоянство и творчество. Все они входят в программу нравственного совершенствования как важной этической ценности.

Без достижений нет совершенствования, поскольку они составляют его фактическую сторону. Постоянство усилий здесь также не­маловажное обстоятельство, так как случайный успех не может рассматриваться как признак восхождения и совершенствования, а успокоение на достигнутом означает его конец. Столь же существенно для совершенствования творче­ство, т.е. поиск нового результата, нового пути к нему, открытие ранее неизвестного, оригинального. В принципе, даже не важно, является ли это «изобретением велосипеда» или «открытием Америки», важно, что человек сделал это сам, самостоятельно совер­шил для себя и других творческий прорыв.

Поскольку совершенствование – это такой ценностный про­цесс, который вовлекает в свою орбиту значительный комплекс чело­веческих качеств и ценностей, то необходимо хотя бы перечислить их, чтобы наше представление о совершенствовании было полнее и кон­кретнее. Если мы говорим о самосовершенствовании, то этот процесс предполагает автономию, возможность и способность человека управ­лять своей собственной жизнью. Быть автономным, значит в данном случае быть сво­бодным, независимым, самостоятельным в оценках, суждениях и поступках, смелым, мужественным, энергичным и волевым.

Для совершенствования не менее важна разум­ность, без которой невозможно ни организовать, ни управлять, ни осуществлять этот процесс восхождения. Разумность предстает в этом контексте как здравомыслие, рассудительность, благоразумие. Далее это самодисциплина, которая в отличие от разумности обращена в основном не к интеллектуальной, а к волевой и эмоциональной об­ласти внутреннего мира человека. Чтобы наилучшим образом организовать и направить силы и способности человека к цели самосовершенствования, самодисциплина должна быть разумной.

Этика совер­шенства включает в себя и самоуважение, которое складывается из по­нимания ценности я, чувства собственного достоинства, естествен­ности и нужности взыскательной любви к себе, самоподдержки, трезвой и критической самоуверенности. Но, возможно, наи­более яркой чертой этики самосовершенствования является креативность, творчество, способное своими успехами укрепить, развить и «вдохновить» все остальные позитивные качества и ценности человека.

Поскольку де-факто этика совершенствования не аристокра­тична, а скорее демократична, или, точнее, гуманистична, поскольку она не знает избранных и привилегированных и до­ступна каждому, то ее характерными чертами являются и некоторые общие, широко распространенные и простые человеческие ка­чества: душевная и физическая активность, мотивированность, т.е. тяга и заинтересованность в чем-то или в ком-то, утверждающий (аффирмативный) характер мышления и поведения, оптимизм, некоторая хотя бы минимальная веселость и здоровое чувство радости и эстетики жиз­ни.

Все эти качества не только стимулируют процесс совершенствования, но и получают в нем и от него обратные импульсы, позволяющие человеку жить богатой а, возможно, и великолепной нравственной, психической, интеллектуальной, эмоциональной и телесной жизнью. Самосовершенствование, таким образом, спо­собно охватить весьма широкий спектр внутренней и внешней жизне­деятельности человека: от мужества и подвига до радости и веселья, от самодисциплины и «мук творчества» до чувства истинного удовлетво­рения своими достижениями.

Но все это – только одна сторона совершенства. Другая его сторона раскрывается как совершенство в отношениях с другими людьми и обществом. Многие моральные и иные качества и ценности человека имеют смысл там и постольку, где и поскольку мы вступаем в коммуникации, обнаруживаем свою вовлеченность в реальности себе подобных, общества и природы.

Самое дорогое для человека, чье совершенствование и совершенство продуктивно для общества, – это искреннее признание и одобрение его достижений окружающими. Так, уже через признание и одобрение совершенствование и совершенство связано с общением. Но и само общение подвержено совершенствованию.

Само по себе оно является фундаментальной способностью и потребностью человека, а человечное общение – это комплексная ценность, которая может развиваться и совершенствоваться до бесконечности. Весьма многие ценности не замкнуты на индивиде, на внутреннем миречеловека. Большинство – хотя бы потому, что разделяются и примерно одинаково понимают­ся всеми, т.е. они транссубъективны, идут от человека к человеку. Другие просто не существуют вне общества.

В целом коммуникативные аспекты этического совершенства отвечают многим гуманным качествам личности. Наиболее существенные из них:честность, правдивость, искренность, верность, благожелательность, терпимость, сочувственность (эмпатия), уважительность, заботливость, порядочность, кооперативность и сдержанность. Без них трудно себе представить гуманное общение и прогресс в этой сфере челове­ческого существования.

Особой ценностью нравственного совершенствования, имеющей характер итогового состояния, самочувствия и самооценки совершенного нравственного прорыва, состояния, наполненного переживанием не столько ценности до­стигнутого, сколько ценности достижения, является нрав­ственный катарсис, очищение или чистота – роскошный и ред­костный подарок, который мы в состоянии себе преподнести и которо­го действительно иногда заслуживаем.

Нравственный катарсис – это мгновение, отражающее реальное состояние личности, а не ее мистиче­ские или иллюзорные состояния. В этом чувстве нет ничего эгоистичного. Это свежий глоток воздуха, вздох на горной вершине накануне нового восхождения личности и общества к истине, добру и красоте.

Вопросы к лекции

1. В чем суть совершенствования?

2. Какова роль совершенствования в жизни человека?

3. Каковы области влияний совершенствования на человеческое существо?

4. Существуют ли стандарты совершенствования?

5. Почему так трудно встать на путь совершенствования?

Вопросы для размышления

1. Почему россиянин практически глух к ценности самосовершенствования?

2. Каковы мотивы совершенствования и как их укрепить?

3. Почему в этике гуманизма первостепенная роль связана с методами этического познания и самосовершенствования, а не с анализом и выбором той или иной системы ценностей?

4. Подлежит ли влиянию истории идея совершенствования?


[1] Может показаться, что общение с небытием относится к области чего–то невозможного или мистического. На самом деле это не так. Скажем, мы уделяем большое внимание истории, т.е. тому, чего уже нет. Тем не менее, нас так сильно притягивает наше прошлое. Память, которая не существует как вещь, вместе с тем является кладовой не только того, что есть, но и того, чего уже нет. К небытию (ничто) принадлежит вся обширная область мечты, надежд, желаний и фантазий. То же самое относится и к неизвестности, еще одной непредметной области мира. Ведь можно сказать, что человек, личность не рождается и не умирает, а возникает из неизвестности и в неизвестности исчезает. Вопросы небытия и неизвестности не являются непосредственной темой этой книги, но знать об этих сферах реальности необходимо. По отношению к этим реальностям гуманистическое мировоззрение формулирует предельно широкое, универсальное правило: задача гуманизма – научить человека достойно жить в согласии и гармонии с собой, себе подобными, с обществом, с миром бытия (вещей), небытия и неизвестности.

Лекция 19. Ценностный статус веры.

ЦЕННОСТНЫЙ СТАТУС ВЕРЫ. Лекция 19. Аксиологические границы религии

Религия имеет особый ценностный статус. Из множества ее определений приведем два.

Наши рекомендации