Игумения Евпраксия (Пустовалова)

(1919-2006 гг.)

Игумения Евпраксия (в миру Лидия Пустовалова) родилась в ночь на 26 марта / 8 апреля 1919 года в городе Вятке в благочестивой семье Николая и Валентины Пустоваловых. Когда Лидии было всего несколько месяцев, ее родители переехали в Екатеринбург, на Урал, где семья прожила четыре года. Первое сознательное воспоминание матушки относится как раз к тому времени. Днем родители работали в поле и, уходя, сажали 2-3-летнюю девочку в бочку. Малышка целыми днями смотрела на постоянно изменяющееся небо. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Вскоре отец ушёл на фронт, семья бедствовала, Лидия ела лишь черный хлеб и воду, подслащенную заменителем сахара. Когда с войны вернулся отец, они смогли иммигрировать в Манчжурию. Николай Николаевич устроился работать инженером. Позже семья переехала в Харбин. По окончании средней школы Лидия поступила в университет, который окончила со степенью бакалавра экономики и коммерции. Во время учебы она пережила еще один тяжелый недуг - туберкулез. Но Милостивый Господь даровал ей и утешение - встречу с Архимандритом (позже Митрополитом) Филаретом (Вознесенским), который оказал большое влияние на дальнейшую судьбу матушки. Она даже просила духовного отца взять ее под полное и строгое свое духовное руководство. Но получила мудрый ответ, что это не только невозможно (так как они жили в разных местах), но и неполезно. Однако духовная связь, которая завязалась между ними, сохранялась до конца жизни Владыки. Несмотря на высокий пост Первоиерарха Русской Церкви Заграницей, который занял Митрополит Филарет, он продолжал переписываться с Лидией. А еще раньше, незадолго до кончины отца Лидии, Архимандрит Филарет, посетив семью, накинул свою зимнюю рясу на плечи Лидии и подвел ее к умирающему отцу со словами: «Николай Николаевич, примите игумению!» Эти пророческие слова сбылись спустя двадцать лет.

В 1962 году матушка с мамой Валентиной Даниловной переехали в Австралию. Много испытаний пришлось перенести ей в этот период жизни. Поселились они в Сиднее. Первое время матушка расписывала фарфоровую посуду, сворачивала полотенца. Но жизнь в миру не изменила ее благочестивое решение принять монашество. Митрополит Филарет благословил Лидию поступить в обитель Всех Святых в пригороде Сиднея Кентлине.

Престарелая мать благословила дочь, сказав, что даже самый счастливый брак никогда не сделает человека ближе к духовным высотам, чем чистота истинно монашеской жизни. 22 декабря 1969 года матушка навсегда пришла в монастырь. В одной келье с ней поселилась и ее мама, сказав: «Куда нитка, туда и иголка». В монастыре матушка трудилась на многих послушаниях: пела на клиросе, убирала и украшала храм, занималась почтой, выполняла различные поручения в городе - и в то же время ухаживала за своей мамой. Спустя три года после непродолжительной болезни Валентина Даниловна тихо отошла ко Господу. Матушка тяжело переживала потерю и вынуждена была даже лечь в больницу.

В 1979 году, когда инокиня Лидия уже десять лет подвизалась в монастыре, у нее обнаружили рак. Вскоре после операции милостью Божией она благополучно поправилась и 24 декабря того же года была пострижена в мантию. Постриг совершил Митрополит Филарет, находившийся в то время в Австралии на съезде молодежи. Владыка Филарет дал новопостриженной имя в честь святой Евпраксии, девы Тавеннской, житие которой особо любил.

Пять лет матушка подвизалась в обители в монашеском чине. Однажды сестра при ярком дневном свете увидела над монахиней Евпраксией блестящий золотой крест. А посещавший обитель Архимандрит Арсений всегда считал ее будущей настоятельницей. И даже игумения Елена (Устинова) незадолго до своей кончины в Светлую седмицу 1984 года сказала монахине Евпраксии, что хотела бы видеть ее следующей настоятельницей монастыря. На праздник святых жен-мироносиц 12 мая 1984 года матушка Евпраксия была избрана и возведена в сан игумении.

За 22 года, пока матушка возглавляла монастырь, обитель благоукрашалась: была построена и освящена великолепная Казанская церковь, сестринский корпус, устроена колокольня. Вход в монастырь украсила арка. Но в те же годы матушка пережила много скорбей и испытаний. Подвижница вставала в 4 часа утра, чтобы молиться о всем мире, о Православной Церкви, о сестрах, о благотворителях, о тех, кто обижал ее, и о тех, кого, как ей казалось, она чем-то огорчила. Она часто вспоминала слова из пятидесятого псалма: «Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»; и еще - из Антифона 4-го гласа: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне».

Посвидетельству сестёро матушка любила повторять: «Чему быть, того не миновать. На все воля Божия», - и с лучистой улыбкой добавляла слова Митрополита Филарета: «Все бывает как Бог определит, и это всегда к лучшему!» Много времени матушка посвящала духовному чтению, в основном Святых Отцов и творений святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Она стяжала дар обильных слез. А еще Господь даровал матушке Евпраксии и редкий дар непрестанной молитвы. Келейница матушки монахиня Мария много раз была свидетельницей того, как матушка даже во сне продолжала молиться и тихонько петь псалмы. Неудивительно, что незадолго до того, как Синод наградил ее правом ношения второго Креста (который чудесным образом попал к матушке со Святой Горы Афон), матушка сподобилась явления в своей келье Преподобного Серафима Саровского. А на следующий день после получения креста, на рассвете, матушка увидела в своей келье. Саму Царицу Небесную, державшую над ней Крест, словно помогая игумении нести его.

Игумения Евпраксия никогда не отличалась крепким здоровьем. К концу своего земного пути она становилась все слабее и потому большую часть времени проводила в келье в молитве. За неделю до смерти у матушки развилась сердечная аритмия, и ее пришлось госпитализировать. Вскоре ее выписали, и, казалось, матушка пошла на поправку. Но 18 июля по возвращении от кардиолога в машине у игумении Евпраксии случился инсульт, это привело к левосторонней парализации. Священник Борис Игнатьевский причастил матушку сразу после случившегося в палате интенсивной терапии, а также и на следующий день, в день кончины матушки, в больничной палате.

Близкие друзья нескончаемым потоком шли к болящей игумении, чтобы испросить прощения и получить последнее благословение. Каждую из сестер матушка благословляла в больничной палате по отдельности. Поздно вечером 18 июля отец Владимир Цуканов совершил над ней таинство Соборования. 19 июля игумения Евпраксия перенесла подряд два инсульта. Казалось, конец приближался. Матушка была в сознании и крепко сжимала руку своей келейницы монахини Марии. За час до кончины матушка стала тяжело дышать. Монахиня Мария это заметила, взяла деревянный крест матушки и поднесла его к губам игумении, затем подняла ее правую руку и положила крестное знамение на лоб, грудь и плечи, после чего матушка тихо отошла ко Господу.

Тело матушки, облаченное в монашеское одеяние, привезли в обитель накануне престольного праздника монастыря - дня празднования Казанской иконе Божией Матери. На отпевание и похороны игумении Евпраксии прибыли девять священнослужителей во главе с Архиепископом Сиднейским, Австралийским и Ново-Зеландским Иларионом. Трогательно совершалась заупокойная служба. Крест, который несли во главе погребальной процессии, казался невесомым и знаменовал победу. Многие люди признавались позже, что в тот момент они чувствовали не скорбь, а скорее Пасхальную радость.

Сороковой день со дня кончины матушки выпал на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день также празднуется память пророка Михея. Это особенно знаменательно, ведь именно иконой пророка Михея благословили матушку в день ее возведения в сан игумении, и потому она всегда считала пророка Михея своим защитником и покровителем.

Матушка предчувствовала свою скорую кончину. Незадолго до смерти она сказала одному из прихожан, что не доживет до следующего праздника (приближалась летняя «Казанская»), и положила в Евангелие новую красивую - белую с золотой отделкой - закладку, отметив как свое завещание сестрам и Церкви 4-ю главу из Послания к Ефесянам святого Апостола Павла: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4, 1-6).

Сразу по кончине игумении Евпраксии небесное ее предстательство было явлено и осиротевшим сестрам обители, и людям, живущим далеко от монастыря, но глубоко почитающим матушку. Еще до похорон матушки одна из сестер, делая прощальный земной поклон, совсем забыла о сильно болевшем опухшем сломанном пальце и… получила исцеление у гроба почившей игумении. Опухоль прошла, и боль уже не повторяется. Еще одна сестра получила исцеление правой руки, которая целый год сильно болела от артрита.

7 августа - матушка вновь утешила сестер. Одна из насельниц обители рассказала: «Матушка всегда почти до самой смерти вставала в 4 часа утра и слезно молилась - за мир, за Церковь, за сестер и прихожан. Молилась так долго, что ей никогда не хватало времени окончить свое «правило»! Я все необходимое готовила к службе в храме, а затем шла открывать монастырские ворота. И всегда поражалась одним явлением - нигде кроме места под самой аркой не пахло, а в арке так сильно пахло матушкиным ладаном! Ни подходя к воротам, ни за ними, ни вдоль забора! И вот сегодня опять в воротах - ее ладан!»

Упокой, Господи, со святыми душу игумении Евпраксии во Царствии Своем!

Послесловие

Мы попытались дать краткий материал о жизни известных подвижников 20 столетия и упомянуть о тех замечательных людях с которыми они были связаны духовно. В то же время мы постарались воспользоваться возможностью, чтобы рассказать подробнее о жизни праведников, о которых знают лишь верующие нескольких приходов. Хочется надеяться, что со временем появятся отдельные книги, в которых жизнь малоизвестных подвижниц будет освещена более подробно.

В конце некоторых очерков даны адреса монастырей и храмов, указаны и места захоронения праведников. Вероятно, прочитав эту книгу, многим захочется побывать на могилках подвижниц, которые молитвенно предстоят перед Господом за всех, кто с верой просит их о помощи.

В очерках приведено много свидетельств людей, которым не довелось встретиться с праведниками,однако, узнав о них, после их кончины, верующие обращались к ним за молитвенной помощью и получали её. Следует отметить, что не у всех была возможность побывать на могилке старца или старицы, у раки святого – одни заказывали панихиды, другие - молебны уже прославленным святым, третьи слёзно молились дома. И каждый получал - по своей вере. Те, кто начинал с покаяния, поста, достойно подготовившись, по совету старцев, причащался, кто ежедневно вычитывал молитвенное правило, «бил поклоны», творил милостыню, как правило, получали исцеление в скором времени.

Прозорливые старицы и старцы, наставляя духовных чад, призывали к смирению и терпению, говорили о неизбежности скорбей. Всем нам необходимо помнить об этом, чтобы в трудные моменты жизни не впасть в уныние. Будет не лишним ещё раз вспомнить некоторые советы и высказывания подвижников.

Прозорливая старица Нила говорила, что Господь не оставит верных Ему — и пропитает в голод, утешит в скорби, укроет и оградит в напастях и поможет достойно перенести любые страдания, гонения и муки. «Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся» (Пс. 36, 19). Когда старицу спрашивали, как спастись в миру, она отвечала: «...Не нужно ничего копить, а спасаться, раздавая. Спасайтесь милостыней. Милостыня покрывает множество грехов - и своих, и тех, за кого просишь. Поэтому когда подаёшь милостыню, обязательно нужно сказать за кого ты просишь. Произнеси про себя краткую молитву: «Господи, прими подаяние за (имя) во славу Твою».

Блаженный старец Георгий (Карслидис) часто советовал творить милостыню. Он говорил: «Молитва без милости мертва... Творите милостыню вдовам и сиротам. Милостыня и молитва идут рука об руку».

Самарская старица схимонахиня Сергия говорила: «Только через скорби Бог нас очистит, омоет... А если не будет скорбей, мы не спасемся никак. Как Бог даст! - говорим, а скорби-то разные... Человек уверовал и просит у Бога помощи: «Господи, помилуй, Господи, помилуй!» Господь слышит молитву, принимает ее и миловать начинает...Он даст скорби. А мы не хотим скорби-то. Но только через скорби человек соединяется с Богом. А не будет скорбей - ни разу про Бога не вспомнишь... Если скажешь: «Я виновата!» И тогда, говорят: «Врагу голову отрубил». А без головы он силу теряет. Враг-то искушал тебя всячески, а когда ты сказала: «Я виновата-то, я!» - тогда враг остался без головы, и искушать тебя не может. И так вся жизнь строится. Премудрость – вонмем».

Рязанские старицы считали, что переносить посильные болезни необходимо и спасительно: «Случайно никто не болеет. Болезнь посылается Богом... как спасительный крест, или как епитимия за свои грехи или грехи рода.

Во всех случаях, терпеливое несение болезней, без ропота и с благодарением, ходатайствует страдальцу спасение. Иногда, ниспосланная Богом болезнь является ограждением от больших грехов».

В письмах духовным детям старец Иоанн (Крестьянкин) писал: «...Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать....

И болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу...»

Великовражский старец Григорий (Долбунов) советовал: «Когда заболеете. Прежде чем идти к врачу, сходите в церковь, причаститесь и помолитесь о здравии лечащего врача: «Господи вразуми раба твоего (имя) найти лекарство от моей болезни».

Старец Савва говорил: «Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть - враг наш, необузданный конь, а болезнь - удила, его сдерживающие».

Для тех, кто приходит в отчаяние, не зная, что предпринять в той или иной ситуации, не имея опытного наставника, напомним совет схиигумена Саввы, который говорил: «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога». (Следует добавить, что при принятии важных решений, тянуть жребий целесообразнее после причастия, помолившись, по совету старца в храме.)

Святой праведный Александр (Баданин) советовал: «Когда надо вам спросить о чем-нибудь важном, подойдите после обедни к своему батюшке, когда он выходит из алтаря. После приобщения он бывает прозорлив, спросите у него, и он скажет именно то, что нужно делать». (Многие старцы советовали, перед тем как обратиться к священнику с вопросом, просить в молитве Господа, чтобы Господь через духовника, дал понять волю Свою.)

В заключении хочется ещё раз привести строки из писем игумена Никона (Воробьева):

«Господь хочет спасения каждому человеку. Но не каждый человек хочет спасения на деле. На словах все хотят спастись, а на деле отвергают спасение. Чем отвергают? Не грехами, ибо были великие грешники, как разбойники, как Мария Египетская и др. Они покаялись в своих грехах, и Господь простил их; таким образом, они получили спасение. А погибает тот, кто грешит и не кается, а сам себя оправдывает в грехах. Это самое ужасное, самое гибельное...

Враг будет стараться отнять мир, не давать просить прощения. А ты его не слушай. Побори его, призывая на помощь Господа Иисуса Христа, т.е. твори молитву Иисусову, пока не поборешь раздражения или гнева, или злопамятства. Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом - мир в душе...

Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, как мы покрываем недостатки ближних и прощаем их...

Предсказано древними Отцами о нашем времени. Сказано: будут спасаться верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. Во всем и во всякое время нарушаем заповеди Христовы, поэтому остается нам каяться, терпеть и верить, что Господь Иисус Христос, «пришедший взыскать и спасти погибшего», спасет и нас, умоляющих Его о прощении и спасении. В это надо твердо верить. Надеющийся на свои дела строит свой дом на песке...

Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем больше понуждает себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждения на делание заповедей; постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их. Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби.

Да вразумит и сохранит Вас Господь от всякого зла».

Библиография

«Старчество и Послушание в Богословии Архимандрита Софрония (Сахарова)», Иеродиакон Николай (Сахаров), «Начало»: Журнал Института богословия и философии. N 10,СПб., 2001. http://sophrony.narod.ru/texts/starch.htm

«Святые подвижницы Восточной Церкви», Преосвященный Филарет (Гумилёвский), Санкт-Петербург, Изд-во: «Сатис», 2005.

«Безумием мнимым безумие мира обличившие... Блаженные старицы Х1-ХХ веков»,

Москва, Изд-во: « Русский Хронограф», 2005.

«Юродство Христа ради», Р. А. Наумов http://www.vernost.ru/jurodivyj.htm

Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, «Святый прп. Серафим Саровский Чудотворец», Москва, Изд-во: «P.S.» Московская патриархия 1990.

Нижегородские старицы

Блаженные старицы Дивеевского монастыря, Москва, Изд-во: «Паломник», 2004.

Блаженная Паша Саровская, рассказ Игумена Серафима Путятина, 1920. http://www.spas.dp.ua/lib/car_muchenik.htm#з4

http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/news/1005.html

http://bonus.kaluga.ru/church/

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря http://www.4udel.nne.ru/

Дивное Дивеево http://www.diveevo.ru/photos/index.php

«Блаженные старицы Дивеевские» http://www.4udel.nne.ru/saints/saints_04.php

«Страница храма св. вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке»

«Странички Дивеевской летописи».

http://st-nikolas.orthodoxy.ru/news/0209_01.html

http://www.rogatka.orthodoxy.ru/0038/0038.htm

http://www.hram-kinel.regionhost.ru/sviatini_diveevo.htm

http://vera.mrezha.ru/444/3.htm

«Смотрит так, словно молится о тебе». С. Вяткина, « Газета «Вера»-«Эском» http://vera.mrezha.ru/444/3.htm

«Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария». Под ред. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск, 2002.

«Мироносицы в эпоху ГУЛАГА». Составитель Павел Проценко, Нижний Новгород Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, 2004.

«Мученики, исповедники и подвижники благочестия нижегородские» http://www.fond.ru/book/book1/1-19.htm

«Блаженная Елизавета Ивановна», «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним», составитель иеромонах Дамаскин (Орловский), Тверь, Изд-во: «Булат» , 1992.

Наши рекомендации