Отбор кандидатов, создание команды и организация работы
Полевая работа этнографических групп: стратегия, реализация и оценка
Джон Ф. Шерри
Несмотря на героическое представление об этнографии как о подвиге ученого-одиночки, этот вид деятельности давно практикуется как экстремальный командный спорт. Зачастую связать в органичное целое сбор данных и их анализ успешнее удается именно группе, а не индивиду. Пожалуй, даже в индивидуальной полевой работе и последующем анализе больше преуспеет «множественная личность», ведущая непрерывный внутренний диалог с авторами книг, которыми руководствуются этнографы в своих герменевтических изысканиях. Как говорил Уитман, мы вмещаем множество разных людей, и это отождествление себя с хором внутренних наставников и оппонентов делает нас прирожденными командными игроками. Насколько же более интересным, продуктивным и сложным оказывается переход от психодрамы к реальной групповой работе по изучению потребительского поведения.
Чтобы описать свой опыт групповой этнографической работы и дать несколько отеческих наставлений читателям, которые вполне способны самостоятельно изучить источники по этнографическим методам и перспективам развития, я выбрал форму эссе, а не традиционной научной статьи. И хотя я снабдил эту короткую главу небольшой библиографией, моей задачей было не философствовать, а оставаться в практических рамках.
Более тридцати лет я работал в составе этнографических групп, изучавших самые разные рынки, отрасли, категории и типы домохозяйств. В процессе этой работы у меня сложились четкие предпочтения и убеждения, многие из которых изложены в тексте. Прежде всего, я пришел к выводу, что задачей любого полевого этнографического исследования является не только достижение глубинного понимания и получение чистой радости исследователя, но и наработка и усовершенствование универсальных навыков. В любой области успех этнографического исследования зависит от того, насколько эффективен исследователь как инструмент, поэтому его целью и обязанностью должна стать культивация и точная настройка собственных интрацептивных ощущений, а также расширение и углубление клинического арсенала. Сильнейший стимул к подобному профессиональному и личностному росту – товарищи по команде. Таким образом, любая групповая полевая работа, вне зависимости от ее непосредственных результатов, превращается в импровизированный обучающий семинар.
Далее я опишу, как подобрать членов этнографической группы, составить из них команду и организовать ее работу. Я также остановлюсь на тонкостях управления групповыми полевыми исследованиями. Мною разработана схема проведения промежуточных стратегических совещаний для корректировки текущего этнографического проекта. У меня есть шаблон и для планирования аналитической части проекта, а также предложения по составлению письменных отчетов, отражающих выводы, сделанные группой относительно главных изученных явлений. Наконец, я рассматриваю возможности использования текущего группового проекта в качестве основы для будущих изысканий. Для удобства я пишу от лица руководителя группы, в чьи обязанности входит подавать пример и который является неотъемлемой частью команды, как в полевых, так и в кабинетных исследованиях.
Отбор кандидатов, создание команды и организация работы
Очевидно, что успех любого группового этнографического проекта будет зависеть от способностей членов группы, которые они привносят в проект и оттачивают в процессе работы. В успешных группах эти способности взаимно усиливаются, позволяя членам группы достигать высот технической точности и нюансов интерпретации. Например, если один из членов группы применяет этнический подход и интересуется социально-классовыми аспектами, а его коллега проявляет интерес к профессиональному спорту и его расовой составляющей, то вместе они способны составить гораздо более многостороннюю картину потребительского поведения посетителей современного спортбара, чем это сделал бы исследователь-одиночка. При условии необходимой мотивации каждый член команды способен стать наставником в своей области, постоянно увеличивая свой вклад в проект по мере его развития. Здоровая конкуренция это неотъемлемая часть любого устойчивого сотрудничества.
Я отбираю членов группы на основании нескольких критериев, в основном функционального характера. Тем не менее, среди них есть ряд требований, который я назвал бы «экспрессивными». Я начинаю собеседование с кандидатами именно с них, чтобы подчеркнуть важность моментов, обычно считающихся пустяками.
Поскольку я убежден, что социальное исследование по своей сути есть занятие для гедонистов- жизнелюбов, для меня наиболее важен полученный в процессе исследовательской работы жизненный опыт. Я предпочитаю работать с людьми, чье общество доставляет мне удовольствие не только по причине их высокой квалификации в области полевых исследований; чье участие в аналитическом дискурсе радует меня не столько глубинным и уникальным пониманием проблемы, сколько игривостью ума, которую оно во мне пробуждает. Таким образом, близкий мне по духу товарищ по команде должен: обладать чувством юмора, признавать неоднозначность социальной жизни, быть готовым, по формулировке Бёрка, к достижению целей через непостоянство, придерживаться принципа «сделал дело – гуляй смело», быть терпимым к странностям других и искренне преданным общей цели. В групповой этнографической работе в равной степени прослеживается как корпоративная, так и семейная динамика. Исследователи – не просто рабочая группа, они команда, успех которой зависит от способности игроков к взаимодействию друг с другом, при этом элемент игры в сотрудничестве является одной из приятных и сильных сторон этнографии.
Что касается профессиональных параметров, по которым я отбираю будущих членов группы, то их несколько, и главный это опытность в проблемно-сфокусированных методах. Полезно, когда хотя бы один из членов группы имеет опыт исследования основного предмета. Это помогает группе быстрее сориентироваться в поисках и отборе нужной литературы и получить доступ к респондентам как можно раньше. Этот член группы может быть непрофессионалом-респондентом, обнаруженным на разведочной стадии проекта, и хотя его «изыскания» носят неофициальный и бессистемный характер, они могут быть настолько доскональными, что станут своеобразным «якорем» в начале проекта и ориентиром на следующей стадии. Таким образом, респондент становится консультантом. Подобный способ сотрудничества между различными категориями будет становиться все более распространенным. Этнографы всегда привлекали туземцев в качестве своего рода исследователей, начиная собиранием устного литературного творчества аборигенов и кончая фото- и видеофиксацией современных ритуалов поклонников религии «Нью Эйдж». Участники фестиваля «Горящий человек» (Burning Man) из Блэк-Рок Сити попросили меня предъявить членский билет союза антропологов, прежде чем согласиться на интервью, во время которого они давали развернутые ответы на уровне преподаватели Оксфордского университета, которые обогатили мое понимание данного феномена и контекста для его интерпретации и стали отправной точкой дальнейших открытий.
Еще одним критерием отбора кандидатов является взаимодополняемость методик. Хотя многие этнографы считают себя профессионалами-универсалами, зачастую они опираются на уже проверенные техники, с которыми чувствуют себя наиболее комфортно. В составе группы должны быть внимательные наблюдатели, энергичные участники, гибкие модераторы, проницательные и настойчивые ведущие интервью, скрупулезные исследователи, проницательные аналитики, умелые фото- и кинооператоры и чуткие менеджеры проекта, причем несколько функций может совмещать один человек. Все чаще используются техники, нехарактерные для традиционной этнографии – эксперимент, программа моделирования LISREL, компьютерная томография и подобные им. Вероятно, скоро их диапазон расширится. Дополнительные умения укрепляют сотрудничество между членами команды, повышая их эффективность.
Спутником взаимного дополнения методов является разнообразие дисциплин. Междисциплинарный подход к основному феномену обеспечивает более глубокую его интерпретацию и расширяет возможности управления проектом. Антропологи, социологи, политологи, специалисты в сфере образования и эргономики, психологи, лингвисты, историки, религиоведы и многие другие специалисты давно включили этнографию в сферу своих интересов. Другие дисциплины, которые пока не применяют этнографических методов или стали прибегать к ним совсем недавно, можно с успехом использовать на интерпретационно-аналитической стадии групповых проектов. Однако приверженность целостному подходу может привести к тому, что сотрудничество превратится в столкновения между фракциями, в том случае если интерпретационная дискуссия превращается в игру «ни нашим, ни вашим». Конфронтация – ожидаемый побочный эффект высокоинтенсивного анализа, и ей необходимо управлять, чтобы интеграция возобладала над расколом, как сказал бы Виктор Тернер. Есть различные способы сохранить сплоченность: постоянно напоминать о приоритете общих целей, подчеркивать перспективу написания не одного, а нескольких отчетов и наделить всех членов исследовательской группы возможностью определять направление исследований.
Последний критерий, которым я пользуюсь во время собеседований, это принцип демографического разнообразия. Я обнаружил, что наибольшей эффективностью обладает команда людей разных возрастов, полов и культур (национальной, этнической, региональной и т. д.). Это разнообразие обеспечивает широкий диапазон полевых образцов и взглядов на проблему при ее анализе и интерпретации. При правильной мотивации члены группы прислушиваются к мнению и интуиции друг друга, учитывают чужие мысли и выводы, относясь к сотрудничеству как к своеобразному полигону и копируя методики, применяемые в текущем проекте.
При создании команды проекта руководителю группы приходится регулировать осуществление проекта таким образом, чтобы у членов команды была возможность вносить в него как индивидуальный, так и коллективный вклад; в то же время необходимо создать впечатление, что участие руководителя проекта в управлении минимально. Каждого члена команды необходимо убедить в незаменимости остальных, коллегиальном равенстве и наличии взаимных обязательств, при этом руководитель проекта исполняет роль «играющего тренера». В отличие от пресловутого «кошачьего стада» или «заговора остолопов», команда должна состоять из тех, кто присоединился к ней с полной отдачей и готовностью и кто готов прислушаться к отеческим советам и последовать примеру руководителя группы.
Поскольку этнографические исследования часто развиваются в непредсказуемом направлении, то обязательства, планы, графики и результаты, намеченные в начале проекта, корректируются в процессе его осуществления. В проекте я стараюсь исполнять роль модератора фокус-группы, который, постоянно интересуясь мнением членов команды, стимулирует их сплоченность и заинтересованность и подталкивает проект в нужном направлении, постоянно анализируя то, как промежуточные результаты могут повлиять на дальнейший ход исследований. Чтобы сохранить целостность команды, необходимо в течение всего проекта помогать каждому из его участников повысить свою «полезность» (т.е. отточить интрацептивную интуицию), что в конечном итоге способствует общему росту. Подобно контролируемой цепной ядерной реакции, руководитель дает возможность каждому члену проекта дать выход собственной энергии и тем самым повысить общий энергетический уровень. Начало и завершение проекта иногда носят произвольный и механический характер, иногда – разумный и естественный. Эти фазы представляются мне областями, где истина выкристаллизовывается в ходе многосторонних дискуссий между участниками проекта, однако когда время начинает поджимать, а срок, обозначенный заказчиком проекта, подходит к концу, группе приходится придерживаться установленных временных рамок.