О системности культуры
Познание культуры как аспекта бытия общества и человека всегда ограничивает принципиально бесконечная сложность, бесконечное многообразие и универсальность как общества в его исторической действительности, так и человека. И общество, и человек даже при раздельном рассмотрении бесконечно многообразны в своих потенциях, в их реализации, в деятельности, в сложности внутренних связей и взаимодействий, в динамичности структур. Когда такие сверхсложные феномены вступают во взаимодействие, их сложности как бы дополняют друг друга, складываются или даже перемножаются. Поэтому, если рассматривать человека и общество как единый феномен, неизбежно придется признать его бесконечную сложность.
Очевидна вытекающая отсюда бесконечная сложность культуры. Ансамбль «человек и общество» и, соответственно, культура из-за своей бесконечной сложности, скорее всего, даже и системами не являются — это в лучшем случае континуумы. В качестве систем могут рассматриваться только различные срезы, аспекты данных ансамблей, их фрагменты, выделяемые на каком-либо определенном основании и потому конечные. Поэтому вся действительная культура в своей целостности не может быть системой.
В природе систем, вообще говоря, нет. Система, по причине деятельной природы субъекта, имеет смысл только в соотнесении с ним. Только субъект может воспринимать и познавать любой объект как систему, произвольно абстрагируясь от «лишних» сторон и свойств. «Полностью системные» объекты всегда создаются в процессе познания или творческого мышления — искусственно, целенаправленно. Иначе говоря, система именно и только субъектом познания (и/или сознательной деятельности) формируется, выделяется или определяется: система целенаправленна, она создаетнужный субъекту и познаваемый субъектом эффект. Это в полной мере относится и к артефактам. Поэтому применительно к культуре можно говорить лишь о системе принятых в конкретном подходе понятий культуры, а также о системных свойствах выделяемых при этом в культуре компонентов.
То есть системность культуры возможна, видимо, только применительно к реально познаваемым частям, аспектам («срезам»), бразам культуры. Такие образы и аспекты возникают в ходе реализации того или иного исследовательского подхода как конкретные параметры, как частичное отображение культуры как бесконечно сложного целого.
Существенно важно, что применённый в каждом конкретном случае подход (методология) определяет и неизбежные ограничения, и доступные средства познания.
Ограничения и «упорядочение» бесконечно сложного объекта путем назначения или выделения из целого менее сложных и даже конечных составляющих, то есть выбор подхода к объекту, осуществляются не вполне случайным или произвольным образом. Это делается на основании уже имеющихся знаний и представлений о культуре, человеке и обществе, в зависимости от насущных проблем социального и личного бытия, от личного профессионального и от общественного опыта, а также от мировоззрения, доступных средств познания, источников информации, научной школы и т. п., то есть в зависимости от познавательной ситуации. Ограниченность oбраза (картины) культуры, которую задаёт, познавая культуру, та или иная научная школа, определяется используемым при этом исследовательским подходом (философским, социологическим, богословским, психологическим, семиотическим, лингвистическим, литературоведческим и т.п.). Тем же определяется очередность изучения, последовательность познавательных процедур и этапов.
К тому же и само познание, и ещё более фиксация (описание, изложение) познанного, и трансляция информации в рамках избранного подхода (методологии) возможны только последовательно, определенными «порциями» — в соответствии с «ассоциациями», «сферами», «подпространствами», «кластерами», «факторами» и иными моментами. Подход и определяет, как и какие кванты знания выделяются познающим субъектом на стадии осмысления проблемы и постановки задачи. Системный подход позволяет рассматривать каждый получаемый образ культуры как систему. Часто и каждый элемент такой бесконечно сложной культуры может рассматриваться как обладающий свойствами системы — открытой, самоорганизующейся, нелинейной и т. д.
Функции культуры
Представление о том, что культура в целом выполняет определённые функции, вообще говоря, не вполне корректно. Культура как целостность слишком сложна и всеобъемлюща, да ещё и системой не является. Она сопоставима лишь с обществом в целом. Поэтому говорить о функциях культуры в целом, строго говоря, — примерно то же самое, что говорить о функциях Вселенной или о функциях общества, или человеческого организма. К тому же серьёзное рассмотрение функций культуры возможно только при условии, что предварительно определена направленность каждой функции — иначе говоря, по отношению к чему (обществу в целом, общественной группе, инстититуту, личности и т.п.) то или иное влияние рассматривается как функция.
Тем не менее вопрос о функциях культуры, понимаемый как её предназначение, роль в жизни общества и отдельного человека, часто формулируется в учебной литературе. Фактически при этом под «функциями культуры» всегда понимаются функции не культуры в целом, а отдельных её элементов, сфер и т.п., выделяемых в процессе познания культуры. Такие составляющие культуры, как сказано, уже можно представлять как системы. На что или на кого та или иная функция направлена, обычно нигде не упоминается.
Разные авторы представляют «функции культуры» по-разному, так что в учебниках можно обнаружить списки как из 17 функций, так и из всего двух. В большинстве известных перечней, однако, варьируется некоторый набор, восходящий, в сущности, к исходному смыслу термина «культура»: совершенствование, улучшение человека и общества. Любопытно, что при этом как функция культуры часто рассматривается процесс овладения самой культурой — именно это составляет сущность социализации, инкультурации, значительную часть познания («познавательная функция», «информационная функция»), трансляционной и ценностной функций.
Наиболее логичным представляется подход к выявлению функций культуры, реализованный, в частности, в работах А.Я. Флиера (через «обеспечение» тех или иных процессов) и в учебнике под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана.
Важнейшей функцией культуры при этом выступает очеловечивание жизни человека.
Следующая, вытекающая из первой, функция — аксиологическая.
Называется также функции:
регулирующая, управляющая (саморегуляция, самоуправление, в том числе «запреты» и «ограничения» З. Фрейда),
игровая,
интегративная и разграничительная,
адаптивная (креативная, преобразующая).
Все другие функции, перечисляемые в различных учебниках (коммуникативная, нормативная, сигнификативная, воспитывающая, сохранения опыта человечества и т.п.), представляют собой, по существу, детализацию и конкретизацию названных выше функций.