VI. Практика йоги Бардо. Первый этап Бардо. Использование 4х «врагов» в качестве Пути
Вчера мы начали рассмотрение Бардо - промежутка после смерти. Мы рассказали, что есть некоторые этапы: растворение грубое, потом тонкое и растворение тончайшее.
Сегодня будем практиковать, тренироваться, как мы будем осознавать себя в Бардо. Мы говорим, что есть чистые явления в Бардо и есть омраченные явления в Бардо. Конечно, хорошо если у вас будет возможность узнать сразу чистые явления и войти в них. Но чисто инстинктивно большая часть людей обладает омраченным сознанием, поэтому эти люди боятся чистых энергий, чистых сил. В результате этого они пугаются и от страха падают все ниже в своем состоянии.
Мы говорим о 1-ой части Бардо, когда мы покинули свое тело, наше сознание души проснулось там, по ту сторону смерти. К нам будут приставать разные видения, звуки, ощущения, словом, мы погрузимся в разные свойства природы Бардо.
В начале появятся один за другим 4 звука, ужасных, очень громких, мощных звука. И затем будут возвращаться иллюзорные формы, присущие всем шести сансарическим мирам.Вы знаете уже, какие миры: мир ада - нарака, мир голодных духов - прета, мир животных - пашу, мир людей - манушья, мир гневливых и завистливых богов — асура и богов мира желания - дэва. Это будут иллюзорные видения разных цветов: и ярких, и тусклых, и дымчатых, и черных цветов тоже. Но вне зависимости от того, какие ощущения предстанут перед нами в Бардо, какие иллюзии войдут в наше сознание в Бардо, главное, наше устремление должно быть на максимально чистое состояние – Дхармакаю. Так мы называем тело вселенской истины, божественное тело вселенной, Ясный Свет, чистое тело нашей души – все эти определения суть одно и то же.
Мы уже обсуждали ранее этот первый этап. В тот момент, когда мы умерли и проснулись по ту сторону смерти, тогда обязательно хоть на короткое время проявляется чистый Ясный Свет. Этот чистый ясный свет нашей души необходимо узнать, то есть осознать, войти в него и удержаться в нем, как бы растечься, раствориться в нем. Если мы не смогли его увидеть и узнать, и войти в него, тогда начинается собственно Бардо «промежутка» после смерти.
Затем, если мы не обрели просветление сразу при выходе, то будут проявляться и накапливаться те иллюзорные накопленные результаты 80-ти различных типов эмоций и коренных мыслей, которые мы накопили при жизни. Их остаточные состояния будут постепенно к нам возвращаться. И при этом одновременно будут один за другим 4 ужасных звука. Это остаточные растворения наших 4 стихий. Они как бы будут на вас наваливаться: сначала земля, потом вода, затем огонь и последним ветер. Они будут наполнены внутренним ветром вьяной-кьябчет. Это будет означать, что последний растворяющийся ветер будет нести эти энергии в нашем сознании.
Человек полностью умер, и в первые часы после смерти обволакивающий, наполняющий ветер вьяна-кьябчет будет еще наполнять центральный канал. Он будет нести в себе энергии 4-х основных предыдущих ветров. Это уданы, апаны, праны и саманы. И все это будет входить в последний ветер, кяпчет. Еще все 4 растворенные энергии стихий будут сходиться в этот ветер. Это этап после смерти, когда никакие органы и системы не работают. Все вместе они постепенно растворяются в центральном спинномозговом канале сушумны. Очень тонкое сознание, слабейший электрический ток еще протекает в центральном канале.
Во внутреннем состоянии души это будет проявляться как постепенное, поочередное представление сильного возмущения, как бы угрозы, от этих входящих в центральный канал ветров и элементов земли. Сначала как будто бы энергии элемента становятся нашим врагом, пугают нас.
Итак, пункт 2.2.1. Когда мы начинаем это чувствовать – автоматическое подсознательное чувствование в уже умершем сознании – что ветер земли входит в центральный канал, последние остатки жизненной энергии в центральном канале у нас еще остаются. Самая последняя энергия в центральном канале. И поэтому, когда входят один за другим 4 ветра и 4 энергии растворенных стихий одна за другой в центральный канал, сознание пугается внешних, вошедших туда, энергий. Внешнего сознания нет. Мы мертвы. 1 - 2 часа уже прошло. Продолжается процесс жизненного растворения. Итак, что происходит? Мы ощущаем это как угрозу со стороны элемента земли. Как будто бы вся гора Меру - вся Земля, все горы - наваливается на нас и как бы расплющивает нас. Но это иллюзорное состояние. Если сильно испугается человек, то сразу падает в нижние миры. К сожалению, большинство погибших в войнах, умерших насильственно, действительно пугаются смерти, и этот страх парализует их душу, опускает их вниз.
Когда мы будем умирать, это вхождение растворенных стихий будет поочередно происходить. Поэтому мы будем медитировать поочередно, чтобы самые первые этапы пройти наиболее подготовленными. Примите удобную позу для сидения. Это может быль поза лотоса, полулотоса, ваджрасана или просто сидя на стуле.
Представляйте сейчас, что элемент земли (ветер земли) предстает нашим врагом. Как будто бы мы становимся огромным, большим, но очень старым, полуразвалившимся домом. Колонны покосились, балки и стены трясутся и рушатся. У нас 9 отверстий в виде дверей и сверху макушка-окно. Будем представлять себя таким домом. И как будто бы существо, наше сознание будет внутри этого дома, очень испуганное, боящееся, что происходит землетрясение. И по команде мы будем представлять, что вся земля со всех сторон, как при землетрясении, все наваливается, заваливает нас в одну секунду, в один момент, и полностью нас раздавливает, подавляет. Затем мы должны производить в себе осознание: я умер, я погиб. Осознаем, да, мы умираем, но это иллюзорная смерть. Это опасная ситуация, когда пространство земли предстает как мой «враг», но происходящее не существует истинно, является обманчивой видимостью. Это обманчивое состояние. Это состояние соответствует появлению «иллюзорного врага» – земли – в начальном этапе Бардо. Мы должны понять и тренировать себя, что это будет иллюзия, и тогда в Бардо мы легко пройдем через любые опасные ситуации. Если не будем тренировать, то тогда испуг сможет парализовать нас, и опустит нас глубоко вниз этот испуг, когда элемент земли будет входить в центральный канал. И таким же образом после земли мы будем представлять, как «врагом» нашим будет вода, потом огонь, последним ветер. Также мы должны испугаться, признать, что умерли, потом понять, что мы – в Бардо.
Да, я умер, это Бардо, но это иллюзорное ощущение, которое происходит в моем сознании, то, что элемент воды может предстать как мой враг. Это не существует истинно, это является иллюзией, обманчивой видимостью. Когда мы тренируемся в понимании этого как иллюзии, самосозданной иллюзии, то тогда и потом, в момент, когда это произойдет, мы сможем легко это узнать и пройти через это. Крепко удерживаем понимание этого, как магической иллюзии. И затем зарождаем в своем сердце стремление к высочайшему просветлению, внутреннему просветлению сознания. Зарождаем такое стремление: я хочу достичь высочайшего просветления. И мгновенно, как вспышка, превращаемся в Будду Авалокитешвару. Надо будет вам при жизни выбрать божество идама или божество, которое вам нравится, и практиковать эту технику с ним. Естественно, чтобы практиковать себя, как божество, нужно иметь традиционное Посвящение по этой Низшей или Высшей Тантре.
Итак, мы моментально превращаемся в Авалокитешвару. Когда мы говорим, что наше тело – тело алмазного совершенства (а оно родственно совершенному телу идамов, родственно телу божественных энергий), то это будет для нас как бы крюком для удержания и накопления этих сил.
Сверху над нами, как над Авалокитешварой, предстает перед нами лама (как Будда Амитабха с лицом нашего учителя-ламы), к нему мы обращаемся с молитвами. После этого состояния, когда мы представили себя, как идама, мы входим в следующий этап медитации. Это этап удержания представления себя, как идама божества (Авалокитешвара, Тара или Калачакра, или кто нам нравится). Здесь можно выбрать фактически любое божество, и даже другие системы, принципиально не важно. Потому что это будет лично нашим настроем, нашим энергетическим как бы, иллюзорным накоплением, энергией. Иллюзорные накопления для нас должны быть как мост, выводящий нас в чистое состояние. Так вот, после того, как мы сделали эту медитацию и представили себя божеством, например, Авалокитешвары, сияющим, излучающим свет и посылающим благодать на все шесть миров, очищающим всех существ всех 6-ти миров от страданий, мы после этого переходим к стадии завершения. Постепенно в этом ярком свете мы начинаем растворяться, свое сознание начинаем растворять. Растворяется постепенно вся видимость от периферии к центру, потом растворяется семенной слог в сердце божества.
Затем, когда он полностью растворится, мы превращаемся в ясную чистую пустоту, полностью пустую на всем протяжении, полностью чистую, ясную, открытую. И стараемся удержать это состояние, как можно, дольше. Состояние ясного чистого света удерживаем, как можно, дольше. Именно при жизни это надо будет наиболее четко и ясно проработать: иллюзорное превращение себя из таких вот опасных элементов в божество идама и растворение божества в ясном свете. Эта практика особенная, и специально предназначена для тренировки просветления в Бардо. И при наработке она дает нам возможность автоматически включить эту систему визуализации, представления в тот момент, когда конкретно произойдет вход в Бардо и предстанут элементы нашими врагами. Тогда мы сможем при этом настрое превратить себя, визуализировать себя, как иллюзорное тело энергии, тело божества идама и затем растворить это божество в чистом ясном свете и удержать это состояние.