Обще поле, в рамках которого действуют взаимодействующие субъекты, иерархично и неодинаково по содержанию, что и определяет характер взаимодействия

Взаимодействие юноши и девушки сначала детерминируется наиболее общим законом межсубъектного взаимодействия, затем по иерархии определяется национальными, территориальными, корпоративными особенностями, отношениями между полами и пр. И ни один из них нарушать нельзя.

Взаимодействие субъектов всегда актуально, ново, не тривиально.

Важно, что конкретный акт взаимодействия всегда оригинален и ни на что не похож. Несмотря на то, что юноша и девушка должны взаимодействовать, характер их взаимодействия каждый раз разный и определяется в частностях только особенностями каждого из субъекта.

14. Взаимодействующие субъекты образуют новое общее поле взаимодействия.

Всегда образуется новое общее поле интересов, но только для каждого частного случая и только для конкретных субъектов. Сексуальные отношения заложены в природе каждого субъекта как некое общее поле интересов, но для каждого конкретного субъекта они могут быть реализованы только на каком-то другом поле интересов, например религии, социального статуса и пр. Каждый раз такое поле носит оригинальный характер в какой-то своей части.

Основные понятия

Далее разберем сущность и содержание основных объектов как понятий «действие», «место», «время», «одно», «единство».

Действие

Если есть понятие «действие», то оно в обязательном порядке описывает какую-то объективную реальность, состояние материи или социального бытия в рамках решения человеком своих задач. В этом плане его синонимы суть выражения различных граней данного явления, особенности его состояния в различных ситуациях, выполнение разных задач и пр. Поэтому имеет смысл рассмотреть сначала сущность некоторых синонимов, чтобы в дальнейшем лучше понять сущность и само основное понятие – «действие».

Можно выделить четыре группы синонимов.

1-я группа ¾ акт, поступок;

2-я группа ¾ влияние, воздействие;

3-я группа ¾ противодействие;

4-я группа ¾ бездействие.

1-я группа ¾ акт, поступок. Данные понятия являются частью общего понятия «действие» и характеризуютособое состояние человека относительно объектов внешнего по отношению к нему мира.

Данные понятия характеризуют только первую часть действия или начало действия, или остаются частью внутренней деятельности сознания и еще не направлены на внешний объект. Хотя понятно, что грань между поступком, направленным и не направленным на внешний объект, очень размыта. Любой поступок несет в себе как обязательное условие направленность на внешний объект. И тем не менее и грань, и особое состояние человека имеют место быть, что и получило терминологическое обозначение «поступок».

Поступок, акт ¾ это часть действия, которое наступает после того, как сформулирована концепция, что и как надо делать. Именно поэтому термины «поступок», «акт» всегда рассматривались как совершение осмысленного, содержательного, завершенного действия, имеющего четко выраженный концептуальный характер. В отличие от действия, не имеющего осмысленного концептуального характера и получившего терминологическое обозначение «бессмысленный поступок». Скорее, это только выражение во вне концепции действия, ее, так сказать, представление, демонстрация, которая еще не рассматривается внешним объектом как противодействие или как действие, направленное на сотрудничество.

2-я группа ¾ влияние, воздействие. Данные понятия описывают уже вторую часть действия, а именно влияние воздействия. Как уже говорилось, любое действие есть по сути дела влияние, или воздействие, человека на внешний по отношению к нему объект. Поступок и акт представляют собой первую ступень такого воздействия. Но когда поступок и акт уже целенаправленны, они теряют свой первоначальный смыл и предстают как полноправное действие, сущность которого именно в воздействии с какой-то целью, во влиянии.

Целей может быть три: подчинить себе внешний объект, т.е. включить его в сферу своей компетенции, подчиниться ему, т.е. встроиться в его концепцию действия, или наладить с ним некое сотрудничество. В любом случае это стремление занять место, которое всегда кем-то занято. Если место не занято, оно не имеет обозначения «место», его просто нет.

Можно еще отметить, что термин «влияние» предполагает мягкий вариант воздействия. В то время как воздействие, по всей видимости, предполагает сильное, может быть даже бескомпромиссное влияние.

3-я группа ¾ противодействие. Противодействие подразумевает действие, направленное против другого действия.

И это вполне логично, поскольку действие ¾ это всегда влияние или воздействие с целью занять чье-то место. Соответственно образуется другое действие, направленное против воздействия. Любой объект как система прежде всего пытается сохранить себя, свою стабильность и в конечном счете ¾ существование. Именно поэтому он всегда сопротивляется какому-либо влиянию и тем более воздействию.

Можно сказать, что противодействие ¾ это вариация термина «воздействие», но более сильная, а соответственно отражает и более сильное действие. Противодействие завершает длительный процесс развертывания действия, когда объекты оказываются на линии прямого и непосредственного противостояния. Сначала они демонстрируют своими поступками свои концепции действия, затем воздействуют друг на друга, а после противостоят и противодействуют друг другу. Такова структура действия, на наш взгляд.

4-я группа ¾ бездействие. Строго говоря, бездействия не бывает. Бездействие ¾ это ничто, поэтому оно не может быть предметом внимания, обсуждения и исследования. Существует только действие, а с ним и весь мир.

Тем не менее такой термин существует и весьма активно используется человеком в повседневной деятельности, а значит, имеет строгое или не очень строгое содержание. Понятие «бездействие» используется человеком тогда, когда внешний объект не оказывает противодействия, следовательно, не совершает поступка, не вырабатывает концепции.

Парадокс заключается в том, что такое в принципе не возможно. Но возможно, что концепция действия не соответствует иным задачам. Другими словами, бездействие это тоже действие, но в иной концептуальной ситуации. Например. Если на объект оказывается воздействие, чтобы он освободил место, а он этому не противодействует и свободно его уступает, то это может означать, что данное место человеку не надобно, что он стремится занять другое место. Хотя непротиводействие может быть вызвано согласием с воздействием с целью включения себя в сферу деятельности объекта. Непротиводействие (бездействие) может происходить и по причине недееспособности, а в результате объект исчезает. Именно поэтому термин «бездействие» приобрел важное значение для человека. Бездействие ¾ это смерть.

Понятие «действие», как мы его понимаем, есть выражение момента существования объекта. Момент существования ¾ это единичный акт действия, который характеризуется завершенным состоянием объекта относительно других объектов. Его нельзя считать мельчайшим действием, своеобразным атомарным состоянием, а именно завершенным, законченным действием, способным решить свою задачу. В этом плане совершенным, законченным действием можно считать строительство пирамид в Египте, длившееся сотни лет, и любое другое сколь угодно краткосрочное действие. Действие имеет свой период существования, определяемый временем решения задачи. Иными словами, момент существования характеризуется процессом выполнения задачи как его результат.

В действии выражен акт существования. В определенном смысле здесь присутствует некая тавтология. Само действие есть существование, так же, как существование может выражаться только в действии. Но понятие «существование» можно рассматривать как более широкое относительно понятия «действие». Действие может быть представлено как частная форма существования или как момент существования. Но если понятие «действие» представить как более общее относительно понятия «существования», то существование становится частным, т.е. моментом существования.

По сути наличие двух понятий «существование» и «действие» связано с различным описанием сознанием одного и того же явления при решении различных задач: существование как действие и действие как существование, точнее, их соотношение. Существование всегда представлялось человеку как некое протяженное состояние (до вечности), состоящее из действий. Ряд связанных действий как завершенные акты рассматриваются в качестве обеспечивающих и даже обусловливающих существование. Существование воспринимается как константа, в то время как действие остается переменной величиной. Но понятно также, что существование зависит от действий: не совершенное действие ¾ отсутствие существования. В этом плане действие становится константой, а существование ¾ переменной. Здесь нет противоречия и бессмысленного перемещения по кругу понятий. Соотношение понятий «существование» и «действие» зависит от точки отсчета, от того содержания, которое в них вкладывается в зависимости от ситуации и поставленной задачи. Чаще всего противоречие разрешается в парадигме общего и частного, о чем более подробно будем говорить ниже.

Так уж определено природой, что человек может существовать только в результате физического перемещения в пространстве. Процесс взаимодействия есть прежде всего процесс физического взаимодействия, физической передачи мысли посредством каких-то физических явлений. Слово, жест суть формы выражения и передачи мыслей другому объекту. Поэтому вначале было не слово, а мысль, слово (сочетание звуков) только физический носитель мысли. Даже так не любимая официальной наукой парапсихология и подобного рода явления, природа которых не понятна, тем не менее обязательно имеют физическую основу, например передачи мысли на расстоянии. Мысль не имеет своего физического носителя вне мозга человека. Без него она умирает и для других субъектов не существует, а значит прекращается развитие и наступает смерть самого объекта. Миром движет мысль, но только в том случае, если она имеет возможность перемещаться от одного носителя к другому и если может быть воспринята другим объектом, который в ней потенциально нуждается. И сам человек в своем физическом существовании есть только физическая форма воспроизводства, хранения и передачи мысли другому человеку (объекту, субъекту, в общем кому-то или чему-то, может быть высшему разуму или господу богу).

Здесь не будем говорить о сущности понятий «мысль» и «бытие», об их сложном соотношении и предназначении. Эти важные и сложные вопросы требуют специального исследования. Мы только говорим, что мысль представляет собой одну из объективных реальностей, но только имеющую специфическую форму и основу (мозг). То, что мы называем мыслью, есть результат внутренней деятельности человека, ее своеобразный продукт, которым «питаются» другие объекты. Человек и существует, чтобы «вырабатывать» этот продукт.

Известный философский тезис о том, что в основе мироздания лежит мысль, относительно верен. Но только относительно, поскольку всегда под понятием «мысль» подразумевался результат именно человеческой деятельности как особый природный продукт. Может быть он и особый, но скорее всего это специфическая функция человека. Любой объект мира производит свой продукт, который входит органично в общий мирооборот, цель которого нам не известна. Поэтому столь важное значение приобрела такая форма выражения бытия, как действие, которая выполняет одну из фундаментальных его функций ¾ передачу продуктов деятельности вовне.

Любое действие, т.е. передача результатов свой деятельности, должно совершиться только относительно конкретного объекта и только в определенный момент, когда другой объект решает свои задачи. Вне этих условий результат деятельности никому не нужен, что подразумевает необходимость соблюдения принципа единства места, времени и действия.

Действие всегда представляет собой активную силу, доминирующее начало, которое определяет систему координат перемещающегося субъекта. Ведь именно действие позволяет решать задачу, при активном передвижении субъекта по сетке времени и места.

Человек различает понятия «действие» и «движение». Хотя они имеют общую природу ¾ момент передачи продукта в какой-то физической форме, ¾ тем не менее описывают по сути разные ситуации. Действие ¾ это целенаправленный акт, в то время как движение может быть нецеленаправленным, хаотичным. Но это не совсем точно, любое движение целенаправленно. Разница заключается в том, что понятие «действие» описывает ситуацию, когда цель осознанна. Понятие «движение» описывает ситуацию, когда человек не может осознать, понять цель движения какого-то субъекта, в том числе и себя самого. Понятие «действие» имеет своим содержанием поставленную человеком задачу, в то время как понятие «движение» подразумевает действие, которое не решает поставленной задачи. Необходимо подчеркнуть, что понятие «действие» имеет своим содержанием исключительно человеческую деятельность, направленную на решение определенной задачи. В равной мере действие любого другого субъекта рассматривается через призму его задач. И если эти задачи не поняты человеком, то действие превращается в «движение». В философской литературе принято, что содержание понятия «движение» более общее, чем содержание понятия «действие», например кругооборот в природе. Но и оно подчиняется более общим законам, относящимся к человеку, т.е. имеет свою задачу, цель.

Объективное значение действие имеет исключительно как прошлый опыт. Так, окружающая среда воспринимается как внешняя только в рамках прошлого опыта и ни в каком ином варианте. Но и новая объективная реальность также ощущается в рамках прошлого опыта. В случае, если внешнее движение не соответствует прошлому опыту, то оно разбивается на серию частных движений, которые опять же воспринимаются только в рамках прошлого опыта. Соединив их, интегрировав в какую-то систему, человек решает свою задачу.

По своим внутренним ресурсам, содержанию действие всегда ограниченно, соответственно имеет объективное начало и конец. Даже чисто физически человек может поднять только определенный вес, пробежать конечное расстояние. Действия ограничиваются и деятельностью других субъектов: нельзя прыгнуть с шестнадцатого этажа, человек окружен рамками квартиры, сушей, физическими объектами, действиями других людей и пр. Ограничение в самой общей форме характеризуется, или измеряется временем, пространством и имеет два вида: внутренние (ограниченные) ресурсы (физические, психофизиологические, интеллектуальные и пр.) и внешние (пространственные, временные «границы», действия других субъектов как живой, так и неживой природы и пр.). Фактор ограничения способствует успешному совершению действия. Это одно из принципиальных положений, ибо действие может совершиться только за тот период, который отпущен субъекту или наличием внутренних ресурсов, или существованием других объектов. Только совершив действие, можно самоопределиться, т.е. занять свою нишу в системе других субъектов.

Действие ¾ это активное взаимодействие субъекта с окружающей средой. Оно имеет два этапа. Человек сначала строит мыслительную модель своего действия, которая носит возможно истинный характер. Точнее, она истинная, но только для него самого и не более того. Но как только мыслительная модель сформулирована, начинается этап, когда действие направлено на внешнего субъекта. Тут также присутствуют две стадии. Первая ¾ проверка на внешнем субъекте правильности модели и вторая ¾ уже собственно истинное действие. По сути дела любое действие всегда начинается с построения мыслительной модели, затем идет ее проверка, а потом уже осуществляется действие. Поэтому действие можно представить как запрос, зондирование внешнего субъекта (правильно ли его понимают), которые в обязательном порядке предполагают ответную реакцию: можно ли решить данную задачу.

Действие можно представить как самостоятельный объект, существующий сам по себе, т.е. имеющий законченную форму и содержание, и направленный на решение определенной задачи. Поэтому действия по объему могут быть различными: от строительства пирамид до ложки с супом, но каждый раз это завершенный на самого себя объект, имеющий атомарный статус.

Действие совершается обязательно в какой-то последовательности. Это означает, что пока не совершится какое-то одно действие, любое иное никогда не наступит. Последовательность действий как самостоятельных объектов определяет понятие «дискретность».

Место

Единство места, времени и действия означает, что в одном месте, в одно время должно совершиться одно действие. Если действие относится к субъекту или объект, то оно значит, что нечто занято субъектом или объектом в пространстве, т.е. они находится именно здесь, в данной точке и соотносятся с другими субъектами или объектами. Единство места, времени и действия относительно места подразумевает, что именно в этом месте может быть решена задача, поставленная человеком или любым другим объектом. И именно в строго определенное время. «Именно в этом месте» означает, что сочетание действий других объектов или субъектов в данный момент и в данном месте таково, что оно позволяет человеку решить свою задачу.

Место это не какая-то физическая величина, хотя именно так чаще всего идентифицируют понятие «место», а некая точка в пространстве, в которой пересекаются траектории движения (действий) распределенной во времени какой-то совокупности субъектов или объектов. Пространство в данном случае понимается не как двух- и даже не как многомерное физическое, а как многомерное, различное по содержанию и форме. К нему можно отнести виртуальное пространство, которое нельзя видеть, ощутить, т.е. осязать в чувственно непосредственном восприятии. Так, движения (действия) различных объектов, траектории которых образуют систему специфического взаимодействия, создают особое пространство, не имеющее аналога в физическом выражении. Это особое пространство действия субъектов. Другими словами, действия образуют данное специфическое пространство. Соответственно создается и виртуальное место, место в виртуальном пространстве, где в какой-то условной точке сходятся траектории действий субъектов при решении ими общей для них задачи и их частных задач. Безусловно, это особое пространство имеет свой физический носитель (например, сознание (мозг) человека) который занимает место в физическом пространстве. Таким образом, речь идет о разных пространствах, имеющих различное содержание, природу и форму выражения, которые взаимодействуют между собой как самостоятельные объекты вполне реального, но не только физического, мира. И таких пространств бесконечное множество.

Если человек питается плодами деревьев, то, для того чтобы не умереть с голода, ему надо оказаться именно под деревом в тот момент, когда плод упадет на землю. Если он появится чуть-чуть раньше плод, то может упасть ему на голову, что может иметь непредсказуемые последствия. Если замешкается и опоздает, то плодом завладеет кто-то другой, который также выписывал траекторию своего движения, приурочивая ее к нужному месту и в нужное время.

В этом маленьком эпизоде смешались пространство, место и время в виртуальном и физическом выражении. Хотя человек в первую очередь воспринимает именно физическое место, физическое время и физическое действие, но имеются и другие пространство, время и действие. Их множество. Человек мысленно создает пространство, в которое он выписывает возможные траектории нужного ему объекта так же, как он выписывает и свою собственную траекторию, определяя место, где они должны сойтись, чтобы человек смог совершить действие, т.е. решить свою задачу.

Траектория движения плода вполне вписывается в физическое пространство, в котором он постоянно занимает (перемещаясь сверху вниз) строго определенное физическое место в строго определенное время, как и человек, постоянно меняющий свое физическое место, перемещаясь по поверхности земли к нужному дереву. Но само по себе движение, как, впрочем, и задачи, которые ставит перед собой объект, и их решение, вполне можно отнести к явлениям, которые нельзя считать физическими. Они имеют физическую основу, но сами по себе таковыми не являются. Это примерно так же, как и с часами: механизм и стрелки часов ¾ вполне физические явления, но время, которое они показывают, имеет какое угодно содержание, но только не физическое.

Если и плод, и человек сходятся в нужной точке, или месте, то время в данном случае обозначает лишь момент схождения объектов в этой точке. «Нужное время» означает, что другой объект появится в том же месте, где должен оказаться и человек. «Нужное место» и место вообще означают, что человек появляется именно там и именно тогда, когда там и в то же время оказывается объект, который нужен человеку для решения его задачи, ибо только в момент их столкновения может совершиться действие, которое и приведет к решению поставленной человеком задачи.

Человек не строит подобную ситуацию, а изыскивает такую совокупность траекторий движений, которая создает условия для решения его задачи. Самое главное оказаться в нужное время в нужном месте и совершить то единственное нужное действие, которое и приведет к решению поставленной задачи.

Таким образом, место ¾ это описание человеком некоего состояния внешней среды при выполнении им своей задачи. Отсюда две составляющие данного понятия: специфическое состояние внешней среды, которое получило название место, и особенности его отражения в сознании.

Согласно чувственному и непосредственному восприятию окружающей среды, любой физический объект занимает место, которое может иметь двухмерное измерение, например площадь, или трехмерное распределение, т.е. объем. Представление более сложно, когда место выступает в многомерном измерении. Каждое такое «место» как область физического мира участвует в решении конкретных специфических задач.

Место всегда связано со временем, пространством и действием. Относительно места время, пространство и действие ограничивают каким-то образом друг друга. Место всегда рассматривалось как физически существующее или в течение времени, или ограниченное время. Оно существует и находится в пространстве. Вне категорий существования и пространства понятие «место» не рассматривается. Занять место в пространстве означает определиться в системе взаимодействия других объектов. Однако речь идет о расположении объектов не относительно другу друга, а в системе их взаимодействия. Место связано с действием, действие может осуществляться только в связке с местом и с процессом перехода объекта из одного места в другое, т.е. речь фактически идет об образовании нового места посредством действия, осуществляемого в пространстве и во времени.

Место связано с объектом и только с ним и без него или вне его не существует. Можно даже сказать, что именно объект создает место. Объект определяет все характеристики места, т.е. его объем, площадь и систему отношений с другими объектами. Объект воспринимается всегда как цельное завершенное образование, а место ¾ это как бы форма выражения существования завершенного объекта. И хотя мы говорим, что место пусто не бывает, можно иначе сказать, что объект без места не существует.

Тем не менее понятия «объект» и «место» имеют свои понятийные признаки и содержание. Поэтому и используются два понятия – «место» и «объект». Понятие «место» в структуре понятий имеет свое содержание, отличное от содержания понятия «объект» и других понятий; содержание понятия «объект»также отличается от содержания понятия «место» и других понятий.

В самом общем виде понятие «место», безусловно, формируется взаимосвязью с рядом основных понятий и прежде всего таких, как «объект», «пространство», «время», «движение». Оно обязательно связано, как мы говорили, с объектом, обязательно находится в пространстве, является элементом действия и, безусловно, связано со временем. Место всегда одно и предназначено только для одного объекта и одного действия. Величина места или его размеры не определяются какими-либо физическими параметрами. Место ровно такое, какое позволяет человеку решать свою задачу. В физическом измерении оно может быть разным по площади и объему.

Можно дать такое определение понятия «место»: это форма выражения взаимосвязи пространства, времени и действия при решении человеком специфической задачи. Задача в свою очередь связана с определением системы координат в отношении других объектов, т.е. места. Потенциально место всегда существует, но в реальности оно всегда занято. И когда встает задача занять место, на ее решение «работают» все остальные объекты. Этим обусловлена особость понятия «место». Оно в свою очередь определяет (подчиняет себе) особые действия, реализуемые в пространстве и во времени. Место в данном случае становится наиболее общей категорией, доминантой, которая включает в себя и действие, и время. Единство места, времени и действия при возникновении задачи завоевания своего места, т.е. самоопределения среди других объектов, полностью подчиненно ее решению.

Место ¾ это форма выражения момента существования объекта в период жизненного цикла (время) и относительно других объектов (пространство).

Таким образом, можно выделить три составляющие понятия «место»: наличие общего свойства или качества, размещение в пространстве, т.е. положение относительно других объектов, и время, т.е. период существования самого места или других объектов, его обусловливающих. Вне этих категорий вряд ли можно определить содержание понятия «место».

Однако правильнее будет сказать, что это не три составляющие, а три разных субъекта, которые взаимодействуют между собой по определенной схеме: отношения между двумя любыми объектами в данной триаде осуществляются исключительно посредством третьего субъекта, о чем мы уже говорили. При таком трехсубъектном взаимодействии два субъекта выступают константами, а один ¾ переменной, но только в пределах понятия «место» как наиболее общего по отношению к ним понятию.

Теперь поговорим о соотношении понятий «место» и «пространство» в рамках решения нашей задачи в данном случае о выяснении содержания понятия «место».

Понятие «пространство» определяется особым отношением с объектами внешнего мира, человеку как физическому существу для самореализации необходимо преодолеть расстояние до интересующего его объекта. Преодолевая расстояние, или пространство, человек взаимодействует со множеством объектов прежде, чем достигает тот объект, который ему нужен для решения задачи. Естественно, что этот путь не всегда проходит гладко, легко, быстро, без больших усилий и пр. Преодоление пути, на котором находится множество разнообразных объектов, которые занимают строго фиксированные места, получило в обыденном сознании название «пространство».

Было бы неверно предполагать, что существует пустое пространство, которое ждет заполнения. То, что мы называем пространством, заполнено полностью, в нем нет незаполненных мест. Различные действия, совершаемые в разных местах относительно разных объектов при решении человеком своей задачи, определяют понятие «пространство». Так, если на преодоление расстояния между двумя объектами времени уходит больше, чем необходимо для решения задачи, то пространство становится отрицательной доминантой.

Пространство ¾ это дискретная среда, состоящая из объектов и только из объектов, под которыми понимаются любые формы проявления материи. Дискретность обусловлена тем, что человек как и любой другой объект в сколь угодно малый отрезок времени может поменять траекторию своего движения на пути к желаемой цели. Именно этим объясняется гибкость траектории движения, и невозможность предсказать ее, которая, будучи нарисованной и воображаемой, представляется сплошной линией в силу тяготения человека к непосредственному чувственному восприятию мира. В этом пространстве человек всегда в сколь угодно короткий отрезок времени занимает какое-то место.

Можно сказать, что задача ¾ это то место, которое человек должен достичь, проделав в обязательном порядке серию действий. При этом действия, как уже говорилось, всегда линейно упорядочены[14], поскольку время предполагает только последовательность действий[15]. Это означает, что одно действие можно совершить только после совершения предыдущего[16]. Таким образом, мир человека ¾ это мир действий, которые обязательно имеют место и обязательно в какой-то последовательности. Иными словами, место ¾ это совокупность последовательных действий, распределенных во времени.

Отсюда вытекает, что если действие не совершено, но должно быть совершено в силу необходимости решения задачи, то место потенциально имеется. Следовательно, человек не создает новое место, он его реализует, т.е. переводит из потенциального состояния в реально существующее. Но потенциально существующее место и реально существующее ¾ это две большие разницы. Если потенциально существующее место всегда свободно, то реально существующее место всегда занято. Ибо если место не занято, то оно не существует, а если оно не существует, то его невозможно занять, а значит невозможно действие и т.д. Если продлить эту цепь, то в конечном счете окажется, что и жизнь невозможна.

Реализация потенциального места ¾ это всегда вторжение в то единство, в котором находится занятое место, нарушение или разрушение того сообщества, которое существует во временном и пространственном балансе сил. Разрушение этого баланса происходит в трех формах: или данное сообщество подчиняется вторгшемуся, или включает его в себя, или уничтожается. Но ни в коем случае нельзя это рассматривать как трагедию в мировом масштабе, хотя для данного сообщества это, безусловно, трагедия

Занять место в пространстве ¾ значит уничтожить что-то или кого-то. Но уничтожение нельзя понимать только в физическом смысле. Уничтожение ¾ это преобразование объекта в другой или во множество других объектов, имеющих совершенно иную природу и не представляющих интерес для данного объекта и уж тем более препятствие для его продвижения. Они могут быть даже полезны. Эти объекты уходят как бы в другую плоскость, в другое измерение, приобретают совершенно иную структуру, содержание и сущность. Но они также занимают чье-то место, уничтожая (разрушая) другие объекты. Как только субъект ушел с этого места, оно тут же занимается другим субъектом. Так происходит вечное движение в природе и материи, это механизм, который позволяет преобразовывать объекты и саму материю на пути ее движения к какой-либо цели[17].

Занять какое-то место означает «стянуть» на себя пересекающие линии движения других субъектов или объектов, включиться в их систему взаимодействия, стать их частью в общем потоке решения общей задачи, но только для решения своих задач, занять место того субъекта, который не смог выполнить ни свою, ни общую задачу.

Необходимо уйти от физического представления о месте, как элементе внешней среды. Так, в рамках мыслительных процессов, где совершаются основные и первичные действия и находится реальный человеческий мир, места в его примитивном физическом выражении нет. Но каждый раз, когда возникает задача, и в процессе ее решения образуются мыслительные действия, которые занимают свое место в общей системе связей мыслительных элементов. И каждый раз локально или глобально, но эта связь перестраивается.

Трудно отказаться от привычного представления об объектах внешнего мира, основанного на непосредственном чувственном восприятии. Даже понятие «отражение», которым мы постоянно пользуемся при описании процесса взаимодействия с внешней средой, по сути свидетельствует о том, что объект в сознании представляется нам точно таким же, как и во внешней среде. Так, если мы видим стол, то нам кажется, что именно таким он и отражается в сознании. Если мы видим красивую девушку, то точно такая же, но только виртуальная, т.е. не ощутимая, находится в сознании. Не случайно совсем недавно отражение объекта на сетчатке глаза воспринималось именно как аналоговое отражение объекта, по типу объектива фотоаппарата. Все это свидетельствует о неадекватном понимании процесса взаимодействия сознания и объектов внешнего мира. Но чтобы выявить это адекватное взаимодействие, надо понять природу объекта в сознании.

Прежде чем совершить действие, т.е. занять место, человек строит специфическую реальность, которая получается в результате деятельности сознания, мышления, рассудка. В этой реальности иначе, чем во внешнем мире, представлено понятие «место» и его связи с основными объектами сознания. В сознании все иное и все иначе, чем во внешнем мире. Для человека вся так называемая объективная реальность, т.е. все то, что находится вне его, представлена в сознании в виде некоей особой реальности, которая ни в коем случае не является аналогом даже специфическим физических объектов. Так, стол отражен в сознании не в том физическом виде, в каком он представлен в потусторонней, т.е. вне сознания, реальности, а только как некая совокупность свойств разных объектов в их особой взаимосвязи, которая призвана выполнить задачу. Так же, как сетчатка глаза отражает не стол как таковой, а только световые волны различной длины. И только в сознании, в мозгу происходит идентификация данной совокупности длин волн и свойств объектов с неким образом, который отражает задачу и который, естественно, получает свое обозначение, в данном случае ¾ стол. Другими словами, я вижу только свою задачу и ничего больше.

Еще один пример. Если юноша хочет жениться, то он видит только то, что ему нужно видеть, чтобы решить свою задачу. То, что имеет обозначение ¾ девушка на самом деле есть совокупность множества разных свойств или внутренних элементов, или объектов[18]. Но его интересуют только несколько особых свойств в рамках выполнения своей задачи – жениться, как часть общей цепочки ряда последующих задач, в частности, воспроизведение и воспитание потомства. Безусловно, в совокупности объектов юношу будут интересовать прежде всего такие свойства девушки: молодая, красивая, здоровая, социализированная, имеющая желание и способность рожать и заниматься детьми. (Да и само понятие «девушка» в первую очередь отражает именно данные свойства). Это свойства первого круга. Имеются свойства и второго, и третьего кругов, например материальное положение, общественный статус, профессиональные знания, национальность и пр., которыми при случае можно и пренебречь, ими и в самом деле чаще всего пренебрегают.

Понятно, что если говорить о девушке как о профессиональном работнике или о какой-то иной ее роли в обществе, а таких ролей бывает относительно много, то каждый раз мы видим только ту гамму свойств, которые становятся частью другой совокупности свойств, принадлежащих другим объектам помимо данной девушки, и которые направлены на решение поставленной задачи.

Отражение человеком внешней среды начинается с момента постановки задачи. Вне задачи (как системы взглядов на характер и содержание взаимодействия с иными субъектами) человек не воспримет внешний мир, он для него просто не существует. Постановка задачи ¾ есть концептуальное отражение потребностей человека, которые он должен удовлетворить посредством объектов внешнего мира (результатов их деятельности).

Чтобы выполнить поставленную задачу, человек начинает собирать из «продуктов» деятельности (т.е. свойств, признаков, содержания и пр.) объектов внешнего мира некую конструкцию. Эти «продукты» должны обладать таким свойством, чтобы собранные вместе они могли выполнить задачу, которая перед ними ставитс

Наши рекомендации