Глава 10. Честь н Достоинство
ется ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как ее тественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.
Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.
Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены. Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление на «своих» и «чужих» являлось первичным клише для оценки человека. «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств. Принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества, потому в древнем мире понятие чести как возвышения в «своей» среде оказывается доминирующим.
В античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств, зарождается понятие гражданского достоинства, которое, однако, также не связывается с индивидуальной самобытностью человека. Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Вне Рима, Афин или Спарты личность теряла свое значение. Причем понятие чести относилось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и потому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.
В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос. Воины издревле образовывали обособленную социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты социального целого. Таким образом, воин естественно претендовал па особую честь среди всех прочих людей и особую личную честь среди воинов. Замкнутость, иерархичность и высокий социальный статус этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Поэтому впо-
следствии везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе эпохи.
Героический эпос греков является прекрасным образцом фиксации главных ценностей такого общества. Для героев «Илиады» нет более важной задачи, чем поиск личной славы, добываемой боевыми подвигами. «Нравы предков», составлявшие идеал древнеримской культуры, также включали доблесть и честь в число первейших добродетелей гражданина. Здесь источником чести является как сама принадлежность к римской общине (в противовес «варварам»), так и личные заслуги человека перед лицом сограждан.
Арабские племена до принятия ислама, как в силу воинственности, так и в силу изолированного положения на Аравийском полуострове, сформировали моральную систему, позволившую исследователям назвать их «аристократами пустыни». С одной стороны, у них была очень велика значимость принадлежности к клану, покушение на человека расценивалось как покушение на весь клан и вызывало неотвратимую кровную месть. С другой стороны, долгое время не зная государственной власти, арабы были лично свободны, каждый чувствовал себя «князем». Поэтому первенствовать в удальстве среди своих соплеменников было главным мотивом поведения араба.
Подобные акценты присущи и этикету горских народов Кавказа. Исследователи XIX века отмечали, что абхазы, например, по части вежливо-предупредительного отношения друг к другу культурны, «как лорды». Сдержанность и вежливость в обращении имели целью воспрепятствовать взаимным обидам, доводящим до клановой кровной мести. Присущее горским народам убеждение в равенстве «своих» сочеталось с бешеным самолюбием каждого мужчины. Воинственность горских народов естественно делала личную храбрость и склонность к риску важнейшей составляющей чести, а трус презирался как «дважды умерший». Надо сказать, что народы Кавказа относительно поздно вошли в эпоху «военной демократии» и пребывали в ней довольно долго в силу того, что изолированный характер горских поселений препятствовал централизации государственной власти.
Чеченская война напомнила славянам о старых военизированных представлениях горцев о чести, которые существенно отличаются от наших. То, что с нашей стороны выглядит возмутительной безнравственностью и даже преступлением, в среде самого чеченского народа понимается как удальство, верность «своим», подвиги «настоящих мужчин».
Ш________________ Раздел III. Высшие моральные ценности _____________________
Вместе с тем это столкновение пробудило в противоположной конфликтующей стороне аналогичные архаические переживания, стремление доказать «свою» правду, «свою» честь. Косвенным образом приверженность этим стереотипам воинского этоса порождает войну. Но если стратегия единоборства как средства поддержания чести была приемлема в эпоху, когда война сводилась к личным поединкам едва ли не врукопашную, с употреблением холодного оружия, то сейчас, когда война ведется зачастую не за счет личной храбрости, а за счет денег и совершенства оружия, купленного на эти деньги, такой войной уже нельзя добыть никакой «чести», кроме сомнительной, нельзя защитить ни своего, ни чужого достоинства.
Другим историческим периодом, в котором воинский этос, а вместе с ним и понятие чести вышли на передний план в нравственной системе, стало Средневековье. Феодалы-рыцари являлись господствующим классом, для которого представление об особой сословной чести, обладать которой могут только «благородные» люди, было естественным. Предполагалось, что только «благие от рождения» способны исполнять сложные, возвышенные, недоступные простолюдину обязанности: верность господину, верность данному слову, щедрость, соблюдение правил поединка и т.п. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению индивида в глазах рыцарского сообщества. Одобрение общественного мнения выражалось в шумной славе и почестях, ради которых по преимуществу и совершались нравственные подвиги рыцаря. Таким образом, честь носила в средние века ярко выраженный сословно-статусный характер. Личная же честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами все того же «своего» аристократического круга, внимание и одобрение которого следовало заслужить.
Культура Средневековья породила также любопытный образ «благородного разбойника». В социальном плане он противостоит господствующим слоям общества, в нравственном же отношении его поведение диктуется теми же нормами воинского этоса: верность шайке и атаману, личная храбрость, честность по отношению к «своим». Разбойники таким образом стремятся показать, что именно они, а не официальные круги обладают подлинной честью. Соперничество Робин Гуда с шерифом Ноттингема не оставляет сомнений в том, на чьей стороне находится «истинное благородство».
Глава 10. Честь и Достоинство Ш
Аналогичная идеология была распространена в среде «удальцов» средневекового Китая. Число их в некоторые периоды было столь велико, что они образовывали систему управления, альтернативную императорскому двору. «Удальцы» всячески подчеркивали, что именно они, а не продажная и трусливая чиновничья среда, являются носителями истинной гуманности, сыновней почтительности, честности и верности велениям Неба, то есть всем ценностям конфуцианства.
Колоритные свидетельства того, что честь в средневековье базировалась на принадлежности к военному сословию, с одной стороны, и на личной доблести в исполнении подобающих этому сословию обязанностей, с другой, дает бусидо — кодекс поведения японского воина-самурая. Его храбрость проистекала из полного презрения к смерти, в основе которого лежало мировоззрение дзен-буддизма. Свою верность самураи готовы были демонстрировать ценою жизни. В частности, совершение харакири было способом доказать безраздельную преданность господину (если он умер) или чистоту, искренность своей души (если он жив). Харакири являлось почетным видом смерти и было привилегией военного сословия. «Умереть, если нужно, убить, если требуется» — таков лозунг самурая, для которого честь дороже жизни.
Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от средневековья, личностным содержанием: все больше в основу их кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Постепенно идея равенства людей от природы — идея «естественного равенства» — стала основой представлений о том, что всякий человек как существо разумное, в силу принадлежности к человеческого роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции. Нравственный статус этой личности зависит уже не только от ее оценки общественным мнением, а формируется по относительно независимым критериям. От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характеристикой которых является достоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума. Подобное представление о достоинстве закреплено в концепции прав человека,принадлежащих каждому независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального поло-
2Ц________________ Раздел Ш. Высшие моральные ценности
Глава 10. Честь и Достоинство 215
жения. Механизмы демократии выступают как социальный институт по защите прав и свобод, обеспечивающих личности достойное существование.
Новое и новейшее время все больше связывает понятия чести и достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми возможностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие. Борьба честолюбий на пути к успеху и престижу — одна из центральных тем литературы и искусства. «Путь наверх», сопровождаемый отвагой и предательством, благородным риском и изощренной жестокостью, прослеживается в произведениях Д. Лондона, Т. Драйзера, И. Шоу, герои которых меряют свое и чужое достоинство именно степенью обладания — властью, деньгами, женщинами или славой.
Вместе с тем своеобразное понимание достоинства может вести не только к стремлению добиться собственного успеха, но и к борьбе с теми, у кого он уже есть: к классовой борьбе, классовой ненависти. Марксистская этика не только оправдывала, но и обосновывала правомерность подобного способа утверждения собственного достоинства.
Ф. Энгельс, например, писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти, в неугасимом внутреннем возмущении против власть имущей буржуазии. Они остаются людьми, лишь пока они исполнены гнева против господствующих классов; они становятся животными, когда безропотно подставляют шею под ярмо и пытаются только сделать более сносной свою подъяремную жизнь, не думая о том, чтобы от этого ярма избавиться». Со свойственной ему бескомпромиссностью взывая к чести угнетенных масс, эту же мысль высказывал В.И. Ленин: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».
После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству
человека. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, снимающее зависимость достоинства граждан от их происхождения, материального или служебного положения. С другой стороны, все явственнее проявляется то, о чем писатель Дж. Оруэлл с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».
Формально понимаемое отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на первую ступень пьедестала почета не только действительно заслуженных шахтеров, ткачих, доярок, но и людей, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к компартии. Появляется так называемая «номенклатура» — особый класс должностных лиц, которые требуют (и получают) для себя все возможные почести и привилегии не по реальным заслугам или личным качествам, а «по.списку», по занимаемым должностям. Понятие чести тесно связывается-со служением партии, и любой поступок (предательство, донос, клевета) оправдывается интересами партии. Личные же честь и достоинство во внимание не принимались: человека можно было унизить, можно было вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять его во всех смертных грехах.
10.2. Кбмплементарность чести и достоинства
Проведенный исторический экскурс позволяет сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и. сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и,отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее